Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Почему сказки андерсена любят во всем мире. Андерсен — сказки для взрослых, или почему датского гения раздражали дети. Как зарождались творения гениального сказочника

Захватывающие сказки Андерсена знакомы каждому из нас с детства. Великолепные экранизации дали нам ощущение добра и волшебства от каждой из них, но, если вдуматься, то сюжет этих сказок редко был оптимистичным или веселым. Конечно, о таких качествах, как зависть и злоба, лживость и хитрость, жестокость и равнодушие, герои Андерсена в сказках рассказывали собственными поступками, но почему великий сказочник создал мир сказки таким… унылым?


Символ Дании — Русалочка, глядящая на море…

Из 156 сказок Ганса Христиана Андерсена 56 заканчиваются смертью главного героя, в большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания. Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал.


м/ф «Снежная Королева»

Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.


м/ф «Гадкий Утёнок»

Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью - его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки. Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика - он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней .


м/ф «Стойкий Оловянный Солдатик»

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться. Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась. Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.


м/ф «Снежная Королева» Прототипом для Снежной Королевы стала единственная любовь всей жизни Андерсена Дженни Линд, которая всю жизнь не подпускала его к себе ближе, чем на шаг.

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа. В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».


м/ф «Дикие лебеди»

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника - адвоката. Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Дженни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной. Долгое время они дружили, но после ее замужества Андерсен больше не встречался с ней, хотя до конца жизни помнил лишь ее одну.


м/ф «Пастушка и Трубочист»

Говорят, что к старости он стал ещё более странным. Огромное количество времени он проводил в публичных домах, но совсем не потому, что искал плотских утех. Он просто вёл беседы со «жрицами любви» — всё остальное он считал изменой своей единственной возлюбленной.


иллюстрация из книги «Принцесса На Горошине»

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее». Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».


м/ф «Новое Платье Короля»

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».


2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Критики о творчестве Андерсена

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Жизнь Андерсена , по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена . В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко. Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки. «Мне часто чудится,- пишет Андерсен в одном из своих писем,- что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко» . Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее - бутылочное горлышко - еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета - маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное. Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка» .

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена . Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» .

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Время чтения: 10 мин

Андерсен, несмотря на всемирную славу, считал себя неудачником — анализ сказок глазами журналистки Анастасии Белоусовой и писателя Алексея Курилко.

Что почитать еще? Владимир Высоцкий и поклонники: «Он — как первая сигарета»

Сказка Андерсена «Огниво» глазами мамы

Знаешь, Алексей, когда речь заходит об Андерсене, внутри меня начинается какая-то депрессивная возня. С одной стороны, я понимаю: Ганс Христиан Андерсен — человек, бесспорно гениальный. Его сказки понятны, образны, просты, но большинство из них — неимоверно трагичны!

Когда мой ребенок дорос до того, чтобы с интересом слушать сказки, я, конечно же, первым делом вытащила Андерсена. И вот открыла я «Огниво», стала читать. Посмеялись от описания ведьмы, которая подошла к главному герою:

«На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди».

И смешно, и страшно. Дальше — больше: ведьма просит солдата залезть в дупло дерева и достать ей огниво, а в обмен обещает его обогатить. В дупле — три двери, за каждой — по огромной собаке, которую, если приручить — посадить в ведьминский передник, — то собака станет ручной, и можно будет взять серебро или золото.

«Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса. „Моё почтение!“ — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал»

Что почитать еще? Фильм «Форма воды» — человек-амфибия от культового Гильермо дель Торо

Андерсен и его Адские собаки

Как тебе, Алексей, образ: глаза у собаки, «как чайные чашки»! Или даже не так: глаза собаки — «как две круглые башни, и вертелись, точно колеса»! Класс! И я, и сын в восторге.

Но дальше солдат вылезает с золотом и огнивом из дупла, но вместо того, чтобы поблагодарить ведьму и отдать ей, что она просила, он… убивает ее! Приехали… Дальше читаю — и мне плохо. Солдат просаживает все деньги на балах, влюбляется в принцессу и с помощью огнива женится на ней!

«Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня».

Чему, Леш, по-твоему, учит эта сказка? Если в детстве меня это забавляло, то теперь, когда я — родитель и формирую у своего ребенка отношение к миру, учу его правильно жить, такие сказки рождают во мне только гнев!

Ну о чем они, каков главный месседж? Убей ведьму, которая тебе все показала и рассказала — и живи счастливо? Вот так Андерсен! Раскольниковых растить будем? Жаль, Достоевский не указал: может, родители Раскольникова тоже читали ему, маленькому, на ночь «Огниво»? Тогда понятно, почему он рубанул старуху под девиз: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

«Огниво» глазами ребенка

Стоп, Анастасия. Давай разбираться. Да, в «Огниве» главный герой — настоящий солдат, бравый, веселый, сильный, но при этом бедный, похожий на тысячи таких же солдат. И детям он изначально нравится! Они им восхищены, готовы ему сопереживать, и им очень хочется, чтобы солдату повезло и он наконец стал счастлив.

А тут тебе — ужасная ведьма, особенно в глазах детей того времени она мерзопакостна изначально. От ведьмы ничего, кроме несчастий, не жди.

Она просит солдата спуститься за золотом и огнивом в самую бездну, где живут страшные, пугающие детей адские псы. Мало того, что она — ведьма, так еще подлая и коварная: хочет чужими руками жар загребать. Сама не рискует — солдата посылает, хочет его погубить или обмануть. Симпатия детей тут полностью на стороне наивного солдата.

Ведь ведьма — безусловное зло, особенно для детей, как для нас какой-нибудь маньяк-убийца или садист. То, что маньяк-убийца посадил тебя в автобус или подсказал нужную остановку, еще не делает его хорошим человеком. Он все равно остается серийным маньяком-убийцей.

«— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно».

Дети на стороне солдата

Андерсен знал, что в глазах детей ведьмы не только безобразны, но и хитры, безжалостны и, между прочим, даже едят детей, зажаривая их живьем в печке. Срабатывает элементарный стереотип.

Поэтому детишки и беспокоятся о солдате: будь осторожен! Это, как оказывается, лишь приманка. А с помощью огнива можно управлять этими адскими псами. Ты только представь, что бы натворила эта ведьма, заполучи она огниво! Да это все равно что дать маньяку чемоданчик с управлением ядерной бомбой!

«Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки".

Впрочем, повторяю: дети так подробно сказку на детали не разбирают. Они охватывают ее целиком. Андерсен знал это.

А в целом история проста. Был нищий солдат. После череды разных приключений, с трудом оставшись в живых, чудом спасшись от гибели, он еще и женится на прекрасной принцессе, да еще и становится королем! Дети полностью удовлетворены таким финалом. И, счастливые, засыпают.

Что почитать еще? Как открыть бизнес-школу для детей — бизнес-план и советы экспертов

«Стойкий оловянный солдатик»

В оправдание скажу, что я еще раз попробовала почитать сыну Андерсена и открыла «Стойкого оловянного солдатика». Казалось бы: про любовь. Есть солдатик — правда, одноногий. Есть прекрасная принцесса-балерина, которая любит солдатика, несмотря на его инвалидность. Есть тролль из табакерки, который пытается соблазнить балерину.

«Вот бы мне такую жену! - подумал оловянный солдатик. — Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом — простая коробка»

Но солдатик защищает ее, при этом сам чудом не погибает, проходит море препятствий и возвращается к любимой. Узнает, что она до сих пор его любит. Казалось бы, все прекрасно.

И тут… Андерсен сжигает солдатика и балерину в печке! Да, конечно, тролль из табакерки тоже погибает, но вывод сказки какой? Счастья не бывает? Счастливые влюбленные долго не живут?

Дочитываешь и понимаешь: Андерсен — изверг, неудовлетворенный и разочарованный жизнью, несчастный человек. Только такой может обгадить свою же собственную красивую сказку.

