Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Мастер и маргарита библейские главы анализ. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. несчастный, что римский

Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища
Маркина Ольга Николаевна.

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись (фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек - венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

  • Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.
  • В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 - 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).
  • Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?
  • Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?
  • Что услышал Воланд в ответ?
  • Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?
  • Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

  • стечение обстоятельств;
  • ряд случайностей;
  • следование избранным идеалам;
  • нравственный ориентир;
  • жажда власти;
  • страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина - то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

Что же это за слова? (Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

  • У него есть родители?
  • Ученики?
  • Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

  • Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)
  • Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? (Что Иешуа невиновен. Это и есть истина).
  • Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?
  • Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? (Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).
  • Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.
  • Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).
  • Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». (читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить? (Призыв к Отцу - подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце - Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех - это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? (Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. (Приложение № 2).

Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину - убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.(Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова).

Другая попытка загладить (искупить) свою вину - устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

Чем завершается история Пилата?

Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? (Светлое Христово Воскресение - Пасха).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью - жизнью духа.

Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? (под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба - это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова (с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку («домашнее» задание):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

  1. соответствие ;
  2. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;
  3. автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков - трусость?

  1. трусость ведёт к предательству;
  2. трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
  3. трусость - малодушие, недостаток душевной силы.

Роль библейских глав в романе М.Ф. Булгакова Мастер и Маргарита. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие.


Главные герои ершалаимских глав пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа.


Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды...






Итак, образ Иешуа Га-Ноцри во многом близок к распространенному на рубеже XIX - XX вв. толкованию Иисуса Христа прежде всего как идеального человека. М.А.Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы «конкретизирует» евангельскую легенду (как он ее понимает), помогая нам лучше ее осмыслить. Его Христос лишен ореола божественного величия, и тем не менее он вызывает уважение и любовь – такова..


Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковсокго романа аключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. (Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году.. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, покуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может Слукавить.


Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? … Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Все же как и в Библии Пилат не находит серьезных оснований для казни булгаковского Иисуса, но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость.


Мастер и Маргарита" вобрал в себя все лучшее из богатейшего творческого опыта Михаила Булгакова. Переведенный на все основные языки мира, роман является самым читаемым произведением, написанным русским автором, включающий в себя все библейские главы, а так же все пороки людей.

роль библейских глав в романе мастер и маргарита??? и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав - пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды.. .Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» . Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию. Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним - незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа - великий врач, потом - что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение - нарушение «закона об оскорблении величества» . И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно» . Пилат же знает, что поступить «по правде» - отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была» . Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе. История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека какдревняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва.

В романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика. Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это «роман в романе» - сказ о Христе и Понтии Пилате. Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер по желанию Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и смертной казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. История вышла такая земная, такая живая, будто бы сам Булгаков присутствовал на всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой человек, способен ощущать и негодование, и досаду. Он боится боли, боится и смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа - необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа вложена в его слова, в его убежденность в их истинности. Но главное качество, которое отличает Иешуа от всех других персонажей романа, - независимость ума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободные. Несостоятельность и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости ума и духа перед Иешуа приоткрываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для власти истины людям.

Чтобы создать такого героя, Мастер сам должен иметь хоть некоторые его качества. Мастер исповедует те самые истины, проповедует добро и справедливость, хоть сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере все таки та же зависимость, та же внутренняя духовная воля, что и у его героя, который идет на Голгофу.
С ужасом слушает прокуратор Иудеи соображения о власти. Иешуа говорит, что настанет время, когда власть не будет нужна. Такие слова было не только страшно, но и рискованно слушать. Предохраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «В мире не было, нет и не будет школы большей и прекрасней власти, чем власть императора Тиберия!» Эта фраза сказана Булгаковым, ясное дело, не из исторических источников. Она - из современных ему идей. Писатель заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверное заметили бы перекликание описанной библейской истории с умышленностью. Решение Синедриона и Понтия Пилата напоминают решение правоведов и других современных Булгакову официальных организаций. Похожесть - в неистовом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.

Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, осужден. Его мирные речи, что возражают насилию, опаснее для власти, чем прямой призыв. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И хотя он сумел подчинить прокуратора своим умом и странной силой слова, Пилат направляет насмерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но испытал поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.

Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателей политиков и государственных деятелей. Но есть существенное отличие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а у современных писателей политиков получается избежать даже укоров собственной совести. Так библейск

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” - это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...

    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...

    Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С. Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском...

  1. Новое!

Роман «Мастер и Маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и литературоведы не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. Булгаков внимательно изучил традиции европейской литературы, использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола. Но Ершалаим Булгакова древнее и точнее, чем все предпринимавшиеся до тех пор попытки пересказать новозаветную историю. Писатель изучал древнееврейские источники - Каббалу, Ветхий Завет, Талмуд, о чем свидетельствуют черновики романа и записи Булгакова. Он обращался к исторической и археологической литературе. Поэтому так живо и ярко изображен древний город, люди, живущие в нем, атмосфера шумного, многоязычного праздника, проходящего в городе, которым правит человек, представляющий власть, чуждую по языку, культуре, религии, мировоззрению и традициям коренному населению.

Историю, знакомую всем по Евангелию, Булгаков сумел увидеть совершенно по-новому. И новизна не в том, что он отступает в чем-то от канонического сюжета. В его книге Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Воланд - живые. Это не только символы, не только оболочка религиозных догм, облеченных в форму доступной притчи. Это характеры, личности, судьбы. Не зря Иешуа поражает Пилата не чудесами, а странной философией. Символично, хотя и похоже на чудо, исцеление прокуратора от головной боли. Пилат спрашивает Га-Ноцри: «Признайся, ты великий врач». Но выздоровление не связано с какими-то сверхъестественными способностями подсудимого, это не чудо. И в то же время оно символично, хотя современная психология и медицина объясняют такие случаи без привлечения магии. Дело в том, что мигрени прокуратора - плата за душевный разлад, за ненависть к чужому городу, которым он должен управлять, да так, чтобы был доволен Рим и чтобы не нарушить равновесие между оккупационными властями, интересами Рима и местной властью, которая может помочь, но может и спровоцировать жителей на проявление недовольства. И Понтий Пилат, измученный необходимостью соблюдать, как мы бы сейчас сказали, баланс сил, «уходит» в боль, которая дает ему законную передышку, возможность не думать. А странный подсудимый, которого современные психологи назвали бы ярко выраженной харизматической личностью, приносит прокуратору то, чего он многие годы не знал: мир, душевный покой, согласие с самим собой.

Иешуа, созданный Булгаковым, в ершалаимских главах лишен всяких атрибутов божественности. Это нищий бродячий проповедник. Сразу же намечено противоречие между евангельскими историями и «подлинной» историей. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешуа - это сын Божий, прошедший испытание в пустыне и отвергший искушения Сатаны. Он не будет творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности той философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа, - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, его кредо - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке. Но реализм ситуации в том, что кроме ученика, который в романе только один, да и тот все «записывает неправильно», Иешу никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призы к свержению власти римлян. И «сдали» безобидного и беззаЩ ного проповедника властям.

Заканчивается библейская история прощением. Прокуратор свободен, Иешуа ждет его. И, как замечает Воланд, может быть, они До чего-нибудь договорятся. А что же другой персонаж, попавший в эту историю благодаря своему странному, не понятому никем Роману? Мастер тоже свободен. Наградой ему стал покой и погасая память, в которой не осталось никаких следов от мучений, пережитых им. С ним навсегда будет та, которая любила и страда ла, потому что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». Но почему же мастера не взяли «туда, в свет»? Левий Матвей, посланник, отвечает так: «Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Мастер сдался, он сломан, и даже чудо уже не может ничего исправить».

Библейские главы романа «Мастер и Маргарита» часто называют «романом в романе». Но это не так. Это не вставка, а гениальное изображение связи времен и сюжетов. Всегда будут повторяться истории о предательстве и верности, о непонятых учителях и преданных, но бездарных учениках. Не зря, когда Левий Матвей называет себя учеником Иешуа, Воланд отвечает: «Нет, ты раб. Ты только рабски повторяешь, причем не будучи в состоянии понять суть учения, а только следуя его букве». Наверное, всегда, и это понимаем мы после прочтения романа. Наказание определяет себе сам человек, когда совершает или не совершает поступки.