Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Апостол фома - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Почему апостола Фому называют неверующим? Апостол фома неверующий

Предлагаем вниманию читателей некоторые факты из жизни апостола Фомы и подборку изображений апостола разных времен.

Рельеф. Слоновая кость. Римская империя. V век. Великобритания. Лондон. Британский музей

1. Святой апостол Фома был рыбаком и сыном рыбака из галилейского города Пансады. Позже, услышав проповедь Христа, последовал за Ним и был избран в число 12 ближайших Его учеников.

Мозаика. Римская империя. V век. Италия. Равенна. Баптистерий православных

2. Имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому рядом с именем апостола Фомы употребляется слово «Близнец» (Ин. ). Греческий вариант имени: др.-греч. Δίδυμος - Дидим.

Мозаика. Остготское королевства. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

3. Когда Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря, Он решает отправиться к нему, чтобы воскресить. Апостолы, зная, что Господу угрожает опасность в лице первосвященников, желающих Его смерти, уговаривают Учителя никуда не ходить. И только один апостол Фома выражает готовность идти за Господом, не смотря на опасность: «Пойдем и мы умрем с Ним». (Ин. 11)

Рельеф ларца. Слоновая кость. Византия. X век. США. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

4. Имеющее широкую известность выражение «Фома неверующий» основано на факте, описанном в Евангелии, когда Фома, не поверив разговорам апостолов о воскресении Христа, сказал: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). И только увидев Господа, явившегося Фоме на восьмой день по Воскресении Своем и показавшего ему Свои раны, святой апостол воскликнул "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20, 28).

Изразец. Византия. X век. США. Балтимор. Музей искусств Уолтерса

5. Когда, по сошествии Святого Духа, апостолы бросили жребий в какую землю каждому из них идти с проповедью, апостолу Фоме выпала Индия. Апостол очень скорбел о том, что он посылается в такую дикую страну, но после явления ему Господа, укрепился и двинулся в путь. В Индии апостолом была основана христианская Церковь на пяти обращенных им в христианство семействах высшей касты на юге Индии.

Рельеф. Диптих. Слоновая Кость. Германия. X век. Берлин. Музей Боде

6. Индийские христиане называют себя «Христиане св.Фомы», и до сих пор крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях. Из уст в уста передавалась песнь, содержащая в себе сказы о деяниях апостола Фомы. Только в 1600 году, через сорок восемь поколений существования устной традиции, эта песнь была записана Рамбааном Томасом, потомком первого епископа, рукоположенного св. Фомой, бывшим изначально священником брахманом.

Мозаика. Венеция. XII век. Базилика Сан-Марко

7. Апостол Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (более раннее название - Каламин) около Мадраса в индийском штате Тамил Наду.

Уверение Фомы. Книжная миниатюра. Минологий и Евангелие. Византия. XII век. Великобритания. Лондон. Британская библиотека

8. После смерти святого Фомы, сын царя Мудзия, по приказу которого и был умерщвлен апостол, был чудесным образом исцелен с помощью земли с могилы апостола Фомы. После этого чуда царь Муздий принял крещение.

Мозаика. Киевская Русь. XII век. Киев. Заповедник София Киевская (мозаики из разрушенного Михайловского Златоверхого собра)

9. До cередины IVвека мощи апостола Фомы пребывали в Индии. В 385 году часть мощей была перенесена в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы». Когда в XI веке Эдессу разграбили турки, мощи Фомы были спрятаны христианами во избежание поругания, на греческом острове Хиос в Эгейском море. 6 сентября 1258 года в Ортону прибыли мощи святого апостола Фомы, украденные из церкви на острове Хиос пиратом Леоне Аччаюоли. Позже часть мощей ап. Фомы была перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм. Во время четвертого крестового похода (1204 г.) крестоносцы среди множества других святынь нашли правую руку св. Апостола, которую, после пятого крестового похода, Венгерский король Андрей II привез с собою в Венгрию.

Таким образом, частицы мощей апостола Фомы пребывают в Греции, Индии, Италии и Венгрии.

Уверение Фомы. Икона. Византия. XIV век. Греция. Метеоры

10. В честь апостола Фомы названы остров Сан-Томе и столица самого маленького в мире португалоязычного государства

Апостол Фома - один из учеников Иисуса Христа. Он был призван на служение самим Богом.

Так как и другие ученики Фома был простым человеком, но Господь усмотрел в нем будущего служителя и апостола.

Как повествует история он был проповедником в Индии. В Евангелии Фома открывается, как недоверчивый человек. Он во всем сомневался и даже на слова самого Иисуса, чтобы пойти в Галилею, он говорит: " Пойдем и умрем с ним!".

Запомнился этот ученик своим скептицизмом. Он почти во всем сомневался. Фома любил Иисуса, но во всем хотел видеть факты и доказательства. Но Бог показал нам, как из скептика Он может сделать искренее верующего ученика Иисуса.

И чтобы мы научились не отвергать никого из людей, даже если нам кажется, что они не смогут поверить в Иисуса. Богу все возможно. Только один Бог знает, что происходит в сердце каждого человека. Внутренность и содержание сердца исследует только Господь.

Биография

Родился Фома в Галилее, в городе Пенеады. Евангелие немного нам рассказывает об ученике Иисуса Фоме. Известно только, что Господь назвал его "Близнец" (Дидымус) по-еврейски, а по-гречески " Томас"- один из апостолов. Хотя в записях и описываются всякие истории, происшедшие с Фомой, но этому нет достоверных доказательств, поэтому мы может доверять только той информации, которая дана нам в Евангелии. Думаю больше не нужно не прибавлять, не убавлять.

