Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Конспект музыкально-дидактической игры Угадай. что звучит. Логопедические игры. Д и угадай что звучит цель

Для игры понадобятся дудочка и колокольчик. Предложите малышу послушать каждую из этих детских музыкальных игрушек. Затем попросите отвернуться и поиграйте на одном из инструментов.

Ребенок в зависимости от своих речевых возможностей должен назвать прозвучавшую игрушку словом или звукоподражанием (дудочка – ду‑ду, колокольчик – динь‑динь). Если ребенок еще не говорит, он может указать соответствующую игрушку.

В следующий раз предложите малышу сравнить уже три музыкальные игрушки. Постепенно доведите количество детских музыкальных инструментов до пяти. Это могут быть погремушка, дудочка, колокольчик, барабан и гармошка.

? Игра развивает слуховое внимание – умение различать музыкальные звуки, издаваемые разными детскими музыкальными инструментами.

Звуковые дорожки (с 2 лет)

Нарисуйте на листе бумаги две прямые дорожки (длинную и короткую) шириной 2 см. Возьмите дудочку.

Подудите в дудочку в течение 2 секунд, показав малышу, как в это время вести указательным пальчиком по короткой дорожке.

Затем покажите ребенку, как надо вести пальчиком по длинной дорожке, и одновременно воспроизведите длительный звук (примерно 5 секунд).

После нескольких повторов предложите малышу сначала послушать дудочку, а затем показать соответствующую дорожку. Если звучание было длительным, то должна быть указана длинная дорожка, а если прозвучал короткий звук, то и дорожка указывается короткая.

Игру на дудочке можно заменить кратким и длительным произнесением одного из гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

? Игра развивает слуховое внимание – умение определять длительность звучания.

Зайцы и медведи (с 2 лет)

Возьмите барабан, бубен или погремушку. Продемонстрируйте ребенку, как нужно двигаться под удары в барабан в разном темпе.

Под частые удары надо прыгать, как зайчик, а под редкие удары изображать неторопливую походку медведя.

Предложите малышу выполнить это игровое задание самостоятельно. В процессе игры на барабане в соответствии с темпом производимых вами ударов ребенок будет выполнять разные виды движений – прыгать, как зайчик, или идти вперевалочку, как медведь.

? Игра развивает слуховое внимание, чувство музыкального темпа.

Ноги и ножки (с 2 лет)

Читая стишок, показывайте ребенку, как нужно двигаться. Сначала идете не спеша, высоко поднимая колени, а затем двигаетесь быстро, мелкими, топочущими шагами:

Топ‑топ‑топ; топ‑топ‑топ!

Топ‑топ‑топ; топ‑топ‑топ!

Затем произносите только слова «Топ‑топ‑топ!» в разном темпе. Пусть ребенок выполнит соответствующие движения.

? Игра развивает чувство темпа, координацию темпа движения ног с темпом речи.

Дождик (с 2 лет 6 месяцев)

Изобразите дождик на металлофоне или барабане. Для этого ударяйте палочками по инструменту.

Вначале темп ударов медленный, затем постепенно ускоряется, а в конце вновь начинает замедляться.

Предложите ребенку самому на музыкальном инструменте показать, как звучит дождик разной силы, изобразить, как он начинается, как быстро‑быстро стучит по крыше и как постепенно заканчивается.

В следующий раз изобразите дождь с помощью звукоподражаний: «Кап‑кап‑кап…» и пальчиковой игры. Для этого покажите ребенку, как расслабленными кистями рук стучать по столу.

В соответствии с темпом движения рук меняйте и темп произносимых звукоподражаний.

Затем, не производя движений, только произносите: «Кап‑кап‑кап…» в разном темпе. Пусть малыш сам в соответствии с заданным вами темпом будет изображать дождь.

? Игра развивает умение координировать движение рук в соответствии с темпом звукоподражаний или звуков.

Угадай, где звучит (с 2 лет 6 месяцев)

Попросите ребенка закрыть глаза (или повяжите ему на глаза платок, надвиньте шапочку на глаза).

