МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Интеграция НОД
«Помощь Лунтику»
для детей 4-5 лет.
Воспитатель:
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2015г.
Интеграция НОД
с использованием логических блоков Дьенеша
«Помощь Лунтику»
для детей 4-5 лет.
Цель: формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Труд».
Задачи:
Образовательные:
Учить обобщать предметы по размеру, цвету, форме;
Формировать умение оперировать свойствами предметов;
Закрепить название геометрических фигур;
Закрепить навыки безопасного поведения на улице;
Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.
Развивающие:
Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность;
Развивать представления детей об улице, дороге ;
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям.
Учить сочувствовать, сопереживать.
Словарная работа:
Существительные (улица, пешеходный переход, светофор, транспорт);
Прилагательные (воздушный, наземный, водный , грузовой);
Глаголы (идти, ездить, переходить, перевозить).
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша , на прогулке наблюдение за транспортом, чтение стихотворения А. Северного «Светофор», рассматривание сюжетных картин о ПДД.
Оборудование: дорожные знаки: «Блоки Дьенеша», «Пешеходная дорожка», «зебра», «светофор», 4 машины, цифры - 2,3, 4, раскраски для сюрпризного момента.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята к нам прилетел Лунтик из своей планеты, но не с пустыми руками. Он привез очень много кристаллов – это любимые игрушки Лунтика. Вот они (показываю корзинку с блоками Дьенеша) . Лунтик свои игрушки называет кристаллы. -- Мы как их называем? (геометрические фигуры).
Лунтик просит помочь навести какой-то порядок в его кристаллах.
Поможем Лунтику?
- Игра: «Разложи по размеру, (цвету, форме)».
Воспитатель : У Лунтика их очень много. Давайте разложим геометрические фигуры по размеру и загрузим в машины.
(2, две машины)
Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь большие и маленькие. Дети раскладывают).
А теперь, давайте разложим по цвету.
Сколько машин нам понадобится? (3, три машины) .
Почему? (потому, что геометрические фигуры 3-х цветов), (называют цвета) (Дети выполняют задание , раскладывают блоки по цвету )
Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! Все правильно разложили. А можно еще как – то по другому разложить? (По форме)
Сколько машин нам понадобится? (4, четыре машины)
Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь 4-х видов), (дети раскладывают блоки по форме).
Воспитатель : Какие же вы молодцы, навели порядок, загрузили машины. Сейчас надо перевезти груз, но для этого надо знать и соблюдать что ? (правила дорожного движения).
Давайте расскажем и покажем Лунтику. (Беру светофор, переключаю цвета, а дети рассказывают).
Дети: Красный свет - прохода нет.
Желтый - приготовься,
А зеленый свет горит,
Это значит путь - открыт.
(На зеленый свет, дети перевозят груз).
Воспитатель : А если, нет светофора, а пешеходу надо перейти дорогу. Что должен знать пешеход? (надо переходить по пешеходному переходу). (Показываю знак пешеходный переход).
2. Игра: «Собери картину». Работа за столом.
Воспитатель : Ребята, Лунтик не знает, что человек придумал разный вид транспорта. Назовите Лунтику виды транспорта. (воздушный, наземный, водный)
Для чего нужен транспорт человеку? (чтобы перевозить людей и грузы)
Давайте соберем из геометрических фигур разные виды транспорта и покажем Лунтику . (дети садятся за столы, перед каждым ребенком набор «Модули Дьенеша» и картинка с изображением транспорта. Дети выполняют задание, называют какой транспорт и какому виду относится, воспитатель и Лунтик поощряют словом детей).
3. Игра: «Какой фигуры не хватает?» Работа за столом.
Воспитатель : Давайте покажем Лунтику, какие еще игры мы играем с геометрическими блоками.
(Раздаю детям карточки с заданиями “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки).
(Дети выполняют задания, воспитатель и Лунтик поощряют детей).
4. Рефлексия.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Ну как, помогли мы Лунтику? Как мы помогли Лунтику? (разложили кристаллы (геометрические фигуры), собрали и показали разные виды транспорта, как мы играем с геометрическими фигурами). Лунтик дарит детям раскраски.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1655 ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША. ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛОГИКИ»
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ ЛАШИНА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА МОСКВА 2014
Цель: учить классифицировать и обобщать фигуры по цвету, форме, размеру, толщине. Выделять один объект из множества. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Закреплять звуковой анализ.
