Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Внутренние войска авиация. Что летает и ездит. История возникновения внутренних войск

Авиационный отряд специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России) - «Ястреб» это авиационный спецназ. Центр находится в оперативном подчинении подразделения центрального аппарата МВД России, реализующего функции МВД России по организации деятельности сил оперативного реагирования.

Головной офис АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России находится в районе метро Авиамоторная. Тут у отряда просторное, отремонтированное офисное здание


Нас встречает и в дальнейшем будет сопровождать, всё рассказывать и показывать - заместитель командира авиационного отряда специального назначения «Ястреб» Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России по лётной работе – Юмаев Марат Абдрашитович, полковник полиции

Так как отряд авиационный, то на крыше офисного здания есть вертолетная площадка


Диспетчер подготавливается к прибытию вертолета


Вертолеты авиационного отряда "Ястреб" базируются в подмосковном аэропорту "Чкаловский". Время в пути от Чкаловского до офиса на вертолете составляет около 10 минут.


Вертолетом управляет командир летного отряда «Ястреб». Попозировав нам, вертолёт улетел обратно на аэродром Чкаловский, ждать нас там.


Ну а пока, у нас есть возможность посмотреть быт авиационного отряда.

Учебный класс


Сотрудник полиции изучает технические материалы


Схема расположения основных аэродромов (площадок) в московском узловом диспетчерском районе с данными средств связи и РТО

Есть свой не большой спортзал, правда свободного времени у сотрудников не так уж много


Видно, что здание после капитального ремонта, везде всё новенькое и везде чистота и порядок, прям всё по домашнему


Авиационный отряд «Ястреб» относительно молодой в государственной авиации, в 2013 году отряду исполнилось всего 10 лет.


Ими гордится подразделение. Служу закону - служу народу!


Переносной малогабаритный комплекс, включающий в себя два самолета, компактную станцию управления с запасным комплектом элементов питания для ЛА и контейнер-рюкзак для переноски 2 БЛА. Этот надежный комплекс предназначен для использования в первой линии разведки, а также для наблюдения поверхности суши и моря. Время подготовки комплекта в рабочее состояние – 5 минут. ZALA 421-08 управляется в автоматическом либо полуавтоматическом режиме.


Отряд постоянно развивается, закупается новая техника и оборудование. Отряд беспилотных летательных аппаратов работает на износ, загруженность сумасшедшая. За отрядом закреплена область и ближайшие округа (Калужская, Тверская область всего семь областей)


Беспилотный летательный аппарат самолетного типа ZALA 421-16Е. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный "малыш" может осуществлять трансляцию видео картинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу.


Блогеры внимательно изучают беспилотные летательные аппараты


Система закрытой видеосвязи, на которой задается куда полетит летательный аппарат, и тут же в реальном времени можно следить где находится беспилотник. БПЛА отдельная гордость авиационного отряда.


Эти вертолеты не имеют отношения к отряду "Ястреб", но просто не мог пройти мимо, все таки красивые машины КА-226


Вертолеты на списание...ждут своего часа


Нас встречает Игорь Леонидович Коньшин – полковник полиции, командир летного отряда «Ястреб»


Игорь Леонидович рассказал немного об отряде "Ястреб"

Авиационный отряд «Ястреб» относительно молодой, но за это время прошло грандиозное развитие. Если посмотреть, как мы базировались изначально, сидели в маленьких, обшарпанных кабинетах на Большой Лубянке и сейчас у нас большое, отремонтированное офисное здание. Раньше отряд базировался в Быково, но к сожалению аэропорт Быково, который очень удобно расположен территориально для выполнения задач, был закрыт. Мы нашли себе такое место, чтоб базироваться на вертолетах и плюс чтоб рядом был самолет. Мы стали базироваться в аэропорту Чкаловский и Раменское. У нас разброс авиационной техники это сделано специально для выполнения задач, если в одном месте будет вся техника, то это будет не правильно. Казалось бы Чкаловский и Раменское рядом, но погода может кардинально отличаться. В Чкаловском может быть открытое небо, когда Раменское закрыто. Поэтому нам это позволяет оперативно выполнять поставленные задачи. На вертолетах летаем практически во всех погодных условиях. Все летчики отряда прошли огонь, воду и медные трубы, все бывшие военные летчики.
В Чкаловском у нас в круглосуточном дежурстве находится 1 вертолетный экипаж, всего в дежурной смене 5 человек. Готовность к вылету 20 минут.


На территории есть два ангара. Один, как бы разделен на бытовой блок и гараж для спецтехники.


Игорь Леонидович: "У руководства очень много планов по развитию. Хочется чтобы люди приходили на дежурство, как домой, для этого создаются комфортные условия для несения службы."

На кухне, где дежурная смена принимает пищу, живет кошка Клёпа:)


Есть не большая зона для отдыха, где установлены силовые тренажеры, столы для тенниса



Главная ударная сила АОСН «Ястреб» - легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского - белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter.
Один из вертолетов носит имя - Александр Калабушкин (назван в честь погибшего сотрудника отряда), именно этим вертолетом управлял Игорь Леонидович, когда мы были на крыше офисного здания.