Предложите малышу послушать, откуда раздается звон погремушки, и показать рукой соответствующее направление.

Для этого потрясите погремушкой над головой ребенка.

Малыш поднимет голову и потянется руками к игрушке. Вложите игрушку в ручку ребенка.

Производите те же действия в разных направлениях: сзади (за спиной ребенка), внизу (возле ног), слева и справа. Каждый раз, когда малыш будет находить игрушку, называйте направление, где она находится: вверху, внизу, спереди, сзади, слева или справа.

Разнообразьте игру, предлагая малышу в следующий раз для определения направления звучания другие игрушки, например, бубен, колокольчик, игрушку‑пищалку.

? Игра развивает слуховое внимание – умение определять источник звука, формирует пространственные представления.

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей.

Обучающие :

  • дать детям представление о звуках окружающего мира и способах их извлечения
  • закрепить знания детей о музыкальных инструментах и их звучании.

Развивающие :

  • развивать познавательные процессы детей(внимание, восприятие, память, воображение, мышление)
  • развивать музыкальные способности детей (слуховое восприятие, ритм, темп, тембр)
  • стимулировать и обогащать творческие проявления детей в игре на детских музыкальных инструментах

Воспитательные :

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру
  • воспитывать потребность в общении с музыкой.

Оборудование: медиатека, наглядность, музыкальные инструменты, предметы окружающего мира (деревянные палочки, шуршащие пакеты, связка ключей, коробочка с крупой, связка пуговиц, кубики, стеклянный стакан, металлическая посуда, лист бумаги)

Ход занятия

1. Организационный момент

Под звуки вальсовой музыки в зал заходит фея.

Фея. Здравствуйте, мои друзья! Вы, конечно же, не узнали меня? Я – фея из волшебной страны Звукляндии, в моём мире живёт очень много различных звуков. Там очень весело и интересно. И я хотела бы вас пригласить к себе в гости. А вы хотели бы со мной отправиться ко мне в страну Звукляндию. А хотите познакомиться со звуками моей страны?

Ну что ж, хорошо. А для начала давайте с вами познакомимся и поприветствуем друг друга.

В моей волшебной стране все здороваются по-разному, кто-то поёт, а кто-то просто говорит “Привет!”, а я хочу с вами познакомиться и поздороваться звучащими жестами, посмотрите как.

2. Приветствие

Знакомимся звучащими жестами (хлопками). Вам необходимо прохлопать своё имя, при этом сказать: “ Меня зовут…”
А теперь давайте поздороваемся вот так: “Здравствуйте, друзья” (По слогам Здрав-ствуй-те – 3 хлопка, друзь-я – 2 щелчка)
А теперь повторяйте все за мной. (Дети повторяют движения.) Молодцы! Ребята, мы с вами и не заметили, как очутились в моей волшебной стране.

3. Минутка познания

Фея. А сейчас усаживайтесь все поудобнее, я вас познакомлю со звуками, которые живут в этой чудесной стране Звукляндии.

(Просмотр звуковой презентации “В мире звуков”.)

Вот видите, ребята, сколько много звуков есть в стране Звукляндии, все они окружают и вас. Некоторые звуки издаются сами по себе, например, звуки животных, явлений природы, а некоторые зависят от нас, людей, например, звуки строительных и музыкальных инструментов. Человеку нужно приложить усилия, для звучания этих предметов (фея подходит к столику с предметами)

4. Звукоизвлечение “Разные звуки”

Фея. Вот на этом столике лежат предметы. Подходите все ко мне и по своему желанию выбирайте себе любой предмет (дети выбирают предметы: деревянные палочки, шуршащие пакеты, связка ключей, коробочка с крупой, связка пуговиц, кубики пластмассовые, стеклянный стакан, металлическая посуда, лист бумаги, стеклянная бутылочка). А сейчас посмотрим,что нам нужно сделать, чтобы наши предметы зазвучали. Видите, ребята, какие интересные, разные по-своему звучанию у нас с вами получились звуки, и мы с вами убедились в том что звуки можно извлекать из чего, дети? Ответы детей: из разных предметов.

