Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Театральные институты. Лучшие театральные вузы россии и европы на одной столичной сцене

Актер - это не просто профессия, это мечта, призвание, иногда это вся жизнь. Кто из девочек, смотря любимые фильмы, не мечтал стать актрисой? Ведь это так романтично: гастроли, съемки, репетиции. Самое сладкое - это слава и популярность: идти по улице, а тебя все узнают и просят автограф, чтобы видеть себя не только в зеркале, но и на большом экране. Но стать актером совсем непросто, для этого нужно обладать огромным талантом и пройти все испытания. Актер - это постоянная работа над собой, над своим голосом, над своим телом, а самое главное, над своей душой.

Актер Александр Петров бросил экономический факультет и поступил в РАТИ-ГИТИС


Топ лучших театральных вузов

Исторически сложилось, что актерскому мастерству едут учиться абитуриенты России в две столицы. Большинство современных актеров - выпускники театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Уже с апреля можно наблюдать большие очереди вокруг актерских школ, где толпятся девушки и юноши из разных городов нашей страны Они приехали, чтобы поступить в лучшие театральные институты России:

  1. , Москва. Это крупнейший театральный вуз не только в России, но и в Европе. Изначально он был создан как Музыкально-драматическая школа в 1878 году.
  2. Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре России, Москва. «Щепка» - старейшее высшее театральное учебное заведение, которое было основано аж в 1809 году по указу императора Александра Первого.
  3. Столичный при театре им. Вахтангова, Москва. «Щука» был образован как театральный кружок при МХТ для углубленного изучения системы Станиславского.
  4. , Москва, он же ВГИК - для тех, кто мечтает о красной ковровой дорожке. ВГИК был основан в 1919 году как первая в мире государственная школа кинематографии.
  5. , Москва. Была основана в 1943 году Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
  6. . Университет был основана в 1918 году по постановлению А.В. Луначарского как Школа актерского мастерства и до сих пор пользуется популярностью среди поступающих.
  7. . Он был основан в 1918 году как Высший институт фотографии и фототехники, а с 1931 года стал Ленинградским институтом киноинженеров.
  8. , Екатеринбург. Это единственный театральный вуз на Урале.
  9. , Новосибирск. Изначально он был основан как театральное училище в 1960 году и в 2003 преобразован в театральный институт.

Для того чтобы овладеть профессией актера, необязательно ехать в столицу, где абитуриентов много, а места ограничены. В других городах России, таких как Ярославль, Смоленск, Уфа, Хабаровск тоже есть театральные вузы, куда намного проще попасть. Но как разобраться в качестве малого вуза? Разбираемся.

Самый лучший в мире Шерлок Холмс Василий Ливанов - один из выпускников «Щуки»


Как выбрать театральный вуз

Если вы с детства мечтали о славе и популярности, то стоит внимательно отнестись к выбору театрального вуза или института искусств. Следует выбирать по следующим критериям:

  • Программы подготовки. Театральные вузы - это не только актеры, это еще и режиссёры, сценаристы и пр. Выбирайте университет по факультету, на который вы собираетесь поступать, и по конкурсу в каждом из этих вузов.
  • Статус вуза. Театральный вуз может быть государственный или негосударственный . В почете больше государственные. Уровень образования там выше и трудоустроиться после них реальнее.
  • Конкурс на место. Как мы уже выяснили, большой популярностью пользуются столичные вузы. Но конкурс там выше и попасть туда сложнее. К тому же в региональных вузах группы меньше, и каждый студент имеет больше возможностей на непосредственное общение с преподавателем для обучения театральному мастерству.

Мы рекомендуем подавать документы и готовиться к поступлению сразу в несколько университетов и на несколько программ - у вас есть право подать документы в 5 вузов по 3 программы в каждом. Так у вас будет больше шансов поступить на бюджет в театральный вуз. Готовиться нужно начинать заранее, например, записаться в театральный кружок - талант взращивается годами!