Внутренний мир ученика

Господь Бог через образ Фомы хотел показать нам, какими на самом деле являемся мы по своей внутренней сущности и природе. Ученик прослыл как "Фома неверующий". Но мы все в какой-то мере являемся неверующими, потому что в разных обстоятельствах часто не хватает веры, чтобы довериться Господу и положиться на Него, на Его помощь.

Образ Фомы учит нас не быть заядлыми материалистами и верить только в то, что мы видим. Но икреннее доверять Богу и верить Его живым словам из Священного Писания. Фома видел, как Иисуса распяли и он не мог поверить, что мертвый человек может ожить. Но Господь умер на кресте и воскрес. Своим воскресением Он победил силу греха и смерти. Показал что Он есть Бог и для Него нет ничего невозможного.

Исторический факт

Когда Иисус явился ученикам в горнице после Своего воскресения, Фома отсутствовал в тот момент. Нам неизвестно почему его не было. Может его сердце сокрушалось, что его любимый учитель умер и Фома был очень расстроенным и упавшим духом. И когда ученики сказали, что видели Иисуса живым и Он приходил к ним в горницу, то Фома возразил им, что не верит и, если не увидит ран на руках Его и не вложит перст в раны от гвоздей, не поверит.

Но слава Богу, что Он Живой и слышал слова Фомы. Иисус зашел в горницу и сказал ему, чтобы он посмотрел на руки Его, подал свою руку и вложил в раны Иисуса, и больше не был неверующим. Фома был изумлен, увидев Живого Иисуса, и воскликнул: " Господь мой и Бог мой!". И все его неверие рассеялось.

Жизненные уроки

Так Господь Иисус может делать чудеса и с нашими сердцами, как с сердцем Фомы. Позже этот уверовавший ученик стал прекрасным проповедником Евангелия и Апостолом Иисуса Христа. Он верно нес свою миссию до конца, на которою был избран Самим Богом. Он готов был отдать жизнь за Иисуса и отдал.

Ученики были как и мы простыми людьми, простыми работниками, но стали возлюбленными верными священниками Господа, несущими людям в мире свет и надежду, веру и любовь, как и Иисус. Он принес нам спасение, а мы должны рассказать о Нем другим погибающим в грехе людям. Иисус ответил Фоме: "Ты поверил, потому что увидел меня, но блаженны не видевшие и уверовавшие!".

Счастливы те сердца, которые любят и знают Господа Иисуса Христа. Недавно мы праздновали Пасху, но ведь это праздник не куличей, а праздник воскресения Исиуса Христа. Он живой до сих пор и сейчас видит, и слышит нас. И ничего не сокрыто от Его глаз. Иисус любит нас! Слава Богу за все!

Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав его проповедь и увидев его чудеса, прилепился к Нему всею душою.

Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа и созерцанием его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати Апостолов, с коими и следовал за Христом до самых его спасительных страданий.

По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других Апостолов о сем еще более усилил веру Церкви Христовой, ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «Мы видели Господа », он не хотел им поверить, доколе сам не увидит Христа и не прикоснется к его язвам. Спустя восемь дней по воскресении, когда все ученики собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ».

Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой » (Иоан.20:24-29).

Это событие с Фомою самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, Апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы – парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии .

Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.

Царь индийский Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно искуснее, послал купца своего Авана в Палестину, чтобы он поискал там такого искусного строителя, который был бы опытен в постройках и мог бы построить такие же палаты, какие были у Римских императоров. С сим самым Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны. Когда Аван искал искусных архитекторов в Панеаде, Фома встретился с ним и выдал себя за человека опытного в строительном искусстве. Аван, наняв его, вошел с ним в корабль, и они отправились в путь, пользуясь благоприятным ветром.

Когда они пристали к одному городу, то услышали здесь звук труб и иных музыкальных инструментов. Царь того города отдавал замуж свою дочь, и послал глашатаев оповещать по всему городу, чтобы на бракосочетание собирались и богатые и бедные, рабы и пришельцы, а если кто придти не захочет, тот будет подлежать царскому суду. Услыхав сие, Аван с Фомою, боясь, как пришельцы, разгневать царя, если не послушают его, пошли, на брачное торжество во двор царский. Когда все уселись и стали веселиться, Апостол сел на самом последнем месте и ничего не ел, не принимал участия и в веселье, но погрузился в размышления. Все смотрели на него как на странника и иноплеменника. Те же, кто возлежали рядом с ним , говорили ему:

– Зачем ты пришел сюда, когда ничего не ешь и не пьешь?

Апостол сказал в ответ:

– Я пришел сюда не для того, чтобы есть и пить, но чтобы исполнить волю царя, ибо глашатаи громко оповещали, что если кто не явится на брак, то будет подлежать царскому суду.

В то время среди пировавших находилась одна женщина еврейка, которая прекрасно играла на свирели, припевая каждому из возлежавших какое-нибудь приветствие. Увидев Фому, который не веселился, но лишь часто поднимал взоры на небо, она поняла, что он – иудеянин, и, играя перед ним, пела ему на еврейском языке такой припев: «Един есть Бог – иудейский, сотворивший небо и землю».

Апостол же, слушая этот припев с удовольствием, просил ее несколько раз повторять те слова.

Виночерпий, видя, что Апостол не веселится, ударил его по лицу, говоря:

– Ты позван на брак – не будь же печален, а веселись, присоединившись к пьющим.

