Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Молодежь инвалиды. Теоретические основы социальной адаптации молодых инвалидов. Молодые инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.

Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое -- это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение -- это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности -- во взаимодействии инвалида и общества.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно - молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, - это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России - это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

  • 1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.
  • 2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальную среды - семьи.
  • 3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.
  • 4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

  • -максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
  • -содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;
  • -проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;
  • -способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
  • -обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

По реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы.

В настоящее время в России реализуются разрозненные меры по профессиональной ориентации молодых инвалидов, их обучению и последующему трудоустройству. Утвержденный План позволит систематизировать работу органов исполнительной власти регионов, органов службы занятости и образовательных организаций по реализации программ сопровождения инвалидов.

«В этом году Минтруд России подготовит типовую программу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве с целью унифицированного подхода к данному процессу, - прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. - В типовой программе будет прописан алгоритм сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма».

«На основе типовой программы регионы должны подготовить собственные программы и начать их реализацию с 2017 года», - подчеркнул глава Минтруда России.

В соответствии с утвержденным Планом в региональных программах будет предусмотрена реализация таких мероприятий, как профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное профессиональное образование, содействие развитию предпринимательских навыков у молодых людей с инвалидностью и другие. Предусматривается также обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами.

В последующем работа по сопровождению молодых инвалидов, по словам Министра, будет вестись на основе информации из Федерального реестра инвалидов, в котором будут представлены в том числе данные о профессиональном потенциале инвалида.

«По результатам реализации региональных программ в 2017-2019 годах будет разработан стандарт услуги по сопровождению инвалида молодого возраста при решении вопросов трудоустройства, - сообщил Министр Максим Топилин. - Единый и обязательный для всех регионов стандарт должен быть утвержден к 2020 году».

Справочно :

По данным Минтруда России, в настоящее время около 3,9 млн инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. При этом работает из них 948,8 тыс. человек или 24% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусмотрено увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 40% к 2020 году.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте 18-44 лет. Вместе с тем мероприятия Плана охватывают лиц с 14 лет, поскольку Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений.

По мере социального и духовного развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании.

Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые.

Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:

Повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей;

Повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека.

Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются:

Бедность;

Низкий уровень развития здравоохранения;

Вредные и опасные условия труда;

Неудачный процесс социализации;

Противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия инвалид – «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Инвалидность - это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения - это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности - это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия - это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. Таким образом, инвалидность - это сложный феномен, отражающий взаимодействие особенностей организма человека и особенностей общества, в котором этот человек живет.

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

Дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

Инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

Мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

Трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

Социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

Социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

Участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

Социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

Государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

Преодоление у человека состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

Восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

Функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

В современной науке существует значительное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации. Термин реабилитация происходит от позднелатинского rehabilitatio (re – вновь, снова, habilitas – способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности. Однозначного определения данного понятия не существует.

Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему. Так, реабилитация как процесс, включает мероприятия и шаги, направленные на достижение конкретных целей. Реабилитация как восстановление способности, годности, является одновременно целью данного процесса. Реабилитацию также можно рассматривать как метод, то есть способ достижения цели. Реабилитация выступает и итогом, который достигается в процессе восстановительной деятельности.

Исторически содержание понятий «инвалид» и «социальная реабилитация инвалидов» неоднократно менялись. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный, могущий) и в буквальном смысле означает «непригодный», «неполноценный». В античную эпоху инвалидом считался человек с анатомическими дефектами.

В средневековье этот признак был дополнен нарушениями психики, а в XX столетии инвалидность отождествлялась с нарушениями функции организма и утратой трудоспособности.

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию.

Осмысление процесса социальной реабилитации требует рассмотрения тех кардинальных, базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной жизни или обрекают индивидов на дезадаптацию и одиночество. Механизм включения индивида в социальную общность, как известно, носит название социализации.

Социализацию можно рассматривать как вхождение индивида в общество, приобщение его к социальной жизни. В этом процессе реализуется неразрывность двойственной природы человека, дуализм биологического и социального. Привнесение социальных начал в биологическую основу человеческой личности включает три элемента: воспитание как целенаправленную передачу социальных ценностей, неосознанное восприятие (интернационализацию) социальной информации, формирование характера, эмоционального строя и других черт личности.

Социализация – многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация – специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей.