Данила Козловский окончил Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге


Какие артистические специальности есть

Артистические специальности не ограничиваются актерским мастерством. На самом деле, театральных профессий немало:

Специальность Срок обучения Профессия
52.03.05 Театроведение 4 года Журналист, Продюсер, Арт-менеджер, Искусствовед, Театральный критик, Театровед
52.05.01 Актерское искусство 4 года Актер музыкального театра, Артист драматического театра и кино, Артист эстрады, Радио- и Телеведущий, Хореограф
55.05.04 Продюсерство 5 лет Игровой продюсер, ИТ-продюсер, Кинопродюсер, Линейный продюсер, Музыкальный продюсер, Режиссер, Телепродюсер
52.05.03 Сценография 5 лет Гример, Декоратор, Дизайнер одежды, Искусствовед, Культуролог Специалист по театрально-декорационному искусству, Театровед, Художник по костюмам, Художник-постановщик
52.03.06 Драматургия 4 года Драматург, Журналист, Кинодраматург, Литературный критик, Литературный редактор, Писатель, Продюсер, Радиоведущий, Сценарист, Телеведущий
52.05.02 Режиссура театра 5 лет Актёр, Кинорежиссер, Музыкальный журналист, Музыкальный критик, Музыкальный редактор, Организатор массовых, мероприятий, Продюсер, Режиссер театра, Режиссер эстрады, Телережиссер
55.05.01 Режиссура кино и телевидения 5 лет Арт-менеджер, Ведущий радио и телевидения, Кинокритик, Кинорежиссер, Продюсер, Режиссер анимации, Режиссер Интернет-программ, Режиссер мультимедиа-программ, Режиссер-постановщик, Сценарист, Телережиссер
55.05.05 Киноведение 5 лет Искусствовед, Киновед, Кинодраматург, Кинокритик, Кинорежиссер, Литературовед, Редактор журналов, книг и передач о кино, Сценарист, Сценограф
55.05.03 Кинооператорство 5 лет Видео оператор, Кинооператор, Монтажер, Оператор-постановщик, Режиссер монтажа, Телеоператор

Звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус - выпускница Щепкинского училища


Как поступать в театральный вуз

Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть.

Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.

В качестве творческого испытания могут быть:

  • Чтение монолога, стиха, басни
  • Актерское мастерство
  • Исполнение песни
  • Танец

Пример творческого испытания в Санкт-Петербургский государственный институт культуры:

Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт :

  1. Попытка произвести «правильное» впечатление . Среди студентов и абитуентов ходят разные сплетни о том, как понравится приёмной комиссии - внешность, образы, манеры. И абитуриенты стараются выглядеть как можно оригинальнее доходя до эпатажа. Это самая распространенная ошибка. На просмотрах недостаточно (и не нужно) запомниться розовыми волосами, надо показать свой талант и умение вжиться в образ.
  2. Неправильно выбранный образ . Если вам 19 лет и вы выбираете себе образ умудренного старика, то это будет ошибкой. Лучше всего выбирать себе героя одного с вами возраста и пола, для перевоплощения вам не потребуется прилагать много усилий, и у вас будет больше шансов успешно пройти это испытание.
  3. Не успеть вжиться в роль . Многие пытаются отыграть определенного героя и «задавить» эмоциями, которые они на самом деле не испытывают. Попробуйте представить, как бы вы действовали на месте героя, какие бы эмоции испытывали.
  4. Выбирать учебное заведение, а не мастера . Если вы хотите стать профессионалом своего дела, то в первую очередь определите, какой наставник вам ближе по духу - своим творчеством, опытом и просто по-человечески. Решите для себя, какой мастер лучше всего сможет раскрыть ваш талант.
  5. Отказаться от мечты . Да, поступить в заветный театральный вуз - это непростая задача. Для этого нужно очень много работать. Но не нужно настраиваться на провал изначально. Просто делайте все, что в ваших силах, а остальное в любом случае от вас не зависит, поэтому и переживать лишний раз не стоит. Можно пробовать еще и еще. Многие известные актеры поступили в театральное училище не с первого раза.

Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:

Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее:

  • Много репетировать. Актерский труд - это тяжелая работа и часы репетиций с небольшими перерывами.
  • Воспитывать в себе харизму. Заурядные личности никому не интересны, учитесь раскрывать все грани своей личности.
  • Читать много художественной литературы. Классика поможет вам прочувствовать героев тех времен.
  • В интернете много роликов по актерскому мастерству. Подпишитесь на каналы и узнавайте что-нибудь новое каждый день.
  • Ходите в театры и перенимайте опыт профессиональных актеров. Это пригодится вам при поступлении.
  • Подпишитесь на группу вашего любимого театрального вуза ВКонтакте, следите за новостями, там тоже можно узнать много полезного.

