Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Cочинение «Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство. Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М. Горького «Детство») Образ алеши из детства

Повесть Максима Горького "Детство" представляет собой не только автобиографическое произведение, но и передает впечатления автора о его нелёгком детстве, воспоминания о людях, которые приняли участие в формировании его характера. Раскрывая перед читателем свои мысли, свою душу, Горький высказывает протест против общества, в котором царят жестокие нравы, а также предостерегает от тех ошибок, которые не имеет права совершать человек, если он хочет быть достойным уважения.

Автор реалистично повествует о своей семье, рассказывает о людях, которые его окружали, и мы понимаем, что, несмотря на то, что рядом с мальчиком были люди, не всегда достойные уважения, он не озлобился, а остался добрым и честным, что позволяет думать о том, что каждый человек способен отличать добро от зла, делать свою жизнь светлее.

Именно об этом мечтает герой на протяжении повествования. Раннее детство Алеши прошло в семье, где царили любовь и согласие, родители воспитывали его любовью, а это для ребенка - самое важное. С потерей родителей мальчик почувствовал, насколько изменилась его жизнь и одновременно понял, как важно ценить добрые человеческие чувства.

И это понимание, заложенное в него родителями, помогло Алеше не озлобиться, не стать жестоким, следуя примеру своих родственников, а стать достойным человеком, добрым и внимательным к чувствам других людей. Конечно, характеру ребенка трудно формироваться, когда этому сопутствуют трагические обстоятельства – смерть отца, атмосфера ненависти, в которой уважение путается со страхом, где царит зависть и самоутверждение происходит за счет унижения слабого.

Но Алеша не чувствовал ненависти к своим родственникам, искалечившим его детство. Мальчик внутренне понимал духовное убожество своих дядьев и знал, что они несчастны. У него возникало желание уйти вместе с мастером Григорием из дома и скитаться по свету, прося подаяние, не видя при этом вечно пьяных дядьёв, жестокого деда и двоюродных братьев, забитых суровым «воспитанием». У Алеши было слишком остро развито чувство собственного достоинства, мальчик не мог терпеть насилия, как бы оно ни проявлялось. Герой чувствовал необходимость заступиться за обиженного, он не выносил издевательств над нищими и над животными уличными мальчишками.

Поддерживать веру в добро помогала мальчику его бабушка Акулина Ивановна, заменившая Алёше мать. Другим героем, показавшим пример жизнелюбия, стал для мальчика Ваня Цыганок, верным другом - Хорошее Дело. О них автор рассказывает с особой теплотой и любовью. Цыганок ассоциировался у Алёши со сказочным героем. Бабушка, сама знавшая, казалось, бесконечное количество сказок, привила внуку любовь к народному творчеству. Необычной была и дружба Алёши с Хорошим Делом, который давал мальчику советы, научил его любить книги. Эксперименты героя пробуждали в Алеше любопытство, мальчик знакомился с миром, который находился за пределами дома и семьи.

Эти герои учили мальчика жалеть и любить людей, уметь отличать зло от добра. Их открытые сердца, их доброта и ласка смогли облегчить жизнь сироты.

В детстве мальчика окружали не только злые и бессердечные люди, но и добрые, и любящие. Их любовь помогала Алёше в тяжелых жизненных ситуациях стойко переносить все испытания, которые преподносил ему жестокий мир.

"Детство" (1913-1914) А.М. Горького - это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек. Автобиографическая трилогия "Детство" стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные искания, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.

Детство, изображенное А.М. Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой "Детства" Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. А.М. Горький писал: "Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой" [Горький, 1983, с. 36]. Эти высказывания являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

С одной стороны писатель реалистично передает "тесный, душный круг жутких впечатлений", в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех "прекрасных душ", с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли "надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой" [Там же. С. 45].

Особенность "Детства" состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не новый, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего. Именно впечатления героя-рассказчика, его реакции, отношение к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, позволяют понять идеи автора, выраженные им в широких жизненных картинах.

Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают "невыразимо приятным светом", что "вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом", что слова ее напоминают "ласковые" цветы, а походка - движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: "Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!" - А.М. Горький воспринимает как "крик ее сердца, лозунг всей жизни" [Там же. С. 59].

Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает писатель бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру: "Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни" [Там же. С. 40].

Обращая внимание на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: "Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок". Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед "выдернул" его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; "отодвинул" внука в сторону, как вещь. Алеша сразу "почуял в нем врага". Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется "нахлобученной", окна - "выпученными", двор - "неприятным" [Там же. С. 74]. Здесь суетятся "сердитые" люди, "стаей вороватых воробьев" мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Таким образом, идейный нерв автобиографической повести - стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че-ловека...

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур-ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доб-рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не-прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове-ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред-ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ос-лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче-лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст-венному становлению мальчика. Одним из таких уро-ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос-лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо-гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу-мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на-казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все-видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто-кость: «...вот согрешили люди и — потоплены, еще со-грешили и — сожжены, разрушены города их». «...де-дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю-бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи-щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо-циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра-вился, в отличие от Бога деда. Первые уроки нравст-венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива-ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей-ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен-ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано-вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал. Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста-рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко-ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло-бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от-крытым для любви к людям. У бабушки Алеша нау-чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры-стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб-рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека. Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов-ному и нравственному становлению Алеши.

"Детство" М. Горького - это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек.

Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка - жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.

Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые,с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.

Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.