Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Сергей васильев: "родную русскую березу в обиду больше не дадим!". Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Русская береза – символ Родины моей" Белая береза васильев сергей

Сергей Александрович Васильев - известный советский поэт, родился 17 июля (301го по н.с.) 1911 года в городе Курган. В эти дни отмечается 100-летие со дня его рождения.

В 1928 году А.М. Горький, живя в Италии, получил по почте тетрадь со стихами юноши. В них угадывался природный дар автора. И Алексей Максимович написал отзыв на рукопись, сказал ободряющие слова. Это окрылило Сергея. Прав оказался его курганский учитель А.Е. Шаров, когда предсказал: "Будешь поэтом!" И он трудился над стихами, не выпуская карандаша, зарабатывая при этом на жизнь, чем придется, - грузчиком, рабочим на ситценабивной фабрике, истопником, санитаром.

Первые стихи Сергея Васильева появились в московских газетах и журналах в начале 30-х годов, а в 1933-м вышла первая книга - "Возраст". Серьезный успех принесли ему опубликованные в 1935 году поэмы "Голубь моего детства" и "Анна Денисовна".

В годы Великой Отечественной войны Сергей Васильев в качестве военного корреспондента вое1 вал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошел через Польшу и Герма1нию. Военная, патриотическая тема стала сквоз1ной в его поэтическом творчестве.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

Одною общею судьбою навеки связанный с тобой, горжусь, как матерью, тобою, благословляющей на бой. В минуту горя, в час разлуки целую мысленно всегда твои натруженные руки в часы бессменного труда. В глухую ночь грозы военной и в светлый полдень торжества несу в себе, как дар бесценный, огонь великого родства. В землянках, в избах и в хоромах равно прекрасен твой наряд. Люблю буран твоих черемух и твой червонный листопад.

Люблю твои луга и нивы, прозрачный зной твоих равнин, к воде склонившиеся ивы, верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою, с воспетым трижды камышом, с великой Волгою рекою, с могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называю одним широким словом "Русь".

Но я пою и славлю ныне не твой ромашковый покой, я славлю Русь как героиню, как землю гордости людской.

Люблю тебя, моя Россия, за твой характер боевой, за испытанья грозовые, за величавый облик твой. Люблю за то, что первой в мире, законы рабства истребя, бесправья тягостные гири ты гневно сбросила с себя. Что на развалинах царизма своею собственной рукой воздвигла ты, моя Отчизна, мир справедливости людской. И в час, когда пора настала оборонить его в бою, ты в полный рост отважно встала за правду вечную свою.

Люблю тебя за то, что снова в борьбе свободу ты спасла, что ты решающее слово с мечом в руках произнесла.

Что, победив, стряхнув усталость, неколебима и тверда, ты вновь примером оказалась на стройке мирного труда. Твои штыки на солнце блещут, твои огни в ночи горят, перед тобой враги трепещут, тебя друзья боготворят.

Твоя ликующая сила под сенью стягов огневых объединила и сплотила семью республик молодых.

Не счесть теперь твои богатства, не разомкнуть священных уз, не разделить знамена братства и не расторгнуть их союз. Прямым путем деяний славных ты с честью вышла на простор по праву первой среди равных своих прославленных сестер.

Белая береза

Я помню, ранило березу

осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

по изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною

береза белая опять

оделась новою листвою

и стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

мы неизменно говорим:

"Родную русскую березу

в обиду больше не дадим!"

Слава новой

Музыка Анатолия Новикова

То - не вьюга шумит,

И не ветер поет,

Налетая на Красную площадь.

То - советское знамя

С кремлевских высот

Над седыми веками

Слава новой Москве!

Слава нашей стране!

Слава русской столице!

Слава народу свободному!

Слава смелым мечтам!

Слава крепким рукам!

Слава Сталину, другу

народному!

То - не кони стоят у царева

Не боярская знать заглянула,

То великая Волга к подножью

На поклон к Ильичу

завернула.

То - не птицы поют высоко

в синеве,

И не плещутся волны

Это слава гремит о великой

О столице Советской России!

Дорожная

Музыка Исаака Дунаевского

Змеится под колесами

стальное полотно,

Без устали, без устали

смотрю, смотрю в окно.

Леса, равнины русские,

пригорки да кусты,

Платформы деревянные,

железные мосты...

Любимая, знакомая,

широкая, зеленая,

Земля родная, Родина,

привольное житье!

