Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Загробная жизнь. Тайны загробной жизни. Есть ли загробная жизнь после смерти? Жизнь после смерти - загробная жизнь различных культурах Интересные истории о загробной жизни

За тысячи лет, которые прошла в своем развитии человеческая цивилизация, на Земле существовало огромное количество всевозможных верований и религий. Удивительно, но факт - и во всех из них в том или ином виде существовала идея жизни после смерти. В различных культурах формы жизни после смерти могут сильно отличаться, однако лежащая в их основе фундаментальная идея остается неизменной: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь или поток сознания в том или ином виде продолжает существовать после смерти физического тела.

В некоторых культурах загробный мир является всего лишь прообразом реального мира, и жизнь там развивается по законам, схожим с земными, но в подавляющем большинстве культур загробный мир наделен чертам, совсем не свойственными для земной жизни.

При изучении жизни после смерти проявляются поразительные совпадения между культурами, разделенными как географически, так и исторически. Повторение определенных мотивов весьма примечательно, а идея существования конечного приюта всех праведных по ту сторону жизни - в раю или на небесах - возникает во многих вариациях.

Человек был создан для жизни в раю, а в этом мире он беженец. Владислав Гжещик

Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдешь в него. Ангелус Силезиус

В христианстве существует два разных представления о Небе. Первое отражает теологическую и метафизическую концепцию небес как царства, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием Бога, созерцая Его бытие. Символика, связанная с этой концепцией, объединяет еврейский образ царства с древнегреческими представлениями о концентрических небесных сферах и о духовном пути. Представления же о рае или Саде Любви базируются на мифе о Золотом веке и на образе Эдемского сада. И здесь символика включает в себя некое географическое местоположение, элементы девственной природы, золотые стены и дороги, вымощенные изумрудами.

Иудаизм утверждает, что жизнь после смерти отличается от жизни в этом мире. "В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества" (Талмуд, Брахот 17а).

Античные греки верили в то, что после смерти души попадают на острова Блаженных и Елисейские поля, находящихся по ту сторону Атлантического океана, на краю земли. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду. Орфики, считавшие, что спасение заключается в освобождении от материи и земных оков, рассматривали Елисейские поля как место радости и отдыха для чистых духов. Вначале эти поля покоились в подземном мире, заполненном странным сиянием, а затем в верхних областях неба.

У Ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти. Первым и самым низким из них был Тлалокан - страна воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое там, было весьма похоже на земное. Мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно росли маис, тыква, зеленый перец, помидоры, бобы и цветы. Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан был раем для посвященных, последователей Кецалькоатля - бога-короля, символизирующего воскресение. Этот рай характеризовался как страна бесплотности, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему. Высшим раем являлся Тонатиухикан или Дом Солнца. Судя по всему, здесь обитали лица, достигшие полного просветления. Привилегированные, избранные ежедневными спутниками Солнца, жили полной наслаждения жизнью.

В нордической традиции доступ в Валгаллу завоевывался воинской отвагой. Жизнь после смерти не сильно отличалась от земной жизни - днем воины состязались в единоборстве, а ночью пировали, запивая свинину медом.

Индийская мифология насыщена красочными описаниями райских мест. Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями. В индуизме заоблачные мифы являются областями красоты и радости, населены разнообразными божествами. Доступ сюда обретался соответствующим образом жизни и правильным выполнением ритуалов.

В буддизме наиболее близким аналогом рая является описание мира богов, где после смерти может переродиться человек в том случае, если он накопил в течение предыдущих жизней много хороших впечатлений. Все желания, которые возникают у обитателей рая, мгновенно осуществляются: «едва вступят они в воду, вода поднимется в соответствии с его желаниями: по щиколотку, до колен, по пояс или по горло. Если кто-то захочет, чтобы вода была холодной, она будет холодной, если же другому захочется, чтобы вода была горячей, для него она станет горячей, если же они пожелают, чтобы она была и горячей и холодной, для них она станет и горячей, и холодной, дабы доставить им удовольствие и т д.» (Великая Сукхавативьюха. Но, несмотря на то, что в мире богов так прекрасно, там нет возможности для развития, и когда положительные ощущения, накопленные в предыдущих жизнях, заканчиваются, существо перерождается в низших мирах.

Образ рая, как места жизни душ после смерти, существует во многих североамериканские туземных культурах. Так, например, некоторые племена североамериканских индейцев, типа аджибуев, чокто и сиу, верят, что покойники живут там, где заходит солнце или происходит удачная охота. Некоторые из эскимосских племен видят своих усопших в лучах северного сияния, радостно играющих с головой кита. В мифологической картине мира африканской народности тумбука, населяющей Малави, существует область духов, расположенная в подземном мире, где умершие вечно остаются молодыми и никогда не бывают несчастными или голодными.

Невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других. Жюльен де Фалкенаре

Представления об аде или чистилище, обычно связано с местом, где людские души после смерти подвергаются различным пыткам и истязаниям. В иудейской традиции мертвецы следуют в Шеол, представляющий собой колоссальную яму или город, окруженным стенами, "страну забвения", "страну молчания". Там они живут в темноте и невежестве, окутанные пылью, покрытые червями и забытые Иеговой. Геенна - это глубокая долина, заполненная полыхающим огнем, где грешники мучаются в пламени. В отличии от других адов других религий, в Шеоле раз в неделю, конечно же по субботам, устраивается выходной. Что поделаешь - шабат и в аду остается шабатом.

Христианская картина ада включает в себя иерархию злобных чертей, подвергающих души грешников пыткам, удушением и жарой. Ад расположен глубоко под землей. Входы в него находятся в темных лесах, вулканах, туда ведет также разинутая пасть Левиафана. В Апокалипсисе упоминается озеро, горящее огнем и серой - последнее местопребывание "боязливых и неверных, скверных и убийц, любодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов". Реже в качестве орудий пытки описываются холод и лед, что соответствует средневековым представлениям о холодном аде, а также последним кругам ада Данте. Пронизывающий холод также характерен для Нифльхейма, нордического подземного мира, управляемого свирепой и безжалостной богиней Хель.

Греческий подземный Аид являлся областью безотрадной тьмы. Гомер описывал его, как "ужасную обитель запустенья, которой страшатся сами боги". Аид расположен либо глубоко под землей, либо на крайнем западе. Главная река подземного царства - Стикс, через которую Харон перевозит мертвых. Те же, кто лично оскорбил Зевса, заключались в бездонную пропасть - Тартар, где подвергались ужасным мучениям. В древнегреческих мифах страдания Прометея, Сизифа, Тантала и Иксиона выглядят поистине титаническими.

В персидском зороастризм е ад расположен на крайнем севере, в глубинах земли. Это мрачное место, грязное, вонючее и кишащее демонами. Там души проклятых, "последователей лжи" должны пребывать после смерти в мучениях и горе, пока не будет уничтожен сам Ариман, Владыка Мрака.

Ад ацтеков - Миктлан являлся царством абсолютной тьмы, управляемым ужасным владыкой мертвых Миктлантекутли. Его лицо закрывалось маской в форме человеческого черепа; черные курчавые волосы были усеяны глазами, подобными звездам, а из уха торчала человеческая кость. В ацтекской традиции судьба индивида после кончины предопределялась не его поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Те из умерших, которые не попадали ни в один из видов рая, подвергались в Миктлане ряду магических судилищ. Они должны были пройти через девять видов ада перед достижением последнего прибежища. Эти разновидности ада не следует рассматривать как места, куда грешники попадали для наказания. Они считались необходимым промежуточным этапом в цикле творения. Сам космический процесс предопределял погружение всех созданий в материю и затем возвращение к свету и творцу.

