Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Какие подлые поступки совершил швабрин. Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка. Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»


Трусость – это не что иное, как человеческая слабость, которая проявляется в неспособности человека преодолеть свой страх перед опасностью, в отсутствии решимости, которая так необходима для принятия важных решений. Это качество свойственно каждому из нас, но проявляется оно у каждого по-своему. Ведь трусость, в первую очередь, вытекает из такого присущего всем нам качества, как самолюбие. Человек не может не испытывать страх, но может брать над ним верх, контролировать его – это называется смелостью. Она, в свою очередь, проявляется в храбрости и силе духа человека, в умении брать на себя ответственность и принимать непростые решения в разных жизненных ситуациях.

В русской художественной литературе представлено множество героев, которые обладают этими качествами. Яркий пример тому - произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Главный герой произведения, Пётр Гринёв, честный, прямодушный и искренний человек, для которого честь и верность стоят превыше всего. На его счету немало благородных и по-настоящему храбрых, самоотверженных поступков, которые характеризует его как человека смелого и сильного духом. Так он посчитал своим долгом заступиться за свою возлюбленную Марию Ивановну и принял вызов на дуэль от Швабрина. Защищая честь любимой девушки, он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Швабрин же поступил подло: ранил Гринёва, когда тот отвернулся. Страх и трусость Швабрина вынудили его нанести удар исподтишка, в спину противника, когда он не представлял никакой угрозы. Но ещё большее чувство страха овладело им, когда Пугачёв захватил Белгородскую крепость. Швабрин, боясь за собственную жизнь, переходит на сторону Пугачёва. Малодушие и трусость героя подтолкнули его на такой низкий и бесчестный поступок, как предательство. Совершенно иначе поступил Пётр Гринёв. Он предпочёл смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказался от присяги Пугачёву и был готов храбро принять свою смерть. После такого храброго поступка героя, не остаётся никаких сомнений в том, что Пётр Гринёв – человек смелый и мужественный, который не боится встретиться лицом к лицу с опасностью. Ещё одно подтверждение этому – выезд из Оренбурга. Подвергая себя огромной опасности, он покидает укрепленной город и отправляется спасать любимую девушку. Такой низкий и трусливый человек, как Швабрин, никогда бы не решился на такой смелый и самоотверженный поступок.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что именно смелость освобождает человека от гнетущего чувства страха и наполняет его душу храбростью и мужеством, придавая силы для самых отверженных поступков. Трусость же уничтожает в человеке всякую силу духа и может подтолкнуть на самые подлые и низкие поступки.

Обновлено: 2017-12-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.

С понятием трусости у меня идет прямая ассоциация с такими чертами характера, как бесчестие, бессовестность, низость и неуверенность. Трусливый человек равносилен личности, которая потеряла уважение к себе, она действует исходя лишь из первоначальных инстинктов, совершенно не заглядывая в будущее, поступая так, как хочется именно ему, и не думая о последствиях. Подобные поступки называются трусливыми, и они, в свою очередь, так же, как и любые другие, тоже имеют свою степень.

Можно оставить в живых паука, разделяя с ним кров и находясь в постоянном страхе, а можно убить невинного человека, переживая за собственную репутацию в обществе. Степень трусости, по моему мнению, определяется степенью урона, нанесенного другим людям и социуму в целом. Если один поступок труса подверг сомнению лишь его отношение к самому себе – в будущем, возможно, он обернется только ценным опытом. Однако если жертвой поступка становится человеческая жизнь, другими словами, если ради собственной выгоды, ради своей жизни человек подвергает опасности жизнь одной, а того и сразу нескольких личностей, если при этом в ход вступают ложь и лицемерие, такой поступок я считаю истинно трусливым и недостойным.

Например, в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» автор знакомит нас с истинным трусом, с Алексеем Ивановичем Швабриным. В самом начале произведения этот герой проявляет свойства своего характера в таких мелочах, как, например, сцена с дуэлью. Непосредственно во время боя, испугавшись за состояние своего здоровья, Швабрин, ослабев и увидев, что Петр отвлекся на Савельича, именно в этот момент намеренно наносит ему ранение. Можно ли это считать трусливым поступком? Конечно, ведь дуэль - сражение честное, оно проводится по правилам, и человек, идущий на такой шаг, должен быть готов к собственной смерти. Тем более, что сам Швабрин был инициатором. Однако он же испугался за свою жизнь и нанес бесчестный и подлый удар. Самым трусливым, как мне кажется, является поступок Швабрина в тот момент, когда на крепость напали бунтовщики во главе с Пугачевым. Гринев был готов пожертвовать своей жизнью ради защиты своей чести и чести своего отечества, а Швабрин сразу же встал на сторону врага и нарушил не только присягу дворян, но и все законы человечности и уважения к себе. Плюс ко всему, признать свою вину и трусость он не смог даже спустя время, в суде. Швабрин, как истинный трус, пытался очернить образ Гринева и выставить честным себя.