Место пилотов в вертолете AS-355


Один из вертолетов раскрашен под маскировку, другой в цвета полиции. Перед отрядом ставятся разные задачи и в какой-то задачи нужна одна раскраска, в какой-то другая. С этого вретолета снимали инаугурацию президента России В.В. Путина


Одно из самых важных и ответственных направлений в работе авиаотряда - взаимодействие с подразделениями спецназа. В первую очередь с СОБРом "Рысь" и ОМОНом "Зубр". Здесь основная задача полицейской авиации - транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с оружием и в полном снаряжении. Спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи. Помимо транспортно-боевых функций вертолет выполняет разведывательные задачи с использованием специального оборудования.


Максимальная высота полета - 6 км, скорость - 250 км/ч. Важнейшее требование для полицейского вертолета - маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать не часто, а основное поле его деятельности - большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки винтокрылый полицейский должен быть готов к тому, что ему придется маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо или опускаться при необходимости. AS-355 для таких маневров подходит идеально. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины - ее вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет при необходимости может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. При этом машина способна работать не только в равнинных условиях, но и в горах, а эта среда, как известно, считается одной из самых сложных для полетов.



Буксировочная машина для вертолета, с помощью неё вертолет выгоняют и прячут в ангар


Для выполнения задач на вертолете установлены видеокамеры большого разрешения, тепловизоры и другая техника


Игорь Леонидович: "Два года назад в отряд прибыл Сухой СуперДжет 100 (который должен заменить древний и медлительный Як-40»), полтора года выбивали экипаж под самолет. В то время, как в МВД идут сокращения штатов, мы смогли увеличить свой штат с 73 человек до 95.
- Как получается? Да просто всё, работать надо, стучаться во все двери и все будет хорошо:) (Под лежачего офицера коньяк не течёт))"

Я горжусь своим отрядом и своей командой!

Пристегните ремни, мы вылетаем на задание!


Хочется сказать огромное Спасибо за приглашение в гости - Юмаеву Марату Абдрашитовичу и Игорю Леонидовичу Коньшину. Успехов Вам в вашем не легком деле! а также спасибо сообществу mosblog


А ещё на базе в аэропорту Чкаловский, у авиационного отряда "Ястреб" живет очаровательный пёс:)) который очень рад был нас всех видеть и даже начал танцевать:))


Всем мирного неба над головой!

Хорошая статья, посвященная «малой» авиации, к которой отнесли и авиаподразделения, обслуживавшие Ракетные войска стратегического назначения, а впоследствии - и космические войска.

Понятно, что широкий охват не позволил подробно рассказать об авиации РВСН, но даже малое полезно.

Кроме этой книги авиации РВСН посвящено еще одно издание, которого у меня, к сожалению, нет. Вот его данные:

Доброхотов В.А., Архаров Б.К., Тарасюк А.И., Литвинюк В.И., Риваненко В.К. Авиация ракетных войск стратегического назначения. Исторический очерк / ЦИПК, 2002

Александр Королёв

«Малые авиации» советских силовиков

Кроме имевшихся в Вооруженных Силах СССР «больших» авиаций (ВВС, ПВО, ВМФ, АА), еще почти 1400 ЛА входили в состав так называемых «малых» авиаций, находились как в составе ВС, так и в КГБ и в МВД СССР.

Принадлежность
силовому ведомству
Авиация Количество
полков Отдельных
эскадрилий
Отдельных
отрядов
ЛА
МО СССР РВСН 3 38 - 500
ВДВ - 9 - 200
КВ 2 2 - 185
ГО - - 3 15
КГБ СССР ПВ 9 8 1 420
МВД СССР ВВ МВД, МВД - 5 - 60
Всего: 14 62 4 1380

Авиация ВДВ

Собственная авиация имелась в составе одного из наиболее боеспособных компонентов Сухопутных войск - ВДВ: штабам вдд придавались эскадрильи, включавшие самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8, предназначавшиеся, в основном, для первоначального обучения личного состава парашютному десантированию (так за 50 лет своего существования 110-я авиационная эскадрилья десантировала парашютным способом более 2000000 человек) и решения связных задач.

Авиация ВДВ
58 овэ Рязань (Турлатово) Ми-8 - - РВВДКУ
110 осаэ Тула (Мясново) Ан-2 Ми-8 - 106 гввдд
115 осаэ Фергана Ан-2 Ми-8 - 105 гввдц
116 осаэ Гянджа Ан-2 Ми-8 Ми-2 104 гвдд
185 осаэ Каунас Ан-2 Ми-8 Ми-2 7 гвдц
210 осаэ Витебск (Северный) Ан-2 Ми-8 - 103 гвдд
242 осаэ Псков (Шабаново) Ан-2 Ми-8 Ми-2 76 гвдд
243 осаэ Болград Ан-2 Ми-8 - 98 гвдд
266 осаэ Гайжюнай Ан-2 Ми-8 - 242 УЦ

Авиация ВДВ была создана приказом Министра обороны СССР от 29 декабря 1958 г., когда из состава ВВС было передано 7 авиационных эскадрилий самолетов Ан-2.

Кроме осаэ на Ан-2 и Ми-8, авиация ВДВ имела еще ряд подразделений непосредственного подчинения: 58-я овэ при Рязанском ВВДКУ, 266-я осаэ - при 242-м УЦ в литовском Гайжюнае. Штабу ВДВ придавались еще два подразделения - 185-й ово в Подольске (из состава АА) и оао в Клину (из состава ВВС).