В индуизме и буддизме существуют многочисленные виды ада. Как и райские миры, они являются местами, где умершие остаются навсегда - это просто переходные стадии в цикле рождения, жизни, смерти и последующего перерождения.

Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день. Альбер Камю

Еще одной повторяющейся темой в том, что ждет умерших после смерти является Суд над мертвыми. Самые ранние описания Суда обнаружены в погребальных текстах, известных как "Египетская книга мертвых", датируемая приблизительно 2400 годом до н.э. Суд происходит в Зале Двух Истин или Зале Маат. Сердце умершего помещают на чашу точнейших весов, на другую кладут перо богини Маат, символ истины и справедливости. Весами управляет бог Анубис с головой шакала, а рядом бог мудрости и небесный писец Тот с головой ибиса записывает, подобно бесстрастному судье, приговор. Трехголовое чудовище Амемет (крокодил - лев - гиппопотам), Пожиратель Душ, стоит здесь же, готовый проглотить осужденного. Праведных Гор представляет Осирису, допускающему их к благам своего царства.

В буддийском варианте сцены суда держатель истины и справедливости называется Дхарма Раджа, "Царь Истины" либо Яма Раджа, "Царь Мертвых". На нем висят людские черепа, человеческая кожа и змея; в правой руке меч разделения, а в левой - зеркало кармы. Оно отражает каждый добрый или злой поступок усопшего, символизируемый белыми и черными камнями, помещенными на разные чаши весов. Из суда ведут шесть кармических путей, каждый - в свою область (локу), где умерший будет рожден заново.

В ветхозаветной традиции существует так называемый "день Яхве" - полной и окончательной победы Бога над своими врагами на земле. Постепенно понятие "дня Яхве" приближается к понятию Страшного Суда. Согласно новозаветной традиции, Иисус Христос под звуки ангельских труб воссядет на престол, перед которым соберутся "все народы", и будет вершить Суд. Праведники встанут по правую руку, а осужденные на вечные муки - по левую. Общая картина христианского страшного суда была окончательно доработана раннехристианскими и средневековыми писателями, в особенности Ефимом Сириным.

Христианское искусство изобилует образами дьяволов и ангелов, сражающихся за душу умершего, а также изображениями Страшного Суда с праведниками, поднимающимися в небеса, и проклятыми, опускающимися в пасть ада.

Мусульманская традиция описывает Сират - мост над преисподней "тоньше волоса и острее клинка", по которому должны пройти все отошедшие. Верные способны удержать равновесие и успешно миновать его. Неверные непременно поскользнутся и упадут в адскую бездну.

Переход по мосту играет важную роль также и в зороастризме. Божество по имени "праведный Рашну" взвешивает дурные и праведные дела умерших. После этого душа умершего проходит особые испытания: она должна попытаться пересечь Синвато Парату или "Мост Разделения". Праведные легко переходят по мосту к вечному блаженству, а грешников хватает демон Визарш.

Судьба, ожидающая умерших, часто выражается в категориях дороги, пути, в определенной последовательности событий. Некоторые из этих описаний кажутся несколько наивными, тогда как другие представляют собой усложненную и изощренную картографию необычных субъективных переживаний. Индейцы племени гуарайо, живущие в Боливии, верят, что после смерти душа должна сделать выбор между двумя дорогами. Одна из них - широкая и удобная, а другая - узкая и опасная. Душе следует удержаться от искушения и, не прельстившись легким путем, выбрать трудный. Ей приходится пересечь две реки, одну на спине гигантского аллигатора, другую - на стволе дерева. Во время путешествия душу подстерегают и другие опасности. Ей надо пробираться через темную местность при свете горящей соломинки и пройти между двумя сталкивающимися скалами. После успешного преодоления всех опасностей душа достигает прекрасной страны, где цветут деревья, поют птицы, и где она вечно будет пребывать в счастье.

Согласно традиционным представлениям индейцев племени уичоли, живущих в Мексике, - в том виде, в каком эта традиция устно передается из поколения в поколение и запечатлена на красочных тканевых рисунках, называемых неарикас, - путь души в мир духов схож с описанным выше, хотя и более сложен. Первая часть пути проходит по прямой дороге, но около места, называемого "Место Черных Скал", находится развилка. Здесь индеец уичоли, у которого чистое сердце, избирает правую тропу, а совершивший кровосмешение либо имевший сексуальную связь с испанцем или испанкой должен отправляться налево. На левой дороге согрешившие индейцы уичоли переживают ряд жутких испытаний. Они протыкаются огромной колючкой, их избивают души людей, с которыми они предавались во время жизни запретным наслаждениям, их сжигает очищающий огонь, дробят сталкивающиеся скалы, они принуждены пить горячую, дурно пахнущую воду, кишащую червями и наполненную грязью. Затем им позволено вернуться к развилке у "Черных Скал" и продолжить свое путешествие по правой тропе, которая приведет к предкам. На этой части пути они должны символически ублажить собаку и ворону, двух животных, с которыми уичоли традиционно плохо обращаются. Потом души встретят опоссума и должны доказать ему, что не ели его мясо - священное для уичолей. Затем они столкнутся с гусеницей, символизирующей первый сексуальный опыт. У дикого фигового дерева души избавятся от гнета сексуальных органов, получив взамен плоды дерева. После крупного празднества с фигами, маисовым пивом и пейотом, все души объединятся и затанцуют вокруг Татевари.

Концепция посмертного путешествия уичолей имеет кое-что общее с описаниями древних ацтеков. Согласно ацтекской религии, мертвые проходили ряд испытаний: они должны были переправиться через глубокую реку, охраняемую желтой собакой, пройти между двумя сталкивающимися горами, перебраться через обсидиановую гору, попасть под воздействие ледяного ветра, быть пронзенными острыми стрелами и подвергнуться нападению диких зверей, пожирающих человеческие сердца. Ацтеки прибегали к сложным обрядам, чтобы облегчить посмертные путешествия своих покойных.

За тысячи лет развития нашей цивилизации возникли разные верования и религии. И каждая религия в том или ином виде сформулировала идею о жизни после смерти. Представления о загробной жизни сильно отличаются, однако, есть и общее: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь (душа, поток сознания) продолжает существовать после смерти физического тела. Вот 15 религий из разных частей света, и их идеи о жизни после смерти.

15. Античная эпоха

Самые древние представления о загробном мире не имели разделения: все умершие люди уходят в одно и то же место, независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать загробный мир с воздаянием зафиксированы в египетской «Книге мертвых», связанной с загробным судом Осириса.

В античные времена еще не существовало четкого представления о рае и аде. Древние греки считали, что после смерти душа покидает тело и отправляется в мрачное царство Аида. Там продолжается ее существование, довольно безрадостное. Бродят души по берегам Леты, нет им радости, они грустят и сетуют на злой рок, что лишил их солнечного света и прелестей земной жизни. Мрачное царство Аида было ненавистно всему живому. Аид представлялся ужасным свирепым зверем, который никогда не отпускает свою добычу. Лишь самые отважные герои и полубоги могли спуститься в мрачное царство и вернуться оттуда в мир живых.

Древние греки были жизнерадостны, как дети. Но любое упоминание о смерти вызывало печаль: ведь после смерти душа уже никогда не узнает радости, не увидит животворящего света. Она будет только стонать в отчаянии от безрадостной покорности судьбе и неизменного порядка вещей. Только посвященные обретали блаженство в общении с небожителями, а всех остальных после смерти ожидали только страдания.