Ребята, посмотрите, что у меня есть. Что это? (палочки). Из какого материала они сделаны? (ответы детей – из дерева)

Это не простые палочки, это палочки – игралочки, они умеют шагать, скакать и бегать. Давайте сделаем так, чтобы наши палочки зашагали и посчитаем на счёт: раз, два, три, четыре. А теперь сделаем так чтобы наши палочки побежали. И также посчитаем. Молодцы! Давайте превратим, наши палочки в ножки и поиграем с ними.

5. Ритмическая игра “Ножки”

Ножки-ножки, вы шагали?
Мы шагали – 2 раза (шагают палочками)

Ножки-ножки вы бежали?
Мы бежали – 2 раза (палочки бегут)

Ножки-ножки вы плясали?
Мы плясали – 2 раза (движения крест на крест палочками)

Ножки ножки вы устали?
Мы устали – 2 раза (кладут палочки на колени)

И опять всё начинали. (Игра проводится 2 раза)

Понравилось вам, детки, играть с палочками-игралочками.

А вот на этом столике у меня расположились музыкальные инструменты, играя на них мы услышим музыкальные звуки. Я хочу с вами поиграть в игру “Угадай, что звучит?”

6. Музыкальная дидактическая игра “Угадай, что звучит?”

Фея. Кто из вас, ребята, храбрец и сможет поиграть на этих музыкальных инструментах, спрятавшись за ширмой с музыкальными инструментами, а мы с остальными детками внимательно послушаем и попробуем найти картинку к этим музыкальным инструментам.

(Музыкальные инструменты: ложки, бубен, металлофон, барабан, колокольчик, маракас и соответствующие этим инструментам картинки.)

– Молодцы, ребята!

Вы заметили, что музыкальные звуки отличаются от звуков различных предметов? Чем? Что мы можем сказать о них? Какие они? А скажите мне, пожалуйста, как называется вот этот инструмент? (Фея показывает на фортепиано.)

Вы знаете, ребята, если на этих инструментах играть с определённым ритмом, то может получиться красивая окраска музыки. Скажите, а как называют людей, которые сочиняют музыку? (Композиторы.)

А вы хотели бы тоже стать композиторами? Я знаю одну интересную детскую песенку. Постарайтесь её угадать.

(Фея исполняет на фортепиано детскую народную песню“ Жили у бабуси”.)

Фея. Узнали, ребята песенку? Давайте её с вами дружно споём.

(Дети исполняют детскую народную песню “Жили у бабуси”.)

Фея. А сейчас, ребята, вам предоставляется возможность попробовать себя в роли композитора. Давайте украсим песенку “Жили у бабуси” звучанием других музыкальных инструментов, которые есть у вас.

7. Игра-импровизация на музыкальных инструментах “Жили у бабуси”

1. Первичное исполнение полной импровизации детей.

2. Вторичное исполнение с разученным ритмическим рисунком.

Чтобы стать хорошими композиторами необходимо обладать различными музыкальными способностями (уметь слушать музыку, слышать других в совместной игре, и конечно же правильно исполнять различные ритмические рисунки). Сложно быть композиторами?

После такой замечательной песенки, которую вы украсили своими инструментами, можно и отдохнуть.

8. Релаксация “Тишина”

(на фоне спокойной музыки)

Сядем мы на стульчики,
Глазки все закроем.
Будем слушать звуки мы,
Рядом они ходят.
Звуки можно извлекать,
Прокричать и простучать.
Можно также их сыграть,
Можно спеть и станцевать.
Чтобы звуки услыхать,
Нужно всем нам помолчать.