Основная часть подразделений авиации ВДВ дислоцировалась в МВО и ПрибВО (по две осаэ). В ЛенВО, ОдВО, БелВО, ЗакВО и ТуркВО их было по одной.

С 1984 по 1998 г. начальником авиации ВДВ был полковник А.С. Савельев.



Ан-2 авиации ВДВ

Авиация РВСН

История авиации РВСН берет свое начало с 1950 г., когда при 4-м Государственном центральном полигоне Министерства обороны (Капустин Яр) было создано авиационное звено самолетов По-2. Входящие в его состав самолеты привлекались для повышения оперативности управления, поиска мест падения ступеней ракет, сбора и доставки материалов исследований и решения других задач по перевозкам. В последующие годы звено выросло до размеров осаэ.

Авиационные звенья, а позднее - эскадрильи были созданы для обеспечения деятельности космодрома Байконур, 43-й отдельной научно-испытательской станции (ОНИС), размещавшейся на Камчатке.

В 1958 г. была создана первая осаэ, обеспечивавшая жизнедеятельность соединения межконтинентальных баллистических ракет (Плесецк). Уже к середине 1959 г. в составе РВСН было создано 4 осаэ, имевших на вооружении самолеты Ил-12, Ил-14, Ли-2, По-2, Як-12, Як-18 и вертолеты Ми-4.

17 декабря 1959 г. был образован новый вид ВС СССР - РВСН, в том же году были созданы и первые осап в составе РВСН (Байконур и Капустин Яр, 99-й и 158-й осап соответственно).

В 1960 г. новосформированным ракетным армиям стали придаваться осаэ, а отдельным ракетным корпусам - отдельные авиационные отряды. В 1964 г. для обеспечения жизнедеятельности 60-й ракетной дивизии была создана первая овэ (10-я овэ, н.п. Татищево). Всего же к концу 1964 г. в составе авиации, входившей в состав РВСН, было 2 осап, 5 осаэ и 2 овэ.

В дальнейшем, по мере роста боевой мощи самого грозного вида вооруженных сил СССР, увеличивался и ее численный состав, достигший своего максимума к концу 1991 г., когда в составе авиации РВСН было 3 осап, 7 осаэ/отаэ и 31 овэ. В это время в ее составе проходили службу самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, ИЛ-18СИП, Ил-20РТ, Ил-22 и вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-9/19Р и Ми-22 (всего порядка 500 ЛА).

Стоит также отметить, что в 1982 г. Главное управление космических средств (ГУКОС) было выведено из состава РВСН и передано в непосредственное подчинение министру обороны СССР. При этом в их состав был включен и 99-й осап (аэродром Байконур).

На уровне ракетных дивизий (а их на момент распада СССР было 43) использовались вертолеты, которые выполняли, в большинстве своем, следующие задачи: доставка на дежурства личного состава; ведение различных видов разведок; фотоконтроль качества маскировки пунктов управления и пусковых установок; противодиверсионная борьба; патрулирование связных коммуникаций; сопровождение автомобильных колонн со спецгрузами, пусковых установок при их выходе на маршруты патрулирования; обеспечении различного рода испытаний и т.д.

Командиры ракетных дивизий имели в своем распоряжении и специально разработанные вертолеты - воздушные командные пункты Ми-19Р. А вот «личным» самолетным подразделением могли похвастаться уже оперативно-тактические объединения - ракетные армии (их было 6): им «полагалась» осаэ, включавшая, в основном, самолеты Ан-24/26, Ил-22 и вертолеты Ми-8, Ми-9 и Ми-22.

С конца 1980-х гг. авиация РВСН стала привлекаться на дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов в зонах ответственности авиации военных округов и воздушных армий, а после перелета Матиаса Руста - и на дежурство в системе ПВО по перехвату маловысотных низкоскоростных целей.

Кроме того, часть авиации (иногда до осап) придавалась различным научным подразделениям, занимавшимся, в основном, слежением за полетами космических аппаратов. Их ярким представителем можно назвать 84-й осап (н.п. Ключи, Камчатка). Подобные подразделения и части, кроме выполнения сугубо транспортных задач, занимались также съемкой запусков, полетов и приземлений космических аппаратов, а также сбором телеметрической информации. Также осап придавались 43-й ОНИС "Кама" (Камчатка), 4-му Государственному центральному межвидовому полигону (Капустин Яр) и 1-му Государственному испытательному полигону (Плесецк).

Авиация РВСН среди всех малых авиаций отличалась большим количеством отдельных эскадрилий, в данном случае - овэ, что было обусловлено спецификой ее деятельности: эти эскадрильи придавались ракетным дивизиям РВСН.

В подмосковном Ермолино размещалась «придворная» отаэ Главного штаба РВСН, в ее составе, в числе прочего, имелось и 5 Ан-72. Кроме того, на Камчатке размещалась и отдельная воздухоплавательная эскадрилья.

Из 38 «строевых» овэ и осаэ наибольшее количество дислоцировалось в ПУрВО - 9, СибВО - 7 и МВО - 6. В ЗабВО и ПрикВО их было по четыре, БелВО - три, ТуркВО - две, в ДальВО, ОдВО и КВО - по одной.

