Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Простил ли тихон катерину в грозе. Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина. Домашнее задание к уроку

Одним из главных героев в пьесе «Гроза» выступает Кабанов Тихон Иванович. Он является сыном Кабанихи и одновременно мужем Катерины. Именно на примере этого персонажа наиболее точно показана разрушающая и калечащая сила «темного царства», превращающая человека в тень самого себя.

Образ противоречий

Можно сказать, что образ Тихона в пьесе «Гроза» полон противоречий. С одной стороны, он настолько послушный и почтительный сын, что полностью растворился в личности своей матери, а с другой - человек со своими мыслями, мнениями, желаниями.

Тихон вроде бы и любит свою жену Катерину, но в тоже время не может до конца ее понять, не способен сделать для нее что-то, чтобы оградить ее от плохих мыслей, не может оказать ей эмоциональную поддержку.

Уже привык жить в «темном царстве», но он очень радуется, когда ему выпадает возможность уехать из своего дома по делам. Он радуется тому, что хоть на некоторое время сможет отдохнуть от тирании матери.

Какой Тихон муж

Рассмотрим с этой точки зрения образ Тихона. По пьесе «Гроза» можно судить о том, то он не может соответствовать роли мужа в семье, где царит патриархальный лад. Быть властелином, защитником и опорой в семье - это не по его части. Тихон - слабый человек, он незлобивый и добродушный. Все, на что он способен - это метаться между материнскими требованиями и состраданием к своей жене. Он привык находиться в подчинении, привык, что им руководят.

Тихон любит свою жену, но не так, как с сильным характером, а спокойно и апатично. Его любовь не приносит Катерине эмоций. И это приводит к тому, что она увлекается другим мужчиной. Тихон не вызывает у Катерины любви, он вызывает жалость, в чем она сама признается Варваре.

Отрада Тихона

Но когда мужчина вырывается из-под материнской опеки, читателю открывается совершенно новый образ Тихона. В пьесе «Гроза» автор показал Тихона мягким и добродушным, но при этом любителем выпить. Мы видим, что, как только Тихону выпадает возможность оставить дом на некоторое время, он тут же пользуется этой возможностью, и его кратковременный отпуск не проходит без алкоголя. Только так он способен забить пустоту внутри себя и тяжесть на душе. Лишь алкоголь помогает ему забыть все страдания, причиненные ему его матерью. Униженный после материнских упреков и наставлений, главный герой может срываться на своей жене. И только его сестра Варвара способна утихомирить ситуацию в доме, тайком отпуская брата в гости, где он сможет выпить.

Отношение Тихона к измене жены

Уезжая на время из дома, Тихон прощается с женой и матерью. Катерина хочет дать мужу на прощание клятву верности. На что тот реагирует отрицательно. И Тихон, и его мать, произнося ритуальный наказ, говорят Катерине, чтобы та не заглядывалась на чужих парней, но наш герой говорит эту фразу произвольно, даже не подозревая, что его жена способна на измену.

Но именно мягкий характер Тихона является недостатком в глазах Катерины. И она влюбляется в Бориса. Позже Катерина сама рассказывает мужу и свекрови о своей измене, так как больше не в силах хранить эту тайну в себе. Тихон воспринимает новость неагрессивно. Он возражает своей матери, когда она дает ему совет казнить Катерину, закопав ее живьем в землю. Он любит свою жену и не может проявлять агрессию в ее сторону.

Катерина не сразу отдалась новому чувству, она еще всячески пыталась сродниться с мужем, вернуть свою любовь к нему, найти в себе те чувства, которые раньше их объединяли. В этот момент образ Тихона в пьесе «Гроза» кажется еще более бесхарактерным. У него еще был шанс все изменить, но в силу его слабости, он не смог до конца понять свою жену, защитить ее от истязаний свекрови. Он смог быть простодушным, но не смог стать той каменной стеной, за которой женщине нужно чувствовать себя в безопасности.