Привлекают ежегодно тысячи абитуриентов со всех уголков России. Поступить в один из них непросто. Об этом свидетельствуют истории из жизни выдающихся актеров и режиссеров, которым в свое время удалось стать студентами престижных театральных вузов лишь со второй или третьей попытки. А сколько их еще, непризнанных талантов, которым так и не удалось получить пропуск в мир искусства?

Тема сегодняшней статьи - Мы приведем список самых престижных столичных вузов, выпускающих актеров и режиссеров. Расскажем о том, как поступить в в Москве, и о том, какие трудности обычно возникают на пути абитуриентов.

Существует перечень вузов, в которые попасть желает каждый школьник, мечтающий об актерской карьере. есть во многих городах, но когда речь заходит о профессии, связанной с кинематографом и театром, вспоминаются ГИТИС, училище им. Щепкина. Ведь это лучшие театральные институты Москвы.

Список вузов

Среди учебных заведений, о которых идет речь в этой статье, есть и академии, и училища, и институты. Некоторые из них называются театральными, будто их выпускники могут трудиться исключительно в храме Мельпомены. В названии одного из них присутствует слово "кинематография", словно те, кто получил диплом этого вуза, всю жизнь проведут на съемочной площадке. В действительности же особенного отличия между ними нет. Их можно отнести к одной категории - театральные институты Москвы.

Стоит сказать, что нет гарантии того, что студент одного из этих учебных заведений станет известным, востребованным актером. Как нет уверенности в том, что слава способна осчастливить человека. Но не будем отвлекаться на философские темы, а назовем лучшие театральные институты Москвы:

  • ГИТИС;
  • училище им. Щепкина;
  • училище им. Щукина;
  • школа-студия МХАТ;
  • ВГИК.

Российский университет театрального искусства

Это самый крупный театральный вуз в Европе. Девушки и юноши, грезящие сценой, стремятся попасть в первую очередь именно сюда. История ГИТИСа начинается в конце девятнадцатого века. Преподавание ведется по всем специальностям, которые только существуют в сценическом мире. ГИТИС выпускает режиссеров драмы, эстрады и цирка. Обучение ведется также по специальностям "балетмейстер", "театровед", "сценограф".

В ГИТИСе восемь факультетов: актерский, режиссерский, театроведческий, балетмейстерский, продюсерский. Также здесь есть факультеты эстрадного искусства, музыкального театра, сценографии.

Среди педагогов ГИТИСа немало выдающихся актеров и режиссеров. Пожалуй, это лучший театральный институт в Москве.

ГИТИС: как поступить

Самый большой наплыв абитуриентов ежегодно переживает именно этот институт. На актерский факультет подать документы может выпускник общеобразовательной школы до двадцати пяти лет. предполагает наличие жизненного опыта. А потому здесь возрастной ценз увеличен до тридцати пяти лет.

Поскольку большинство абитуриентов мечтают о или режиссера, рассмотрим условия приема на факультетах, которые готовят именно этих специалистов. И в первом, и во втором случае потенциальные студенты проходят творческий отбор. На актерском факультете он проходит в три этапа. На режиссерском - в четыре.

Будущий актер на первом этапе отборочного тура читает перед членами приемной комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Причиной неудач абитуриентов нередко является неправильно подобранное произведение. Отрывок следует подбирать так, чтобы он соответствовал внутреннему состоянию, внешнему облику. Совсем не гармонично будет звучать монолог Тараса Бульбы из уст субтильного юноши. А абитуриенту, обладающему редким комическим даром, не стоит входить в образ Ромео. Следует также учесть, что члены приемной комиссии могут дать непростое задание. Придется импровизировать, подключив свой жизненный опыт, наблюдательность, способность быстро реагировать.

Случай из жизни

Юрий Никулин - великий клоун - несколько лет театральных институтов, в том числе и ГИТИСа. Ни в один из вузов, список которых приведен выше, его так и не взяли. Но в своей книге воспоминаний он рассказал об одном интересном случае, свидетелем которого он стал на вступительных экзаменах.

Одну из абитуриенток попросили сыграть воровку. Девушка отреагировала весьма странно. Она принялась возмущаться, подбежала к столу, за которым восседали члены приемной комиссии, и выкрикнув: "Как вы можете? Ведь я комсомолка!" - выбежала в слезах за дверь. И только спустя минуту один из педагогов заметил пропажу своих часов. В этот момент вернулась "обиженная" абитуриентка и вернула часы со словами: "Я справилась с вашим заданием?"