Начальником аппарата авиации Главного штаба РВСН с июля 1983 г. по декабрь 1991 г. был генерал-майор авиации И.А. Некраха, затем его сменил генерал-майор авиации Г.П. Кочергин, занимавший эту должность до 2000 г.

Авиация Космических войск

Главное управление космических средств (ГУКОС или, в обиходе, космические войска), выведенные в 1982 г. из состава РВСН и непосредственно подчинявшиеся Министру обороны СССР, также имели в своем составе транспортные самолеты и вертолеты, которые использовались при решении текущих вопросов жизнедеятельности космодромов Страны Советов.

Авиация Космических войск
70 оитапон Чкаловский Ил-76 Ан-12 Ан-26 Ту-134 Ту-154 Л-39
99 осап Крайний (Байконур) Ан-72 Ан-26 Ми-8 ИЛ-20РТ Ил-18 Ан-24
54 оиаэ Капустин Яр (Знаменск) Ми-8 - - - - -
286 осаэ Крайний (Байконур) Ан-12 Ан-26 Ми-8 - - -

Руководил авиацией КВ начальник авиации Управления начальника космических средств МО СССР До 1986 г. эта должность называлась начальник авиации ГУКОС.

Достаточно интересной авиационной частью в составе авиации КВ был 70-й отдельный исследовательско-тренировочный авиационный полк особого назначения им. Героя Советского Союза С.В. Серегина, который предназначался, в числе прочего, для летной и специальной подготовки будущих космонавтов. Полк организационно входил в состав 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов МО СССР им. Ю.А. Гагарина. И, хотя временами он включал до четырех авиационных эскадрилий, начало 1990-х гг. полк встретил в составе двух эскадрилий: первой - на Л-39 и второй, включавшей Ил-76МДК, Ту-154М-ЛК-1, Ту-134ЛК (специализированные самолеты для подготовки космонавтов) и Ту-134А, Ан-12, Ан-26. На него также возлагались задачи по перевозке руководящего состава космических войск.

Еще один полк, 99-й осап, совместно с 286-й осаэ обеспечивал деятельность космодрома Байконур. В его составе, в числе прочих, имелись Ан-72, Ил-20РТ и специальные телеметрические версии Ил-18 (в 1989-1990 гг. все Ил-20РТ передали в состав авиации ВМФ). Основная часть авиации КВ дислоцировалась в ТуркВО.

Авиация войск Гражданской обороны

В 1981-1982 гг. в составе войск гражданской обороны СССР, находящихся в подчинении МО, были сформированы, как минимум, три ово: 136-й ово (Красноярск (Черемшанка), 137-й ово (Гаровка-2), 138-й ово (Владимир (Добрынское). В их состав входили вертолеты Ми-8 и Ми-6. По некоторым данным, еще один подобный ово имелся и в Барнауле.

Авиация войск Гражданской обороны
136 ово Красноярск (Черемшанка) Ми-8 Ми-6
137 ово Гаровка-2 Ми-8 Ми-6
138 ово Владимир (Добрынское) Ми-8 -

Также собственные вертолетные отряды имели железнодорожные войска (например, два ово в 1974-1987 гг. обслуживали строительство БАМа, базируясь в Чегдомыне и Тюмени/Тынде) и, по некоторым данным, трубопроводные войска - в Вологде.

Авиация Пограничных войск КГБ СССР



Пограничный Ми-8


Як-40 из состава авиации ПВ КГБ СССР
Авиация Пограничных войск КГБ СССР
12 оуап Ставрополь (Шпаковское) Ан-26 Ан-72 Як-40 Ми-8 Ми-24 Ка-27ПС чцп
(ЦБП АПВ)
оао
СН
Москва (Шереметьево-2) Ту-134 Ил-76 Ан-72 Як-40 Ми-8 - ЧЦП
оаап Воркута / Тикси / Черский Ан-26 Ан-24 Ми-8 Ми-26 Ка-27ПС - ОАПО
10 оап Алма-Ата (Бурундай) Ми-8 Ми-24 Ми-26 Як-40 Ан-26 Ан-72 КСАПО
11 оап Владивосток (Кневичи) /
Советская Гавань
Ан-26 Ми-8 Як-40 Ка-27ПС Ми-24 - КДПО
14 оап Петрозаводск Ан-26 Ан-24 Ми-8 - - - КСЗПО
15 оап Петропавловск-Камчатский
(Елизово / Халактырка)
Ан-26 Ан-72 Ми-8 Ка-27ПС Ми-26 Ка-25? КТПО
16 оап Южно-Сахалинск (Хомутово) /
Менделеево (Южно-Курильск)
Ан-26 Ан-72 Як-40 Ми-8 Ми-24 Ка-27ПС КТПО
17 оап Мары-3 / Небит-Даг Ми-8 Ми-24 Ан-26 Ми-26? - - КСАПО
23 оап Душанбе Ми-8 Ми-24 Ми-26 Ан-26 - - КСАПО
7 оаэ бухта Провидения Ан-26 Ан-24 Ка-27ПС Ми-8 - - СВПО
16 оаэ Хабаровск Ан-26 Ан-24 Як-40 Ми-8 - - КДПО
18 оаэ Чита (Черемушки) / Кызыл Ан-24 Ан-26 Ми-8 - - - КЗабПО
19 оаэ Благовещенск Ан-26 Ан-24 Ми-8 Ми-24 - - КДПО
20 оаэ Раквере / Рига (Скулте) /
Вентспилс
Ан-24 Ан-26 Ми-8 Ка-27ПС - - КЗПО
21 оаэ Магадан (Сокол) Ан-26 Ан-24 Ми-8 - - - СВПО
22 оаэ Учарал Ми-8 Ми-24 - - - - квпо
24 оаэ Одесса (Школьный) Ан-26 Ми-8 Ка-27ПС - - - КЗапПО