Эх, сколько мною видано, эх,

сколько мною езжено,

Эх, сколько мною пройдено -

и все вокруг мое!

То фабрика кирпичная -

высокая труба,

То хата побеленная, то в поле

молотьба...

И все_то сердцу дорого, и нет

версты такой,

Поселка или города, чтоб был

тебе чужой.

Уже роса за стеклами, уже

видать луну,

А я стою, прикованный

к вагонному окну...

Уже пора посвечивать

ночному фонарю,

А я гляжу на сумерки и тихо

Любимая, знакомая,

широкая, зеленая,

Земля родная, Родина,

привольное житье!

Эх, сколько мною видано, эх,

сколько мною езжено,

Эх, сколько мною пройдено -

и все теперь мое!

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Отечеству; развивать творческие способности учащихся; формировать чувство гордости за свою принадлежность к России.

Оборудование: компьютер, диск CD-R с презентацией (Приложение 1), экран, диапроектор, костюмы: военная форма у мальчиков, русские сарафаны у девочек.

Ход мероприятия

В записи звучит песня “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

<Слайд 1>

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.

<Слайд 2, 3>

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

<Слайд 4>

Ученица 1. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение “Береза” С. Есенина с детства хорошо знакомо всем:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром,
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит, береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

<Слайд 5>

Ведущий. Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

<Слайд 6>

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия.
И я не мыслим без твоей красы.

<Слайд 7, 8>

Ученица 2.

Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной.
Тонкой березой качается
В светлых дождях купается.

Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли печалясь,
С Россией своей прощаясь.

Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!

<Слайд 9>

Ведущий. Перед картиной “Березовая роща” А.И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.

Ученица 3.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

<Слайд 10>

Ученик 2. Перед нами картина И.И. Левитана “Березовая роща”. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

<Слайд 11>

Так и хочется прочесть строки:
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.

Девочки исполняют хоровод под русскую народную песню “Во поле березка стояла”.

<Слайд 12>

Ученица 4. Какой русский человек не любит красавицу березу?

Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”.

Ученик 3. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

<Слайд 13>

Ученица 5. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и… русскую березу.

Выходят дети, одетые в военную форму.

<Слайд 14, 15, 16>

Ученик 4.

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано - раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
“Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!”.

<Слайд 17, 18, 19>

Ученик 5. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

<Слайд 20>

Хор мальчиков исполняют песню “Березы” (слова М. Фрадкина, музыка В. Лазарева) (Приложение 2).

<Слайд 21, 22, 23>

За селом, вдали на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…

<Слайд 24, 25>

Исполняется песня “Березовый сок” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) (Приложение 3).

<Слайд 26>

Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе “Белая береза” М. Бубеннов.

“… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы”.

<Слайд 27>

Затихли военные грезы,
Свинцовый не цокает гул
На горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.

<Слайд 28>

Ведущий . Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли наши солдаты, выстояли и победили.

Группа детей исполняет песню “Растет в Волгограде березка” (слова М. Агашиной, музыка Г. Пономаренко) (Приложение 4).

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была…
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым - бела.

<Слайд 29>

В записи раздается стук сердца.

Ведущий. Память… Она имеет свое начало, но она не имеет конца. В 2010 году исполняется 65 лет с того дня, когда отгремели последние залпы Второй мировой войны.

<Слайд 30>

Наши солдаты освободили от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. Как знак благодарности за свершенные дела и подвиги, как символ непобедимости и стремления к жизни, растут на могилах наших воинов кудрявые березки.

<Слайд 31>

Ученица 6.

В Трептов – парке белые березы,
Словно вдовы русские стоят.
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела сюда издалека.

Привела, поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.

О, березы! Белые березы!
Часть России, часть моей души!
Солнце не иссушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит…

Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь,
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь…
Тишина.
И слышно, как до хруста
Он сжимает обнаженный меч.

<Слайд 32>

Ведущий. Память – это первый день мира. В этот день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы, - это был первый салют павшим, первый салют Победы, первый салют Памяти, и им казалось, что мир не услышит больше выстрелов.

<Слайд 33>

Под сенью вековых берез
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звезд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.

Ученик 10.

Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою,
Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.

Ученик 11.

Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила –
Да, славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.

Ученик 12.

А жизнь жива,
И возле пней священных
Березок племя буйно зацвело.
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.

Ученик 13.