Заключительный этап

Тем, кто удачно прошел первый этап, предстоит продемонстрировать сценическую речь и подтвердить свои знания из области истории театрального искусства. И только после этого испытания по русскому языку и литературе.

Будущие режиссеры также сдают устный экзамен по теории режиссуры. Независимо от того, какую специальность выбрал абитуриент, для поступления ему недостаточно таланта. Нужны и теоретические знания. А для того чтобы их получить, следует много читать литературы, посвященной театральному и режиссерскому искусству.

Высшее театральное училище им. Щепкина

На актерский факультет этого института прием проходит в четыре этапа. Первый представляет собой отборочную консультацию. Так же как и в других театральных вузах, поступающие готовят несколько отрывков как из поэтических, так и из прозаических произведений. При успешном прохождении абитуриенты допускаются ко второму этапу. Здесь им тоже предстоит продемонстрировать артистическое мастерство с помощью чтения литературных произведений. Но отбор во втором туре более жесткий. Учитываются способности абитуриента, широта его артистического диапазона. Третий этап представляет собой устный экзамен по теории театрального искусства.

Другие вузы

Прием в училище им. Щукина и школу-студию МХАТ происходит по той же схеме: оценка актерского мастерства, коллоквиум. Именно поэтому многие абитуриенты подают документы в несколько вузов и читают в ГИТИСе те же произведения, что, например, и в училище им. Щепкина.

Таков прием в театральные институты Москвы. После 9 класса поступить можно в следующие учебные заведения:

  • Государственное училище музыкального и эстрадного искусства;
  • Государственный театральный колледж им. Филатова;
  • Московский областной колледж искусств.

Меня просто забросали вопросами о том, какие университеты или школы являются лучшими по актерскому мастерству. Поэтому сегодня я составила список десяти лучших актерских школ США. Первые 5 школ из этого списка входят в десятку лучших актерских школ мира. Хотя большинство школ предлагают только магистерские программы (MFA), многие из них берут на эти программы и тех, у кого нет бакалаврской степени. И хотя учатся все вместе, те, у кого нет бакалаврской степени получают сертификат, в то время как те, у кого бакалаврская степень есть – магистеpскую степень. Также нужно знать, что актерские программы обычно длятся 3 года (а не 2, как большинство магистерских программ), но есть и исключения, о них – ниже… Важным моментом также является то, что в отличии от большинства специальностей, поступление на которые можно сделать на расстоянии, для поступления в хорошую актерскую школу придется приехать на прослушивание и успешно его пройти.

Все эти программы ОЧЕНЬ селективные и принимают 2-5% от всех аппликантов. Дело в том, что в отличии от большинства других престижных университетов и программ, на актерских программах очень маленький набор (18-30 человек в год), поэтому когда подают 1000-1500 аппликантов, шансы попасть в эту двадцатку-тридцатку довольно маленькие.

Цены, о которых я буду писать, не включают fees, которые хоть и относительно небольшие, но присутствуют в Drama Schools в большом количестве из-за различных прослушиваний, страховок и специфики обучения вообще. Все цены в этой статье действительны на май 2012 года. И вот лучшие актерские школы США:

Juilliard считается одной из лучших школ в мире по всем дисциплинам, связанным с искусством. Если будущие бизнесмены, ученые и инженера пытаются пробиться в Гарвард, Йель, Стэнфорд или MIT, будущие музыканты, актеры, драматурги, танцоры мечтают о Juilliard. Acceptance rate в Juilliard всего лишь 7% (да-да, меньше чем в Гарварде, Принстоне и Йеле), а процент приема на Drama всего лишь 2% от всех подающих документы. В отличии от большинства актерских программ, которые длятся 3 года, актерская программа в Juilliard School длится целых 4 года, причем как для бакалавров, так и для магистров. Кроме интенсивной программы обучения, Juilliard предлагает также тренировочные кастинги с крупными актерскими агентствами Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Учеба в Juilliard стоит $33,630 в год и вместе с университетским жильем выходит во что-то около $50,000 в год.