И только когда Катерина сама накладывает на себя руки, Тихон, стоя над ее трупом, встает против матери. Он публично обвиняет ее в гибели своей жены, тем самым наносит Кабанихе страшный удар.

В этом и заключается вся характеристика героя. Тихон («Гроза», Островский А. Н.) - образ, с помощью которого автор показал мужскую доброту, но в то же время и мужскую слабохарактерность. Как видим, это иногда может привести к плачевным последствиям.

Характеристика Тихона в пьесе Островского «Гроза»

Очень коротко можно сказать, что данный главный герой является человеком слабым и несамостоятельным, он простодушный и совсем незлой, но очень слабохарактерный. Но при крайних обстоятельствах этот мужчина способен на публичный бунт, пусть даже и кратковременный.

Заканчивается пьеса трагично и неоднозначно. В финале не побеждает добро, но не торжествует и зло. Крушение семьи разрешает внешний конфликт, но внутренний конфликт, возникший в результате эмоциональной борьбы, в сердце главного героя остается навсегда. Данная душевная ситуация напоминает последствие страшной грозы, что несет смерть и разрушение.

Образ Тихона в пьесе "Гроза" способен привлечь читателя своей добротой, но в то же время и оттолкнуть своей бездеятельностью и бесхарактерностью, именно поэтому его можно назвать противоречивым.

а) Анализ письменных ответов учащихся на основе проверки домашнего задания.

б) Какой предстает перед нами Тихон: ленивый, тупой, грубоватый купчик или глубоко страдающий, любящий человек? («Жаль мне смотреть-то на нее…» .

Слово учителя: Вспомним, что немилосердное «темное царство» отвергало по существу любые движения человеческого сердца, сковывало и подавляло любые проявления личностного начала. Даже самая слабая попытка усомниться в том, что Калинов – это и есть «обетованная земля», как утверждает Феклуша, подавлялись с беспощадной жестокостью. Вспомним и самое последнее слово, которым заканчивается пьеса: мучиться. Его произносит Тихон. Одно это заставляет нас более внимательно присмотреться к сыну богатой купчихи Кабановой. Так ли справедливо традиционное восприятие молодого Кабанова как «тупого и ленивого».

Беседа с учащимися:

– Как вы думаете, в начале пьесы Тихон любит Катерину? Как он к ней относится? (Жалеет, стремится облегчить ее участь, в самые напряженные моменты обнаруживает неожиданную тонкость чувств).

– Где кульминация в пьесе? (Сцена признания Катерины).

Чтение действия четвертого, явления шестого. Наблюдение за Тихоном и Катериной.

– Что толкает Катерину на признание? (Действие четвертое, явления 3 – 6).

– Как реагирует Тихон на признание Катерины? Обратите внимание на ремарки. (Он совершенно неожиданно для него самого и для всех окружающих хочет обнять ее). Почему? (Хочет защитить ее).

Слово учителя: Так настает для него момент истины. Именно Тихону дано если не понять, то, уж, во всяком случае, почувствовать глубину переживаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее – умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова. Как это ни парадоксально звучит, но Тихон начинает ощущать нежность и даже любовь к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что теряет ее. Совсем недавно он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему… И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом – совершенно неожиданно для него – пробуждаются новые чувства. Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается мостик к началу пятого действия, где речь идет о событиях в доме Кабановых уже после покаяния Катерины. Становится ясно, что порыв Тихона обнять виновную жену после ее горького признания, был для него не случайным.