Скачать конспект
Материалы и оборудывание: наборы логических блоков Дьенеша, логические фигуры, логические кубики, обручи, картинки к сказке «Колобок», картинки: «медвежата», «лес», «разрушенный город»; аудиозапись «Шум мотора», фланелеграф.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сегодня я получила письмо от жителей страны Логики. Нас приглашают помочь навести порядок в этой стране. Вы согласны?
Итак мы отправляемся в волшебную страну, для того, чтобы совершать добрые дела и хорошие поступки. А еще в конверте есть карточки, которые помогут нам в нашем путешествии.
2. Воспитатель:
–Какой же вид транспорта нам выбрать? Нам подскажет карточка №1
(прочитать загадку про автобус:
«Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.») Что же это? (Ответы детей)
— Наш автобус ждет пассажиров. (назначается ребенок-водитель)
Остальные дети берут у водителя билет:
(карточки с четырьмя символами свойств блоков).
(на каждом стульчике сбоку прикреплен блок; дети находят свое место). Молодцы, ребята, мы можем отправляться. (Пока звучит запись «Шум мотора» «автобус» едет, перестает звучать – дети выходят из «автобуса»)
3. Игра «Посадка клумбы»(карточка№2, загадка о цветке)
-«Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.»
Воспитатель:
— Ребята, мы с вами попали в парк. Что же нам нужно сделать? Подскажет загадка (прочитать загадку про цветок). (Ответы детей). Правильно, посадить цветы (блоки) в 3 клумбы(обручи). Для этого мы разделимся на 3 команды и 3 раза бросим логические кубики, чтобы понять, какие цветы посадить в данную клумбу.
(Дети сажают цветы по заданным свойствам). Молодцы! А нам пора снова отправляться в дорогу.
4. Игра «Угощение для медвежат» (карточка №3- изображение леса)
Воспитатель (показывает карточку):
-Ребята, мы очутились в лесу. Давайте расскажем, кто живет в лесу с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
— Ребята, на карточке №3 для вас загадка.
«Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.»
(показать картинки с медвежатами)
(Картинки крепятся к фланелеграфу)
— Догадались, чем помочь медвежатам? (Ответы детей). Да, их надо угостить печеньем. Сейчас мы разделимся на две команды и посмотрим, какая из команд быстрее угостит мишек. Они любят печенье разной формы и разного цвета.
И мы превращаем наши блоки в «печенье». (дети по одному вынимают из стопки карточки с символами свойств, они лежат «рубашками» вверх). Даем печенье мишкам в в обе лапы. (карточки так же прикрепляются к фланелеграфу)
Вопросы: Какое печенье в левой (правой) лапе? (Ответы детей)
(Путешествие продолжается, дети садятся в автобус)
5. Игра «Колобок» (карточка№4 — пословица «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»)
— Ребята, нам нужно найти название сказки, оно спрятано под блоками (под блоками спрятаны слоги, дать «ключ»- карточки с символами свойств). Дети находят слоги складывают слово «Колобок».
Давайте, ребята, вспомним сказку «Колобок». (Показ картинок)
-Итак, от кого первого укатился колобок? (от деда и бабы)
Покатился колобок по дорожке, а навстречу кто ему первым попался? (заяц)
Давайте поможем зайцу разобраться, кто из зверей где живет. (Лиса в норе, заяц в кустиках, белка в дупле, медведь в берлоге, волк в логове).
— Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. И говорит, отпущу я тебя, если скажешь, из каких звуков состоит слово «волк» (Дети делают звуковой анализ слова «волк»)
-Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. Медведь говорит, я отпущу тебя, если угостишь вареньем. Скажите, каким будет из: клубники – вишни – смордины – апельсина – сливы. (Клубничным, вишневым, смородиновым, апельсиновым, сливовым вареньем).
— Покатился дальше колобок, а навстречу ему лиса. Лиса говорит: «Я тебя, колобок, не съем, если ты расскажешь мне, как обо мне люди говорят» (Дети подбирают определения)
— Лисе понравились слова о себе, и отпустила она колобка. Так и покатился он дальше по лесу. (Дети садятся в автобус)
6. Игра «Построим дома» (карточка№5- изображение разрушенного города)
Воспитатель:
— Ребята, мы попали в разрушенный город. Поможем построить дома для жителей? (У детей: карточки-домики, набор логических фигур у ведущего (воспитатель или ребенок). Ведущий вынимает фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер. Дети определяют какую фигуру, на какое место в «доме» положить.