В Йеле можно получить либо магистерскую степень, либо сертификат. Учеба длится 3 года и стоит $26,250 в год или $43,150, включая проживание, книги и другие расходы. Как говорят в самой школе 93% студентов Yale School of Drama получают какую-нибудь финансовую помощь от университета или государства. С точки зрения успеха выпускников, это одна из лучших актерских школ в мире, выпустившая кучу знаменитостей , одной из которых является муза братьев Коэнов Фрэнсис Макдормэнд.

NYU предлагает как бакалaврскую, так и магистерскую программу по актерскому мастерству. Обучение там стоит около $25,000 в год. NYU Tisch – одна из фаворитов для тех, кто мечтает о карьере на нью-йоркском Бродвее.

Это не университет, а профессиональная программа при театре American Conservatory Theater. Программа длится 3 года и предлагает как магистерскую программу, так и сертификат для тех, у кого нет бакалаврской степени. Стоимость актерской программы $20,500 в год и преимущества очевидны – студенты учатся в “живом” театре и иногда даже играют небольшие роли вместе с профессионалами, то есть с первого дня можно общаться и налаживать контакты с продюсерами, сценаристами и успешными актерами.

Считается одним из лучших мест, позволяющих “прорваться” на американскую сцену. American Repertory Theatre, также как и American Conservatory Theater, не является университетом, но предлагает профессиональную актерскую программу в Institute for Advanced Theatre Training. Программа длится всего лишь 2 года, правда включает и летнюю учебу в первый год – во время летних каникул все студенты отправляются в театральную школу при МХАТе в Москве на обязательную стажировку. Полная стоимость программы – $58,600 – это включает 2 года учебы и летнюю поездку в Москву.

Эта школа нацелена на тех, кто планирует получение бакалаврской степени. Хотя они предлагают несколько магистерских программ, эти программы не по актерскому мастерству. Единственная актерская программа здесь – бакалаврская. Стоимость учебы в Boston University School of Theater $21,500 в год, не включая проживания и других расходов. Этот университет обращает внимание как на актерский талант, так и на успеваемость, принимая во внимание и прослушивание (50% решения о принятии) и GPA и баллы за тесты (остальные 50%). Для тех, кто мечтает о карьере в Голливуде есть специальные возможности: во первых, программа стажировки , доступная только выпускникам Boston University School of Theater, предлагающая 15 недель учебы и работы в сердце киноиндустрии – Лос-Анджелесе (стоимость $25,500, включая проживание); во-вторых, после стажировки (или вместо нее) выпускники Boston University School of Theater могут также продолжить учебу в Лос-Анджелесе поступив на certificate программу Acting in Hollywood длительностью в 16 недель (стоимость $10,600, включая проживание).

CalArts называют “Juilliard of the West”, актерская программа тут тоже очень конкурентная (принимают около 3.5% от всех, кого приглашают на прослушивание). Благодаря местонахождению вблизи от Лос-Анджелеса является неплохим местом для налаживания связей в кино и на телевидении. Этот университет предлагает как 4-хлетнюю BFA программу, так и 3-хлетнюю MFA. Обучение стоит $37,700 в год, плюс около $2000 за fees.

CMU предлагает актерскую программу только для бакалавров. Также является очень селективной, принимая в School of Drama около 3% от всех аппликантов ежегодно. Большой акцент при решeнии кого принять делают на прослушивание (около 80%), GPA и тесты влияют на остальные 20%.

Здесь тоже актерская программа – только для бакалавров. Кроме того, она довольно тяжелая. Первый год учебы является “пробным”, это означает, что вас могут исключить в любой момент по любой причине, если посчитают, что вы недостаточно талантливы или трудолюбивы. Программа является одной из четырех программ в стране (на ряду с Boston University, Carnegie Mellon University и University of North Carolina), которая одобрена Consortium of Conservatory Theater Training Programs. Благодаря этому ежегодно преподаватели отбирают самых талантливых по их мнению выпускников, которым дается возможность выступить перед более чем 300 представителями крупных агентств Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Это самая недорогая программа из этой десятки. Для резидентов штата Нью-Йорк учеба стоит около $5,000 в год, для резидентов других штатов и иностранных студентов – около $13,000. Проживание и fees займут еще около $10,000 в год.