– Что же происходит в душе молодого человека, узнавшего, что его не любят? Как он об этом рассказывает Кулигину? (Маменька поедом ест, жена тает как воск, плачет, а сам Тихон убивается, глядя на нее)

Слово учителя: Подумайте, и это идет речь о жене, которая ему изменила! Теперь он другими глазами смотрит на Катерину. Тихон наконец-то увидел в ней человека – несчастного, страдающего, покаявшегося… В душе его зреет бунт. Он идет к этому бунту постепенно. Не только в конце пятого действия, но и в его начале он произносит осуждающие слова о матери. А по отношению к Катерине Тихон предстает перед нами любящим, добрым, трогательным. Вместо грубоватого и недалекого купчика, снисходительно посматривающего на молодую жену, перед нами появляется совсем иной человек, глубоко страдающий и тонко чувствующий. Разрушились оковы, искусственно стягивающие его человеческие чувства и душу, и он находит в себе, чтобы перед всеми выкрикнуть обвинение матери. Это уже не просто безотчетный порыв. Наконец-то он выговорил вслух то, что долго у него таилось в душе. Теперь горькое прозрение наступило и для него, он трижды прямо в лицо бросает грозной матери обличающее «вы!».

в) Каким мы видим Бориса: эгоистичного, холодного, трусливого или любящего человека? («И он к ней жалость имеет…») .

Слово учителя: Борис выглядит на первый взгляд эгоистом. Разве он не мог помочь Катерине? Даже Кудряш, которого мы считаем не очень эмоциональным, убежал с Варварой, чтобы спасти ее от матери. А Борис лишил Катерину последней надежды, когда не захотел взять с собой. Не является ли он тем самым человеком, который толкнул Катерину к гибели?

Беседа с учащимися:

– Почему Борис не взял Катерину с собою? (Церковный брак нерасторжим. Стать женой Бориса она не сможет. Мало этого, у нее и собственных-то документов никаких нет: по законам того времени дочь вписывалась в паспорт отца, жена – в паспорт мужа. Первая же полицейская проверка приведет к тому, что Катерину задержат и отправят по этапу домой, по месту жительства. Не исключено, что и самого Бориса обвинят в похищении чужой жены. Что же остается в такой ситуации ему делать? Рискнуть? Борис прекрасно понимает, какие лишения и опасности неминуемо подстерегают Катерину.

– Понаблюдаем как меняется Борис, сравним два свидания Бориса и Катерины: первое и последнее (действие третье, явление третье; действие пятое,

явление третье).

Слово учителя: Во время первого свидания Борис, несмотря на клятвенные заверения, думает только об удовольствиях, которые сулят ему свидания с молодой женщиной. Он не хочет даже помыслить о том, к чему могут привести эти встречи. Узнав, что Тихон уехал на две недели, радуется. На последнем свидании слова как бы идут от сердца, они проникнуты грустью, мы видим, что он начал беспокоиться за Катерину. Собирается уезжать и говорит, что измучится дорогой, думая о ней. Первоначально, прощаясь с Катериной, уговаривал ее терпеть, а там стерпится и слюбится. И только в конце появляются гневные слова: «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» . В Борисе становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким переживаниям. Это почувствовал и Тихон.

– Как относится Тихон к Борису? Учтите, что Борис – соперник. Докажите. (Сочувствует, говорит, что тот очень страдает, имеет жалость к Катерине; делает вывод, что он хороший человек).

– Почему мы можем сказать, что Борис изменился? (Он думает теперь уже не о своих удовольствиях, а о судьбе Катерины).

– Борис назвал себя «вольной птицей». Так ли это? (Это неправда: он сидит в тесной клетке, откуда ему не вырваться. Удалось только Катерине, но ценой жизни).

3. Каким мы видим Кулигина («Лучше уж стерпеть».

Слово учителя: Никакой помощи и поддержки Катерина ни от кого получить не может. Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается, в конечном счете, одинокой и непонятной. Это относится и к Кулигину, нарисованным Островским с нескрываемой симпатией. В пьесе их линии ни разу не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Беседа с учащимися:

– Где мы впервые встречаемся с Кулигиным? Как он себя называет? (Механик-самоучка).

Устное рисование. Каким вы себе его представляете?