Тогда Апостол сказал ударившему его:

– Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим!

Несколько времени спустя ударивший Апостола виночерпий вышел к колодцу, намереваясь принести гостям воды для разбавления вина. Там внезапно напал на него лев, повалил и умертвил его и, высосав из него кровь, удалился. Тогда прибежали собаки, растерзали тело его на части, а один черный пес, схвативши его правую руку, приволок ее на пир и бросил пред всеми. Все присутствовавшие там, увидевши сие, пришли в ужас и спрашивали, чья эта рука. Женщина же, игравшая на свирели, воскликнула:

– Что-то необычайное таинственное совершается ныне у нас: с нами находится в числе возлежащих или Бог или посланник Божий. Ибо я видела, как виночерпий ударил одного человека и слышала, что сей человек сказал по-еврейски: «Пусть я увижу правую руку твою влачимою псом на показ многим», что, как вы все видите, и сбылось.

После этих слов на всех напал страх.

По окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал к себе святого Апостола Фому и сказал:

– Войди во дворец и благослови отданную замуж дочь мою.

Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился. Во сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола Фомы и с любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним – Фома, сказал ему:

– Ты вышел от нас раньше всех – каким образом ты снова очутился здесь?

Господь ответствовал:

– Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от мира и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими братьями в будущей жизни, но и наследуют Мое царство. Итак не забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно его совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь нетленных венцов в Моем небесном чертоге .

Сказав сие, Господь стал невидим; они же, пробудившись от сна, рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши, всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце, как драгоценные жемчужины.

Утром царь вошел в опочивальню, где находились новобрачные, и нашел их сидящими отдельно друг от друга. В недоумении, он спросил их о причине такого удаления друг от друга. Они же сказали ему в ответ:

– Мы молимся Богу, чтобы Он дал нам силу до самой кончины нашей соблюдать в супружестве совершенное целомудрие, в каковом пребываем теперь, чтобы быть за то увенчанными в небесном чертоге нетленными венцами, как обещал явившийся нам Господь.

Тогда царь понял, что к сохранению девства убедил их странник, бывший накануне во дворце, чрезвычайно разгневался и тотчас послал своих слуг, чтобы они схватили Апостола, но они не нашли его, потому что он вместе с Аваном уже отплыл в Индию.

Прибывши к Индийскому царю Гундафору, они предстали пред ним, и Аван сказал:

– Вот, государь, я привез к тебе из Палестины искусного строителя, чтобы он мог устроить палаты, какие угодно твоему величеству.

Царь обрадовался, показал Фоме то место, где он хотел строить палаты, и, определив размеры их, дал ему большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну.

Фома, получив золото, стал раздавать его нуждающимся – нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповедании Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их.

В то время тот юноша, который, по совету Фомы, обещался хранить девство вместе с женою своею, услыхав, что Апостол в Индии проповедует Христа, вместе с нею прибыл к Апостолу. Наставленные святым Апостолом Христовой вере, они приняли от него святое крещение. Девица получила при сем имя Пелагии и впоследствии пролила кровь свою за Христа, юноша же наименован был Дионисием и впоследствии удостоен сана епископа. Возвратившись с Апостольским благословением в свое отечество, они распространяли славу Имени Божия, обращая неверных ко Христу и созидая в городах церкви.

По прошествии двух лет, царь послал к Апостолу узнать: скоро ли окончится постройка палат? Апостол ответил посланным, что остается только положить крышу. Царь обрадовался, ибо полагал, что Фома действительно строит ему на земле дворец, и послал ему еще много золота, повелевая поскорее соорудить для палат великолепную крышу.

Фома, получив еще золото, возвел очи и руки к небу, говоря:

– Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасение людей!

И снова он раздал присланное царем золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие.

По прошествии некоторого времени, царь узнал, что Фома даже еще и не начинал приводить в исполнение его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель и не думает о постройке, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить Апостола. Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его:

– Выстроил ли ты палаты?

Фома отвечал:

– Построил, и притом великолепные и прекрасные.

Тогда царь сказал:

– Пойдем же и посмотрим твой дворец.

Апостол отвечал:

– В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно.

Царь, думая, что он смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить его в темницу вместе с привезшим его купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни: царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь их на костре.

Когда они сидели в темнице, Аван стал упрекать Апостола:

– Ты, – говорил он, – обманул и меня, и царя, назвавшись искуснейшим строителем. И вот теперь ты истратил без пользы и царское золото, и жизнь мою погубил. Из-за тебя я страдаю и должен умереть лютою смертью: царь жесток и умертвит нас обоих.

Апостол же, утешая его, говорил:

– Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в царстве небесном.

В ту же самую ночь царский брат заболел и послал сказать царю:

– Из-за твоей скорби и я также стал тосковать и от сей тоски впал в болезнь, от которой теперь умираю.

Немедленно вслед за сим брат царя действительно умер. Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в новую скорбь и неутешно рыдал о смерти своего брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и, обходя тамошние селения, показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты, между коими одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно. И спросил ангел душу:

– В какой из всех палат тебе более угодно жить?

Она же, взирая на ту прекраснейшую палату, сказала:

– Если бы мне было позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то мне ничего бы больше не было нужно.

Ангел сказал ей:

– Ты не можешь жить в сей палате, ибо она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришлец Фома.

И сказала душа:

– Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату, ибо он еще не знает красоты ее – и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда.