Тут предлагается бакалаврская программа, из которой также как и из программы в SUNY Purchase можно легко “вылететь”. Каждый семестр декан должен лично подтвердить, что он не против, чтоб студент продолжал обучение, а для этого нужно не только иметь хорошие оценки, но и, как написано на официальном сайте, “продемонстрировать существенный рост в художественном мастерстве”. Стоимость года учебы для резидентов штата Северной Каролины – $5,270, для резидентов других штатов и иностранных студентов – $18,415. Fees и жилье выльется еще в $11,000 в год.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».

Если вы планируете стать актером Голливуда и уже купили билет в Лос-Анджелес, поздравляем - вы очень самонадеянный человек. Специально для таких, как вы, продюсер кино и ТВ Алина Тригубенко изучила Голливуд изнутри и выяснила, в каких американских школах учат актерскому мастерству и стоит ли тратить на них свои кровные сбережения

Л ос-Анджелес — идеальный сад для взращивания и правильного ухода за актерским талантом. В городе, как грибы, растут и открываются новые школы, мастерские, студии, университеты. Способствуют тому идеальный климат, географическое положение для съемок и покровительствующая Венера — планета красоты, творчества, гармонии, тщеславия и артистизма.

Я четко осознала, что хочу отдать зародыш своего актёрского таланта в любящие, заботливые руки мастера, который не сделает из меня икебану, а аккуратно, направляя к источнику творческого канала, даст взрасти тому, что уже решило взойти.

Полтора месяца своей жизни я посвятила тому, что ходила по Лос-Анджелесу в поисках интересных школ и изучала атмосферу, методику коучей и их возможности. Ниже — 10 самых толковых и полезных учебных заведений, которые мне удалось обнаружить.

Школа Иваны Чаббак


Ивана Чаббак очень раскручена во всем мире и последние годы особенно популярна в России и Европе. Школа имеет три уровня обучения: новичкам нужно пройти определенное количество занятий, месяцев или лет с разными преподавателями introductory class, затем (или же сразу, при наличии какого-то опыта в профессии) перейти в advanced class. Только после этого, а также если Ивана выберет именно ваше резюме из сотен или вы оплатите ее частный курс, вы попадаете лично к ней.

Правда, все классы Иваны переполнены и никто не гарантирует, что вы сможете еженедельно получать заветные комментарии мастера в адрес своей игры. Но и здесь есть плюс: побыть наблюдателем, увидеть работу преподавателя с другими тоже довольно полезно. Особенностью техники Иваны стал приоритет интеллектуального труда над работой тела, к тому же принцип актерской игры у нее построен на использовании сексуальной энергии. Все преподаватели школы обучают студентов по авторской технике Чаббак, прекрасно изложенной в книге "Мастерство актера".

Вероятность попасть к самой Иване не так высока, но есть. Каждый сам решает, стоит ли заниматься у малоизвестного преподавателя под прикрытием ее бренда, который, кстати, прославили звездные ученики Чаббак — Бейонсе, Шарлиз Терон, Джессика Бил и другие. В этой школе, как и в некоторых других, есть прекрасная возможность познакомиться с кастинг-директорами, агентами и продюсерами.

Margie Haber Studios


Это студия имени известного коуча Марджи Хэйбер. Прежде чем попасть на занятия к Марджи, здесь тоже сперва необходимо отучиться какое-то время у других преподавателей. Если вы уже достаточно много снимались, то шансы увеличиваются.

Особенность этой школы в том, что все уроки записываются на камеру. Полезный опыт: запись безжалостно обнажает ошибки, нервозность и недоработки. Говорят, Холли Берри осталась очень довольна системой Марджи под названием "Три Пи", которая, согласно обещаниям, убирает: Panic (панику), Pain (боль), Performance anxiety (страх неудачи) и привносит в роль "большое Пи" — Power (силу). Брэд Питт, Винс Вон, Кристин Дэвис, Молли Симс и другие тоже брали уроки у Марджи, но отзывов, правда, не оставили.

Школа Ларри Мосса


Один из самых именитых преподавателей актерского мастерства всея Америки — Ларри Мосс. Он признается, что ненавидит актеров Лос-Анджелеса за позерство, поверхностность и отсутствие усердия, с которым работают их нью-йоркские коллеги.