Самым трусливым я считаю так же поступок Евгения Онегина, героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Все произведение автор описывал нам этого героя как личность неоднозначную – Евгений, вроде бы, не уважал светское общество, но являлся его частью. Та же ситуация происходила и в деревне. Онегин зависел от мнения тех, кого презирал. Когда Владимир Ленский, приревновав свою возлюбленную, вызвал Евгения на дуэль, тот вполне спокойно, исходя из здравого смысла, мог отказаться, при этом сохранив жизнь хорошего, светлого и перспективного молодого человека. Но, что парадоксально, трусость Евгения показал не его отказ от дуэли. Герой проявил её, согласившись на сражение, потому как истинная трусость воплотилась в желании Евгения сохранить свой образ в глазах жителей деревни, несмотря на то, что этих самых жителей он презирал. Таким образом, самым трусливым поступком я считаю соглашение Онегина на дуэль и убийство им же Ленского. Мою мысль так же подтверждает тот факт, что сам Евгений сразу после совершенного им преступления скрылся надолго и в неизвестном направлении. Так мог поступить лишь настоящий трус, скрывающийся от правды и народного презрения.

Как мне кажется, нет ничего трусливее тех поступков, которые убивают в нас самих человека. Трусость – это антитеза к чести и достоинству, прямое противопоставление к слову «уважение». Трус никогда не признает свою вину и до последнего будет уверять себя и окружающих в том, что правда на его стороне. Потому что он потому так и называется, что самым главным страхом в своей жизни считает признание своей трусости, а с признания, как известно, и начинается раскаяние и исправление.

Алексей Иванович Швабрин — персонаж второго плана в романе (повести) А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Его задача — помочь автору раскрыть образы Гринёва и Маши, сделать их жизненными, не «книжными и сказочными», какими часто нам кажутся герои положительные.

Швабрин имеет реальный прототип. Во время Пугачёвского восстания дворянин Михаил Шванвич, служивший в роте поручика Карташова, принимал участие в подавлении бунта. Рота сдалась Пугачёву, а Шванвич присягнул ему с целованием руки и служил верно сначала атаманом, потом — секретарём Военной коллегии.

Никакой истории с «капитанской дочкой» в жизни Шванвича не было, но для Пушкина важен был сам факт нарушения присяги и переход на сторону повстанцев.

Характеристика героя

Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.

Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.

Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.

По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.

Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.

Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.

Образ героя в произведении

Однако образ Швабрина в романе всё же реалистичен. Подобные «герои» в жизни далеко не редкость и встречались многим. Просто в произведении образ доведён до завершения, до типичности, да и форма «рассказа о прошлом» помогает нам сразу видеть характер поступков.

Швабрин задуман как антипод Гринёва и как образец того, что есть истинное предательство, бесчестие. Ведь формально — «по закону» — Гринёв тоже предатель: он получает помощь от мятежника, преступник, роняет честь офицера.

Пушкин сопоставлением Гринёва и Швабрина показывает нам, что действовать по совести, во имя справедливости и спасения — это честно, благородно, это — Закон. А лгать, очернять людей, принуждать их, предавать, доносить — это бесчестие.

Для государственного закона, для императрицы Швабрин и Гринёв виноваты одинаково. Для читателя и жизни — они совершенно противоположны. Таков закон совести и христианской морали. И, по замыслу Пушкина, следуя только ему, можно изменить жизнь, построить её справедливо и мудро.

Роман А.С. Пушкина « » наполнен многими интересными героями. Одним из них является Алексей Швабрин. И если есть среди перечня героев персонажи, которые симпатичны и милы читателю, то Алексей Швабрин был совершенно другим. А все из-за своих поступков и деяний.

Приезжая в Белгородскую крепость, высокомерно относится ко всем ее жителям. Он пренебрегает всем, что находится вокруг него. Единственным человеком, с которым Швабрин захотел познакомиться, стал . Но, их дружба продолжалась недолго. Оба молодых человека полюбили одну и ту же девушку – Машу Миронову. Швабрин пытается опозорить, оклеветать Машу в глазах Петра. А все потому, что она отказала Алексею в замужестве. Из-за такого низменного поступка, Петр Гринев вызывает Швабрина на дуэль. События этой сцены еще раз подтверждают бесчестие Алексея. Он пользуется невнимательностью Петра и ранит его.

Дальнейшие события романа раскрывают перед нами личность Швабрина–предателя, который с легкостью переметнулся на сторону врага, когда понял что в битве с Пугачевым ему и его товарищам не одержать победу. Через короткий период времени он оказывается в кругу старшин мятежников при Пугачеве. Как же низок его поступок! Он нарушил свою клятву, которую давал во время военной присяги. Он посрамил честь офицера, став в ряды злодеев и бандитов. Он предал родину, отечество, родную землю и стал прислужить лже-царю.

Находясь в новом статусе, он берет в плен и морит девушку голодом, дабы она согласилась на его предложение о замужестве. Разве может мужчина вести себя так по отношению к женщине, еще и любимой.

Такие низке, бесчеловечные поступки опускают и срамят образ Алексея Швабрина в глазах читателя. После поражения армии Пугачева, с такими предателями жестоко расправлялись. Как же он смог жить после таких поступков? Неужели его не мучала совесть, чувство собственного достоинства. Об этом мы уже не узнаем. Но, глядя на поведение Алексея Швабрина, нужно сделать вывод для себя. Предательство – это самый низменный поступок, который только может совершить человек.