9. Итог занятия

А сейчас открываем все глазки, понравилась вам, ребята моя страна звуков? А какие звуки вам больше всего понравились? Звуки различных предметов или музыкальные? Почему? Правильно, ребята! Музыкальные звуки мелодичны, красочны, звонкие, и могут поднять людям настроение. Мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас сегодня от встречи со звуками. А помогут мне это узнать наши солнышки. (Показывает детям 2 солнышка: улыбчивое и грустное.)

– Посмотрите, они одинаковы? Соотнесите своё настроение с солнышками и подойдите к ним.

Я очень рада, ребята, что у вас у всех весёлое настроение. Вы все такие интересные, творческие детки. И я думаю, обязательно если постараетесь, то станете настоящими композиторами.

Ну что ж, а мне нужно отправляться в свою волшебную страну Звукляндию. Давайте попрощаемся с вами, используя уже знакомые нам звучащие жесты.

10. Прощание

“До свидания, друзья!”

Под звуки музыки фея уходит.

Цель: изучение уровня развития запоминания, узнавания звуков окружающего мира.

Диагностический материал: аудиозапись со звуками окружающего мира: шум транспорта (трамвай, машина, поезд), стук, скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел, пылесос, чайник, шуршание бумаги, битое стекло, кашель человека, аплодисменты; картинки с изображением звучащих предметов.

Диагностическая игра проводится с подгруппой детей (2-3 ребенка).

Ход диагностики: Дети отгадывают загадки, но загадки не простые, а звуковые. Ответы фиксируются в таблице.

Продолжительность звучания каждого отрывка – 5 сек.

Продолжительность ответов детей 20-30 сек.

Обработка результатов:

1 балл – ребенок назвал правильно предмет или точно показал на картинку с изображением данного предмета.

0,5 балла – ребенок показал на картинку с изображением предмета с сомнением или не сразу (со второй попытки), назвал с подсказкой.

0 баллов – ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке или показал не правильно.

Оценка результатов:

17 - 14 баллов – высокий уровень;

13,5 – 9,5 баллов – средний уровень;

9 - 5,5 баллов – уровень ниже среднего;

5 - 0 баллов – низкий уровень.

Дидактическая игра «Быстро – медленно, громко - тихо»

Цель: изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпа и изучения восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним.

Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.

Диагностика проводится с подгруппой детей (4-5 человек).

Ход диагностики: Детям предлагается потанцевать под музыку. Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка – тихо, громко, медленно или быстро. На быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную выполнять плавные, не резкие движения, когда звучит громкая музыка, детки могут бегать, прыгать, громко хлопать в ладоши, но когда зазвучит тихая музыка - детки идут на носочках, тихонечко, осторожненько. Дается установка – слушать музыку внимательно.

Оценка результатов:

Высокий уровень(+) – ребенок, не медля, сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.

Средний уровень (+–) – ребенок сменяет характер движения через 2-3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет поставленную перед ним задачу, не самостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого.

Низкий уровень (-) – ребенок не справляется с заданием; не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.

Дидактическая игра

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент?»

Цель: изучение восприятия тембра музыкальных звуков.

Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, картинки с изображением музыкальных инструментов.

Организация детей: подгруппа 4-5человека.

Ход диагностики: Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны им. На ширме располагаются картинки этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком – либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников – какой музыкальный инструмент звучит? Или, на каком музыкальном инструменте я играю?

Ответы детей фиксируются в таблице.

Обработка результатов:

1 балл присваивается, если ребенок правильно назвал музыкальный инструмент.

0,5 балла – если ребенок, сомневаясь, показал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал правильно, назвал его с подсказкой.

0 баллов - ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал не правильно.

Оценка результатов осуществляется в соответствии с таблицей:

Дидактическая игра «Длинная или короткая дорожка?»

Цель: выявить особенности умений детей различать длительность звучания.

Диагностический материал: дудочка или триола, или пианино, длинная и короткая полоски одного цвета каждому ребенку.

Организация диагностики: подгруппа 10 человек.