Что почитать еще? Тринадцатый ангел. Смартфон для ангела. Глава 3. Христианское фэнтези

Сказка с печальным концом

Да, Анастасия, «Стойкий оловянный солдатик» — одна из немногих сказок, которая действительно заканчивается плохо и печально. Но ведь это сказка не только для детей, но и для взрослых, и в ней можно увидеть и философский подтекст.

Смотри: главный герой — единственный из 25 солдатиков, на кого не хватило олова, потому он — одноногий, страдающий и комплексующий. Но, уверяю, этот герой изначально симпатичен каждому ребенку!

Ты думаешь, все дети комплексуют?

Так или иначе в определенный период времени каждый ребенок ощущает себя одиноким и невостребованным. Потому любой нормальный ребенок мечтает, чтобы герою сказки повезло.

Тем более если он заслуживает уважения, он такой замечательный, стойкий оловянный солдатик, который влюблен в бумажную принцессу и защищает ее, несмотря на все угрозы страшного тролля.

«Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз»

Судьба-злодейка отправляет его сначала на улицу, в непогоду, потом он попадает на кораблик, сражается с крысой, его съедает рыба, которая попадает на кухню… Но надо такому чуду случиться — попадает на кухню дома, где живет его любовь!

Учат ли сказки

В «Стойком оловянном солдатике» судьба соединила любящие сердца, но, к сожалению, слишком поздно. Они встретились, но оба попали в огонь, который их погубил. Балерина сгорела мгновенно, а оловянный солдатик еще мучился, видя, как умирает его любимая, и страдая и мучаясь сам.

Хорошо, Алексей. Но чему может научить эта сказка?

Наверное, тому, что если ты чего-то очень сильно хочешь, то рано или поздно ты добьешься этого, встретишь ту единственную родственную душу. И пусть это будет лишь на мгновение, но это будет главным мгновением в твоей жизни.

Главное — не терять спокойствия и твердости духа, быть стойким оловянным солдатиком — у которого, при всей его «оловянности», есть доброе любящее сердце.

«Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:
— Держите его! Держите! У него нет паспорта!»

Что почитать еще? Эдгар По и его последняя любовь

Благодаря мультфильмам

Не знаю, Алексей, у меня другое мнение. Потому я решила ребенку Андерсена не читать до какого-то возраста. И этот возраст затянулся. Сейчас ему 10, а из всех сказок великого Ганса Христиана он знает разве что «Снежную королеву» и «Русалочку». И то — благодаря мультфильмам.

Нет, с точки зрения красоты стиля, образности, сказочных оборотов — спору нет, Андерсен гений! Но сказки должны, как и любое искусство, нести свет в головы и души людей, особенно если это еще детские головы и души! Разве нет?! Да какую сказку ни возьми у него…

Может, потому мы такое несчастное поколение, что родители и бабушки читали нам на ночь Андерсена? Которого с трудом доставали в книжных магазинах или в точках по сбору макулатуры.

Без назидательности

А кто тебе сказал, что сказки должны чему-то учить? Сказка — жанр, изначально нисколько не подразумевающий назидательность. Смотри, те же романы или баллады — это сказки для взрослых. Они повествуют о жизни того или иного персонажа — всем известного исторического или вымышленного, рожденного фантазией автора.

Разве романы или старинные баллады, или приключения пиратов, авантюристов или благородных разбойников чему-то учили? Отнюдь! Они развлекали слушающую или читающую публику.

Что почитать еще? Льюис Кэрролл и его «Алиса в стране чудес» — цитаты, секреты и Джек Потрошитель

Сказки наполняют душу эмоциями

Они вносили разнообразие в их серую, убогую жизнь. Заставляли забыть о собственных проблемах, сопереживать героям романов и баллад, сочувствовать и радоваться благополучному исходу. То бишь романы — это сказки для взрослых, а сказки — это увлекательные романы для детей.

Если уж хочешь ребенка чему-то научить — глупо это делать с помощью оригинальных сказок Андерсена, братьев Гримм или, еще страшнее, — Гофмана. Дети учатся в школе, а от сказок они ждут чуда, увлекательных и страшных приключений.