Слово учителя: Вместе с тем, в литературоведении уже было сделано обоснованное наблюдение, что и Кулигин – порождение все того же калиновского мира. Образ его явно проецируется не на будущее, а на прошлое. Взять хотя бы его чисто технические идеи: солнечные часы, о которых он мечтал, – изобретение, сделанное в глубокой древности, вечный двигатель – старательно придумывали в средние века, но уже в 18 веке стала ясна полная невозможность такого изобретения. Борис об этом знает и не хочет разочаровывать Кулигина. И в литературе симпатии механика-самоучки отданы прошлому – Ломоносову, Державину… Кулигин – типичный просветитель. Дикому он толкует о необходимости громоотвода и объясняет его устройство, обывателям рассказывает о благодетельности грозы.

– Как реагирует Кулигин на угрозы Дикого?

– Какую мы можем выделить черту, объединяющую всю группу, условно именуемую жертвами «темного царства»? (Примирение с невыносимым гнетом, покорное согласие с существовавшими условиями. Лишь один Тихон в финале пьесы предпринимает попытку бунта – да и то скорее всего бесплодную, если вспомнить ответную реплику Кабанихи).

Слово учителя: Все же не только Варваре, но и Тихону, и Борису, и даже Кулигину совершенно не свойственен тот нравственный максимализм, который характерен для Катерины. Они сознательно или бессознательно склоняются к компромиссам, где жизнь требует сделать выбор. И все-таки характеры их сломлены, души опустошены. Именно в этом проявляется определенный замысел драматурга: именно на их фоне, а не только на фоне Дикого и Кабанихи, становится наиболее очевидным подлинный масштаб личности Катерины. Для нее совершенно неприемлемы принципы и советы, смысл которых сводится в конечном счете к мысли о необходимости жизненных уступок.

– Как герои говорят о необходимости жизненных уступок?

Нечего делать, надо покориться », – говорит о себе Кулигин.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – убеждает Катерину Варвара.

«Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай» , – учит Тихон жену. «Эх, кабы сила!» – восклицает в отчаянии Борис.

Слово учителя: Современник А.Н.Островского писатель П.И.Мельников-Печерский считал, что подлинным «лучом света в темном царстве» является Кулигин.

– Согласны ли вы с писателем?

Слово учителя: Покориться Катерина не может, скрывать ничего не умеет, пропускать мимо ушей оскорбления не хочет, а сила у нее есть. Поэтому именно она, а не кто-либо другой из действующих лиц, является лучом света в «темном царстве».

Сочинение: Островский А. Н. - Гроза - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА

В ПЬЕСЕ А. Н.

ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

драматическом произведении связь между

композицией, конфликтом и жанром очень

тесна, эти три слагаемые произведения

просто не могут не перекликаться друг с

другом, и часто, прочитав жанровое

определение, выделенное мелким шрифтом на

титульном листе, мы уже угадываем не только

форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и

идею, тему всего произведения,

соответственно и конфликт, порождающий эти

идеи. Иногда само жанровое определение (в

может просто не соответствовать основным

традициям жанрового деления в литературе.

вдруг не соответствует форме или

тут намного глубже, чем диктуют рамки

одного избранного жанра. Если же писатель

нарочно подчеркивает это несоответствие

между формой и содержанием, то

исследователи, критики сталкиваются с еще

одной загадкой, разрешение которой важно

для понимания конфликта, а следовательно, и

идеи произведения. Ярким примером могут

служить гоголевские “Мертвые души”, не

случайно названные поэмой. Своим

произведением Н. В. Гоголь как бы подводит

итог всей предшествующей литературе,

заставляя отточенные до совершенства уже

существующие жанры

работать по-новому, и целью такой работы

является выявление

нового глубокого конфликта.

Ситуация в

пьесе “Гроза”, история ее создания и

похожа и разнится

от высказанных выше наблюдений. А. Н.

Островский не подводил итоги, не

синтезировал новые жанры, тем не менее

жанровое определение “Грозы” как бытовой

социальной драмы, данное им самим, является

не совсем правильным, а соответственно, и

один, лежащий на поверхности конфликт, по

сути, заменяется другим, более глубоким и

сложным. Жанровое определение А.