Датой рождения авиации ПВ можно считать 21 июля 1932 г., когда Советом Труда и Обороны СССР было принято постановление о формировании в составе пограничной охраны авиаотрядов. Данные формирования были созданы 1932 г. в Тбилиси, Ташкенте, Минске, Алма-Ате, в 1933 г. - в Акмолинске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Владивостоке, Нагаево, Казалинске, Ташаузе. В каждый отряд входило по 3-4 авиазвена.

В 1935 г. были созданы отдельные авиаэскадрильи в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркмения), н.п. Белая (Забайкалье), на Сахалине, в Мурманске, Архангельске, и авиазвено - в бухте Проведения. Позднее в Закавказье была сформирована оаэ с базированием на аэродроме Тбилиси, а также овэ (Кабулетти), которые уже в послевоенное время были переформированы в оуап авиации ПВ.

По состоянию на начало 1948 г. в пограничной авиации имелось 10 авиационных частей и подразделений, в составе которых имелось 182 самолета. С 1954 г. на вооружение авиации погранвойск принимаются и вертолеты.

В начале 1970-х гг. в авиации ПВ имелось 12 авиационных полков и эскадрилий, а также ряд авиационных отрядов, имевших в своем составе более 150 ЛА.

Интересно отметить, что до начала боевых действий в Афганистане ПВ КСАПО была представлена всего одной оаэ, дислоцировавшейся в н.п. Мары (два Ан-24 и около 10 Ми-8), с оперативным базированием в Небит-Даге и Душанбе. В 1981 г. оаэ была развернута до штатов оап, имевшего состав 36 вертолетов. В том же году в Душанбе была сформирована оаэ (4 самолета и 16 вертолетов), которая в 1983 году также стала оап (6 самолетов и 26 вертолетов). В 1984 г. в составе 10-го оап (Бурундай) (КВПО) находилось 32 ЛА: два Як-40, два Ан-26, 18 Ми-8, 8 Ми-24 и два Ми-26.


ПВ КГБ СССР по состоянию на 1991 г. включали в себя 10 пограничных округов: Краснознаменный Восточный (КВПО), Краснознаменный Дальневосточный (КДПО), Краснознаменный Закавказский (КЗакПО), Краснознаменный Забайкальский (КЗабПО), Краснознаменный Западный (КЗапВО), Красно знаменный Прибалтийский (КППО), Краснознаменный Среднеазиатский (КСАПО), Краснознаменный Северо- западный (КСЗПО), Северо-восточный (СВПО) и Краснознаменный Тихоокеанский (КТПО). Также в состав ПВ входил и Отдельный Арктический пограничный отряд.

КСАПО располагал сразу тремя оап, КТПО - двумя. Еще в четырех ПО имелось по одному полку. Остальные округа (да и то не все) имели в своем составе только оаэ.

Автору удалось найти информацию о существовании, как минимум, 8 эскадрилий. В состав каждой из них входило 10-15 ЛА, а в некоторых - и того больше: в оаэ, дислоцировавшейся в Уч-Арале, в середине 1980-х гг. имелось 19 вертолетов: 15 Ми-8 и четыре Ми-24. Также имелось некоторое количество отельных авиационных эскадрилий (Тикси, Черский, Небит-Даг) и звеньев/отрядов (Рига (Скулте), Вентспилс, Кызыл), входивших в состав оап.

Кроме ЦБП, в пограничной авиации имелся еще ряд структур непосредственного подчинения.

Так, в аэропорту Москва (Шереметьево) базировался оао специального назначения, отвечавший за перевозки руководящего состава КГБ СССР. Его сформировали в 1978 г. на аэродроме Иваново как оао, а в 1980 г. сменили название на оао СН, до этого уже перебазировав в Шереметьево. В составе оао СН летали Як-40, Ту-134 и даже Ил-76 гражданских версий - Ил-76Т и Ил-76ТД.

В авиации ПВ имелся единственный в «малых авиациях» ЦБП ПВ, размещавшийся в Тбилиси и Кабулетти, но в 1990 г. переведенный в Ставрополь (Шпаковское). Здесь повышали уровень своей подготовки и переучивались на новую авиатехнику как "самолетчики", так и вертолетчики.

Стоит отметить, что география базирования структурных подразделений оап и оаэ была весьма значительная. Так, самолеты и вертолеты оаап (Воркута) базировались в Тикси, Черском, Мурманске, Хатанге, Нарьян-Маре, Чокурдахе, на о.Среднем.