Когда ребенок следует за острым сюжетом — он то радуется, то пугается, то умиляется, то огорчается, после чего, наконец, блаженно засыпает, наполнив душу сполна разными эмоциями. Это во-первых.

А во-вторых — ты смотришь на сказки Андерсена с позиции современного взрослого человека, а дети на такие подробности или детали либо не обращают внимания, либо глядят с совершенно иного ракурса.

Что почитать еще? Нина Риччи — дочь сапожника, прогоревшего в Монте-Карло

Андерсен любил сэлфи

Но мои подозрения в некоторой неадекватности Андерсена тоже вполне обоснованны. Андерсен действительно был очень странным человеком. Меня, например, зацепило, что он обожал фотографироваться, подбирал ракурсы, с которых он выглядит максимально хорошо.

Хотя подобрать было очень сложно: Андерсен был крайне некрасив. Особенно смущал его длинный нос с горбинкой. Но писатель любил себя таким! Сегодня бы сказали, что Андерсен обожал делать селфи, и даже был селфиманом. А это уже признак некой неадекватности, как по мне…

Причем, преуспев в селфи, Андерсен за всю жизнь так и не удосужился выучить грамоту — и до самой смерти писал с грамматическими ошибками. Что в общем и целом не причина не быть гением, но все же! Мог бы и осилить за столько лет. Но зачем? Ведь он любил себя таким, малограмотным фантазером…

Герои Андерсена — аутсайдеры

Андерсен с раннего детства чувствовал себя эдаким гадким утенком, поэтому испытывал симпатию к такого рода героям. Он много страдал и много испытал, но так и не стал счастливым! Несмотря на свое, как ты утверждаешь, самолюбование!

Вообще, все основные герои Андерсена — если ты заметила общую тенденцию — являются аутсайдерами, неудачниками, людьми, которым нет места в обществе, или уж если есть — то на обочине.

Вспомни «Гадкого утенка»! Вначале — всеми изгнан и презираем, но, в конце концов, после долгих мытарств и несчастий, он превратился в прекрасного лебедя. Любой мальчик или девочка будут сопереживать такому персонажу.

Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Или возьми Дюймовочку: она в лучшем случае могла рассчитывать на одиночество, а в худшем — стать женой жабы или слепого крота. Но благодаря счастливым обстоятельствам она попадает в чудесную страну маленьких человечков и выходит замуж за принца! Вот тебе и счастливый финал.

Что почитать еще? Шарль Перро — кем была его Красная шапочка и за что посадили сына

Трагедия Андерсена

С другой стороны — если смотреть на сказки с позиции взрослого (или психологии), то Дюймовочка многих делает несчастными: и жабу, и жука, и крота. Но детям все эти персонажи изначально отвратительны! Для Дюймовочки они хотят только одного: самого лучшего принца.

«Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой»

Трагедия Ганса Христиана Андерсена — в том, что все его литературные труды оставались невостребованными.

И тем не менее Андерсену так и не удалось стать серьезным писателем для взрослых. Он так страдал и раздражался, когда его называли «детским писателем»! Он настаивал, что даже его сказки — и для детей, и для взрослых. И это действительно так.

Андерсен не кокетничал. Он действительно сочинял их для широкой публики. Даже сейчас, по прошествии нескольких столетий, мы видим, что его сказки интересны и детям, и взрослым. И каждый видит в них что-то свое.

Учат ли сказки

Вообще, честно скажу: Андерсен никогда не был в числе моих любимых. Даже братья Гримм со своими сказками-ужасами мне и то казались милее… Ганс Христиан, при всей сказочности, навевает на меня тоску и безысходность. Так и хочется сказать после прочтения: «Ну, ясно. Все умерли».

Вот интересно: если бы у самого Андерсена были дети, стал бы он им читать свои сказки на ночь??? Или потому у него и не было детей, чтобы, не дай Бог, не пришлось им читать собственные сказки и нести за них ответственность! И не отвечать на вопросы: «А что, папа, правда, можно убить человека только потому, что это ведьма с губой до самой груди?»