Островского явилось лишь данью

литературной традиции. Конфликту же здесь

суждено сыграть совсем иную роль. Если

рассматривать “Грозу” как социально-бытовую

драму, то и вытекающий из этого конфликт

выглядит довольно просто: он как бы внешний,

социальный; внимание зрителей поровну

распределено между героями, все они,

как шашки

на доске, играют почти одинаковые роли,

необходимые для создания сюжетной канвы,

они запутывают и потом, мелькая и

перестраиваясь, как в пятнашках, помогают

разрешить запутанный сюжет. Если система

персонажей раскладывается таким образом,

что и конфликт возникает и разрешается как

бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и

имеем дело с драмой бытового характера, ее

конфликт прост и легко угадывается. Что же

происходит в “Грозе”? Замужняя женщина,

довольно богобоязненная, полюбила другого

человека, тайно встречается с ним, изменяет

мужу. Единственное, что волнует ее - это ее

отношения со свекровью, которая является

представителем “века минувшего” и свято

охраняет именно букву закона,

Катерина при такой раскладке конфликта и

таком его понимании в свете жанрового

определения “Грозы” как социально-бытовой

драмы является олицетворением нового

времени, “века нынешнего”, и наряду с

Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против

пережитков прошлого, против домостроя,

против самой атмосферы застойника отмерших

правил и порядков, олицетворением которого

является дореформенный Калинов. Легко

выявляются и главные антагонисты -

Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали

“Грозу” многие критики и, в частности, Н. А.

Добролюбов. Вот сталкиваются сильные

личности, два антагониста, кто-то из них

должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы,

обреченным человеком оказывается не старая

Кабаниха со своими архаическими

взглядами на жизнь, а молодая, полная сил

Катерина, окруженная своими

единомышленниками. В чем же дело? Что же

произошло? Конфликт старого и нового, “века

нынешнего и века минувшего”, казалось бы,

разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что

конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и

тоньше, чем на первый взгляд кажется.

Безусловно, искусно выстроенная сюжетная

линия, противостояние двух сильных

личностей - Катерины и Кабанихи имеют

место и дают нам возможность наблюдать

конфликт социально-бытового характера,

напоминающий любой нынешний телесериал. Но

глубоко скрытый конфликт выявляется здесь

при несколько ином прочтении пьесы и другом

жанровом определении, при другой трактовке

сюжета “Грозы”. Определение жанра “Грозы”

и понимание конфликта как социально-бытового,

данного А. Н. Островским, является здесь не

только данью традиции, но и, пожалуй,

единственно возможным вариантом в то время.

А. И. Журавлева так объясняет это явление:

“...вся история предшествовавшей

Островскому русской драматургии не давала

образцов такой трагедии, в которой героями

были бы частные лица, а не исторические

деятели, хотя бы и легендарные”. Итак,

жанровое определение “Грозы” при другой

трактовке - трагедия, а трагедия,

соответственно, предполагает более высокую

ступень конфликта, чем в драме.

Противоречие осуществляется не на уровне

системы персонажей, а на более сложном

уровне. Конфликт возникает прежде всего в

сознании героя, который борется с самим

трагедии уходит далеко в глубь веков, но

обычно действующими лицами, начиная от

античной трагедии, являлись исторические

личности. Достаточно вспомнить Антигону

Софокла, которая не знает, как ей поступить,

не нарушив своих моральных, внутренних

нравственных принципов (а отнюдь не “внешних”,

синтезированных государственных законов).

классицистов примерная ситуация в “Сиде”

Корне ля, она разрешается лишь путем

устранения борющихся в Родри-го

нравственных сомнений. Таков и конфликт у А.

Н. Островского, он внутренний, нравственный,

только его переживает не царская дочь или

знатная дама, а простая купеческая жена.