14. Эпикурейцы

Эта религия приблизительно на 300 лет старше, чем христианство, и сегодня имеет определенное число последователей в Греции и других частях мира. В отличие от большинства других религий на планете, эпикуреизм верит во многих богов, но ни один из них не обращает внимания на то, чем человеческие существа станут после смерти. Верующие считают, что все, в том числе их боги и души, состоит из атомов. Кроме того, согласно эпикуреизму, нет никакой жизни после смерти, ничего подобного перевоплощениям, переходу в ад или рай - вообще ничего Когда человек умирает, по их мнению, душа также растворяется и превращается в ничто. Просто конец!

13. Бахаи

Религия Бахаи собрала под своими знаменами примерно семь миллионов человек. Бахаи считают, что душа человека вечна и прекрасна, и каждый человек должен работать над собой, чтобы приблизиться к Богу. В отличие от большинства других религий, где есть свой собственный бог или пророк, Бахаи верят в единого Бога для всех религий в мире. По мнению Бахаи, рая и ада нет, и большинство других религий ошибаются, считая их некими физически существующими местами, в то время как их следует рассматривать символически.

Отношение бахаи к смерти характеризуется оптимизмом. Бахаулла говорит: "О сын Высочайшего! Я сделал для тебя смерть вестником радости. Что же ты печалишься? Я повелел свету излить на тебя своё сияние. Что же ты укрываешься?"

12. Джайнизм

Приблизительно 4 миллиона последователей джайнизма верят в существование многих богов и реинкарнацию душ. В джайнизме главным считается ненанесение вреда всему живому, цель - получить максимальное количество хорошей кармы, что достигается через добрые деяния. Хорошая карма поможет душе освободиться, а человеку - стать в следующей жизни девом (божеством).

Люди, которые не достигнут освобождения, продолжают вращаться в цикле перерождений, и при плохой карме некоторые из могут даже проходить через восемь кругов ада и страданий. Восемь кругов ада ужесточаются с каждым следующим этапом, и душа проходит через испытания и даже пытки перед тем, как получить еще одну возможность для реинкарнации, и еще один шанс достичь освобождения. Хотя это и может занять очень много времени, освобожденные души получают место среди богов.

11. Синтоизм

Синтоизм (神道 синто - «путь богов») - традиционная религия в Японии, основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.
Странность синтоизма состоит в том, что верующие не могут публично признаться, что они являются приверженцами этой религии. По некоторым старым японским легендам, связанным с синто, мертвые попадают в мрачное подземное место под названием Йоми (Yomi), где река отделяет мертвых от живых. Это очень похоже на греческий Аид, не так ли? Синтоисты имеют крайне негативное отношение к смерти и мертвой плоти. В японском языке глагол "сину" (умирать) считается неприличным и используется только в случае крайней нужны в нем.
Последователи этой религии верят в древних богов и духов, называемых "ками". Синтоисты считают, что некоторые люди могут стать ками после того, как умрут. Согласно синто, люди чисты от природы и могут сохранить свою чистоту, если станут держаться подальше от зла и пройдут через некоторые ритуалы очищения. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Храмы синто, кстати, всегда органично вписаны в природный ландшафт (на фото - «плывущая» тории храма Ицукусима в Мияджиме).

10. Индуизм

В большинстве индийских религий распространено представление о том, что после смерти душа человека перерождается в новое тело. Переселение душ (реинкарнация) происходит по воле высшего миропорядка и почти не зависит от человека. Но в силах каждого – повлиять на этот порядок и праведным путем улучшить условия существования души в следующей жизни. В одном из собраний священных гимнов описывается, как душа попадает в утробу матери только после того, как долго пропутешествует по миру. Вечная душа перерождается снова и снова – не только в телах животных и людей, но и в растениях, воде и всем, что сотворено. Причем её выбор физического тела обусловлен желаниями души. Так что каждый последователь индуизма может "заказать", в кого бы он хотел перевоплотиться в следующей жизни.

9. Китайская традиционная религия

Все знакомы с понятиями инь и янь, весьма популярной концепцией, которой верны все последователи китайской традиционной религии. Инь - отрицательный, темный, женского рода, в то время как янь - позитивный, яркий и мужского рода. Взаимодействие инь и янь очень сильно влияет на судьбу всех сущностей и вещей. Те, кто живет в соответствии с традиционной китайской религией, верят в мирную жизнь после смерти, однако, человек может достичь большего путем выполнения определенных ритуалов и оказывая особую честь предкам. После смерти бог Чэн Хуан определяет, был ли человек достаточно добродетельным, чтобы попасть к бессмертным богам и жить в буддистских райских кущах, или ему дорога в ад, где следует немедленное перерождение и новое воплощение.

8. Сикхи

Сикхизм является одной из самых популярных религий в Индии (примерно 25 миллионов последователей). Сикхизм (ਸਿੱਖੀ) - монотеистическая религия, основанная в Пенджабе гуру Нанаком в 1500 году. Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.
Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи решают так: они считают неверными все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

7. Чучхе

Чучхе - одно из новых учений в этом списке, и государственная идея, стоящая за ним, делает его, скорее, социально-политической идеологией, нежели религией. Чучхе (주체, 主體) - северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология, разработанная лично Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948-1994 годах) в противовес импортному марксизму. Чучхе подчеркивает самостоятельность КНДР и отгораживается от влияния сталинизма и маоизма, а также дает идеологическое обоснование личной власти диктатора и его преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого - человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс».

Приверженцы чучхе поклоняются лично товарищу Ким Ир Сену, первому диктатору Северной Кореи, который управляет страной как вечный президент - сейчас в лице своего сына Ким Чен Ира, и Ким Чен Соко, жены Ира. Последователи чучхе верят, что когда они умирают, они попадают туда, где навсегда останутся со своим диктатором-президентом. Непонятно только, рай это или ад.

6. Зороастрийцы

Зороастризм (بهدین»‎ - благая вера) - одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (زرتشت‎, Ζωροάστρης), полученном им от Бога - Ахура Мазды. В основе учения Заратустры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Они верят в Ахура Мазду - «мудрого бога», благого творца, и в Заратустру, как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

Учение Заратустры было одним из первых, готовых признать личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь - мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад, ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

5. Ислам

В исламе земная жизнь – лишь подготовка к вечному пути, а после начинается главная его часть – Ахирет – или жизнь загробная. С самого момента смерти на Ахирет значительно влияют прижизненные деяния человека. Если человек при жизни был грешником, его смерть будет тяжелой, праведник – умрет безболезненно. В мусульманстве также существует представление о посмертном суде. Два ангела – Мункар и Накир – допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. После этого душа начинает готовиться к последнему и главному Справедливому суду – суду Аллаха, который случится только после конца света.

"Всевышний сделал этот мир средой обитания для человека, «лабораторией» для испытания душ людей на верность Творцу. Уверовавший в Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране".

4. Ацтеки

Самым известным аспектом ацтекской религии являются человеческие жертвоприношения. Ацтеки почитали высшее равновесие: по их мнению, жизнь не была бы возможна без предложения жертвенной крови силам жизни и плодородия. В их мифах боги пожертвовали собой ради того, чтобы созданное ими солнце могло двигаться по своему пути. Возвращение детей богам воды и плодородия (жертвоприношение младенцев, а иногда и детей до 13 лет) считалось платой за их дары - обильные дожди и урожаи. Помимо принесения "жертвы крови", сама смерть тоже была средством поддержания равновесия.