Они стоят, дороги оторога,
И ткут, и ткут навес над тишью рек.
О, Русь моя! Березовая роща,
Которую не вырубить вовек…

<Слайд 34>

Ведущий. О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик 14.

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

“Россия” - шепчут мне березки,
“Россия” - шепчут камыши,
“Россия” - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”.

Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

<Слайд 35>

Звучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы “Любэ”.

Литература

  1. Варанкина В. А. Русская береза – символ Родины моей.// ПедСовет – 1999. - №8. – с.1-2.
  2. Логинова Л. Б. Я вспомнил все былое. // Читаем, учимся, играем – 2006. - №4. – с. 26–32.
  3. Ситдикова Ф. Сценарий весенне-летнего праздника “Береза – символ России” (Публикация по вашей просьбе) // Воспитание школьников – 2004. - №4. – с.65–71.

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

С.Васильев «Белая берёза»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

2015 - 2016 учебный год

Тема: С. Васильев «Белая береза»

Цели и задачи:

Познавательные : познакомить с биографией С. Васильева, её стихотворением «Белая береза».

- познакомить детей с деревом - ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.

Работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;

познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;

Формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

Развивать воображение, фантазию, творческие способности;

Совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

Расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные: определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;

Содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.

Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

Учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Ход урока :

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок.

Прозвенел давно звонок.

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

2.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской «Я маму обидел»

3. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2-3 + приложение 1

А) Работа с пословицами: игра «Собери пословицу».

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

О чём эти пословицы?

Слайд 4

В словаре Ожегова: Родина –

1. Отечество, родная страна;

2.это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.

Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)

Слайд 5 + приложение 2

Б) Работа над стихотворением З.Александровой «Родина» - подчеркните слова, которыми автор описала родину.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Прочитаем стихотворение хором.

4. Физминутка

5. Постановка темы и целей урока.

Произведения какого раздела мы изучаем?

Слайд 6

Предлагаю отправиться в галерею портретов.

С каким поэтом мы ещё не знакомы? (Васильев)

Слайд 7

Откройте учебник на стр. 122. Сформулируйте тему урока.

Чему мы должны научиться?

6. Изучение нового материала.

А) Знакомство с поэтом С. Васильевым

Сергей Александрович родился 17 (30) июля 1911 года в Кургане. Отец умер от тифа, а мать не вынесла и тоже умерла.

После окончания школы-семилетки Сергей Васильев переехал в 1926 году в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее - рабочим на фабрике. В 1931 году был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

В начале 1930-х годов первые стихи С. А. Васильева появились в московских газетах и журналах. В 1933 году вышла первая книга молодого поэта «Возраст». Позже учился в Литературном институте.

Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию.

Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой, чему он посвятил стихотворения «Прямые улицы Кургана», «За уральской грядой», «На реке Тобол», «Изба над Тоболом» и многие другие.

29 декабря 1973 года было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана».

Слайд 8

Проверочный тест «Да или нет».

Слайд 9

Б) Чтение стихотворения учителем

Слайд 10

- Предположите, о чём это стихотворение?

Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?

В) Первичное восприятие

Слайд 11

О каком времени говорится в стихотворении?

Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)

Как думаете, почему стихотворение называется «Белая берёза»? Почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (берёза - символ России)

В) Словарная работа

Слайд 12 - 14

Студеный сок - холодный;

изувеченная кора – поврежденная;

Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха;

Г) Чтение стихотворения учащимися.

От чьего имени написано стихотворение?

Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).

Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)

7. Работа над текстом.

а ) Выборочное чтение

1. Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?

2. Где проходил бой ? (Под Москвой)

3.Что решили воины?

б) Литературные средства:

Слайд 15

Какие эпитеты есть в произведении? (студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза)

Г) Работа над выразительностью:

Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).

Слайд 16

Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Алексей Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Послушайте.

    Прослушивание песни «Я помню, ранило берёзу»

Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.

Слайд 17

8.Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

Слайд 18

9 . Итог урока. Объяснение домашнего задания .

Понравился ли вам урок?

Как выразить свою любовь к Родине?

Как проявить себя, чтобы все увидели, что вы достойный гражданин своей Родины?

Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, картин передать чувства, эмоции, любовь.

Предлагаю выполнить проект в группах стр.123 учебника

Приложение 2

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Соедини части пословицы:

Соедини части пословицы:

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

Соедини части пословицы:

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

Соедини части пословицы:

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

Соедини части пословицы:

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

Соедини части пословицы:

Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Родина-мать умей за нее постоять.

Приложение 1