Для проведения исследования необходимо обратить внимание так же на следующие понятия и определения:

Группа инвалидности – устанавливается лицам, признанным инвалидами, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности (установлены три группы инвалидности); лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Ограничение системы жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Люди с особыми потребностями – люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников.

Ограничение возможностей – означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).

Потребности социальные – предметно выраженные нужды и виды заинтересованности социальных субъектов в чем-либо, необходимом для нормальной жизнедеятельности и успешного развития.

Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).

Отсталость умственная – нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.

В современной России инвалиды - одни из наиболее незащищенных людей. В СМИ много обсуждают ущемление прав сексуальных меньшинств, либо конфликты на национальной почве, а про инвалидов говорить особо не принято. Инвалидов у нас вроде бы нет. Действительно, встретить на улице человека в инвалидной коляске или слепого сложно. Дело тут не в том, что у нас мало людей с ограниченными возможностями, просто города наши не приспособлены для таких людей. У инвалида в России нет возможности нормально работать, нормального перемещаться и вести полноценный образ жизни. Сегодня я хочу рассказать вам про удивительный центр, где занимаются молодые инвалиды. К сожалению, это единственный подобный центр на всю Москву.

«Центр Досуга и Творчества Молодежи «Россия» открылся в 1990 году, а 2 года назад его реконструировали. Сейчас в здание центра ведут широкие пандусы, инвалиды могут подняться на третий этаж на специальных подъемниках. Во дворе - яркие спортивные площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола, которые легко преобразуются для игры инвалидов. Например, баскетбольные корзины опускаются ниже - специально для колясочников. После реконструкции "Россия" меньше всего напоминает старенький детский садик, в чьем здании находился центр.

Как рассказала директор Центра досуга и творчества молодежи Татьяна Простомолотова, инвалиды приезжают сюда со всей Москвы и даже Подмосковья. Посещать центр может любой желающий - место жительство не имеет значения, главное добраться. Здесь занимаются примерно 150-160 инвалидов и 400 обычных ребят из окрестного района Перово. Добираются - кто на метро, кто своим транспортом, но у центра есть и своя машина для доставки инвалидов из отдаленных районов. При центре действует "Служба волонтеров". Это восемь молодежных организаций, которые в любой момент готовы организовать поддержку мероприятиям с участием инвалидов.

01. Здесь работают 12 экспериментальных площадок - досуговых, спортивных и игровых. В здание установлено два лифтовых подъемника для колясочников.

02. Внутри чисто и "весело". Мне, конечно, такой дизайн не очень близок, главное, что сделано все качественно.

03. Здесь все приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Белый кружочек - для тех, кто плохо видет, оно обозначает начало этажа. Также эти кружки дублируются яркими указателями.

04. Схема эвакуации для слепых и слабовидящих.

05. Двери все 90 сантиметров шириной, чтобы в них спокойно проезжали коляски. В коридорах есть специальные холлы для разъезда людей на колясках.

06. Специальное оборудование для людей с ограниченными возможностями. Справа - монитор Брайля. Также специальная система через наушники озвучивает все, что проиходит на мониторе.

07. Денис - руководитель первого московского интеграционнгго центра "Cпортивный бильярд для молодых инвалидов", показал класс игры на бильярде.

08. В центре два бильярдных стола. Ребят поддерживает как правительство Москвы, так и профессиональное сообщество.

09. Помимо людей с ограниченными возможностями в центр ходят обычные дети. Это помогает инвалидам быстрее адаптироваться и вести полноценную жизнь за пределами центра.

10. Музыкальный класс. Барабаны и тамбурины, синтезатор и десятки других музыкальных инструментов на любой вкус. Здесь занимаются в основном слабослышащие ребята.

11.

12.

13. Студия исторчиеского костюма и бисероплетения.

14.

15. В прошлом году икону, созданную руками воспитанников, подарили Патриарху Кириллу.

16. На один костюм уходит около года! Здесь владеют всеми бисерными техниками и даже создают новые.

17. Но особенно поразила работа школы керамики и гончарной студии. Здесь есть и печи для обжига, и гончарный круг. Здесь работают ребята с ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна...

18.

19.

20. «Наша основная миссия, – говорит Татьяна Владимировна, – через творчество приобщить молодых инвалидов к активной общественной и профессиональной жизни. В центре работают 60 сотрудников – это психологи, педагоги, специалисты по работе с молодежью, – это оказание помощи молодым инвалидам».

21. В центр приходят с 4-х лет до 32-х, молодые инвалиды. После 32-х лет люди обычно либо устраиваются и живут обычной жизнью, либо ходят в другие центры для взрослых.

