Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Презентация «Русская культура XVI века. Презентация «Русская культура XVI века Известные труды, напечатанные в XVI в

Презентация по истории России для 6 класса "Русская культура в конце XV - XVI вв"

На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство. Выделялись отливка пушек (Слайд 19) и колоколов, ткачество и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.

Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". (слайд 3,4)

Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту.

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.(Слайд 14)

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. (Слайд 10)

В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. (Слайд 12)

Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня. (Слайд 15, 16)

Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. (Слайд 7,8,9)

Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры - в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

Век 16 для истории российского государства это период формирования национального самосознания народа сбросившего с себя иго иноземных завоевателей.

Орда монголо-татаров огненным шквалом прокатились по русской земле, сметая все на своем пути. Большую часть приходилось восстанавливать заново, и православная церковь была именно в этот период духовным наставником и общественным идеалом.

Москва, бывшая центром Московского государства, провозгласила своими духовными символами святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского.

С 1547 года Иван IV Грозный венчался на царский престол, и Московское царство стали именовать государство Российское, идеалом которого стала неограниченная монархия, которую поддерживала церковь. Все политические изменения отразились и на культурном развитии страны.

Живопись 16 века

Живопись 16 века представлена иконами и фресками выдающегося русского художника Дионисия. В его творениях отражаются гуманистические идеи, которыми было наполнено творчество его великого предшественника Андрея Рублева . Образы его икон не устрашают, не грозят карой, а утешают, понимают, прощают и лечат израненную душу.

фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре фото

Вместе с сыновьями Дионисий создавал фрески для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Чистые, светлые, яркие, но, одновременно, нежные краски, иллюстрируют гимны византийца Романа Сладкопевца, воспроизводя сцены Благовещения, Страшного суда, Соборования. Именно Дионисий впервые стал прописывать в русских иконах белый фон, что придавало им необыкновенную прозрачность.

Передавая движения и жесты персонажей, Дионисий смог добиться эмоциональной взволнованности православной паствы. Сын Дионисия Феодосий, уже после смерти отца, расписывал Благовещенский собор Московского кремля. В русской живописи 16 века появляются светские темы из русской и всемирной истории.


икона Притча о хромце и слепце фото

Сюжеты некоторых икон, например, “Притча о хромце и слепце”, “Видение Евлогии” иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописные произведения настолько отходят от положенных канонов, что Стоглавый церковный Собор в 1551 году выносит специальное решение и устанавливает своеобразный стандарт для изображения святых в иконописи.

Зодчество, архитектура 16 века

16 век по праву считается периодом крепостного зодчества. Отстраиваются сожженные, уничтоженные крепостные стены городов и соборов в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне , Пскове. Возводятся Соловецкий, Троице-Сергиевый и другие монастыри. Отстраивается и сама Москва - возводится Китай-город, Белый и Земляной город.


колокольня Ивана Великого фото

В селе Коломенском возводится столпообразный шатровый храм - церковь Вознесения, а в Москве церковь Ивана Великого. Одним из самых выдающихся памятников русского зодчества 16 века является символичное и для современной России архитектурное сооружение - Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Необыкновенную нарядность придают ему кокошники разного масштаба и формы, причудливые купола, необыкновенное богатство декоративных частей.

Книгопечатание

16 век памятен для русской культуры величайшим событием - возникновением собственного книгопечатания. Известно, что первая типография существовала уже в 1553 году, но имена ее мастеров не дошли до нас. Зато доподлинно известно имя Ивана Федорова, дьякона московской церкви и его помощника Петра Мстиславца, которые отпечатали первую книгу "Апостол"с выходными данными в Печатном дворе на Никольской улице.


книга Апостол фото

Книга Апостол - одна из частей Библии. Качество печати было просто отменным. Иван Федоров был не только отличным типографом, но также и редактировал переводные книги, осуществляя не только подстрочный, но и художественный перевод. Типография работала не только в Москве, но и в Александровской слободе.

Во Львове Федоров отпечатал первый русский букварь. Но по-прежнему выходит много рукописных книг с большим количеством выполненных вручную великолепных миниатюр.