Ларри воспринимает каждого студента прежде всего как человека, а потом уже как актера. Будто под лупой рассматривает он его внутренний мир, сострадательно отправляет каждого к психотерапевту, причем прописывает доктора в обязательном порядке несколько раз в неделю. Ларри не терпит лентяев и халтурщиков — разнесет в пух и прах, но, правда, с любовью, по-отечески. Все его ученики обязаны работать голосом и телом, владеть техникой Александра (западная альтернатива методу Станиславского) и навыками сценической речи, быть очень образованными и умными. Именно поэтому актеры на его занятиях совершенно иного уровня, чем на большинстве других воркшопов.

Возможность попасть к Ларри есть только четыре раза в году — два раза в Нью-Йорке и два в Лос-Анджелесе. Но всегда можно прийти на аудирование, то есть понаблюдать за работой мэтра и заодно насладиться трудом профессионалов, известных и не очень актеров. Не факт, конечно, что вы увидите там Леонардо ДиКаприо, Хилари Суонк и Хелен Хант, которых Ларри готовил к их звездным ролям, но вдруг вам повезет? Судя по списку наград своих учеников, Ларри приносит удачу.

Школа под названием Larry Moss Studio не имеет никакого отношения к Ларри Моссу. Она принадлежит Мишель Дэннер, бывшему партнеру по бизнесу Ларри, с которой тот однажды прекратил работать, но изменить название школы или забрать бренд с собой не смог.

Sharon Chatten Studio


Шэрон Чаттен держит маленькую студию, преподает сама и принципиально не хочет ставить школу на поток. Это женщина с характером, у которой занимаются в основном уже состоявшиеся актеры и знаменитости вроде Ванессы Уильямс, Уилла Смита, Джима Керри или Кэмерон Диаз. Шэрон берет далеко не всех и предъявляет к кандидатам жесткие требования. Ее подход к обучению — и телесный, и интеллектуальный. Актер обязан изучить каждый нюанс произведения, понять каждый оттенок смысла и, что еще более важно, очистить свои тело и речь от зажимов и прочей шелухи, мешающей свободной игре. Многих учеников Шэрон действительно раскрывает, но большинству она зачастую кажется слишком деспотичной и критически настроенной.

Anthony Meindl Actor Workshop


Отличающаяся от других школ философия Anthony Meindl Actor Workshop очень близка русским, с нашим вечным поиском смысла жизни и фатализмом. Энтони Мейндл делает большой акцент на духовный аспект актерского мастерства. В Лос-Анджелесе духовность и эзотерика сейчас в моде — каждый пятый гуру и просветленный. Под статистику попадают и преподаватели.

В этой школе вы обучаетесь актерскому ремеслу и заодно проходите тренинг личностного роста. Как говорят ученики, Энтони заглядывает в потаенные уголки вашей души, меняет жизнь, помогает раскрыть любовь к себе и развить самооценку. Кармен Электра, к примеру, считает, что именно Мейндл подарил ей тотальную уверенность в себе и раскрепощенность, а значит, и восхищение зрителей.

Ruskin School & Theatre


Джон Раскин — ученик знаменитого Сэнфорда Мейзнера (американского актера и преподавателя) и носитель его техники. В Голливуде любят ссылаться на знакомство с Мейзнером и называть его своим учителем, но чаще всего это оказывается чистым блефом. Джон в этом смысле — приятное исключение. В кабинете на видном месте он держит неоспоримое доказательство — фотографию с мэтром.

В Ruskin School & Theatre есть дневные и вечерние группы, для новичков и профи. Люди без опыта, уже состоявшиеся актеры или просто те, кому нужно раскрыть себя, проходят классы начального уровня. Занятия больше напоминают сеансы психотерапии: в мягкой, доверительной атмосфере каждый вытаскивает из своего сознания то, что мешает ему найти гармонию с самим собой и раскрыться, чтобы пойти навстречу миру и успеху. Уроки проводятся два раза в неделю. Сначала студенты работают над личностью и учатся чувствовать настроение и состояние партнера, а уже спустя месяц принимаются собственно за актерское мастерство. По выходным для особо продвинутых, то есть уже действующих актеров, преподают известные люди индустрии — Энтони Хопкинс, например. Принцип тот же, что и в других студиях: сценка и разбор на 20—30 минут.

У этой школы есть три плюса. Во-первых, она дает возможность рассмотреть себя и свой талант под разными углами. Во-вторых, дарит роскошный шанс подружиться с профессионалами и быть замеченным. В-третьих, если вы хорошо себя покажете, вам могут предложить стать актером театра при школе. С точки зрения связей и перспектив — прекрасный опыт.