Тогда ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил и, как бы пробудившись от сна, спрашивал окружавших его о брате, и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, весьма обрадовался и поспешил к нему, и, увидав его живым, сделался еще радостнее. Воскресший же начал говорить ему:

– Я уверен, царь, что ты любишь меня, как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего.

Царь отвечал:

– Да, это совершенная правда.

– Если ты так любишь меня, – сказал на это брат царя,– то прошу у тебя одного дара – не откажи мне в нем.

Царь отвечал:

– Все, чем я владею в государстве моем – все даю тебе, любимому моему брату, – и клятвою подтвердил свое обещание. Тогда воскресший брат сказал:

– Дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство.

Царь, услышав такие слова, пришел в смущение и молчал, как бы потеряв способность говорить. Потом он сказал:

– Откуда у меня на небесах может быть палата?

– Воистину, – отвечал брат царя, – на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видал во всей поднебесной. Ее построил тебе Фома, которого ты держишь в темнице; я видел ее и дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хотя в одном углу ее, но это мне не было дозволено; ибо водивший меня ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, потому, что это палата брата твоего, которую построил известный тебе Фома. Я просил ангела, чтобы он отпустил меня к тебе, чтобы купить у тебя ту палату. Итак, если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми вместо нее все мое имение.

Тогда царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах. И сказал он воскресшему брату:

– Возлюбленный брат! Я клялся не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе.

Сказав сие, царь тотчас послал в темницу слуг, чтобы вывести оттуда святого Фому вместе с приведшим его купцом Аваном. Когда они явились к царю, сей последний поспешил на встречу к Апостолу и пал ему в ноги, прося у него прощения за свой грех против него, содеянный им по неведению. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа, – и они, умиляясь душою, принимали с любовию слова его. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах. Пробыв с ними несколько времени и утвердив их в святой вере, Апостол пошел в другие окрестные города и селения, подвизаясь в деле спасения душ человеческих.

В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери и все Апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию , к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой Апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы.

Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими Апостолами тело Матери Господа своего на место погребения.

Тогда, по общему соглашению святых Апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречестное тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.

После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Прибыв в Мелиапор , он просветил там многих проповедью Евангелия и утвердил их в святой вере следующим чудом. На одном месте лежало необычайных размеров дерево, которое не только люди, но даже и слоны не могли сдвинуть с места, Фома же привязал к сему дереву свой пояс и на том поясе оттащил дерево на десять стадий и отдал на построение храма Господня. Увидев сие, верующие еще более укрепились в вере, и из неверовавших многие уверовали. Апостол сотворил там и другое чудо, еще большее первого. Один языческий жрец убил своего сына и обвинял в этом святого Фому, говоря:

– Фома убил моего сына.

В народе поднялось волнение, и собравшаяся толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала, чтобы суд обрек его на мучение. Когда же не находилось никого, кто мог бы засвидетельствовать, что Фома непричастен к тому убийству, то Апостол Христов стал умолять судью и народ:

– Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, спрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его.

Все пошли с ним к телу убитого жреческого сына. Возведя очи к небу, Фома помолился Богу и потом сказал мертвецу:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, – скажи нам, кто убил тебя?

И тотчас мертвец сказал:

– Мой отец убил меня.

Тогда все воскликнули:

– Велик Бог, Коего проповедует Фома.

Апостол был освобожден, и жрец, таким образом, сам попал в яму, которую выкопал для Апостола. После сего чуда великое множество народа обратилось к Богу и приняло крещение от Апостола.

Затем Апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, где правил царь Муздий. Проповедуя здесь Христа, святой обратил к вере одну женщину, по имени Синдикию, племянницу Мигдонии, жены царского любимца Каризия. Синдикия убеждала Мигдонию, чтобы она познала истину и уверовала во Единого Бога, Создателя всей вселенной, Коего проповедует Фома. Тогда Мигдония сказала Синдикии:

– Я хотела бы сама увидать того человека, который проповедует истинного Бога, и услышать от него его учение.

Синдикия отвечала:

– Если хочешь увидать Апостола Божия, оденься в плохую одежду, как будто ты простая и бедная женщина, чтобы тебе не быть узнанной, и тогда пойдем со мною.

Мигдония так и сделала и пошла с Синдикией. Они нашли Апостола, проповедующего Христа, посреди большой толпы простых и бедных людей. Вмешавшись в толпу, они стали слушать учение Фомы, который много говорил о Христе Господе и учил вере в Него, причем говорил также о смерти, о суде и геенне и о царстве небесном. Слушая все сие, Мигдония умилилась сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему.

С того времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и когда он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение, то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу.

Мигдония отвечала:

– Потому, что он – язычник и враг Божий , а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человеком неверующим и нечистым.

Тертиана пожелала узнать, кто это Иисус Христос, Которого Мигдония называет истинным Богом. Тогда Мигдония изложила пред нею проповедь Апостола Фомы и учила ее познанию истинной веры. Тертиана, желая определеннее знать о Христе и лучше научиться вере, пожелала видеть самого Апостола и слышать его проповедь. Посоветовавшись с Мигдонией, она тайно послала за Апостолом и, призвавши его, обе умоляли наставить их на путь истинный.

Он же, проповедуя им Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил их хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония, запечатлевши в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными. Апостол же силою Божиею продолжал творить многочисленные чудеса и исцелять всякие недуги, и многие, не только из простого народа, но даже из царских придворных, видя знамения, совершаемые Апостолом, и слушая его учение, обратились ко Христу. Один из сыновей самого царя, по имени Азан, уверовал и крестился у Апостола; ибо Сам Господь действовал чрез Апостолов, умножая церковь Свою и распространяя славу имени Своего.

Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим. Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию:

– Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе.

После сего царь и Каризий произвели самое строгое расследование о причине такой перемены, которую они заметили в своих женах, и узнали, что некий иностранец – пришелец, по имени Фома, научив их вере Христовой, убедил прекратить супружеское сожитие с своими мужьями. Узнали они также, что царский сын Азан и многие из служителей царского дома, а также начальствующие лица и бесчисленное множество простого народа, вследствие проповеди Фомы, уверовали во Христа. Все сие привело их в гнев, и они, схватив Фому, бросили его в темницу. После сего Апостол был представлен на суд царю. Царь спросил его:

– Кто ты – раб или свободный?

Фома сказал:

– Я раб Того, над Коим ты не имеешь власти.

Царь сказал:

– Вижу, что ты – лукавый раб, убежавший от господина своего и пришедший в эту землю развращать людей и смущать жен наших. – Скажи же, кто господин твой?

– Господин мой, – отвечал Апостол, – Господь неба и земли, Бог и Творец всякой твари. Он послал меня проповедовать Его святое Имя и обращать людей от заблуждения. Царь сказал:

– Прекрати, обманщик, свои коварные речи и послушайся моего повеления: как отвратил ты своею хитростью жен наших от нас, чтобы они не сообщались с нами, так снова обрати их к нам. Ибо если ты не сделаешь так, чтобы жены наши снова жили с нами в прежней любви и общении, то мы предадим тебя лютой смерти.

Апостол отвечал:

– Не подобает рабыням Христовым иметь супружеское общение с беззаконными мужьями и верующим быть оскверненными злочестивыми и неверующими.

Услыхав это, царь повелел принести раскаленные железные листы и поставить на них Апостола босыми ногами. Когда это было сделано, под досками вдруг появилась вода, которая и остудила их. Потом святого Фому ввергли в жарко растопленную печь, но на другой день он вышел из нее живым и невредимым.

После сего Каризий обратился к царю с таким советом:

– Заставь его поклониться и принести жертву богу солнца , чтобы он чрез то прогневал Бога своего, Который сохраняет его невредимым в мучениях.

Когда Апостол был приведен к идолу солнца, то идол тотчас растопился и растаял, как воск. Верующие ликовали при виде такого могущества Небесного Бога, и множество неверных обратилось к Господу. Идольские же жрецы возроптали на Фому за уничтожение их идола, и сам царь, чрезвычайно оскорбившись, думал о том, каким бы способом его погубить; он боялся, однако, народа и слуг своих и многих вельмож, уверовавших во Христа.

Взяв Фому, царь вышел со своими воинами из города и все подумали, что он желает увидеть от Апостола какое-нибудь чудо. Пройдя около версты, царь отдал Фому в руки пяти воинам, приказав им взойти с ним на гору и пронзить его там копьями, а сам пошел в город Аксиум. Азан же, сын царя, и один человек, по имени Сифор, поспешили вслед за Апостолом и, догнав его, плакали о нем. Тогда Фома, испросив у воинов позволение совершить молитву, помолился Господу и рукоположил Сифора священником, а Азана диаконом и заповедовал им, чтобы они заботились об умножении верующих и распространении Церкви Христовой. После сего воины пронзили его пятью копьями, отчего он и скончался.

Сифор и Азан долго оплакивали его и с честью погребли его святое тело . По совершении погребения, они сидели около могилы Апостола и скорбели. И вот святой явился им, повелевая, чтобы они шли в город и утверждали братию в вере. Следуя сему повелению учителя своего, святого Апостола Фомы, вспомоществуемые его молитвами, они успешно управляли Церковью Христовою. Царь же Муздий и Каризий долго мучили своих жен, но были не в состоянии склонить их к исполнению своего желания. Поняв, что жены никогда до самой смерти не будут повиноваться им, они должны были оставить их жить свободно, по своей воле. Освободившись от бремени супружеского ига, женщины проводили жизнь в строгом воздержании и молитвах, служа Господу день и ночь, и приносили добродетельною своею жизнью великую пользу Церкви.

Несколько лет спустя, один из сыновей царя Муздия впал в беснование и никто не мог исцелить его, ибо в нем находился весьма лютый бес. Царь был чрезвычайно огорчен болезнью сына своего и задумал открыть гробницу святого Апостола, с целью взять одну из костей его тела и привязать ее своему сыну на шею, чтобы он избавился от бесовского мучения, ибо слышал он, что святой Фома при жизни своей изгнал множество бесов из людей. Когда же царь хотел сделать это, ему явился в сновидении святой Фома и сказал:

– Живому ты не верил, от мертвого ли думаешь найти помощь? Но не оставайся в своем неверии, – и Господь мой Иисус Христос будет к тебе милосерд.

Сие сновидение еще более усилило в царе желание открыть гробницу Апостола. Отправившись к месту погребения святого, Муздий открыл гроб, но мощей его там не нашел, ибо один христианин, тайно взяв святые мощи, унес их в Месопотамию и там положил в подобающем месте, Взяв земли с того места, царь привязал ее к шее сына своего, говоря:

– Господи Иисусе Христе! Молитвами Апостола Твоего Фомы исцели сына моего, и я уверую в Тебя.