Перерождение тела и судьба души в загробной жизни зависят в значительной степени от социальной роли и причины смерти умершего (в отличие от западных убеждений, где лишь личное поведение человека определяет его жизнь после смерти).

Люди, которые поддались болезням или старости, попадают в Миктлан - темную преисподнюю, где правят бог смерти Миктлантекутли и его супруга Миктлансиуатль. В рамках подготовки к этому путешествию мертвеца пеленали и привязывали к нему узелок с различными дарами богу смерти, а затем кремировали вместе с собакой, которая должна была служить проводником через подземный мир. Пройдя множество опасностей, душа достигала мрачного, заполненного сажей Миктлана, откуда нет возврата. Помимо Миктлана был ещё один загробный мир - Тлалок, принадлежащий богу дождя и воды. Это место предназначено тем, кто умер от удара молнии, утопления или определенных мучительных заболеваний. Кроме того, ацтеки верили в рай: туда попадали только самые доблестные воины, которые жили и умерли как герои.

3. Растафари

Это самая юная и жизнерадостная из всех религий в этом списке. Никаких жертвоприношений, только дреды и Боб Марли! Последователей растафари становится все больше, особенно среди общин, которые выращивают марихуану. Растафарианизм зародился на Ямайке в 1930 году. Согласно этой религии, император Эфиопии Хайле Селассие когда-то был богом воплощенным, и его смерть в 1975 году это утверждение не опровергла. Раста считают, что все верующие будут бессмертны, пройдя через несколько реинкарнаций, и райский Эдемский сад, кстати, по их мнению, не на небесах, а в Африке. Отличная трава у них, похоже!

2. Буддизм

Главная цель в буддизме – освободиться от цепи страданий и иллюзии перерождений и уйти в метафизическое небытие – нирвану. В отличие от индуизма или джайнизма, как такового переселения душ буддизм не признает. В нем говорится лишь о путешествии различных состояний сознания человека по нескольким мирам сансары. И смерть в этом смысле – всего лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

1. Христианство

В двух самых многочисленных мировых религиях (христианстве и исламе) взгляды на жизнь после смерти во многом похожи. В христианстве полностью отвергли представление о реинкарнации, о чем вышло специальное постановление на Втором Константинопольском соборе.
Вечная жизнь начинается после смерти. Душа переходит в другой мир на третий день после погребения, где затем готовится к Страшному суду. От божьей кары не может уйти ни один грешник. После смерти он попадает в ад.
В Средние века в католической церкви появилось положение о чистилище - временном месте пребывания грешников, пройдя через которое душа может очиститься и потом отправиться на небеса.

Представления о загробном мире

Особенности синкретической религиозной системы становятся еще более очевидны при рассмотрении представлений китайцев о загробном мире, подземном царстве, аде. Силы загробного царства ни в коей мере не выступали в качестве антагонистов силам небесным. Напротив, они составляли неотъемлемую часть общего целого, подчинялись верховной юрисдикции Юйхуана шанди и отнюдь не олицетворяли собой зло. В соответствии с этим китайский ад, все атрибуты которого почти целиком заимствованы из индо-буддийского, при всем своем внешнем сходстве с христианским (особенно заметном при описании изощренных мук), по существу, довольно сильно отличался от него: в представлении китайцев ад был не столько вечным наказанием за грехи, сколько чем?то вроде чистилища. Попав в ад и проведя там столько времени, сколько он заслуживал, человек рано или поздно покидал его, чтобы затем возродиться к новой жизни; при этом он мог даже оказаться на небесах.

Представления о загробном мире сложились в синкретической религии китайцев в основном на базе буддийских верований. Этот первоначальный пласт позже был обогащен за счет древнекитайских и даосских концепций. В результате сложилась многослойная и отчасти противоречивая картина.

Еще в древности считалось, как мы знаем, что каждый китаец обладал двумя душами. Синкретической религии понадобилась третья душа, с которой и должны были происходить все трансформации, связанные с адом и перерождениями. После смерти человека эта душа попадала в подземное царство через отверстия, расположенные близ горы Тайшань; поэтому божество этой горы почиталось распорядителем судеб людей, регулярно собирающим все сведения о них от бесчисленных цзао-шэней , чэн-хуанов и туди-шэней . Под землей душа попадала в первую судебную палату ада, где решалась ее дальнейшая судьба: в зависимости от заслуг, прегрешений и прочих обстоятельств она могла быть направлена либо сразу в десятую палату ада, либо в одну или даже несколько (а то и все) из остальных восьми палат. В каждой из палат душа должна была испытать муки и наказания (палаты имели определенную специализацию), но в конечном счете все равно попадала в десятую палату, где получала назначение на перерождение. Всего возможных перерождений было шесть. Высшим было перерождение на небе, то есть, по существу, попадание в рай, вторым – на земле, то есть в облике человека, третьим – перерождение в мире подводных демонов. Эти три варианта считались желательными – в большей или меньшей степени. Остальные три были нежелательными и рассматривались как наказание за грехи в прошлой жизни. Четвертым было перерождение в мире подземных демонов, служителей ада, пятым – в мире демонов, «голодных духов», которые летают по миру неприкаянными и приносят людям несчастья, и шестым – в мире животных, включая насекомых и даже растения. Очень важно иметь в виду, что все эти перерождения, кроме первого, не были вечными. По истечении определенного срока переродившиеся вновь умирали, опять попадали в первую палату ада, где все происходило сначала .

Каждая из десяти палат ада имела своего главу, но наиболее влиятельным среди них был начальник пятой палаты Яньлован, модификация буддийского Ямы. Именно по его ведомству проходили души людей, имевших различные грехи – от неуважительного употребления надписанных бумаг до убийства или адюльтера. За каждый грех следовало соответствующее искупление, однако можно было заблаговременно приобрести индульгенцию. Для этого следовало восьмого числа первого месяца, в день рождения Яньло-вана, поклясться избегать грехов . Естественно, такая возможность воодушевляла китайцев, которым было в чем покаяться. Отсюда, видимо, и огромная популярность Яньло-вана, сравнимая лишь с популярностью главы седьмой палаты ада – божества горы Тайшань.

Относительно главы ада в целом существуют разночтения. Иногда им считают самого Юйхуана шанди. Однако чаще всего в качестве главы подземного царства выступает бодисатва Дицзан-ван, также служивший объектом восторженного почитания. Именно Дицзан-ван, иногда отождествлявшийся с божеством Земли, являлся в подземное царство, чтобы лично перенести заслужившие того души на небо, в Нирвану, к великим Будде и Амитабе. Для того чтобы все это произошло незамедлительно и в лучшем виде, сразу же после смерти человека буддийский монах пишет стереотипную молитву – образцы которой в обилии приведены в труде А. Доре – и просит Дицзан-вана исполнить свой долг . Конечно, китайские представления об организации загробного мира, о функциях и значении божеств подземного царства никогда не были едиными и стройными. Но в основных принципах концепция загробного мира оставалась неизменной и была характерна для всей страны. Повсюду о покойниках и их будущем тщательно заботились, дабы все три души были удобно устроены там, где им надлежало быть. Культ предков по?прежнему доминировал в религиозно-культовой системе страны, именно он определял характер и направленность важнейших ритуалов.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

В мире, в мире… Навсегда? При таком раскладе не договориться умным людям было просто невозможно, а люди с обеих сторон были умные. Тем паче башкиры многого и не требовали: их устраивали условия, согласованные в свое время с Шереметевым, плюс наказание казанских властей и

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

В мире, в мире навсегда Таким образом с конца декабря 1917 года на Украине имелось аж два правительства - никем не избранная, но уже привыкшая считать себя властью ЦР и хоть кем-то избранный СНК, оба левые до жути и оба утверждающие, что «народ с ними». Правда, в Киеве еще