Что почитать еще? Марк Твен — юмор-проповедь и запреты жены

Андерсен и дети

Кстати, нельзя сказать, что Андерсен любил детей. Наоборот. По воспоминаниям современников, дети его раздражали. Однажды писателю показали эскиз будущего памятника ему — на этом эскизе дети облепили его со всех сторон, один даже влез сказочнику на плечи.

Знаменитый датчанин написал для детей более 150 сказок и историй, более трети из них завершаются смертью главных героев

Сам Ганс Христиан Андерсен никогда не считал такой ход событий пессимистичным. Пожалуй, точнее всего его мировоззрение выражено заключительной фразой сказки «Ледяная дева»: «Бог все устраивает к лучшему для нас». В Советском Союзе сказки Андерсена были достаточно популярны, а еще больше - фильмы и мультфильмы по сюжетам его произведений. Объясняется это тем, что оригиналы были сильно адаптированы и обработаны. Без этого цензура их попросту не пропустила бы в печать.

«Огниво»

Поколение советских школьников знало эту историю в сильно переработанном варианте. В первоначальном варианте «Огнива» творится настоящая жуть - чего стоят одни только адские псы, которые нападают на Короля и Королеву и тащат их в преисподнюю. Конечно, такое непотребство советским детям было ни к чему, как и постоянные религиозные намеки и отступления, и на помощь пришли переводчики и пересказчики. Например, талантливый Евгений Шварц , из-под пера которого мрачные сказки выходили преображенными.

«Русалочка»


Кадр из мультфильма «Русалочка». Жизнерадостная и находчивая Ариэль -
совсем не та героиня, о которой писал Андерсен

Невероятно печальный конец у одной из самых известных сказок Андерсена - «Русалочка». Современные дети знают эту историю по красивому диснеевскому мультфильму с традиционным для американцев хэппи-эндом. Оригинальная сказка заканчивается намного хуже: принц женится на другой, Русалочка, чтобы сохранить свою жизнь, должна вонзить в сердце изменника острый нож, но она жертвует собой ради счастья любимого - бросается в море, чтобы превратиться в морскую пену.

Неизвестно, зачем Андерсен придумал Русалочке такую жесточайшую судьбу, но описал он ее, надо отдать ему должное, настолько поэтично, что многим сложно удержаться от слез.

Снежная королева

Смелая Герда , торопясь освободить своего названного брата Кая , идет и идет сквозь снег и вьюгу, не обращая внимания на холод, и, добравшись до чертогов Снежной королевы, освобождает своего братца. Оригинал изобилует множеством ангелов, которые помогают Герде после того, как девочка читает молитву «Отче наш». И дошла-то Герда только благодаря ангелам, которые гладили теплыми ладонями ее руки и ноги, не позволяя замерзнуть. И Кая она смогла расколдовать, потому что без устали читала псалмы об Иисусе .


И заканчивается сказка тем, что дети находят бабушку сидящей на солнышке и упоенно читающей Евангелие. Последние слова сказки «Розы цветут - красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа». Понятно, что для чтения советским детям такой вариант совершенно не подходил.

Кстати: Биографы известного сказочника утверждают, что он вывел в образе холодной и жестокой Снежной Королевы датскую певицу и актрису Дженни Линд - женщину, которую Андерсен преданно и безнадежно любил всю свою жизнь и которая никогда не подпускала писателя к себе.

Самые ужасные

Многие довольно известные сказки и рассказы Андерсена напичканы такими подробностями, которые с трудом воспринимают даже взрослые.

«Девочка со спичками ». Маленькая девочка продает спички на улице. Несмотря на приближающийся Новый год, она не хочет возвращаться домой, где ее ждет жестокий отец. Она постепенно сжигает по одной спичке, в свете огонька перед малышкой проплывают сказочные картины. В результате девочка замерзает насмерть. « Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку».