Ход диагностики: Детям предлагается поиграть с колобком, который покатился в страну звуков, где все дорожки музыкальные – короткие и длинные. Воспитатель говорит: «Послушайте и покажите, по какой дорожке сейчас покатился колобок». Далее он играет на инструменте либо длинный, либо короткий звук. Дети в ответ поднимают соответствующую продолжительности звука дорожку (или длинную, или короткую). Проводится 4-5 повторов.

Результаты заносятся в таблицу.

Обработка результатов:

Высокий уровень (+) - ребенок быстро и самостоятельно показывает верные полоски, уверенно выполняет задание, заинтересованно. На вопрос - почему ты выбрал эту дорожку? - отвечает правильно (долго, больше звучит; потому что так …(имитирует голосом).

Средний уровень (+–) – ребенок может несколько раз поменять полоску, но в конце показать правильную дорожку, может посмотреть на ответы других детей, т.е. не самостоятельно выполняет задание, иногда с небольшой подсказкой взрослого; на уточняющий вопрос не отвечает.

Низкий уровень (-) – ребенок поднял не верную полоску, не справился с заданием, даже с подсказкой взрослого, повторяет за детьми не уверенно.

По результатам диагностики педагог делает вывод об особенностях развития музыкальности воспитанников. Исходя из них, продолжается развивающая работа, музыкальное воспитание детей в детском саду.

Диагностика особенностей восприятия музыки детьми

Старшего дошкольного возраста

Цель педагогической диагностики: изучить особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии

(за процессом слушания музыки)

Целью наблюдения является изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку.

Наблюдение проводится в соответствии с критериями:

· отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

· экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

· сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен – сосредоточен, отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой);

· эстетическая оценка музыкального произведения (самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит);

· разнообразие вербальной оценки (использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации, 1-2 типичных прилагательных, другие средства оценки, не стремится к оценке произведения, не участвует);

· реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отсрочено в других видах деятельности).

Беседа с детьми

Цель: изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.

Детям предлагается прослушать произведения П.И. Чайковского «Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки. Примерные вопросы:

1. Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?

2. Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?

3. Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?

4. Чаще ты испытываешь настроение, как в первом произведении или во втором? Почему?

5. Какой характер у музыки (каждого произведения)?

6. Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?

По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определяется к какой, из условно выделенных групп, принадлежит ребенок.

ГРУППА А: В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбается, смеется, хмурится, плачет – в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопает в ладоши, покачивается в такт, поет), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке так же разнообразные прилагательные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА В: Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточено слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1-2 типичных прилагательных, характеризующих произведение сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако, внешне, достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА С: В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.

Транскрипт

1 Логопедические игры Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. - Угадай, что звучит. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. - Чудесный мешочек. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. - Магазин. Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. Я буду продавцом, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду? Дети отвечают. А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями,-отвечают дети. Что делает продавец?» - «Продает.- Что делает покупатель?» - «Покупает. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками. - Можно ездить или нет. Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

2 Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком. - На прогулку в лес. Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Логопед выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц. - Скажи, как я. Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. Цель ниже предложенных упражнений - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение. - Возьми игрушку. Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. - Выдели слово. Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки. - Подбери похожие слова. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово

3 и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. - Угадай, где кружки, а где кружки. Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. логопед следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. * Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова. - Найди и назови нужное слово. Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. С Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. На берегу) З На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает Познакомиться желает. (А. Власов. Почему?) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков. - Кто лучше слушает? Вариант 1. Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 со звуком ш, 5 со звуком ж, 5 где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

4 Вариант 2. Логопед вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков. - Слова могут звучать громко и тихо. Цель развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью. Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л ль можно использовать такую фразу: В уголок Аленка села, У Аленки много дела. Логопед предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки. Аналогично проводится игра Слова могут звучать быстро и медленно. * Цель данных ниже игр и упражнений развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. - Какой звук есть во всех словах? Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи ж; чайник, ключ, очки ч; щетка, ящик, щавель щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось сь; коза, замок, зуб з; зима, зеркало, вазелин зь; цветок, яйцо, курица ц; лодка, стул, лампа л; липа, лес, соль ль; рыба, ковер, крыло р; рис, крепость, букварь рь. Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. - Назови первый звук в слове. Логопед показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ в слове Вадик).