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Представления о мире: пространство Они представляли себе мир иначе, нежели мы, и, без сомнения, иначе, чем современные греки. Передвигаясь пешком, босыми, или путешествуя на невероятно медленных судах, разве могли эти люди обладать таким же, как наше, представлением о

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Представления египтян III тыс. до н. э. о загробном мире Снабжение погребений вещами, необходимыми усопшему после смерти, вошло в обиход у египтян, как и у всех народов мира, задолго до возникновения государства, еще в эпоху первобытности. Черты этого обычая, получившие

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Привилегии в загробном мире Менгарелли уже в 1927 году{179} выделил в этих усыпальницах два типа похоронных лож, высеченных в туфе, на которые клали тела усопших. Одни представляли собой точное изображение этрусского или греческого ложа (клине) с четырьмя круглыми резными

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Кто еси ты и коеа веры еси?»: иноземцы и представления о населенном мире Самым существенным признаком древнеславянского образа иноземца, истинно «чужого», ни при каких условиях не становящегося полностью «своим», было языковое отличие. Недаром те, чья речь понятна,

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

ЖИЗНЬ ДУШИ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ Души умерших, которые остались жить на земле, жили в полном соответствии с условиями в природе. Зимой души приходили в состояние, подобное сну и смерти. Они скованы стужею и морозом. Они становятся печальными узниками, которые заключены в

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Представления о мире и политика Представления скандинавов - жителей побережья о мире, в котором они обитали, их космология соответствовали героическому образу жизни викингов. Верхние слои их общества гордились тем, что обладали «свободой» (frelse), той свободой, которая

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Представления о смерти Материалы о том, как инки воспринимали смерть, дошли до нас достаточно подробно благодаря уже упоминавшемуся капитальному труду Инки Гарсиласо де ла Вега. Эти собранные из самых разнообразных источников сведения подчас не находят вразумительного

автора Соколов

Из книги Загробный мир по древнерусским представлениям автора Соколов

Вопрос о возмездии в загробном мире у нашего предка - древнерусского

Из книги Загробный мир по древнерусским представлениям автора Соколов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетские представления о мире Знания древних египтян о мире, действующих в нем силах и населяющих его существах представляли собой органичное и совершенно неразделимое единство собственно научных, в нашем понимании, знаний и представлений, связанных с их

Из книги Аз Есьм Человек автора Сухов Дмитрий Михайлович

В которой повествуется о мире человеческих переживаний, страстей – эмоций, их месте в духовном мире разных индивидов, особенностях и различиях у разных ЛХТ Про эмоции все знают все. Еще бы! - в отличие от прочих разных человечьих качеств, которые могут быть «скрыты» от

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Время возникновения месопотамского представления о мире Представление жителя Месопотамии о вселенной, в которой он жил, судя по всему, приобрело свою характерную форму примерно в то время, когда месопотамская цивилизация оформилась в целом, т. е. в эпоху ранней

И загадочные иероглифы, описывающие взлеты и падения их правителей. Египетская цивилизация просуществовала на северо-востоке Африканского континента более сорока веков с середины IV тысячелетия до н. э. по IV столетие н. э. Представления о загробной жизни в древнем Египте от современных существенно отличались деталями. В целом же они создали за порогом смерти мир, подобный земному. Три составляющие нематериальной души были тесно связаны с телесным воплощением, поэтому египтяне уделяли много внимания погребению и сохранению мертвого тела.

Ах, Ба и Ка - три элемента духа

В современном мире не найти точного соответствия древнеегипетским понятиям о душе. «Ах» связывают с духовными силами человека. Эта часть находится в тесном контакте с физическим телом. Частица «Ба» представляла собой чистый дух и способна была покидать мертвеца при погребении, странствуя по миру. «Ка» считалось наиболее важным элементом нематериального тела египтянина. Оно содержало его личность, характер, индивидуальные особенности, предписанную человеку судьбу. После смерти носителя «Ка» требовало жертвоприношений в виде пищи, иначе могло прекратить существование. А после уничтожения этой частицы духа и жизнь человека в загробном мире прекратилась бы безвозвратно. Становится понятно, почему мумификация проводилась так тщательно, а погребение старались сделать понадежнее, защищая покойного от диких животных и грабителей.

Жизнь за порогом смерти по представлению древних египтян

Бальзамировщик выполнил свою работу и можно не беспокоиться за сохранность «Ах», «Ба» и «Ка». Строители соорудили гробницу. Все готово к погребению. Вместе с саркофагом, где покоилось тело покойного, помещались внутренние органы в отдельных сосудах. В гробнице размещали все, что понадобится мертвецу в новой посмертной жизни. Поначалу путь египтянина после смерти вел к звездам, а в более поздний период - в подземный мир. Но в обоих случаях ему приходилось преодолевать различные трудности, чтобы добраться до вожделенной новой нематериальной жизни. На следующем этапе умерший оказывался на последнем суде и если он давал правильные ответы, то попадал в Царство Осириса, бога мертвых.

  • Путь в загробный мир даже для фараонов был сложен и тернист. Египтяне составили подробные карты для душ покойных с описанием пути. Им предстояло преодолеть зловещие Подземные Пещеры и многочисленные таинственные Врата, требующие назвать правильные наименования составляющих их конструкций. Представление о загробной жизни позволяло избежать всех ловушек и опасностей, подстерегавших умершего в Древнем Египте.
  • Лишь после этого египтянин попадал в чертог Обеих Истин , где его ждал последний суд. На троне возвышался над подсудимым бог мертвых Осирис. По обе руки от него находились две богини - Исида и Нефтида. У подножья трона расположился трибунал из сорока двух богов. Решение принимали с помощью весов: на одну чашу клали сердце умершего, а на другую - страусовое перо богини справедливости Маат. Каждый из богов задавал человек вопрос о его жизни. Если подсудимый давал ложные ответы, то сердце оказывалось легче истины и чаша поднималась вверх. В случае, если приговор был в пользу умершего, то ему позволялось войти в царство мертвых. В противном случае он поглощался Пожиратильницей.
  • Если на суде все проходило благополучно, нематериальное тело египтянина отправлялось в Царство Осириса . Это не означало, что теперь все опасности позади. В загробном мире древних египтян поджидали еще более зубастые крупные хищники, знакомые им по миру живых. Каждый продолжал жить также, как и на Земле, только чуточку лучше: обычный крестьянин становился зажиточным крестьянином, а богач приобретал большее состояние. Хотя человек был мертв, его «Ка» нуждалось в одежде, постели, чтобы спать, миске для еды, любимых вещах. Потребности эти удовлетворялись материально с помощью погребальной утвари и жертвоприношений. Умерший способен был посещать живых родственников и друзей.

Представления о загробной жизни в Древнем Египтеберут начало из легенды о боге Осирисе, умершем и горько оплакиваемом своими сестрами. Одна из них - Исида - рыдала столь горько, что верховное Ра сжалилось над ней и послало бога Анубиса. Он собрал части тела Осириса, забальзамировал и запеленал. Исида зачала дитя от мертвого брата. Так появился Гор, а Осирис вернулся к жизни и стал править Царством Мертвых.

Говорят, что потусторонний мир рядом. Как узнать об этом?

Господь близок к нам. Рубашка, которую мы носим на теле, находится дальше, чем потусторонний мир и Сам Господь.