7.«Сюрприз» (карточка№6)
-Ребята, давайте вспомним какие добрые дела мы совершили? (дети рассказывают). Но в конверте осталась еще одна карточка и на ней коробочка, перевязанная лентой, на что это похоже? (Ответы детей). И этот подарок получают все дети. Жители волшебной страны Логики очень вам благодарны. Молодцы!(Дети получают угощение).
Используемые материалы:
«Логика и метематика для дошкольников». Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000.
«Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
ЛелявинвН. О., Финкельштейн Б. Б.
Игра «Колобок», автор Тихонова Е. С.
«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
У любого учителя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения со школой, с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.
Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.
В чем же назначение занимательности:
- Первоначальный толчок к познавательному интересу;
- Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
- Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
Примеры такого занимательного занятия и дидактической игры способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста мы предлагаем вам.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Программные задачи:
1. Формировать элементарные математические представления:
- обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
- упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
- развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
- формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
- развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.
2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).
Петрушка:
Я – мальчишка не простой
Любопытный, озорной
Все хочу успеть, узнать
Будете со мной играть?
Воспитатель : Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.
Петрушка: Я и так все знаю.
Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно:
«Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,
Задачки решать
И предметы считать
А как же её одним словом назвать?
Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.
Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?
Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
Посчитайте сколько всего вагончиков?
Какой формы первый вагончик? 3-й?
Какой по счету вагон круглой формы?
Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?
Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.
(Воспитатель надевает шапочку кондуктора)
Воспитатель : Внимание! Проверка билетов!
Какого цвета Ваш билет?
Какой формы Ваш билет?
Покажите только синие билеты.
Дети рассаживаются.
Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.
Раздается свисток .
Петрушка: Почему остановились?
Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)
Какое направление указывает эта стрелка? А другая?
А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?
Как проверить?
Дети сравнивают ширину колеи меркой.
Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?
Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.
Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.
Воспитатель : Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?
Дети считаю. Прямой и обратный счет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).
Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».
Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.
Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!
Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?
Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз)
Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?
Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.
Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.
Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:
- на решение математических примеров;
- с использованием логических блоков Дьенеша.
Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.
Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.
Учебно-игровые задачи:
- Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
- Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.
Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.
Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»
Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.
Следует помнить : переход от дошкольного детства к школьному обучению – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании. Формирование познавательной активности ещё в дошкольном возрасте должно являться подготовительным этапом, обеспечивающим постепенный переход от дошкольных к школьным формам и методам обучения, стать основой функционирования активной, разносторонне развитой личности.
Елена Вельгорецкая
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа .
Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.
Задачи : 1. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша . Учить различать и по форме, цвету, размеру и толщине.
2. Совершенствовать навыкк счета в пределах 10.
3. Воспитывать любознательность и интерес к новому.
4. Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Ребята, сделайте круг :
Я твой друг и ты мой друг
крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся
Я улыбнулась вам, а
вы улыбнитесь друг другу
чтобы у нас было
хорошее настроение.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Игралочку» .
Направо и налево-
Везде лежит она-
Игралочка, Игралочка-
Волшебная страна.
Здесь всем ребятам рады,
Не бойся,заходи,
И за руку друзей своих
Сюда же приводи!
Какая знакомая музыка! Откуда она, ребята?
Из мультфильмов про смешариков.
Правильно.
Интересно, неужели к нам в гости на занятие придут смешарики?
(включается слайд с изображением смешариков)
Уже пришли. Сегодня помогать проводить занятие мне будут всем известные мультипликационнные персонажи.
Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)
Я желаю, чтобы мои глазки вес видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Я желаю,чтобы мое тело было здоровым.
Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
(Слайд Смешарик и цифры перемешаны)
В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.
Я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа;
Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;
Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;
А какие четыре времени года вы знаете?
Я цифра 2- у человека все по паре : два глаза, два уха, две ноги, две руки;
Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя» , «Три поросенка» ;
Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» ;
А в неделе сколько дней? Перечислите их.
Ребята, назовите все цифры по порядку (хорошо)
Назовите цифры в обратном порядке (хор.)
Оля, посчитай от пяти до семи
Саша, посчитай от трех до шести
Даша, пять, а ты считай обратно
Оля, назови соседей числа три
Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.