Л.А. Кацва, 2010

Общие условия развития культуры

?
В чем состояли условия развития русской культуры
в XVI в. по сравнению с более ранними эпохами?
В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве,
главной задачей которого была централизация.
Решающее значение для развития культуры имел
единый государственный центр – Москва.
Здесь использовались культурные достижения
других районов страны.
Государственная власть значительно усилилась
и во второй половине XVI в. приобрела откровенно
деспотический характер.
Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

Литература

Четьи-минеи. XVI в.
В Средние века люди
читали исключительно
религиозные книги:
труды святых отцов,
поучения, жития святых.
В 1542 г. в Новгороде
по повелению
архиепископа Макария
(с 1542 г. митрополит)
началось составление
Великих Четьих-Миней.
Минеи – книги, предназначенные для церковной службы
или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения,
а исключительно для чтения.

Литература

Макарий ставил задачу собрать «все книги четьи,
яже в Русской земле обретаются».
Великие Четьи-Минеи создавались более 20 лет.
В 12 больших томов (свыше 27 тыс. страниц) вошли
сгруппированные по месяцам жития святых
и вся литература, связанная с этими святыми:
сочинения отцов церкви, труды русских церковных писателей,
послания митрополитов, церковные уставы и грамоты,
различные «душеполезные» повести.
Многие произведения, читавшиеся на Руси в XV–XVI вв.,
сохранились только благодаря тому, что вошли в Минеи.
?
С появлением Великих Четьих-Миней
круг чтения всех русских людей стал одинаковым.
Какое это имело значение?

Литература

«Сказание вкратце

Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Популярный в XVI в. жанр
– воинская повесть.
О взятии Казани рассказывает
«Сказание вкратце от начала
царства Казанского».
Автор идеализирует Ивана IV:
«Быть велми премудр, и храбр,
и усерд, и крепко силен телом,
и легок ногами аки пардус, и
подобен во всем деду своему».
Русские воины «вси на Казань
дыхающе дерзостию брани и
гневом, аки огонь».

Литература

«Сказание вкратце
от начала царства Казанского».
Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Несмотря на торжественное
прославление царя и русского
войска, автор Сказания
не скрывает уважения,
к казанцам, которые храбро
бились с превосходящими
силами врага: каждый из них
«бився со сто русинов,
и два же со двема сты».
В Сказании повествуется
и о том, что женщины Казани
обучались стрельбе из лука
и «копейному бою»
и сражались рядом
с мужчинами.

Литература

В «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков»,
написанной уже после смерти Ивана Грозного,
рассказывается об осаде Пскова польским войском в 1581 г.
Автор придерживается традиционной манеры:
польский король изображен «лютым зверем»,
он «высокогорделив», а Литва «»гордонапорна»,
в то время как русское воинство «христолюбиво».
Автору «Повести» неважно, каков реальный Стефан Баторий.
Традиция велит изображать врага сугубо отрицательно –
таким и выглядит Баторий в «Повести».
?
В чем состоят сходство и различия «Казанской истории» и
«Сказания о прихождении Стефана Батория на град Псков»?

Письменность

Евангелие рукописное XVI в.
Полуустав.
Мордовский краеведческий музей,
Саранск.
В XVI в., как и прежде,
книги писали гусиным
пером, используя
чернила и киноварь,
а также растворенное
золото и серебро
для украшения текстов.
Но если раньше книги
писали преимущественно
на пергамене, то в XVI в. –
в основном на бумаге
(итальянской, французской
и немецкой).

Письменность

В связи с развитием
делопроизводства и обилием
текстов потребовалась
упрощенная беглая
манера письма.
На смену полууставу
пришла скоропись.
Буквы скорописи имели
удлиннения.
Сначала буквы состояли
в основном из прямых линий,
но со 2-й половины XVI в. стали
преобладать полукруглые штрихи.
Вкладная грамота 1592 г.
Слова часто сокращались,
Образец скорописи конца XVI в.
вводились различные
надстрочные значки.

Начало книгопечатания

Каждая рукописная книга была произведением искусства.
Книги стоили целое состояние.
Но главный недостаток рукописных книг был не в этом.
?
Как вы думаете, будут ли полностью идентичны
три экземпляра рукописного Евангелия?
Нет, не будут: каждый из них изготовлялся вручную,
почерк писца мог отличаться, но главное –
в тексте появлялись ошибки, которых было тем больше,
чем более срочной была работа.
В обычной книге для чтения ошибки – не беда,
но в богослужебной – кощунство.
К тому же в разных частях страны
накопились разные ошибки в священных текстах.