Однажды мне пришлось на машине "Нива" ехать из поселка Палех в Пучеж. А дело было зимой, на дороге колдобины. В машине ехало несколько человек, одна матушка (зубной врач) начала рассказывать про свою поездку в Палех:

Батюшка, когда я ехала в Палех, то наш автобус как за...

Не успела она произнести слово "занесло", как нашу машину бросило в обочину, прямо в дерево ударились. Интересно, что начала она говорить внезапно. До этого речь шла совсем о другом.

Однажды я беседовал с приходским священником. Он рассказал:

У нас в Жарках до меня служил священник, и одна женщина каждый вечер приходила и устраивала ему скандалы. Когда я сменил этого батюшку, то она скандалить перестала. Я решил: "Значит, отец сам виноват". И только об этом подумал, как она в этот день пришла и такой скандал мне закатила! И теперь каждый день скандалит! Мне бы надо поблагодарить Господа, что Он меня хранит, а я другого священника обвинил, а про себя подумал, что я хороший.

А другой человек, рядом сидевший, послушал нас и говорит:

А у меня тоже интересно было. Я однажды ехал на машине и подумал: "Три года езжу и колеса ни разу не отказывали, не спускали". Забыл, что это не моя заслуга, а Господь хранил. Подумал так, проехал километр, и - раз! - колесо спустило. Заменил его. Проехал немного - второе колесо спустило...

Очи Господни день и ночь смотрят на нас, контролируют все наши мысли, слова, дела. И мы должны ходить пред Богом и стараться не допускать греховных привычек, а если где-то и допустим, покаяться и жить исправно, всегда помнить, что мир невидимый здесь, с нами.

Как объяснить неверующим, что жизнь за гробом действительно существует?

Мы знаем, что в истории Церкви было много случаев, когда Господь показывал чудеса возвращения из загробного мира. Всем известно воскрешение евангельского четверодневного Лазаря, И в наши дни, среди наших современников, таких случаев немало. Обычно люди, которые возвращались из потустороннего мира, рассказывали, что их душа продолжала мыслить, чувствовать, переживать. Рассказывали, как душа входила в общение с ангелами или с бесами, видела обители Рая и ада. Память об увиденном не исчезала, и, когда душа возвращалась назад в своё тело (видимо, еще не пришел срок для их окончательного ухода), они свидетельствовали об этом.

Такие "путешествия" в загробный мир даром для души не проходят. Многим они помогают пересмотреть свою жизнь, исправиться. Люди больше начинают думать о спасении, о своей душе.

Таких случаев немало. Но обычные мирские люди, которые живут в суете, в трудностях нашего времени, мало верят таким рассказам и говорят: "Ну, мы не знаем! Есть жизнь или нет ее в том мире - как знать? Сюда еще никто не возвращался. Мы, по крайней мере, с такими людьми не встречались. У нас нет опыта духовного общения с теми, кто умирал и вернулся".

Мне вспоминается такой случай. Мы с одним журналистом ехали в машине и проезжали мимо кладбища.

Это наш будущий городок. Мы все здесь будем, - сказал я.

Он улыбнулся и ответил:

Если бы хотя один человек возвратился из того мира, о котором Вы говорите, в земной, то можно было бы и поговорить об этом, и поверить в это. Но никто не возвратился еще из гроба.

Я сказал ему:

Мы с тобой рассуждаем как два близнеца, которым вскоре предстоит выйти из утробы матери. Один говорит другому: "Слушай, дорогой брат. Сроки кончаются. Скоро мы выйдем в тот мир, где живут наши родители. Он такой великий!" А второй, атеистически настроенный, говорит: "Знаешь, ты говоришь какие-то странности. Какой может быть там мир? Какая самостоятельная жизнь? Мы сейчас полностью зависим от матери, питаемся от нее кислородом. А если выйдем, то наша связь с ней прервется и кто знает, что с нами будет. Может, погибнем? Ведь в утробу еще никто не возвратился!"

Вот что я рассказал маловерующему журналисту. Когда мы жили без веры, были воспитаны в атеистическом духе, то так и рассуждали. Все силы диавола были направлены на то, чтобы атрофировать в человеке самый главный орган - веру. Человек стал пустым. Никакие напасти, беды, вроде Чернобыльской аварии, спитакского землетрясения, московского урагана, наводнений на Западной Украине, террористических актов, не способны пробудить спящий в атеистическом гробе народ. Господь постоянно дает знать, что конец жизни у каждого близок, что все мы ходим и живем только по Его великой милости. Он Один нас хранит и ждет, когда же мы исправимся.

Неверующие как себя ощущают? Они обычно говорят: "Можно верить в то, что есть, что можно пощупать, увидеть". Что же это за вера? Это знание, да и то необъективное, неточное, невсеобъемлющее. Это знание материалистическое. А знать все обо всем может только Высший Разум, Которым является Сам Творец.

Неверующие говорят: "Мы, люди, продукт материи. Умер человек, рассыпался в прах в могиле, и никакой жизни больше не может быть". Но человек состоит не из одной только плоти. В каждом человеке есть безсмертная душа. Это исключительно духовная субстанция. Найти ее в теле, пощупать, увидеть, измерить пытались многие исследователи, но результата быть не могло, потому что они смотрели на потусторонний духовный мир нашими земными, материальными глазами. Как только душа выходит из умершего тела, так сразу у нее открывается видение потустороннего мира. Она видит оба мира вместе: духовный мир пронизывает материальный, земной. И устроен духовный мир гораздо сложнее, чем мир видимый.

Недавно одна молодая женщина позвонила из Киева и сказала:

Батюшка, помолись за меня: мне будут делать операцию.

Через три дня сообщает, что операция прошла благополучно. Когда ее положили на операционный стол, то она спросила хирурга:

Можно себя крестить рукой? Он ответил:

Лучше мысленно крестись. И рассказывает дальше:

Когда я мысленно перекрестила себя, то почувствовала, что вышла из тела. Вижу свое тело на операционном столе. Мне стало так свободно, так легко и хорошо, что даже забыла о теле. И увидела тоннель, а в конце его яркий свет. И оттуда слышу голос: "А ты веришь, что Господь тебе поможет?" Спрашивали меня так трижды, а я трижды отвечала: "Верю! Верю, Господи!" Очнулась - уже лежу в палате. И я сразу оценила земную жизнь. Все мне показалось пустым, суетным. Все это ничто по сравнению с потусторонним, духовным миром. Там истинная жизнь, там истинная свобода.

Как-то священник беседовал в роддоме с медсестрами, с врачами. Он им рассказал про доктора Моуди, который описал в книге "Жизнь после смерти" случаи клинической смерти. Люди возвращались к жизни и рассказывали о том, что они видели, будучи... мертвыми. Все как один говорили: "Да, видели тоннель, видели свет в конце его".

Услышав это, один врач сказал:

Батюшка, как интересно! Вы знаете, когда ребенок находится в утробе матери, то ему тоже надо пройти тоннель, чтобы выйти в наш мир, в свет. Здесь светит солнце, здесь все живет. Наверное, и человеку, чтобы перейти в потусторонний мир, надо пройти тоннель, а после тоннеля в том мире будет настоящая жизнь.

Что рассказывают побывавшие на том свете об аде? Какой он?

Телевидение редко показывает что-то душеполезное, назидательное. Но тут как-то по каналу "Московия" шла интересная передача. Одна женщина, Валентина Романова, рассказывала, как она была в загробном мире. Она была неверующей, попала в автомобильную катастрофу, умерла и видела, как душа ее отделилась от тела. В передаче она подробно рассказала, что было с ней после смерти.

