Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Фрам великолепный. Полярное судно фрам Научные исследования Свердрупа

Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Третий музей, который мы успели посетить на острове Бюгде в Осло, опять-таки был посвящен смелым норвежским путешественникам. Это музей корабля «Фрам». И он посвящен полярным исследованиям.

Фрам — уникальное судно. Корабль был сделан специально для полярных исследований . Сейчас он выставлен в Осло, в специально построенном для него музее. Судно построили по инициативе норвежского путешественники Фритьофа Нансена.

Задачей Нансена была провести исследования течений Северного ледовитого океана . Чтобы получить сведения о них, он решил доплыть на корабле до Новосибирских островов. А затем позволил льдам сковать корабль. Льды и течение , по расчетам Нансена должно было вывести его к Шпицбергену .

Когда Нансен убедил в своей теории Новрежское географическое общество, он получил средства на строительство судна. Фрам был первый корабль, построенный специально для экспедиции.

Корабль Фрам.

Перед кораблестроителями стояла сложная задача: корабль должен быть достаточно крепким, чтобы льды не сломали его, а вытащили на поверхность. При этом он должен был быть удобным домом для членов команды.

Конструкторы исходили из того, что экипаж будет жить на судне в течение пяти лет. Поэтому судно строили с максимальным комфортом для обитателей. Также были предусмотрены различные варианты для выживаемости экипажа. Например: н а корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора .

Экспедиции Фрама

Первая экспедиция в Арктику, в которую отправился корабль, состоялась в 1893 году. Тогда команда состояла из тринадцати человек. Провизии на корабле хватило бы на пять лет. По замыслу Нансена судно достигло 79o с .ш . После чего Фрам вмерз в лед и продолжил дрейфовать вместе с арктическими льдами на запад. На случай гибели судна, запасы угля и продуктов были перенесены на лед.

Дрейф «Фрама » прошел не так близко к полюсу , как надеялся Нансен . Поэтому Нансен с Ялмаром Йохансеном предприняли попытку достигнуть полюса пешком. Дойдя на собаках до 86o14 ’ с .ш ., они решили повернуть назад , отправившись к Земле Франца —Иосифа . Там они построили примитивную хижину и перезимовали . Весной на каяках полярники двинулись к мысу Флора. Там они встретились с американским исследовательским судном , которое и доставило их в Норвегию .

Что касается «Фрама », то он смог освободиться из льдов в у Шпицбергена, и направился к югу.

Маршрут движения экспедиции: красным плавание Фрама, синим — дрейф во льдах, зеленый — санный поход Нансена и Йохансенна

Во время второй экспедиции Фрама, в 1898 году на Канадский Арктический архипелаг были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Также обследованы проливы и западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Не менее успешной была экспедиции судна в 1910 году. Тогда Руаль Амундсен отправился на Фраме в Антарктику. Судно подплыло к Антарктиде 13 января 1911 года. Здесь Амудсен пересаживается на собачьи упряжки и двигается к южному полюсу. 14 декабря 1911 года он достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта . При возвращении назад Скотт погиб. С трагической историей Скотта можно ознакомиться по его дневникам в .

Музей «Фрам» в Осло.

Долгое время «Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. Тогда в 1929 г. начался капитальный ремонт судна. А в 1935 году шхуна была перемещена в Осло, в музей, который получил название корабля .

Про Нансена

В музее, помимо самого судна, можно ознакомится с историей полярных исследований и правозащитной деятельностью Нансена. Этот исследователь помогал людям с 1918 года и до своей смерти в 1930 году.

В результате его деятельности появился «нансеновский паспорт» — документ беженца. Первыми беженцами получившими этот документ, были беженцы из Советской России. Впоследствии его стали использовать для беженцев из фашистской Германии.

Также Нансен собирал гуманитарную помощь голодающим в России и на Украине. Его заслуги были оценены, и в 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Фотографии Антона Дергачева, комментарии Владимира Дергачева

Музей «Фрама», основанный в 1936 году, посвящен истории знаменитых норвежских полярных экспедиций.


Норвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе с норвежского «Вперёд») была специально построена для плавания в полярных широтах. На шхуне были совершены экспедиции к Северному полюсу и Южному полюсу: норвежские арктические экспедиции под руководством Фритьофа Нансена (1893 - 1896) и Отто Свердрупа (1898 - 1902) и антарктическая экспедиция, возглавляемая Раулем Амундсеном (1910 - 1912).


Старая фотография спуска «Фрама» на воду

Посетители могут подняться на борт «Фрама»

Памятник создателю «Фрама» Колину Арчеру. Парусник считается самым прочным в мире кораблем из дерева.

Маршрут экспедиции Нансена

В музее представлены материалы, посвященные организации Нансеном гуманитарной помощи жертвам голода в Поволжье в период гражданской войны в России.
На снимке — награды Фритьофа Нансена.

Норвежский путешественник, «Наполеон полярных стран», Рауль Амундсен (1872 - 1928) стал первым человеком, достигшим Южный полюс (14 декабря 1911 года) и первым побывавшим на двух географических полюсах Земли. Под его руководством на «Фраме» был совершен морской переход по Северо-Западному (вдоль Канады) и Северо-Восточному (вдоль Сибири) пути в Арктике. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции на дирижабле итальянца Умберто Нобиле. Имел многочисленные награды, его именам названы многие географические объекты.

Старая фотография, на которой Амундсен с собакой изображен на фоне «Фрама» (1910).

Во время антарктической экспедиции

Памятник великим норвежским путешественникам

Капитанский руль «Фрама»

Кают-компания

Пианино и граммофон в кают-компании

Судовой туалет

По традиции, сложившейся на заре европейской цивилизации, именно норвежцы были теми отважными путешественниками, которым не сиделось на месте. Стоит вспомнить Эрика Рыжего и его сына Лейфа Эрикссона, открывших Америку за 400 лет до славного Колумба. Традиции открытия новых земель сохранились до нашего времени. Кто не знает Тура Хейердала, неспокойный характер которого привел к многочисленным открытиям и впечатляющим экспедициям.

Музей "Фрама" посвящен одному единственному кораблю, на котором были совершены три удивительных плавания - два к полюсам Земли и одно через два океана.

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя:

  • выставку научного оборудования полярных экспедиций;
  • медицинское оборудование судового врача;
  • личные вещи участников экспедиций;
  • предметы собачьих упряжек;
  • документы, фотографии, карты, судовые журналы.
Музей предоставляет своим посетителям кинозал, в котором можно посмотреть фильмы об известных покорителях Северного и Южного полюса.

Отдельная экспозиция посвящена животному миру сурового Заполярья. Чучела пингвинов, белых медведей, морских котиков, тюленей, гагар - работы лучших таксидермистов Европы.


Постоянно в музее проходят выставки, посвященные активной общественной деятельности покорителей полюсов. Нансен организовал сбор средств в пользу голодающих Поволжья во время Гражданской войны в России, Свердруп был самым щедрым жертвователем Красного Креста.

К каждому стенду есть пояснения на восьми европейских языках, включая русский. Но главным экспонатом остается небольшое суденышко, выдержавшее столь серьезные испытания. Посетители могут не только осмотреть корабль, но и побывать на его борту, зайти на камбуз или каюту капитана, сфотографироваться в рулевой рубке.


Специальная аппаратура позволяет посетителям полюбоваться Северным сиянием с палубы корабля.

В магазине музея можно приобрести научную литературу более 200 авторов, а выбор сувениров просто огромен.

Музей работает: летом с 9 до 18 часов, в мае и сентябре с 10 до 17 часов, в остальное время с 10 до 16.

Есть возможность заказать гида, но сделать это необходимо заранее.

Найти музей очень просто: автобус номер 30 довезет практически до самых дверей в музей Фрама.

На берегу столичного фьорда стоит стеклянный шатер, в котором хранится полярная гордость Норвегии. За время существования музея в нем побывало более десяти миллионов посетителей. Для такого небольшого музея, цифра, весьма впечатляющая.

Морской сайт Россия нет 03 ноября 2016 Создано: 03 ноября 2016 Обновлено: 03 ноября 2016 Просмотров: 1774

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56" с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.