Начало книгопечатания

?
.
Каким образом можно было преодолеть различия в книгах?
Добиться унификации книг можно было
только путем введения книгопечатания.
Первая типография была создана в Москве по инициативе
Ивана IV и митрополита Макария в 1553 г.
?
Какое важное для жизни церкви и страны мероприятие
осуществил Макарий незадолго до этого?
Стоглавый собор 1551 г., на котором был установлен
единый канон иконописания, а все местночтимые святые
объявлены общечтимыми.

Начало книгопечатания

?
Что общего между решениями Стоглавого собора
и решением открыть в Москве типографию?
Книгопечатание позволяло избавиться от разночтений
в богослужебных книгах, которые в едином государстве
были совершенно нетерпимы.
Таким образом, книгопечатание являлось
важной централизаторской мерой,
как и установление единого канона иконописания
и единого списка общечтимых святых.
Первые русские книги были изданы без выходных данных
(места и года издания) и без имени издателя.
Поэтому первую типографию называют анонимной.

Начало книгопечатания

«Апостол»
Ивана Федорова.
Москва, 1564 г.
В 1563 г. на средства казны в Москве
была основана новая типография.
Во главе ее встал дьякон одной из
кремлевских церквей Иван Фёдоров,
скорее всего, уроженец Белоруссии
или Южной Польши, учившийся
в Краковском университете.
Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол»,
в 1565 г. – «Часословец».
Издания Ивана Фёдорова отличались
высочайшим уровнем полиграфии.
В настоящее время в мире известны
около 70 экз. «Апостола» 1564 г.
Треть из них – в России.

Начало книгопечатания

Букварь, изданный Иваном Федоровым
во Львове в 1574 г.
?
Как Иван Федоров
оказался во Львове?
Вскоре после издания
«Часослова»
Иван Федоров
и Петр Мстиславец
перебрались в Литву,
а затем во Львов.
По одной версии причиной
его отъезда из Москвы
стал поджог, устроенный
переписчиками, по другой
– обвинение в ереси,
вызванное тем, что
первопечатник вносил
в тексты изменения,
заменяя старославянские
слова русскими.

Начало книгопечатания

Псалтырь. Москва, 1568 г.
Издание Невежи Тимофеева
и Никифора Тарасиева.
После отъезда
Ивана Федорова
книгопечатание в Москве
продолжалось.
В 1568 г. Невежа Тимофеев
и Никифор Тарасиев
напечатали «Псалтырь».
В 70-х гг. XVI в. Тимофеев
руководил типографией
в Александровой слободе.
Всего в XVI в. русские
печатники издали ок. 20 книг.
Тираж «Апостола» 1597 г.
достиг 1500 экземпляров.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
В архитектуре XVI в.
как никогда раньше проявилось
стремление ввысь, к вертикали.
Самым ярким его выражением
стала первый на Руси
каменный шатровый храм –
церковь Вознесения в Коломенском,
построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении
говорилось, что шатровые церкви
строили «на деревянное дело»,
т.е. по образцу традиционных
деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало
сочетание красного и белого цветов.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском
– шатровый бесстолпный храм
высотой 58 м.
Почти половина высоты храма –
восьмигранный шатер.
Здание не имеет алтарных апсид,
благодаря чему зрительно
полностью подчинено осевому
движению по вертикали.
Внутри храм невелик,
т.к. сложная задача
поддержания каменного шатра
решена за счет утолщения стен
в нижней части здания
(2/3 площади).

Архитектура

Неподалеку от Коломенского,
за оврагом, в селе Дьякове,
в 1547 г. по приказу Ивана IV
был построен
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи.
Вокруг центрального столпа,
имеющего вид многоярусной башни,
расположены четыре
восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие
сочетается здесь с приемами
башенного, столпообразного
и шатрового зодчества.
Церковь Усекновения главы
Звонница напоминает
Иоанна Предтечи в Дьякове.
о псковском зодчестве.

Архитектура

Церковь Усекновения
главы Иоанна Предтечи
в Дьякове.
Дьяковский храм выглядит
гораздо более пышным, мощным
и тяжеловесным по сравнению
с церковью Вознесения.
Большинство историков считает,
что Дьяковский храм явился
предшественником
собора Покрова, что на Рву,
и даже полагает, что его строили
те же мастера.
Но есть и иная версия, относящая
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи к 50-м гг. XVI в.
и считающая его упрощенной версией
Покровского собора.