ЛА 15-го оап (Елизово) размещались в Халактырке (там, в числе прочего, были и вертолеты Ми-26) и н.п. Ключи, 16-го оап (Южно-Сахалинск) - в н.п. Горячий Пляж и Менделеево, а вертолеты 7-й оаэ (б. Провидения) дислоцировались в Анадыре, Певеке, о.Дежнева, Ванкареме, зал. Креста, зал. Лаврентия, Эгвекиноте и на м. Шмидта. Вертолеты 11-го оап дислоцировались в Советской Гавани, Дальнеречинске, Камень-Рыболове, Спасске-Дальнем, Пограничном.

Из восьми «строевых» полков по три дислоцировались на территории ДальВОиТуркВО, обладавшими наибольшей протяженностью границ с сопредельными государствами. По одному полку имелось на территории ЛенВО и ПУрВО. Что касается отдельных эскадрилий, то четыре из них дислоцировались на территории ДальВО, по одной - в ТуркВО, ОдВО, ПрибВО и ЗабВО.

В 1988 г. в авиации ПВ сократили оаз в н.п. Пришиб из состава 12 оуап, а в 1987 г. - ово на Сахалине.

На вооружении авиации ПВ по состоянию на 1991 г. находились самолеты Ан-24 (8), Ан-26 (около 30), Ан-72 (19), Як-40 (7), а также вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Четыре Ил-76, два Ту-134 находились в составе оао СН. Несколько самолетов Ан-12 до середины 1980-х гг. летали в составе оап, дислоцировавшегося в Душанбе.

Пограничная авиация была среди всех малых авиаций самой многочисленной как по боевому составу, так и по количеству ЛА. Она имела в своем составе наибольшее число авиационных полков - 9 и значительное количество отдельных эскадрилий - 8. Особенностью базирования пограничной авиации было значительное количество пунктов базирования ЛА одной части. Кроме того, имелось и значительное количество вертолетных площадок оперативного базирования. В силу специфики своей деятельности, пограничная авиация дислоцировалась по всему периметру границы СССР.

Пограничные части и подразделения, в зоне ответственности которых находились территориальные воды СССР, имели в своем составе вертолеты Ка-25 и Ка-27ПС. На Дальнем Востоке, в Арктике летали Ан-72, на севере страны, в Средней Азии применялись и вертолеты Ми-26 (их здесь начали эксплуатировать с 1983 г.). В пограничной авиации летали даже Як-40, что было достаточно большой редкостью в авиации силовых ведомств СССР.

Руководил пограничной авиацией начальник авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР, имевший воинское звание генерал-майора авиации. С декабря 1991 года должность переименована в заместителя председателя комитета по охране государственной границы - начальника авиационного управления Комитета охраны государственной границы и стала генерал-лейтенантской. Эти должности с октября 1977 г. и до 1992 г. занимал генерал-лейтенант авиации Н.А. Рохлов.

Авиация Внутренних войск МВД

На авиацию ВВ МВД возлагались задачи по охране важных объектов (например, связанные с ядерным оружием, или БАМ) и действиям в интересах Главного управления исполнения наказаний.

В 1978 г. было сформировано авиационное управление Главного командования ВВ МВД СССР, весной следующего года в Хабаровске была создана и первая осаэ ВВ МВД, она включала в себя самолет Ан-26 и 15 вертолетов Ми-8. Базировались они не только в Хабаровске, но и в Чите, где разместили отдельно базирующееся авиационное звено от 1 -й осаэ (4 Ми-8).

Авиация Внутренних войск МВД
1 оаэ Хабаровск Ми-8 - -
2 оаэ Чита (Черемушки) Ми-8 - -
3 осаэ СН Чкаловский Ан-72 - -
Реутово (Новая Деревня) Ми-8 - -
Новосибирск(Северный) Ми-8 - -
Свердловск (Арамиль) Ми-8 - -
Сыктывкар Ми-8 - -
Алма-Ата (Бурундай) Ми-8 Ан-26 -
4 осаэ Н.Новгород (Стригино) Ил-76 Ми-8 -
5 осаэ Ростов-на-Дону (Центральный) Ми-8 - -

В 1980 г. в Хабаровске из штатов 1-й осаэ создана 2-я оаэ, которую разместили в Тынде и Нижнеангарске (обаз).

После осуществления мероприятий по обеспечению безопасности проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 г. в Реутово (пригород Москвы) на базе дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского было «посажено» звено из трех Ми-8.

В последующем путем «изъятия» самолетов и вертолетов из состава 1-й осаэ и 2-й оаэ в 1981 г. была сформирована сводная 3-я осаэ СН. Ее вертолеты базировались в Реутово (Новая деревня), а самолеты - в Чкаловской. Сюда с 1987 г. начались поставки и Ан-72.

В состав 3-й осаэ СН, кроме указанных выше, входило еще три обаз: в Новосибирске, Свердловске, созданные в 1982 г., и Сыктывкаре (1984 г.). На их вооружении состояли вертолеты Ми-8. Осаэ в Горьком организовали в 1989 г., а в Ростове-на-Дону - в 1991 г.

В 1987 г. 2-я оаэ перебазировалась на аэродром Чита (Черемушки).