22. Работы воспитанников.

23.

24. Выставка работ воспитанников. Скоро центр "Россия" планирует открыть интернет магазин и продавать некоторые работы. Еще здесь проходят дискотеки и костюмированные балы. В декабре пройдет рождественский бал 1812 года. Дискотеки проводят в осном для слабослышащих.

25.

26. Также здесь есть свой театр.

27. Режиссер сам глухой, играют здесь без слов.

28. А еще здесь есть вот такая волшебная комната отдыха.

29. Cпортивный зал, оснащенный тренажерами, специально адаптированными для колясочников.

30.

31. На улице детская площадка.

32. Это, наверное, единственная детская площадка для инвалидов в Москве.

Этот центр, открытый под эгидой городского департамента семейной и молодежной политики, уникален еще и потому, что здесь разрабатываются методики для организации досуга и творчества инвалидов в Москве. Но, безусловно, на десятимиллионный город одного центра мало. Такие центры должны быть в каждом районе Москвы и во всех крупных городах России. Инвалиды должны иметь возможность вести полноценную жизнь, работать, отдыхать, ходить в кино и встречаться с друзьями. Сейчас для людей с ограниченными возможностями любое это действие - большое испытание. Было бы хорошо, если общество и правозащитники будут уделять больше внимания проблемам инвалидов, которых сейчас как будто не существует.

Я также публикую некоторые посты на

На Западе людей с синдромом Дауна называют «альтернативно одарёнными». В России к ним относятся двояко: одни их называют «солнечными», окружают любовью и лаской, другие отворачиваются.

Дети с умственными, ментальными и психическими нарушениями - особая группа людей, которой с рождения приходится буквально бороться своё место под солнцем. Для многих этот путь тернист и сложен, особенно для тех, кто уже перешагнул возрастную черту 18 лет.

Путь в никуда?

Детство мальчика Валентина почти не отличалось от жизни ребятишек его возраста. С трёх лет он пошёл в детский сад, правда, в особую группу - для малышей с задержкой развития. Валя с рождения тоже «особенный»: врачи поставили диагноз «синдром Дауна ».

Затем – обучение в школе, в классе для детей с задержкой умственного развития.

«10 лет, без перерыва, мой сын посещал школу, причём последние 5 лет - самостоятельно. Я знала, что всё это время ребёнок сидит за партой и внимательно слушает учителя. А какие поделки он приносил из школы! Младший сын, через 5 лет, обучаясь уже в 7-м классе, нередко брал работы брата на труды, и они оказывались лучшими из всех», - рассказала мама Валентина Ольга Васильева.

Жизнь Вали резко изменилась, как только ему исполнилось 18 лет. Он оказался словно вычеркнут из мира, как и многие «особенные» дети его возраста.

Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь.

«Двери училищ закрыты: мы вышли из школы со справкой об окончании школы вместо аттестата. Молодые люди с интеллектуальными нарушениями, научившись в школе элементарному счету, чтению, письму, в 18 лет перестают быть инвалидами детства, их признают инвалидами II, III группы, людьми, способными работать, если другие лица будут постоянно оказывать им помощь. Но профессиональную или ремесленную подготовку в мастерских, УПК, училищах они не получили, рабочие места для них не созданы, возможность минимального заработка у них отсутствует, а на пенсию инвалиду II, III группы (в Кировской области, например, в среднем 10 тысяч рублей) без подработки не прожить, с учётом, что у мамы доплату по уходу тоже сняли. Благо, я работаю, а сколько мам, которые воспитывают молодых инвалидов в одиночку! А если я, допустим, не могу себе позволить няню, что дальше - увольняться с работы?!» – недоумевает Ольга Васильева.

Валентин, как и многие молодые инвалиды, чувствует себя полноправным членом общества и пытается найти своё место в жизни.

«Как-то мне позвонили из Театра юного зрителя в Кирове и сообщили: «Ваш ребёнок сказал, что хочет выступать на сцене»: он занимается брейк-дансом, - поделилась мама Валентина. - Любые просьбы и поручения он выполняет безукоризненно, например, в плане уборки. Эти дети вообще очень трудоспособны. Те 12 человек с нарушениями умственного развития, которые обучались в классе Вали, могли бы стать готовой трудовой ячейкой, только им нужен наставник. Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь».