Архитектура

Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).
Собор Покрова что на Рву
был построен в честь взятия Казани
в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек –
псковский мастер Постник Яковлев
по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра
расположены восемь приделов:
четыре больших расположены
по концам креста,
еще четыре меньших –
по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое
целое девять церквей.

Архитектура

Первоначально собор был белым,
купола были покрыты
побеленным железом.
Нынешний пестрый («восточный»)
облик храм приобрел в XVII в.,
тогда же изменилось покрытие глав.
Ныне ни один из десяти куполов
(над шатром, восемью приделами
и колокольней) не повторяет другой.
В 1588 г. пристроен придел в честь
Василия Блаженного (1460–1552),
давший храму обиходное название.
Колокольня пристроена в 1670-х гг.
Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).

Архитектура

Софийский собор в Вологде.
Во второй половине XVI в.
строились и традиционные
пятиглавые храмы.
Софийский собор в Вологде
возведен в 1568–1570 гг.
по распоряжению Ивана IV
в подражание Успенскому
собору Московского Кремля.
Первоначально он тоже
именовался Успенским,
а Софийским стал в 1612 г.
Собор долго стоял недостроенным из-за отъезда Ивана IV
из Вологды (якобы на него со сводов собора упал камень).
Достроен собор в 1687 г. при Федоре Ивановиче.

Архитектура

Вологодский Софийский собор –
кирпичный прямоугольный,
шестистолпный пятикупольный
храм с тремя высокими, сильно
выступающими апсидами.
Хотя вологодский Успенский собор
строился в подражание
московскому, по плану и декору
он ближе к новгородским
и ростовским храмам.
Софийский собор
в Вологде.

Архитектура

Успенский собор Троице-Сергиева
монастыря был построен
в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему
каноническим Успенскому собору
Московского Кремля,
но отличается от него
тяжеловесной массивностью.
Отделка собора совершалась
при Федоре Ивановиче.
Успенский собор
Троице-Сергиевого
монастыря.

Архитектура

В XVI в. сооружались
не только храмы, но и
крепостные укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене
Глинской были выстроены
укрепления Китай-города:
2,6 км, 12 башен.
Спасские (Водяные) ворота
Китай-города.
Худ. А.М. Васнецов.
Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» –
связки жердей, использовавшихся
при строительстве.

Архитектура

В 1585–1593 г.
знаменитый мастер
Федор Савельев (Конь)
возвел укрепления
Белого города:
9 км стен, 29 башен,
11 проездных ворот.
Белокаменные стены
были обложены кирпичом
и оштукатурены.
Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.
?
Почему Белый город
так назывался?

Архитектура

В 1591 г. выстроена
деревянно-земляная
крепость Скородом:
15 км стен, 50 башен,
в т.ч. 34 проездные.
Серпуховская и
Калужская башни
были каменными.
Так сложилась кольцевая
планировка Москвы.
План Москвы, составленный
Маттеусом Мерианом (1638 г.).
Жёлтым цветом выделен Белый город.
Он окружает Кремль и Китай-город.
Вокруг него – Земляной город.

Архитектура

Смоленский Кремль.
Угловая башня.
Арх. Федор Конь.
В 1596–1600 гг.
Федор Конь
построил
укрепления Смоленска:
6,5 км стен, 38 башен
на расстоянии 150–160 м
друг от друга.
Современники считали
крепость неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск
более двух лет отбивал
атаки польских войск,
а в последний раз крепость
оборонялась против штурма
в 1812 г.

Живопись

Апокалипсис.
Снятие пятой печати.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Монументальное искусство XVI в.
представлено, в частности, фресками
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Стенопись собора
выполнена в середине XVI в.,
после московского пожара 1547 г.
Расположение композиций,
особенно евангельского цикла,
рисунок, передача ритма, фон,
колорит – все это связывает фрески
Благовещенского собора
с живописью начала XVI в.,
с эпохой Дионисия.

Живопись

Апокалипсис.
Блаженство праведных в раю.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
В то же время фрески
Благовещенского собора
заметно отличаются от стенописи
эпохи Дионисия.
Они перегружены деталями,
их композиции многослойны,
архитектурные формы дробны.
На фресках много русских святых
– князей и деятелей церкви.
Так воплощалась идея
богоизбранности Московского
государства и происхождения
московских государей
от римских кесарей.