(Слайд цифры по порядку)
В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры.
(Слайд Смешарик с загадками)
Загадки о геометрических фигурах :
1. Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг.)
2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)
3. Четыре угла и четыре сторонки,
похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.
(Квадрат.)
(Слайд Смешарик с блоками Дьенеша )
Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться! А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга.
В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы (круглые, какого размера (большого, какого они цвета (красного и желтого? Ребята, какое сейчас время года (весна) да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы- блоки Дьенеша . Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи- клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник) . Приступаем, ребята, к посадке цветов.
Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (в красном обруче (клумбе) растут только синее цветы-любой геометрической формы, а в желтом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются-красные и желтые обручи, растут только синие треугольники).
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали,
И на месте побежали.
Вы побегали немножко
И у вас устали ножки
А теперь приятель мой,
Поработай головой!
(Слайд модница Нюша)
Модница Нюша просит вас помочь ей с обновкой-сделать красивые бусы из пяти разных фигур.
(слайд Бараш)
Бараш хочет с вами порисовать! Он приготовил для вас необычные рисунки.
(Рисунки блоки Дьенеша «Художник» )
Следующее задание вас ждет от Пина.
(Слайд Пин и рядом с ним лежат кусочки пазлов) .
Он любит собирать пазлы, но вот беда, сильный ветер перемешал все кусочки картинки и теперь от вас Пину требуется помощь. Давайте соберем пазл. У вас на столе лежат карточки. Они имеют разные цвета и формы. Дети выясняют какие карточки имеют форму треугольника, какие квадрата или прямоугольника.
Ваша задача собрать 2 картинки - они будут синего и красного цвета. Как только вы их соберете, мы сразу узнаем, какой пазл собирал Пин.
Какие картинки у вас получились?
Ребята : на картинках изображены цифры 2 и 3 (говорят какие цифры получились у ребят)
Правильно. А давайте попробуем их сложить.
Ребята : Если к двум прибавить три, то получится пять.
А сейчас попробуем сделать вычитание
Ребята : Если от трех отнять два, то получится один.
Физкультминутка для глаз.
Мой веселый звонкий мяч
Еще хочет поиграть.
Вы глазами проследите,
Головою не вертите.
Куда мяч-туда глаза
Будем двигать не спеша.
Мяч поднялся вверх,
Все глаза-наверх.
Мяч скатился вниз
И глаза все- вниз.
Мяч-направо, мяч-налево,
А теперь наискасок :
Сверху вниз по диагонали
И еще один разок.
Все по кругу побежали
И вернулись мы опять.
И фигурку «бесконечность»
Нарисуем мы на пять!
(Слайд Смешарик с загадками)
1. На полянке у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать, кто успех из сосчитать(4)
2. На полянке у дубка крот увидел два грибка, А подальше у сосны он нашел еще один.
3. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? (4)
4. В снег упал Сережка, а за ним Алешка, а за ним Маринка, а за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)
5. У маленькой Светы четыре конфеты. Еще дала три Алла. Сколько конфет стало? (7)
6. Пять грибов нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос, сколько он грибов принес? (6)
7. У стула 4 ножки, сколько ножек у 2х стульев? (8)
8. Сколько рогов у 2х коров? (4)
9. Сколько концов у одной палки, ау двух(4)
10. Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего? (2)
11. Сколько пальцев на правой руке? (5)
12. Сколько глаз у светофора? (3)
(Слайд все смешарики)
Ребята. Мы с вами успешно выполнили все задания. Смешарики говорят,что вы молодцы! Давайте поблагодарим их за визит и скажем им»Спасибо».
Жители волшебной страны Игралочки очень рады, что вы любите ее, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам математическую игру для математического уголка в группу . На этом наше путешествие закончилось. Нам пора в детский сад. А пока мы в пути, давайте вспомним, какие препятствия вам больше всего понравились и почему?
В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):
- цвет обозначается пятном
- размер - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.
Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.
Знакомство с карточками
Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,
- если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
- “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
- “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.
Игра “Найди собачку”
Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).
Игра “Опиши фигуру”
Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.
Игра “Угощение”
Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.
Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.
Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.
Игра “Чертеж”
Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.
Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.
Например:
- “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
- “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
- “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
- “крыша” - красные не квадратные блоки.
Логические кубики
Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.
Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр.
Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .
Делитесь вашими комментариями и идеями.