И бес тотчас вышел из сына царского, и отрок выздоровел. Тогда царь Муздий уверовал во Христа и со всеми своими вельможами принял крещение от священника Сифора. Великая радость овладела сердцами верующих, ибо идолы были сокрушены и храмы их разорены, и на месте их сооружены церкви Христовы. Слово Божие распространялось и вера святая укреплялась. Царь, по принятии крещения, каялся в своих прежних грехах и у всех просил помощи и молитв. Пресвитер же Сифор говорил всем верующим:

– Молитесь за царя Муздия, чтобы он получил помилование от Господа нашего Иисуса Христа и отпущение грехов своих.

И вся церковь молилась за царя. На том же месте, где было погребено святое тело Апостола, совершались, по молитвам его, многие чудеса во славу Христа Бога нашего . Да будет ему со Отцем и Святым Духом от нас честь и поклонение во веки! Аминь.

Тропарь, глас 2:

Ученик Христов быв божественнаго собора апостольскаго сопричастник: неверствием во Христово воскресение известив, и того пречистую страсть осязанием уверив Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4:

Премудрости благодати исполнен, Христов Апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше тебе: ты мой еси Бог же и Господь.

Примечания:

Фома – в переводе с еврейского, значит: близнец; иначе он именовался Дидим – греческое олово, обозначающее то же самое.

Галилея – северная часть Палестины. Панеада – город Северной Палестины, при подошве горы Ермона, при восточном истоке Иордана, на северной границе колена Неффалимова, получивший свое наименование от Панион, местечка и пещеры при подошве южного склона Ливана. Сыном Ирода, царя иудейского, Филиппом город этот переименован, в честь кесаря (императора Римского) Тиверия, Кесарией (Кесария Филиппова). Теперь этот некогда цветущий город находится в развалинах, и на его месте возвышается только небольшая деревенька.

Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трех южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих ее от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы – жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.

В древности, как у иудеев, так и у других народов, был обычай не сидеть, а возлежать за трапезою.

Такое превознесение девства нисколько не свидетельствует о том, чтобы и при брачном общении невозможно было спасение супругов. Но, по учению древних отцов Церкви, девственники получат в Царстве небесном высшую награду, согласно и апокалипсическому изображению (Апок. гл. 14, ст. 1– 5). Посему Господь, по Своему Божественному предведению, зная духовные силы и способность к целомудренной жизни вышеупомянутых молодых супругов, посвященной исключительно Богу, и убеждает их сохранять свое девство. При сем, по греческому подлиннику мученических актов св. Апостола Фомы, Господь указывал молодым супругам и на то, что дети, которые бы родились от них, были бы больные, злые и несчастные

Успение Богоматери было в 15 году по Вознесении Господа, или в 48 году по Р. Хр., по древнему, общепринятому преданию

Гефсимания – селение или место около Иерусалима, за потоком Кедрским, при подошве горы Елеонской, где был сад, в котором Господь молился пред Своими страданиями, в где Пречистая Богородица завещала положить Свое пречистое тело. Название свое это место получило от росших там во множестве масличных деревьев, из коих выделывалось много оливкового масла (в переводе с еврейского, Гефсимания значит: место маслин, или точило, тиски для выжимания сока из оливковых маслин). Сад Гефсиманский и теперь показывают при подошве горы Елеонской – с южной ее стороны, где находится погребальный вертеп Пресвятой Богородицы, в котором находится и ныне гроб Ее.

Мелиапор или Малипур – город на восточном (Коромандельском) берегу полуострова Индостана. – У христиан этой части Азии издревле существовало предание, что у них вера Христова первоначально насаждена Апостолом Фомою или его учениками. Когда Португальцы в первый раз в 1500 г. прибыли к берегам Индии, то нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от Апостола Фомы, и этот город в конце прошедшего столетия называли городом св. Фомы. Вообще индийские христиане издревле называют себя христианами ап. Фомы и начало своей церкви возводят к сему Апостолу.

Стадия – около 88 сажен, след. 10 стадий – около 1 1/4 версты.

По учению св. Апостола Павла (1 посл, к Коринф, гл. 7, ст. 12-14), это не должно препятствовать продолжению супружеского общения христианки с мужем – язычником, но по отношению к Мигдонии и Синдикии ап. Фома предъявил более строгое требование, или, лучше сказать, сами они были более строги и не пожелали брачного сожительства с языческими супругами. Это обстоятельство объясняется, без сомнения, тем, что только при исполнении этого требования могло состояться обращение их мужей в христианство, что и подтверждается самым исходом всего дела.

Во всех древнейших языческих религиях обоготворение солнца играло весьма важное значение. В частности поклонение светилам небесным (так называемый сабеизм) было распространено в древности у всех восточных народов по преимуществу.

Место мученической кончины св. Апостола Фомы указывают в Калурмине – на одной высокой скале, отстоящей верстах в 6-ти от Малипура, куда Апостол часто ходил для молитвы.

По свидетельству церковных писателей, мощи святого Апостола Фомы впоследствии (в 385 г.) перенесены были из Индии в Месопотамию в город Эдессу (ныне Орфа). В древних западных мартирологах под 3 июля положена память перенесения его мощей в сей город. Но так как известно, что и в Индии есть еще мощи св. ап. Фомы, то известие о перенесении их в Эдессу нужно понимать в смысле перенесены из Индии лишь части их. В Эдессе над мощами св. Апостола была построена, великолепная церковь, куда из отдаленных стран стекались богомольцы. Впоследствии часть мощей ап. Фомы была перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм при императоре Анастасие (490-518 г.) царским сановником Аманцием. Во время четвертого крестового похода (1204 г.) крестоносцы среди множества других святынь нашли правую руку св. Апостола, которую, после пятого крестового похода, Венгерский король Андрей II привез с собою в Венгрию.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Мы часто попросту не задумываемся, что вкладываем в фразеологизм «Фома неверующий». Каким на самом деле был этот ученик Христа? В каком смысле его можно назвать неверующим? Специально ко дню памяти апостола Фомы, который Православная Церковь чтит 19 октября, наша редакция нашла ответы на эти вопросы.