Во второй половине 1980-х гг. на вооружение авиации ВВ МВД стали поступать самолеты Ан-72 (5 самолетов, аэродром Чкаловская) и Ил-76 (10 самолетов, Горький, позже переименованный в Нижний Новгород). Одной из причин этого стала необходимость переброски значительных сил ВВ МВД на большие расстояния в связи с ухудшением криминогенной ситуации в стране в целом.

Учитывая трудности с комплектацией авиационной техникой, всего в составе авиации ВВ МВД по состоянию на 1991 г. летало около 25 Ми-8, один Ан-26, пять Ан-72 и десять Ил-76.

Авиация ВВ МВД была самой малочисленной из всех малых авиаций (за исключением авиации ГО). Не было в ее составе и авиационных полков - только отдельные авиационные эскадрильи, которые располагали поблизости от охраняемых объектов особой важности. Принцип базирования этой авиации был схож с пограничной: вертолеты дислоцировались не только на основном аэродроме, но и на других аэродромах и оперативных площадках.

Начальником авиации ВВ МВД с 1978 по 1994 г. был генерал-майор авиации В.М. Пономарев.

Кроме того, во времена СССР имелась своя авиация непосредственно и в составе МВД. Правда, не совсем официальная... С конца 1950-х гг. это ведомство на арендной основе использовало для решения своих задач летательные аппараты и экипажи из состава МГА. Вертолеты (в конце 1980-х - начале 1990-х гг. - Ка-26 и Ми-2) летали, в основном, в интересах ГАИ. На самолетах перевозился руководящий состав МВД и его основных структурных элементов. Но после появления в конце 1970-х гг. собственной авиации ВВ МВД, у руководства советской милиции также появились планы по созданию собственной авиации.

На первом этапе было решено закупить только летательные аппараты, без создания управления авиации МВД, придать их областным и краевым УВД (Хабаровск, Новосибирск, Якутск, Пермь, Кемерово, Москва). Например, 14 сентября 1991 г. создали «Группу вертолетного патрулирования при ГУВД Кемеровской области». Планировалось поставить авиатехнику и в Киев, Ленинград, Алма-Ату, Ростов.

Всего было закуплено шесть Ми-8 и несколько Ка-26 (для ГАИ Москвы и Ленинграда). Но на них надо было не только летать (подготовить экипажи на «ходовые» типы вертолетов труда не составило), но и их обслуживать. Первоначально было решено привлечь соответствующих специалистов из МГА. Но при более пристальном рассмотрении проблемы выяснилось, что гражданские специалисты - удовольствие дорогое (за сверхурочные - плати, по тревоге не поднимешь, превышения стартового времени не добьешься и т.д.). Поэтому было решено... просто «выбить» ресурс Ми-8 и Ка-26 "своими силами", а затем каким-то образом «слиться» с авиацией ВВ МВД. Первое получилось (к 1992 г. все вертолеты МВД были уже на базах хранения), со вторым - не совсем: для МВД просто выделили 10% летного ресурса авиации ВВ МВД. Правда, было это уже в 1993 г.

Но как бы немногочисленны (по личному составу и числу ЛА) были описанные выше «малые» авиации, каждая из них решала свою, зачастую не менее важную, чем у «больших» коллег, задачу...

После анализа дополнительной информации, «подошедшей» за крайний год, уточненные сводные данные по боевому составу авиации силовых ведомств СССР выглядят следующим образом:

Авиация силовых ведомств СССР
(сводная таблица)
Силовая
структура
Вид ВС (род войск) ВА
(ОА ПВО)
Авиационных
дивизий
Авиационных
(вертолетных)
полков
Отдельных
авиационных
(вертолетных)
эскадрилий
Отдельных
авиационных
(вертолетных)
отрядов
(звеньев),
авиагрупп
Коли-
чество
ЛА, ед.
МО ВВС 17 41 237 67 17 12245
СВ (АА) - - 52 61 5 4150
Войска ПВО страны 9* - 91 18 16 3960
ВМФ - 8 58 9 8 2100
РВСН - - 3 38 - 500
ВДВ - - - 9 - 200
КВ - - 2 2 - 185
ГО - - - - 3 15
КГБ пв - - 9 8 1 420
МВД ВВ МВД, МВД - - - 5 - 60
Всего: 26 49 452 217 50 23835

* Плюс Московский округ ПВО.

27 марта 2014 года Внутренние войска МВД России отмечают 203-ю годовщину со дня образования. Свою историю войска правопорядка ведут от воинских батальонов внутренней стражи, которые были сформированы в губернских столицах указом императора Александра I 27 марта 1811 года.

Сегодня Внутренние войска МВД России являются одним из основных эксплуатантов самолетов марки Ил. Флагманом авиации Внутренних войск является тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.

Накануне праздника представители ОАО «Ил» посетили аэродром Ермолино в Калужской области, где дислоцируется 70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск МВД России. На вооружении полка состоят несколько типов авиационной техники, включая военно-транспортные самолеты Ил-76М и Ил-76МД. Командует полком полковник Иванов Александр Иванович.

Один из самолетов Ил-76МД полка носит имя Владимира Михайловича Пономарева - первого начальника авиации Внутренних войск МВД России.

Торжественная церемония присвоения самолету почетного наименования состоялась 28 февраля 2008 года.