5 - Назови последний звук в слове. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. - Подумай, не торопись. Логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний ш. (Карандаш, камыш) Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино)


Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Игровые приѐмы в логопедической работе на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза». Подготовила учитель логопед I. Игра - важное направление

«Комплекс игр и упражнений для развития слухового восприятия звуков речи» Бадартдинова Н.А. Учитель логопед ГБУ ДПО СО «Центр специального образования» Одна из причин задержки речевого развития у малышей

Консультация для родителей Внимательные ушки. Составитель: Цесарева О.В. учитель логопед, МКДОУ д/с 12 «Аленушка» г.минеральные Воды (Игры для развития слухового внимания). Умение сосредоточиться на звуке

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха Составила: Боюка А.С. Базовой предпосылкой овладения письмом является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЧАСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Составила: Студентка 51 группы Лагранж М. В. Преподаватель: Сапожникова

Информация для родителей Папка - передвижка. Тема: «Поиграй со мной, мама» МАДОУ «Детский сад 3«Дюймовочка» г. Зарайск, Московской области музыкальный руководитель Комарова Елена Алексеевна Апрель 2016

Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» ПАСПОРТ МУЗЫКАЛЬНО-ОБОГАЩЕННОЙ

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха у младших школьников с задержкой психического развития в букварный период обучения грамоте Есина К.А. науч. рук. Игошина Н.В. Магнитогорский государственный

Логические упражнения: 1.На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?(3.) 2.В комнате зажгли 3 свечи. Потом 1 из них погасили. Сколько

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст) Воспитатель: Иваненко О.В. Игра «Звуковые дорожки» (закрепление правильного произношения звуков) Цель: уточнить

«Чего не стало?» Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа Материал: мешочек,

Учите, играя Введение С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только

Консультация для любознательных родителей. Наши дети старшей логопедической группы «Карандаш» подросли и у многих возникли проблемы с развитием фонематического слуха. Фонематический слух это способность

«Комплекс игр и упражнений для развития слухового восприятия» Бадартдинова Н. А. Учитель логопед ГБУ ДПО СО «Центр специального образования» Чтобы дети научились чисто и ясно произносить звуки родного

Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития КЛИМОНТОВИЧ Е. Ю. Предлагаемая вашему вниманию часть программы посвящена развитию понимания речи, формированию словарного запаса

Где мои детки? Птицы и птенчики Угадай-ка Кто в домике живѐт? Курица и цыплята Цель: развитие ритмического слуха. К нам гости пришли Цель: развитие тембрового слуха. Нам игрушки принесли Колпачки Вторая

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Выполнила: Воспитатель: Готовка Н.Г. "Что звучит" Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных

Музыкально дидактические игры для детей 2 3 лет 1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха «На чём играю?» (2-3 года) Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 до2). Необходимо знание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 169» г. Оренбурга Конспекты индивидуальных занятий с детьми II коррекционной группы Воспитатель: Легаева

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» Дид. игра "Отгадай, что звучит" Ход: Взрослый за ширмой

Программа занятий для развития речи Послан Анастасия - 12.10.2011 14:02 Перед всеми занятиями пить как можно больше воды для улучшения работы лимфатической системы, обогащения мозга кислородом, а организм

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 31» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительно группе на тему:

Панкратова Н.Ф. Цикл консультаций «Логопедическая среда» Учимся говорить Панкратова Н.Ф. учитель-логопед высшей квалификационной категории Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Вот и наступает долгожданное

Тема: «Прогулка по зимнему лесу». Дифференциация звуков [Р] - [Л] с использованием программы Power Point c детьми старшего дошкольного возраста. МДОУ «Детский сад 8», город Ярославль Учитель логопед Новикова

* Упражнение «Укачиваем малыша». (Преодоление твердой атаки гласных.) Воспитатель. Мы читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы помните, что Белоснежка пела гномам колыбельную нежным голосом: «Аа-а!».