Неидеальные апостолы

Евангельское повествование отнюдь не похоже на выглаженный текст с идеальными героями. Идеальным перед нами предстает разве что Христос, но его ученики в начале служения еще так далеки от совершенства… В некотором смысле фарисеи и книжники не зря упрекали Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11).

Евангелие не скрывает от нас того, что Иуда Искариот предал Спасителя. Не оправдывает Петра , трижды отрекшегося от Учителя. Но, согласно Преданию, Петр до конца своей жизни оплакивал свой грех. На его лице даже появились борозды от потока слез.

Непросвещенные Духом Святым апостолы даже спорили, кто из них в Царстве Небесном будет сидеть по правую и левую руку от Спасителя.

Но первым в народном «рейтинге» апостольских оплошностей, кроме Иуды Искариота (он вообще «вне конкуренции»), обычно ставят так называемого Фому неверующего . Имя этого апостола даже стало нарицательным. Да и употребляется оно далеко не в богословском и тем более не в позитивном контексте.

Но таким ли был апостол Фома, как его рисуют? Почему Христос с такой любовью реагирует на его неверие? Как закончил свою жизнь этот ученик Христов и за что его канонизировала Церковь?

Фома неверующий: за что апостол получил такое название?

Апостол Фома принадлежал к 12 избранным ученикам Христа. Он родился в галилейском городе Панеаде и, как многие последователи Иисуса, был рыбаком. По-еврейски его имя звучало как «Близнец» , а по-гречески — «Дидим» .

Услышав проповедь Спасителя, он пошел вслед за Христом. Евангелисты очень скупо изображают характер этого апостола. Пожалуй, самым цитируемым можно назвать эпизод, произошедшим уже после Воскресения Христова. Об этом рассказывает евангелист Иоанн Богослов.

Воскресший Иисус явился своим ученикам. Он прошел через запертую дверь (апостолы закрылись, так как побаивались иудеев) и предстал перед их глазами. Христос обратился к апостолам со словами «Мир вам!». Чтобы они не усомнились, Он показал им свои раны от гвоздей и копья. Увидев Спасителя, апостолы обрадовались.

Но среди них не было Фомы. Услышав рассказ о том, что Христос воскрес, Фома не поверил. И произнес многим известную фразу:

если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Ин. 20:25)

За эти слова ученик и получил название «Фома неверующий». Но действительно ли он был неверующим?

Неверующий или сомневающийся?

Если вы внимательно прочитаете Евангелие, то просто не сможете назвать этого апостола неверующим в современном понимании. По нашим меркам, простите за тавтологию, Фома был очень даже верующим.

Он поверил Христу еще тогда, когда впервые услышал проповедь Спасителя. Апостол был готов даже пострадать вместе с Христом. И это в то время, когда ученики Иисуса еще не были просвещены Духом Святым.

Вспомним тот эпизод, когда Христос собирается в Иудею, чтобы воскресить Лазаря. Апостолы отговаривают Его от такого решения:

Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11:8)

Ученики колеблются, Христу приходится говорить прямо: Лазарь умер. И только Фома прямо и решительно говорит:

И какой он после такого свидетельства Фома неверующий? В это время ему еще было многое не открыто, он не понимал, через какие испытания следует пройти Христу, но даже в это время был готов умереть вместе со Спасителем. Не просил себе места в Царстве Небесном, не ждал земного благоденствия для всего Израиля.

Фома любил Христа и был готов ради Него пойти на жертву. Вот поэтому Христос через восемь дней после воскресения снова является ученикам, но в этот раз только ради апостола Фомы:

подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (Ин. 20:27)

Вспомним, как вел Себя Спаситель, когда книжники или фарисеи просили от Него чудес и знамений. Он обличал их неверие и лицемерие.

Но Фома не был похож на тех людей. Он верил в Бога, но пока не понимал смысла Воскресения. И Христос снисходительно относился к этой немощи ученика, разрешая ему даже проверить раны.

Когда же апостол увидел перед собой Спасителя и услышал Его слова, он окончательно изменился. Ему уже не надо было ничего проверять. Но многие иконописцы и художники часто изображают его так, будто апостол вот-вот коснется раны от копья на теле Спасителя. Евангелие точно говорит нам лишь об одном — ученик воскликнул: Господь мой и Бог мой ! . После этого уже точнее язык не повернется назвать Фому неверующим.

О чем молятся апостолу Фоме?

Свою глубокую веру апостол засвидетельствовал служением. Благодаря его проповеди христианство распространилось на территории Индии, Эфиопии. Считается, что он также основал церкви в Палестине и Месопотамии.

За активную проповедническую деятельность он и принял мученическую смерть. По преданию, после обращения в христианство жены и сына правителя города Мелиапура в Индии Фома оказался в тюрьме. После многочисленных пыток его убили, пятикратно проткнув копьем.

Части его мощей находятся в Индии, Венгрии и на Святой горе. Верующие с разных уголков планеты обращаются к святому с разными просьбами, но чаще всего молятся о даровании веры.