Владимир Михайлович Пономарев родился в 1935 году. Окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. С 1957 по 1978 год служил на различных воинских должностях руководящего летного состава в Пограничных войсках, лично освоил самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-76, вертолет Ми-8. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу при выполнении боевых и специальных заданий награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями, ему было присвоено почетное звание "Заслуженный военный летчик СССР".

Владимир Михайлович Пономарев регулярно выполнял ответственные задания по перевозке членов правительства СССР, Российской Федерации, руководителей МВД.

Уволившись из Внутренних войск по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, Владимир Михайлович оставался действующим летчиком, продолжая обучать будущих пилотов в организации РОСТО.

Генерал-майор Пономарев ушел из жизни в 2007 году, но названный его именем самолет Ил-76МД "Владимир Пономарев" увековечил память профессионала-авиатора, посвятившего небу Родины 42 года службы.

Для справки

Аэродром Ермолино был построен в 1938 году, и первоначально использовался в качестве военного грунтового аэродрома. В 1954 году он был передан в ведение Минрадиопрома СССР, а с 1965 года началось строительство бетонированных стоянок, рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы (3000х60 метров), которая была введена в эксплуатацию в 1973 году. Авиация внутренних войск МВД России базируется на аэродроме Ермолино с 1992 года.


Коллектив ОАО «Ил» поздравляет личный состав Внутренних войск МВД России с праздником, желает благополучия и мирного неба над головой!

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации ведут свою историю от Внутренних войск МВД СССР . При распаде СССР бывшие советские внутренние войска были разделены между бывшими союзными республиками по территориальному признаку.

Указом Президента РСФСР от 20 октября 1991 года все формирования Внутренних войск МВД СССР , дислоцированные на территории РСФСР , были приняты под юрисдикцию РСФСР и подчинены МВД России .

Внутренние войска МВД России обрели официальный статус 24 сентября 1992 года, с принятием Закона Российской Федерации № 3534-1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» .

До 1996 года осуществляли охрану исправительных учреждений, а функции конвоирования спецконтингента - до 1 января 1999 года.

Чеченский конфликт

Внутренние войска МВД России участвовали в наведении конституционного порядка на Северном Кавказе во время двух чеченских войн. См. основные статьи:

Внутренние войска обеспечивали порядок на Северном Кавказе, выполняя задачи патрульно-постовой службы и оперативного реагирования на возникающие беспорядки.

В современной России до 2016 года

2 марта 1993 году на базе региональных управлений ВВ МВД России были созданы округа внутренних войск МВД России : Восточный, Приволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Сибирский, Уральский, Московский. Округа просуществовали до 1 января 2008 года.

До 2016 года внутренние войска Российской Федерации представляли собой объединение - специализированное для охраны правопорядка внутри государства. Современные внутренние войска были в достаточной мере моторизированы , оперативные (мотострелковые) части имели бронетехнику. Внутренние войска имели свои авиационные эскадрильи, инженерные и морские небольшие подразделения.

Внутренние войска МВД России продолжали развиваться и совершенствоваться, собирая у себя опытные кадры вооружённых сил Российской Федерации и специальных служб (

Авиация войск правопорядка сегодня – это авиационные полки и отдельные эскадрильи, которые перевозят личный состав, вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, обеспечивают действия внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.

День авиации внутренних войск МВД России отмечается 3 марта. Именно в этот день в 1978 году было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах», в соответствии с которым в восточной части страны началось формирование новых воинских частей внутренних войск. 1-я отдельная авиационная эскадрилья внутренних войск была сформирована в г. Хабаровске.

Руководит авиацией внутренних войск Заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации по авиации – начальник авиационного управления Главного командования внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Александр Иванович Афиногентов.

На аэродроме Ермолино в Калужской области дислоцируется 70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск МВД России. Командует полком полковник Иванов Александр Иванович.

Один из самолетов Ил-76МД полка носит имя Владимира Михайловича Пономарева – первого начальника авиации Внутренних войск МВД России.

Владимир Михайлович Пономарев родился в 1935 году. Окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. С 1957 по 1978 год служил на различных воинских должностях руководящего летного состава в Пограничных войсках, лично освоил самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-76, вертолет Ми-8.

Участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу при выполнении боевых и специальных заданий награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Владимир Михайлович Пономарев регулярно выполнял ответственные задания по перевозке членов правительства СССР, Российской Федерации, руководителей МВД. Уволившись из Внутренних войск по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, Владимир Михайлович оставался действующим летчиком, продолжая обучать будущих пилотов в организации РОСТО.

Генерал-майор Пономарев ушел из жизни в 2007 году, но названный его именем самолет Ил-76МД «Владимир Пономарев» увековечил память профессионала-авиатора, посвятившего небу Родины 42 года службы.

Для справки

Аэродром Ермолино был построен в 1938 году, и первоначально использовался в качестве военного грунтового аэродрома. В 1954 году он был передан в ведение Минрадиопрома СССР, а с 1965 года началось строительство бетонированных стоянок, рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы (3000х60 метров), которая была введена в эксплуатацию в 1973 году. Авиация внутренних войск МВД России базируется на аэродроме Ермолино с 1992 года.