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

«Музыкально-дидактические игры» Для второй младшей группы Зайцы. Цель: Развитие слуховое восприятия и музыкальной памяти. Задачи: Упражнять детей слушать музыку. Различать характер музыки: веселая, плясовая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 138» Конспект занятия: «Дифференциация звуков Б,П» Автор-разработчик конспекта: Курепина Ксения Андреевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Варианты дидактических игр и упражнений по лексической теме «Транспорт» для работы с детьми с ОНР Составитель: Е.В. Калинина, учитель-логопед МБДОУ ДС 53 «Сказка», г.озѐрск, Челябинской области 1. «Назови

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке «Веселый бубен» (старший возраст) Задачи: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма. «В руки ты его возьмешь, То ударишь, то встряхнешь,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Педагогический практикум по теме: «Алгоритм звукового анализа слова» составил учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузнецова Г.Л. Цели: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 5» 344001, г. Ростов-на-Дону, ул. Вагулевского, 106, тел. 236-31-86 344101, г. Ростов-на-Дону, ул. Профсоюзная,

Г.санкт-петербург 2016 г Ирина Анатольевна Волобуева учитель-логопед ГБДОУ детский сад 33 Приморского района Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание

Выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков III К-КБ 9 IV П-ПЬ-Т-ТЬ 10 Декабрь I

Музыкальнодидактические игры, их роль при обучении дошкольников на детских музыкальных инструментах Музыкальный руководитель МБДОУ 184 Гуцекова С. Д «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится

Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке шпаргалка для воспитателей «Веселый бубен» (старший возраст) Задачи: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма. «В руки ты его возьмешь,

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Звуки «М», «Мь». Буква М» в подготовительной к школе логопедической группе

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции звукопроизношения Процесс коррекционно-логопедической работы при любых нарушениях произносительной стороны речи можно условно разделить

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (игры дома для развития речи детей 2-4 лет) «Вместе с малышом» Подготовил: учитель-логопед МБДОУ 3 «Тополѐк» ст.фастовецкой Берлизова О.Н. 2016г. -Уважаемые родители, каждый

МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.ершова. Консультация для воспитателей. Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста Составила: учитель-логопед Бабичкина И.А. Звуковая

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Миша и школа» (для детей старшей группы) Кипа Марины Алексеевны воспитателя участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального

20-21 марта 2014 г. КИРОВ Н.В. Торбеева, С.В. Ишкова Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи посредством игровой деятельности В процессе обучения дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального

Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников Когда начинается развитие детской речи? Для родителей в тот незабываемый день, когда малыш произнѐс первые слова: мама, папа, дай, на. А на

Консультация учителя-логопеда ГБДОУ детский сад 125 Центрального района СПб Овесновой С.П. (Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха) Звуки обрушиваются на новорожденного мощной волной.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска 15 Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по дифференциации звуков С Ш «Приключения снеговика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 190» Консультация для родителей «Фонематический слух основа правильной речи ребёнка» Подготовила учитель-логопед

Как подготовить ребёнка к обучению грамоте? (советы логопеда родителям) Современная система образования требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности

Группа этапы I ЭТАП 5-6 лет «Длинные и короткие» ЗВУК СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕЧЬ Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в; учить детей самостоятельно длинные и короткие слова «Назови

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

Дидактические игры и упражнения по развитию речи (для детей 3-4 лет) Игра "Почини одежду зайчатам" Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать

МБДОУ «детский сад «Родничок» с. Быков Собрание -практикум по музыкальному воспитанию для родителей «Слушай, слушай, различай» Провела: муз. руководитель Черевко Я.Ю. Муз. руководитель: Музыка сопровождает

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Индивидуальный план развития речевых компонентов у детей с ОВЗ (с нарушенным слухом 1 год обучения) Выполнила учитель-логопед.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" -- спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.