Поначалу она не поняла, что умерла. Она все видела, слышала, все понимала и даже хотела сказать врачам, что жива. Кричала: "Я жива!" Но никто не слышал ее голоса. Хватала врачей за руки, но ничего у нее не получалось. Увидела на столе листок бумаги и ручку, решила написать записку, но не смогла взять эту ручку в руки.

И в это время ее втянул в себя тоннель, воронка. Она вышла из тоннеля и увидела рядом с собой темного мужчину. Сначала очень обрадовалась, что она не одна, повернулась к нему и говорит: - Мужчина, скажите, где я нахожусь?

Он был высокого роста, стоял от нее с левой стороны. Когда он повернулся, она взглянула в его глаза и поняла, что добра от этого мужчины ждать нельзя. Ее охватил страх, и она побежала. Когда она встретила светоносного юношу, который защищал ее от страшного мужчины, она успокоилась.

И тут ей открылись места, которые мы называем адскими. Страшной высоты обрыв, очень глубокий, а внизу много людей - и мужчин, и женщин. Были они разных национальностей, разного цвета кожи. Из этой ямы исходило невыносимое зловоние. И был ей голос, который сказал, что здесь находятся те, кто совершал при жизни страшные содомские грехи, противоестественные, блудные.

В другом месте она увидела очень много женщин и подумала:

Это детоубийцы, те, которые делали аборты и не покаялись.

Тогда Валентина поняла, что ей придется отвечать за то, что она в жизни совершила. Здесь она впервые услышала слово "пороки". Раньше не знала, что это за слово. Только постепенно уразумевала, чем страшны адские мучения, что такое грех, что такое порок.

Потом увидела извержение вулкана. Лилась огромная огненная река, а в ней плавали человеческие головы. Они то погружались в лаву, то выныривали. И тот же голос объяснил, что в этой огненной лаве находятся души экстрасенсов, тех, кто занимался гаданием, колдовством, приворотами. Валентина испугалась и подумала: "А вдруг и меня здесь оставят?" Греха такого у нее не было, но она понимала, что в любом из этих мест она могла остаться навсегда, так как была нераскаянной грешницей.

А потом увидела лестницу, которая вела на небо. По этой лестнице поднималось много народа. Стала подниматься и она. Впереди нее шла женщина. Она выбилась из сил, стала изнемогать. И Валентина поняла, что если она не поможет ей, та упадет вниз. Видно, человек она милосердный, стала помогать этой женщине. Так они попали в светлое пространство. Описать его она не могла. Говорила только об удивительном благоухании и радости. Когда Валентина познала духовную радость, вернулась в свое тело. Она оказалась на больничной койке, перед ней стоял человек, который ее сбил. Фамилия его Иванов. Он говорил ей:

Больше не умирай! Я возмещу все убытки по твоей машине (она очень переживала, потому что машина была разбита), только не умирай!

Три с половиной часа была она на том свете. Медицина называет это клинической смертью, но допускает быть человеку в таком состоянии не более шести минут. После этого срока начинаются необратимые изменения мозга, тканей. И даже если человека потом оживить, он оказывается умственно неполноценным. Господь еще раз явил чудо воскрешения мертвых. Вернул к жизни человека и даровал ему новые знания о духовном мире.

Знал и я такой случай - с Клавдией Устюжаниной. Было это в шестидесятых годах. Когда я возвращался из армии, заехал в г. Барнаул. В храме ко мне подошла одна женщина. Она видела, что я молился и рассказала:

У нас в городе чудо. Женщина несколько дней лежала в морге и ожила. Желаете с ней увидеться?

И я пошел. Увидел огромный дом, высокий забор, там. У всех были такие заборы. Ставни в доме закрыты. Мы постучали, вышла женщина. Сказали, что мы пришли из церкви, и она приняла. Дома был еще мальчик лет шести, Андрей, теперь он священник. Не знаю, помнит ли он меня, но я его хорошо помню.

Я у них заночевал. Клавдия показывала справки о своей смерти. Даже показала шрамы на теле. Известно, что у Нее был рак четвертой степени и она умерла во время операции. Она много рассказала интересного.

А потом я поступил в семинарию. Знал, что Клавдия находится в гонении, газеты не оставляли ее в покое. Ее дом постоянно находился под контролем: рядом, через два или три дома было двухэтажное здание милиции. Поговорил с некоторыми отцами в Троице-Сергиевой Лавре, и ее вызвали. Она продала дом в Барнауле и купила домик в г. Струнино. Сын вырос, сейчас служит в г. Александрове.

Когда я был в Почаевской Лавре, слышал, что она отошла в потусторонний мир.

Где находится ад?

Есть два мнения. Святители Василий Великий и Афанасий Великий представляют, что ад находится внутри земли, потому что в Священном Писании Господь устами пророка Иезекииля говорит: "Низведу тебя /.../ и помещу тебя в преисподних земли" (Иез. 26, 20). Это же мнение подтверждает и канон утрени Великой Субботы: "Снисшел еси в нижняя земли", "снисшел еси в преисподняя земли".

Но другие учители Церкви, например, святитель Иоанн Златоуст, считают, что ад находится вне мира: "Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной. Но что ты спрашиваешь, где и в каком месте будет она? Что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается". И наша христианская задача избежать ада: любя Бога, ближних, смиряясь и каясь, перейти в тот мир.

На земле есть немало таинственного. Когда архидиакона Стефана побили камнями, на этом месте, у ворот в Иерусалим, ему поставили храм. В наше время из Белоруссии и Украины приезжали туда археологи, вскрыли вход под храмом, который ведет под город, внесли туда аппаратуру и вдруг увидели в огромных подземных пещерах черных птиц, с крыльями в размахе более двух метров. Птицы бросились на археологов, нагнали на них

такой страх, что те оставили аппаратуру, пригнали экскаватор и завалили вход камнями и песком, отказавшись от дальнейших исследований...

Сколько людей идет в Царство Божие, а сколько в ад?

Одному священнику задали такой вопрос. Он улыбнулся:

Знаешь, дорогой! Когда я перед Божественной литургией залезаю звонить на колокольню, то вижу: из ближних деревень по тропинкам идут к церкви люди. Бабушка с палочкой, дедушка семенит с внучкой, молодые идут... К концу службы весь храм наполняется. Так люди идут в обители Рая - по одному. А в ад... Вот служба закончилась. Я - снова на колокольню, вижу: из церковных ворот люди все вместе выходят. Сразу не могут пройти, а сзади еще поторапливают: "Что вы там встали! Быстрее выходите!"

Священное Писание говорит: "Входите тесными вратами; потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7,13). Отказаться от своих пороков, страстей грешному человеку очень трудно, но в Царство Божие ничто нечистое не войдет. Туда входят только очищенные в покаянии души.

Все дни жизни нашей Господь дал для подготовки в вечность - всем нам когда-то придется перейти туда. Тем, кто имеет возможность, надо постоянно ходить в церковь - и утром, и вечером. Придет кончина, и нам не стыдно будет предстать перед небесными жителями, перед Богом. Добрые дела православного христианина будут ходатайствовать за него.

Как Вы думаете, будет ли полностью счастлив спасенный, если знает, что его родные и ближние попали в ад?