Живопись

Икона «Церковь воинствующая».
Середина XVI в. Третьяковская галерея.
Икона написана в ознаменование взятия Казани.
Воины направляются от горящего города к «Горнему Сиону».
Две крайние колонны – небесное воинство (в нимбах).
Впереди (в кругу небесной сферы) – Архангел Михаил.

Живопись

Впереди средней (земной) колонны изображен царь.
В центре колонны – предположительно Владимир Мономах,
или император Константин Мономах.
Сзади – три всадника, предположительно
Владимир Святой с сыновьями Борисом и Глебом.

Живопись

?
В чем особенности иконы «Церковь воинствующая»?
Икона посвящена актуальному политическому событию.
Она прославляет государство и монарха,
но истолковывает их победу как победу православия.
На иконе изображены неканонизированные
исторические персонажи и даже живые люди
(Разрешение писать их на иконах
принял Стоглавы собор в 1551 г.).
Икона крайне перегружена персонажами и деталями.
?
С каким литературным произведением идейно
перекликается икона «Церковь воинствующая»?
Со «Сказанием о князьях Владимирских».

Живопись

Во второй половине XVI в.
в иконографии становится
популярен мотив Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос
будет судить живых и мертвых,
причем праведные будут
удостоены райского блаженства,
а грешные окончательно
ввергнуты в ад.
?
Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова.
ГТГ.
Почему именно во второй
половине XVI в. иконописцы
особенно часто обращались
к этому сюжету?

Живопись

Никита-воин.
Икона Строгановской
школы.
Прокопий Чирин.
В конце XVI в. сложилось особое
направление иконописи,
сосредоточившее внимание
на живописной технике.
Оно именуется «строгановской
школой» по имени купцов
Строгановых, которые ему
покровительствовали.
Главной задачей мастеров
строгановской школы
стало изображение
утонченной внешней красоты,
изящества фигур и облачений.
Внутренний мир персонажей
уходит на второй план.

Живопись

На развитии русской живописи в XVI в. отрицательно
сказалась жесткая регламентация, установленная церковью.
Стоглавый собор 1551 г. ввел лицевые иконописные
трафареты для изображения святых и целых композиций.
За соблюдением канонов должны были следить
особые старосты из числа «нарочитых мастеров».
Иконописцам предписывалось писать
«с древних образцов, а от самомышления бы
своими догадками Божества не описывали».
Собор 1554 г. разделил живопись на «письмо бытейное»
(библейские и евангельские сюжеты) и «письмо притчам»
(композиции на темы притч, житий, литургии).
Иные сюжеты не допускались.
И все же полностью остановить развитие
изобразительного искусства было невозможно.

Прикладное искусство

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.
Вопреки известному
заблуждению
Царь-пушка могла стрелять!
В XVI в. получило новое
развитие оружейное дело.
Русские мастера научились
отливать огромные пушки
(«затинные пищали»).
Им давали имена:
Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер
Андрей Чохов отлил
Царь-пушку весом 40 т,
с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная
голова и богатый орнамент,
а также фигура царя Федора
на коне.

Прикладное искусство

Высокого мастерства достигло в XVI в.
художественное шитье, особенно
изготовление церковных облачений.
Мастера искусно подбирали цвета,
создавали сложные орнаменты
и композиции.
К концу XVI в. шитье стали украшать
драгоценными камнями.
Оплечье фелони.
Фрагмент.
Вклад кн. П. Щенятева
в Троице-Сергиев
монастырь.

Источники иллюстраций

Слайд №3.
http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=663&pagefile=663-0006
Слайд №5-6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012721
Слайд №8. http://www.mrkm.ru/?cat=part1&sub=9
Слайд №9. http://molod.eduhmao.ru/info/1/3790/34553/
Слайд №13. http://prav-kniga2010.narod.ru/apostol-1564.htm
Слайд №14. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st019.shtml
Слайд №15.
http://www.protoart.ru/ru/main/news/antic/news_current.shtml?2006/02/200602139642.html
Слайд №16. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=11599
Слайд №17. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/523.htm
Слайд №18. http://www.shults.ru/okrainy_files/p0000162.jpg.htm
Слайд №19. http://www.petrovskij.com/photo/index.php?razdel_id=17
Слайд №20. http://www.rusiz.ru/journals/rizniza5/24
Слайд №21. http://www.foto-decor.ru/next_165p0f356.html
Слайд №22. http://www.temples.ru/private/f000040/vol_usp_2b.jpg