Много интересного об апостоле Фоме вы узнаете из этого документального фильма:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Биография апостола Фомы не очень насыщена, но несколько фактов о его жизни все же известны. Святой апостол Фома родился в галилейском городе Панеада. Фома близнец был избран Иисусом Христом одним из своих двенадцати учеников.

Считается, что святой Фома стал основателем христианских храмов в Индии, Месопотамии, Палестине, Парфии и Эфиопии. Житие апостола Фомы окончилось в муках. Он был похоронен в Индии.

Происхождение фразы «Фома неверующий»

В Священном Писании указан эпизод, согласно которому, Фома не присутствовал при первом воскресении Христа. А потому не верил остальным одиннадцати апостолам, что Иисус воскрес. Тогда Христос обратился к нему через восемь дней после воскресения и показал свои раны от гвоздей и Фома уверовал.

С тех пор, выражение «Фома неверующий» стало именем нарицательным и по сей день употребляется в речи. Сюжет прихода Иисуса к неверующему можно часто встретить в иконографии Евангелия.

Почему Фому называли «Близнец»

Имя Фомы с еврейского толкуется, как «делиться надвое, пополам». Поэтому, Фому часто называли Близнец. На греческом его имя звучит как Дидим. Такое толкование имени указано в Евангелии.

Проповедничество Фомы

Когда Фома прибыл в Индию, там уже была сформирована система каст. А это значило, что без одобрения царя, никакой деятельности, а уж тем более проповеди не разрешалось. Однако, были и те цари, которые спокойно относились к проповедничеству новой веры.

Поэтому, по прибытии в Индию, Фома оказался во дворце царя Гундофара, который дал добро на проповедничество. Взамен на это, Гундофар нанял Фому плотником, чтобы тот построил ему дворец. Однако, Фома совершил поступок авантюру.

Апостол раздал все деньги бедствующим

Когда были выделены средства на возведение дворца, апостол поделил все между бедствующими и ни монеты не вложил в дворец. Царь, увидев, что ничего не построено, хотел казнить Фому.

Однако, во сне к нему явился его усопший брат и сказал, что самый замечательный дворец из тех, что он видел на небесах, был возведен апостолом. Гундофар удивился и не уверовал, но казнь отменил.

Стоит отметить, что Фома добирался до Индии по Великому шелковому пути. Пройдя через Месопотамию, Эфиопию, Парфию и Палестину, он образовал там христианские общины.

Проповедничество в Индии

Индийскую проповедь христианства среди принято связывать с именем Фомы. Ученые считают, что христианство в Индию принес именно апостол. Хотя, некоторые историки с этим не согласны и причисляют эту роль Фоме Канскому.

Сами индийцы именно Фому считают основателем христианского движения в Индии. Если обратиться к истории, то упоминания о проповеднической деятельности святого апостола в Индии мы найдем в записках Григория Богослова, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского и других.

в этом году после посещения гробницы святого апостола Фомы, Марко Поло признал жителей Индии христианами от Фомы

В 1293 году Марко Поло после посещения гробницы святого апостола признал жителей Индии христианами от Фомы.


Казнь Фомы

Свои последние годы святой проповедник провел в Индии, в городе Мелипур. Здесь он обратил в христианство жену и наследника царя Маздея. Однако, крещение он совершить не успел.

Царь, узнав о принятии христианства своими родными, стал гневаться, ведь это случилось без его ведома. Фома был заключен в темницу. Крещение супруги и сына царя, Фома совершил в темнице.

Проведя крещение, апостол покинул комнату заключения сквозь закрытые двери, чтобы совершить Литургию над новообращенными. Стража, заметив исчезновение Фомы, незамедлительно сообщила об этом царю. Когда святой вернулся, выполнив свой долг, был отправлен на допрос.

В этом разговоре проповедник заявил Маздею, что он не имеет никакой власти над ним. И тогда Маздей спросил о том, кто же его господин. И тогда последовал ответ:

«Господь мой и Бог, господин небес и земли».

Царь не захотел принять такой ответ и приговорил святого проповедника к казни. Фома достойно принял свою смерть и единственное, что его беспокоило, это то, что он не успел до конца посеять христианское верование.

Поэтому, по пути к месту смерти, он обратил человека с именем Сифор в пресвиттеры, а наследника царя стал диаконом. Святой Фома умер мученической смертью от проколов копьями.

Жизнь после смерти

После казни Фомы, с царем Маздеем случилась исторически важная ситуация. В сына царя вселилась нечистая сила. На Маздея снизошло озарение, и он понял, что это наказание за казнь святого.

Тогда Маздей решил взять горсть мощей святого и приложить их к телу сына. Тогда, считал царь, наступит исцеление.

После смерти, Фома помог царю

Когда Маздей собирался совершить задуманное, к нему явился Фома и спросил, что раз он не поверил ему живому, то почему же поверит мертвому.

Когда царь пришел на место захоронения Фомы, его останков он там не обнаружил. Тогда он решил взять горсть песка, что находилась рядом с захоронением. По приходу обратно, он воззвал к Господу, отрекся от нечистой силы и приложил песок к сыну. В результате, сын получил исцеление.

Икона апостола Фомы

Икона с изображением образа святого Фомы помогает при молитвах на укрепление веры. При необходимости защититься от нечистых сил, дьявольских искушений. Поможет образ Фомы и в избавлении от болезней.

Если речь идет о приобретении иконы, то стоит к ней обратиться, если человек находится в начале пути к православной вере. В домашнем иконостасе, образ Фомы обеспечит избежание жизненных неурядиц, убережет от искушений и поможет поддерживать веру.