Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Занятие по обучению грамоте с использованием электронных средств обучения «Звук и буква Ы. Буква ы, обозначающая гласный звук Жилье есть ли звук ы

Речевой и картинный материал.

Введение.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных, свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы] . Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности :

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

4.Чистоговорки

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Панама — панамы

Ягода — ягоды

Поляна — поляны

Канава — канавы

Вагон — вагоны

Банан – бананы

Букет – букеты

Кабан – кабаны

Томат – томаты

Бутон – бутоны

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем. (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

(много чего?)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Ствол ели – еловый

Пирог из ягод – ягодный

Сок из томатов — томатный

Лист дуба — дубовый

Лист клена — кленовый

Комок из снега — снежный

Сок из яблок – яблочный

Веник из березы — березовый

Лист железа — железный

Е) Скажи наоборот.

Дорогой — дешевый

Легкий — тяжелый

Тонкий — толстый

Больной – здоровый

Пустой — полный

Холодный — теплый

Светлый — темный

Богатый- бедный

Белый — черный

Веселый – грустный

Злой — добрый

Новый — старый

Сухой – мокрый

Сильный — слабый.

Сладкий — соленый.

Северный — южный.

8. Дифференциация звуков [Ы-И]

А) Повтори слоги

ты-ты ды-ди ны-ни

бы-бы зы-зи фы-фи

гы-ги мы-ми кы-ки

пы-пи сы-си вы-ви

б) Повтори слова парами

Ныл – Нил

Мыло – Мила

Мышка – мишка

В) Повтори слова

быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.

Г) Повтори словосочетания

сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.

Д) Повтори предложения, стишки.

У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.

Сливы у Нины

Вишни у Димы

Тыквы у Вити

Дыни у Мити.

Мы козлики.

Мы козлики!

Какие вы?

Рогатые!

Мы котики!

Какие вы?

Мохнатые!

Мы ежики!

Какие вы?

Колючие!

Мы девочки!

Какие вы?

Красивые!

А вы, какие мальчики?

Мы — сильные! (В. Данько)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья калины,

Листья малины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева)

Мишки и мышки.

Мишки с мышкой поиграли,

Мышке ушко оторвали.

Ушко сделано из ваты.

Разве мишки виноваты? (К.Стрельникова)

Е) Игры и упражнения. «Один – много»

Образование множественного числа существительных. (ы или и)

Панама — панамы

Петух — петухи

Домик — домики

Билет – билеты

Пион — пионы

Веник — веники

Паук — пауки

Диван – диваны.

Лебедь – лебеди

Вагон – вагоны.

Список использованной литературы:

1.​ Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008

2.​ Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005

В слове жильё :
1. 2 слога (жи-льё );
2. ударение падает на 2-й слог: жильё

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «жильё »: [жыл❜j❜о́ ].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
ж - [ж] - согл., тверд. (непарн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
и - [ы] - гласн., безударный; ниже см. § 7.
л - [л❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь - [ ] - нет звука
ё - согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[о́ ] гласн., ударный; ниже см. § 23.

5 букв, 5 звуков

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 7

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жила́ , вы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, вы́ шыт❜ , цынк]).

§ 23

§ 23. Буква ё (или буква е в тех случаях, когда над ней возможна постановка двух точек) в начале слова и после гласных обозначает сочетание [йо], т. е. ударяемый гласный [о] с предшествующим [й]: ёлки, ёж, даём, заём (произносится [йо́ лки, йош, дайо́ м, эайом`]). То же обозначает буква ё после ь и ъ: льёт, пьёшь, вьём, муравьём, съёмки (произносится [л❜ йот, п❜ йош, в❜ йом, мурав❜ йо́ м, с❜ йо́ мки и сйо́ мки]).

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

Гласный звук Ы, буква Ы.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Задачи:
. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
. Совершенствовать умение работать со схемами слов.
. Формировать навык определять место звука в слове.
. Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
Оборудование:
. Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
. Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
. Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
. Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
. Модели слов.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Наглядно-дидактический материал:
. Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
. Карточка «Путь солдата»;
. Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
. Карточки - лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
Формы организации занятия: фронтальная.
Вид занятия: занятие-игра.

Структура занятия:
1. Представление звука.
2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
4. Физкультминутка.
5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
9. Выводы.

Ход занятия
1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные - нет).
Звук Ы - гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом - в улыбке.
3. Постановка игровой задачи.
Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


Пункт №1. Водопад.
Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

Цель упражнения: развитие слогового анализа.
Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

Пункт №2. Холм.
Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
Цель упражнения: развитие звукового анализа.
Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

Пункт №3. Таинственная пещера.
Представление буквы Ы.


Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы - какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

Динамическая разминка
«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
Я несчастная, увы…
Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
Слов своих не начинаю -
Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

Пункт №4. Болото.
Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
Для занятия потребуется доска и мел.
Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы - находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка - О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
Занятие проводится у доски.
Дети выбирают себе корабли с буквами.
Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина

Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
Ы
(Сыр, бык, дым)

Ы
(Дыня, быки, лыко)

Пункт №8. Высокие горы.
Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
Шел солдат с задания,
Шел издалека.
Он отстал немного
От своего полка.
По горам карабкался,
Через реки плыл,
Да слова пароля своего забыл.
Мы с вами за ним
Устремляемся в путь.
Ты слова его пароля
Прочитать не забудь!

Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
Дети придумывают предложение - пароль.

10. Итоги занятия.
Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. для губ с физическими упражнениями.

2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».

Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.

3. Нахождение звука «ы» в словах.

Перед детьми выставляются . Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.

4. Нахождение звука «ы» в тексте.

Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».

Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).

Что грызли мыши? (Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».

Физминутка.

Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.

Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловку

Переловим всех за раз.

5. Знакомство с буквой Ы.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны.

Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.

Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.

6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.

Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).

А вы знаете, что идти может ещё и время?

Как мы узнаём время?

По часам.

Где вы видели часы?

Как они называются?

Перед детьми выставляются различные виды часов.

Эти часы носят на руке. Они наручные.

Эти часы висят на стене. Они настенные.

Эти часы стоят на столе. Они настольные.

Это часы игрушка. Они игрушечные.

А если часы висят на улице, как их называют?

Уличные часы.

Повторить названия часов.

7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».

Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.

8. Итог занятия. Оценка работы детей.

Задание

Составьте звуковые схемы слов: шар, шары

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный) Докажите.

Задание

Задание

В названиях каких картинок нет звука [ы]?

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они идут, не понимают,
Что букву ы напоминают.

Задание

Напечатайте в тетради букву «Ы».

Упражнение в слиянии звуков

[д] + [ы] = [ды]
[к] + [ы] = [кы]
[м] + [ы] = [мы]
[с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)
Звук [ы] произносится только после твердых согласных.
Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со¬гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] - согласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,
В гости к рыбам загляну!
Только жаль, на глубине
Ничего не слышно мне!

Задание

Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:
Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…
Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание

Измените слово так, чтобы появился звук [ы]

Кран – краны
Лиса – лисы
Звезда – звезды
Гриб – грибы
Огурец - огурцы
Продолжите ряд таких слов.

Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.
Например: - В слове "папа" - 2 слога. Сколько раз нужно простучать? (2 раза)
Вы называете любое слово - ребенок должен суметь отстучать его по слогам:
Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры

Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные - стучать. А вы угадайте, что это за слово.
Сум – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори - не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по слогам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т. д. Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, повторяет уже названное или ошибается, он должен выйти из круга (или отдать фант). Постепенно круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово по его схеме"