Источники иллюстраций

Слайд №23. http://img-fotki.yandex.ru/get/3112/prodg.9a/0_33ce8_ffdd5766_XL
Слайд №24. http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=11169
Слайд №25.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.
BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B9.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0
Слайд №26.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasnetsov_u_Myasnit
skih_vorot_Belogo_goroda_1926.jpg
Слайд №27.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%
D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4

Источники иллюстраций

Слайд №28. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/SmolenskKreml.jpg
Слайды №29–30. http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-32/--3
Слайды №31–32.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ChurchMilitant.jpg
Слайд №34. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/sud/others/sud_tr.htm
Слайд №35. http://svet-nesu.ru/l_036.htm
Слайд №37.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roi_des_canons_Kremlin_Moscou.JPG
Слайд №38. http://www.emc.komi.com/04/003/06/001.htm

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Культура и быт в 16 веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура и быт в 16 в.

История Отечества

Слайд 2

План урока

1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль. 7.Быт.

Слайд 3

Задание на урок.

Какие новые черты появились в культуре и быте русского народа в 16 веке? С чем это было связано?

Слайд 4

1.Новый облик столицы.

Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал адми-нистративным и культурным центром страны.Здесь появились представительства иностранных госу- дарств, и государственные учреждения.

Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Дитография 19 в.

Слайд 5

Архитектура 16 века отлича-лась разнообразием сти-лей, особенно в церков-ном зодчестве. Классичес кие соборы соседствова-ли с шатровыми. В 1555-60 гг.на Красной пло-щади воздвигнут храм Василия Блаженного, по-священный взятию рус-скими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.

В.Васнецов.Соборы Московского кремля.

Слайд 6

2.Крепостное и церковное строительство.

По границам русского госу-дарства развернулось кру пное крепостное строите-льство.В Поволжье,в Цен-тральном районе и в Си-бири появилось несколь-ко мощных крепостей.В Смоленске под руководст-вом Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп-лекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Ка-зань неприступными.

Церковь Вознесения в Коломенском.

Слайд 7

3.Живопись.

Русская живопись развива-лась в рамках иконописи. Самым известным иконопи-сцем стал Дионисий рас-писавший часть Успенско-го собора Московского Кремля.Его работы отли-чают праздничность и све тлая радость. На его иконах святые изоб-ражаются в обрамлении жанровых сцен, описыва-ющих эпизоды их жизни. В период правления Грозно- го в иконы стали включа-ться исторические сюже-ты.

Дионисий.Митрополит Алексий с житием.

Слайд 8

В сер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала по-беду православия над «неверными басурманами».

Церковь воинствующая. Икона 16 в.

Слайд 9

4.Просвещение.

С образованием единого государства возросла потреб-ность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «неду-ховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ пот-ребовало издания учебников.

Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.

Слайд 10

В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Пе-чатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамо-те. И.Федоров был не только издателем,но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».

«Апостол»-первая русская книга.

Слайд 11

5.Литература.

В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержа-вший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.

Слайд 12

6.Общественная мысль.

В 16 в. В литературе появля-ется жанр публицистики. Иван Пересветов в пись-мах Грозному предложил царю ряд проектов ре-форм.В переписке Грозно-го с Иваном Курбским рас-сматриваются проблемы взаимоотношения государ ства и общества.Курбский предлагал сословно-пред-ставительскую монархию, а царь отстаивал идею са-модержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому во-просу.

«Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе.

Слайд 13

Он доказывал, что богатство государства создается кре стьянским трудом,и что то лько благодаря народу мо гут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказа-ние о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и воз-вратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится боль-шое количество сведений об истории Казани, опира-ющихся на различные ис-точники.

«Колокольня Ивана Великого в Москве.

Слайд 14

Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитае-мым праздником была Пасха посвященная Воскреше-нию Иисуса Христа.Наряду с церковными сохрани-лись и языческие традиции - на святки народ устраи-вал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся.

А.Корзухин. Девичник.

Слайд 15

Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природны-ми условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды,тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.