Вот и празднику конец

В 2010 году в Кирове сами родители открыли неформальное общественное объединение «Клуб 18+» для ребят с умственными и психическими нарушениями, инвалидами I и II группы. 25 девушек и юношей учились дружить, петь и танцевать, читать стихи, лепить из глины, плести из бумаги, ставить спектакли, встречались с творческими людьми города, посещали театры, выставки, концерты, готовились к выступлениям на фестивалях и домашних концертах.

Были в клубе свои звёзды. Николай Даровских, например, стал победителем Международного фестиваля «Инклюзив Дэнс» в 2013 году. Молодой человек с синдромом Дауна выступал с «Цыганским танцем» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Создала клуб кировчанка Вера Даровских. О том, что молодые инвалиды нуждаются не только в заботе и внимании, но и в занятости, женщина знает не понаслышке: сама воспитывает сына-инвалида.

Со временем клубу дали помещение и сделали социокультурным дневным отделением Областного Центра реабилитации молодых инвалидов (ул. Казанская, 3а.) Молодёжи приходило всё больше, требовалась дополнительная помощь специалистов.

Вера Даровских не раз обращалась за помощью к губернатору, встречалась с членами правительства, чиновниками министерств. Совет родителей и опекунов молодых инвалидов искренне верил, что органы соцзащиты окажут клубу поддержку.

«Вместо этого родителям предложили оплатить существующие социальные услуги по очень высоким ценам. Мы были вынуждены отказаться», - отметила Вера Александровна.

Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями.

После закрытия дневного отделения социокультурной реабилитации Вера Даровских обратилась за помощью в Москву, к Элле Панфиловой, которая на тот момент была Уполномоченным по правам человека в России. Лишь тогда ситуация сдвинулась с «мёртвой точки»: опять нашлись и ставки, и соцработники, и новое место для занятий с молодыми инвалидами. В Центре соцобслуживания, на ул. Пугачёва, 24, нашёлся маленький кабинет для занятий рукоделием, заставленный старой мебелью.

«Музыкальные, театральные и развлекательные занятия на уровне утренников в детском саду уже ничего не дают молодому инвалиду: не готовят его к будущей самостоятельной жизни без родителей, не «окультуривают», не воспитывают. Такое «соцобслуживание» молодежи с инвалидностью - это позапрошлый век. Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями», - считает Вера Даровских.

Всего 2 часа утром - вот и всё время для «реабилитации», выделенное для молодых инвалидов всех районов города Кирова и области.

«Для части молодых инвалидов, живущих в удаленных районах города, такой график не подходит, места мало, а само местоположение неудобно и просто несовместимо с их здоровьем», - говорит Вера Александровна.

Так молодежь и не учится, и не работает, и не реабилитируется. И сколько подобных примеров можно насчитать по стране?

Счастье - дома

Родители, воспитывающие взрослых детей-инвалидов, зачастую делают для них всё возможное, но очень смутно представляют, что ждёт их в будущем.

«Перспективы для таких людей слишком ограничены. Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение - это значит своими руками погубить его! Их место - дома, в кругу близких. Важно, чтобы государство обратило внимание на наших детей - пусть уже больших, но таких незащищённых. Главная задача взрослых - здоровых и умных - социализировать их и подготовить к самостоятельной жизни, - считает член Совета «Клуба 18+», мама дочери-инвалида Алла Россихина. - Главное для наших детей - общение и социализация. Должен быть клуб по интересам для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет, где они могли бы знакомиться друг с другом и общаться».

Часто в обществе на «особенных» людей смотрят как на обречённых, для которых дорога в интернат - единственная.

Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение.

«Многим молодым инвалидам там просто не место. Напротив, они должны прожить жизнь дома, в своей квартире, среди друзей, знакомых, родни и помощников. Для этого нужны новые формы социальной работы, - считает Вера Даровских. – Они не требуют миллионных вложений, и примеры тому есть».

Так, во Владимирской области молодых людей с тяжёлой формой инвалидности готовят к жизни без родителей в так называемой «квартире учебного проживания». Ребят заселяют на время в отдельную квартиру без родителей, но под руководством наставника, где их учат вести домашнее хозяйство: убираться в доме, готовить еду, стирать, делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию.

«На мой взгляд, очень важно позаботиться о социальном сопровождении молодых инвалидов, но для этого социальные службы должны знать все семьи, в которых есть взрослые инвалиды, интересоваться, чем они заняты и в какой помощи нуждаются, - отметила Вера Александровна. - Инвалиды имеют право на помощь не из милости, а по законному праву».