Воспитанная на христианской морали и

домостроевских принципах, она с ужасом

видит их крушение не только вокруг, но и

внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее

рушится, “время стало в умоленье приходить”,

говорит странница Феклуша. Сознание своей

греховности и в то же время понимание того,

что она ни в чем не виновата и не в ее силах

противостоять страсти, доводит ее до

неразрешимого противоречия внутри

Катерина не может не любить Тихона - ведь

так она предает Бога в своей душе, но тем не

менее случается страшное, и Катерина не в

силах что-либо изменить. Конфликт состоит

не в антагонизме Кабанихи и Катерины,

которая на первый взгляд добивается права

на свободу выбора чувств, конфликт заложен

в самой Катерине, видевшей в такой борьбе

преступление против Бога и не сумевшей

смириться с этим. И не Каба-ниха губит

Катерину, как в финале восклицает Тихон,

воспринимающий все происходящее с точки

зрения человека нового времени, - Катерину

губит собственная гнетущая

противоречивость ее чувств. Но понимание

внутренних переживаний Катерины

недоступно Тихону, как и всем другим

персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются

на второй план, служат лишь фоном,

декорацией для проявления характера

Катерины, как, например, Дикой или барыня. А

по сути, один из главных героев, Борис,

вообще характеризуется как “принадлежащий

более к обстановке”. Все герои как бы

образуют единое целое - их неверие вкупе с

прогрессивным мировоззрением Кулигина

выступает своеобразным противовесом

фанатичной вере Катерины. В то же время

почти сектантская вера Катерины приводит к

неразрешимому противоречию в ее душе, тогда

остальные давно примирились со своей

совестью. Это противоречие не может мирно

разрешиться, и Катерина не способна пойти

на компромисс с самой собой.

Катерина

резко отличается от всех остальных героев,

тем не менее она очень похожа на Кабаниху.

Обе фанатично верят, обе осознают ужас

проступка Катерины, но если Кабаниха

охраняет старое, отжившее, то Катерина к

тому же верит всей душой, и для нее все эти

испытания во много раз тяжелее, чем для

Кабанихи. Не выдерживая состояния

неопределенности, Катерина видит выход в

покаянии, но и это не приносит ей облегчения.

Покаяние уже не играет особой роли,

возмездие неотвратимо, Катерина, как все

истинные верующие, фаталистка и не верит в

то, что можно что-либо изменить. Покончить с

трагическим конфликтом в душе можно лишь

одним способом - лишиться ее, лишить ее

бессмертия, и Катерина совершает самый

тяжкий грех - самоубийство.

Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!" - восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл трагедию женской души А Н. Островский в своих пьесах?.. "Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...» - так хочется начать рассказ о судьбе этой женщины. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавшись в Москву, устраивал там загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. "Сокрушила она меня", - размышляет Катя.

Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: "...не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ц^гах нет, так до жены ли мне?"

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее позиция: "А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша!" - так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек и искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше выразить ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай Бог, чтобы это произошло, но если слу чится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери.

И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

"Перед кем я притворяюсь-то?!" - восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. "Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно", - рассуждает Борис. Борис Григорьевич - племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила "у ней на лице улыбка ангельская", а лицо, кажется, будто светится.

И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев.

В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить "до гробовой доски". И потому для совестливой натуры, которой "не замолить этого греха, не замолить никогда", который "камнем ляжет на душу", для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход - смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Кстати, предчувствие трагедии проявляется именно в сцене прощания Катерины с мужем. Говоря о том, что погибает рядом с Кабанихой, что быть беде, она умоляет Тихона взять с нее страшную клятву: "...чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя".

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

А.Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В "Грозе", по словам Гончарова, "улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью". В этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Катерина вышла замуж за сына Кабанихй не по любви, а потому, что так хотели ее родители, ведь понятия «брак» и «любовь» имели совершенно разные значения.
Брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное и запретное.
Тихон Кабанов - муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, - пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона - это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? » Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова - он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса?
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо.. . нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: катерины и тихона островский гроза.