«Блоха и профессор» . Профессор и его подруга, волшебная блоха, прибывают в страну дикарей, где правит 8-летняя (!) принцесса. Принцесса влюбляется в блоху и хочет выйти за нее замуж. При этом принцесса – людоедка. « Особенно хороши детские плечики под крепким соусом! - говорила мать принцессы».

«Сердечное горе» . Дети устраивают платное посещение могилы только что умершей собаки. И только одна маленькая оборванка не смогла «заплатить» и посмотреть, в этом было ее горе. «Дети поплясали вокруг могилки, а потом старший мальчик, практичный семилетний юноша, предложил устроить обозрение мопсенькиной могилки для всех соседних детей. За вход можно было брать по пуговке от штанишек…»

«Эльф розового куста». Юноша и девушка любят друг друга, но злой брат юноши из ревности убивает его и зарывает в землю. Девушка выкапывает труп и сажает голову мертвеца в цветочный горшок. "Знаем! Знаем! Ведь мы выросли из глаз и из губ убитого!»

Сегодня Андерсена называют гениальным сказочником, его произведения – сказками для детей, однако сам писатель считал, что его не понимают и его творения больше похожи на поучительные истории. Кроме того, он не любил детей, и неоднократно говорил, что создает свои произведения для взрослых. Большинство Андерсена были адаптированы и, во многом, смягчены, оригинальные же версии пропитаны христианскими мотивами, они более мрачные и суровые.

Трудное детство

Считается, что одной из причин жестоких сказок писателя было его трудное детство. Критики, современники Андерсена, часто нападали на него, не признавали его талант, обвиняя в «худости рода» и «посредственности». Сказку «Гадкий утенок» высмеяли, автобиографическим трудом с элементами пасквиля. Отчасти это действительно так, впоследствии автор признавался, что он и есть тот самый «гадкий утенок», ставший «белым лебедем». Детство Андерсена прошло в нищете, непонимании со стороны родных и сверстников. Отец и писателя были башмачниками, мать прачкой, а сестра, как утверждают исследователи, – проституткой. Он стыдился своей родни, и после того, как добился славы, практически до самой смерти не возвращался в родной город.
Андерсен признавался, что некоторые идеи для своих произведений он заимствовал из фольклорных сказок Дании, Германии, Англии и других народов. О «Русалочке» он сказал, что она стоит того, чтобы ее написали еще раз.

В школе ему с трудом давалась грамота, за что его неоднократно били учителя. Впрочем, правописанием он так и не овладел, Андерсен до самой старости писал с чудовищными ошибками. Над будущим сказочником издевались соседские мальчишки, учителя и ученики в школе, а впоследствии и в гимназии, унижали его и на первом месте работы. Кроме того, писателю не везло в любви, Андерсен никогда не был женат и не имел детей. Его музы не отвечали ему взаимностью, в отместку с них были списаны образы «Снежной королевы», принцессы из сказки «Свинопас».

Психическое расстройство

Предков Андерсена по материнской линии считались в Оденсе психически нездоровыми. Его дед и отец утверждали, что в их жилах течет королевская кровь, эти рассказы так сильно повлияли на сказочника, что в детстве его единственным другом был воображаемый принц Фритс, будущий король Дании. Сегодня сказали бы, что у Андерсена было сильно развито воображение, но в то время его считали чуть ли не умалишенным. Когда писателя спрашивали, как он пишет свои сказки, он говорил, что герои просто приходят к нему и рассказывают свои истории.
Андерсен стал культурным провидцем своей эпохи. В сказках «Русалочка», «Снежная королева», «Дикие лебеди» присутствует оттенок феминизма, чуждый современникам писателя, но востребованный спустя несколько десятилетий.

По другой версии «страшные» сказки Андерсена были обусловлены периодическими депрессиями, одолевавшими его на протяжении всей жизни и неудовлетворенностью в сексуальной сфере. До конца своей жизни писатель оставался девственником, хотя он и посещал публичные дома, но так ни разу и не воспользовался их услугами. Увиденные им «мерзости» вызывали у него лишь отвращение, поэтому проводить время там он предпочитал в беседах с путанами.