Сам Джон Раскин — интересная, вовлеченная личность, каждый урок он пропускает через себя и создает атмосферу радости, спокойствия и уверенности. Все его ученики обычно становятся друзьями.

Berg Studios


Не слишком раскрученная школа, чистая жемчужина в океане активно промотирующих себя студий, агрессивно зарабатывающих деньги.

В этой студии, в отличие от большинства других, важнее имени, славы и денег — настоящее искусство, обучение, передача знаний и мастерства, постижение невыразимого, волшебство. Все три преподавателя школы очень профессиональны, заинтересованы в прогрессе и успехе каждого ученика; они прекрасно дополняют друг друга, у каждого очень глубокий подход и уникальная методика расслабления, познания себя и высшего смысла искусства актерской игры. Помимо сценического мастерства есть много приятных бонусов: занятия по разбору сценария с проникновением в историю, культуру, дух времени, семинары приглашенных профессионалов индустрии и многое другое. Здесь хорошие возможности для налаживания полезных связей: актеры у Берга снимаются в топовых фильмах ("Доктор Хаус", "Человек-паук", "Хэнкок", "Звездные войны", "Подмена").

Грегори Берг, основатель студии, на мой взгляд, настоящий гений. Он необъяснимо тонко чувствует, что и как нужно сказать своему ученику, моментально находит необходимый рычаг для того, чтобы выключить фальшь и заставить вас прожить жизнь героя. Простые слова, простые советы — но в этой простоте кроется вся суть.

Школа Эрика Морриса


Известный в Голливуде преподаватель и автор потрясающих книг. У Морриса маленькая школа с особой атмосферой. Трогательный, обаятельный, добрый, он тоже сосредоточен на искусстве, а не зарабатывании денег, излучает любовь с уверенностью и проявляет высокий профессионализм. Преподает исключительно сам — в его студии легко раскрыться и вылезти из скорлупы, которая мешает настоящему мастерству. Своя, очень интересная методика, основанная на телесности и чувствовании.

Актерские школы в Лос-Анджелесе — весьма прибыльная индустрия. Помимо действительно талантливых преподавателей попадается много тех, кто пока добился немногого и снялся в кино от силы раза три. У Эрика же цифры весьма внушительные: преподает уже больше 53 лет, снялся в 25 фильмах, 85 шоу, 50 пьесах. В отличие от многих других коучей, он не станет заполнять дыру непрофессионализма упоминанием громких имен актеров, якобы своих учеников. Кстати, предисловие к его книге No Acting Please написал Джек Николсон.

Howard Fine Acting Studio


Говард Файн, основатель этой школы, был назван лучшим преподавателем актерского мастерства в Лос-Анджелесе в 2006 году по версии журнала Backstage West. В его студии улучшают свои навыки в основном уже профессиональные актеры. Все занятия построены вокруг личности самого Говарда, на его весьма субъективном вкусе. Очень специфическая техника, которая подойдет не всем. Но если вы сойдетесь в интересах, студия предложит вам качественные занятия по вокалу, речи, импровизации и технике Александра. Благодарности в адрес Говарда пишут известные режиссеры и актеры, например Мартин Кэмпбелл ("Казино "Рояль", "Маска Зорро"), Крис Пайн ("Звездные войны") и Виктория Берроуз ("Хоббит").

Студия Лизы Робертсон


Здесь очень мягкий, женский, уважительный, аккуратный подход к ученикам. Лиза помогает каждому бутону раскрыться в свое время, в своем режиме и стиле. В отличие от многих других школ, здесь нет навязывания определенной техники и специальных инструментов. Главное — раскрыть свое видение, чувствование. После занятий из студии Лизы не хочется уходить. Она работала со многими актерами из саги "Сумерки", а также из популярных сейчас в Америке сериалов Walking Dead и The Riches.

В Лос-Анджелесе очень много соблазнов, но если у вас есть четкая цель и понимание пути, то все эти прекрасные пафосные тусовки со знаменитостями и без, не дадут свернуть в сторону и увести от понимания первостепенной важности труда, работы, усердной, ежедневной, даже в каком-то смысле бесстрашной. Изучать себя — самое неожиданное, захватывающее и рисковое путешествие. Никогда не знаешь, где и кем вынернешь. Успехов!