Если человек входит в обители Рая, то от полноты благодати он забывает земные страдания, его не мучают воспоминания и мысли о погибших ближних. Душа каждого соединяется с Богом, а Он наполняет ее великой радостью. Святой человек, обретший блаженства Рая, молится за тех, кто остался на земле, но за тех, кто попал в ад, он молиться уже не может. За них надо молиться нам, живым. Милостыней, молитвами и добрыми делами спасать наших родных и близких. И самим, пока еще есть возможность, стараться жить свято, не грешить, не противиться Богу, не хулить Его. Ведь если будем бросать грязь на солнце, эта грязь упадет на нашу дурную голову. А Бог поругаем не бывает. Надо смириться перед Ним: "Я немощной, я слабый, помоги мне!" Будем просить Его, и Он даст то, что просим. Ибо сказано в Евангелии: "Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам" (1 Кор.11,9).

Можно ли по кончине человека узнать его загробную участь? Ведь говорят: "Смерть грешников люта" (Пс.ЗЗ). Но и у православных христиан было много смертей, которые по внешним признакам мирными не назовешь.

Мирная христианская кончина - это состояние души, когда человек чувствует присутствие Божие, покров Пресвятой Богородицы и вверяет Господу свою душу. Это кончина христианская, даже если внешне она была и мученическая. "Смерть грешников люта" не только потому, что она внешне неблагочестивая (допустим, кого-то убили в пьяной драке), но и потому, что она внезапная. У человека нет времени подготовиться, поисповедоваться, очиститься, со всеми примириться, а самое главное - с Господом.

Как умирают монахи? Мирно. У нас в монастыре одна монахиня тяжело заболела. Матушка, которая за ней ухаживала, говорит: "Батюшка, Вы уезжаете, вдруг что-то случится?" - "Подождет". Через неделю приезжаю. В 3 часа ночи ее причастили. Прихожу утром, спрашиваю: "В Царство Небесное пойдешь?" - Она еле губами шевелит. Как преподобный Силуан учил: если духовник скажет: "Иди, чадо, в Царствие Небесное и зри Господа", зная, что чадо жило достойно, Господь примет в обители Рая.

Перекрестил ее и говорю: "Господь тебя ждет. Иди в Царство Небесное". И пошел на исповедь. Матушки прочитали канон на исход души, и через 30 минут она отошла ко Господу.

Человек от рождения болен тяжелым наследственным недугом. Всю жизнь он страдает и мучается. Что ждет этого страдальца в этом мире и в том?

Если он болен от рождения и не ропщет, никого в своей болезни не обвиняет, Бога благодарит и смиряется, то он пред Богом - страдалец, мученик. Если жизнь его закончится в страданиях от болезни, в Царстве Божием он обретет мученический венец.

Многие святые люди просили, чтобы Господь еще при этой жизни дал им страдания, болезни за их грехи, чтобы временно пострадать, помучиться, и Господь за эти страдания простил бы им согрешения. А в том мире страданий уже не будет.

Телесно страдать ценно для спасения. Если мы болеем, то должны укрепляться духом в этом испытании.

Вспоминается такой случай. В тридцатых годах прошлого столетия жил в Москве богатый помещик. В течение пятидесяти лет он никогда не спал лежа. Куда бы ни выезжал из дома - везде спал сидя. И дома спал в кресле. Даже постели у него не было. А потом все открылось, почему он так делал, почему такой "подвиг" на себя взял. Оказалось, какая-то цыганка предсказала, что он умрет лежа в постели. Тогда, чтобы не умереть, он решил никогда больше в постель не ложиться. Всегда только сидел. И, конечно, умер сидя в кресле.

Этот его "подвиг" был основан на суеверии, гордыне и к спасению не вел.

Если мы страдаем ради Господа, ради ближних, терпим болезни и не ропщем, только тогда нам вменяются в подвиг мученичество и терпение; если же мы берем на себя "мученичество", потакая своим страстям, оно приведет нас к гибели.

Если человек, по мирским понятиям, был тихий, мирный, спокойный, не раздражался, не ругался, и даже в болезнях не роптал, но при этом был нецерковным, не каялся и не причащался, какова будет его участь в том мире?

Сказано, что дела человека идут в тот мир. Апостол Павел пишет: "Неверующий уже осужден, а верующий будет судиться". Есть люди, которые хотели бы быть в Церкви, но у них нет такой возможности. Но если у человека храм рядом, под боком, а он не признает таинств Церкви, то это ему особо будет поставлено в вину.

Семьдесят лет партийные агитаторы вбивали людям в голову, что вера - это мракобесие, темное неграмотное средневековье. И поколения людей, выросшие на этой "правде", можно назвать для Бога потерянными. Души их умерли раньше, чем умерли их тела. Редко в ком (только по молитвам ближних) сохранился огонек веры в Христа.

Человек, даже тихий, мирный, без Бога не имеет той полноты духовного развития, которую мог бы иметь, живя в Боге. У человека нецерковного, даже тихого, душа нераскаянная, затемненная грехами. Про таких "тихих" сам русский народ сложил поговорку: "В тихом омуте бесы водятся". То есть человек страшится показать людям свое нутро и прикрывает его благодетельным видом, а страсти-то все равно внутри есть. Без Бога и покаяния от них не освободиться. Мы знаем из Священного Писания, что "сей же род (то есть демонический - А.А.) изгоняется только молитвой и постом" (Мф.17,20). Потому надо жить по-христиански, а не просто быть тихим.

Человек при жизни совершал добрые дела и перешел в тот мир. Будут ли эти добрые дела ему во спасение, если они были совершены не ради Бога, а ради ближних, ради своего доброго имени?

В Священном Писании сказано, что все, что делается не ради Христа, есть грех.

Есть люди, которые пока еще живут по-язычески, совершают добрые дела не во славу имени Божия. Если они делают добро не во славу свою, а ради ближнего, со временем эти добрые дела приведут их к Богу, потому что Бог есть любовь, Бог есть добро.

Знаю одну женщину. Живет она в г. Кинешме. Однажды помогла одному храму, и после этого у нее сгорела дача. Женщина в делах духовных неопытная. Кто-то возьми да и скажи ей: "Видишь, сделала доброе дело, а теперь у тебя искушение, дача сгорела". Эта женщина и отвечает: "Ну, все! Теперь больше не буду никому помогать, иначе нищая останусь!"

Вот как бывает. Человек сделал добро и не понял, ради чего. Дача сгорела - ничего страшного. Сказано: "Потерял богатство - ничего не потерял, потерял здоровье - половину потерял, потерял Бога - все потерял". Господь во много раз преумножит то, что в отместку за доброе дело отняли у тебя злые духи.

Если человек совершал благие дела по доброте своей души, то это прямая дорога к Богу. А если он делал для прославления своего имени, то пользы в этом ему никакой нет, награды в том мире не получит. Какая награда коммунистам? Они храмы уничтожали, монастыри, шли против Бога. Вроде бы многим странам помогали, но цель была одна - утвердить свою идеологию по всем странам. Страны перешли к другой власти, их народы возненавидели прежнюю власть за ее безбожную пропаганду, потому что она несла смерть людям. А теперь плоды безбожия мы пожинаем, и плоды горькие. Даже природа их вынести не может: все чаще смерчи, землетрясения, катастрофы.

Родные наши умерли, мы за них молимся, но неизвестно, куда они попали- в Рай или в ад. Если они попали в ад, хочется знать, когда будет им облегчение от наших молитв: после Страшного Суда или раньше?

После Страшного Суда Господом все уже окончательно будет определено и молитвы за усопших будут не нужны. Они им нужны сейчас. После смерти душа, вышедшая из тела, предстает пред Господом на частный суд для определения ее участи. По молитвам Церкви, оставшихся жить родственников и ближних возможно изменение этой участи, Господь посылает Своих ангелов, и они либо переносят душу в места меньших мучений, либо совсем изымают ее из ада.

Одному человеку явился ангел Господень и спросил:

Желаешь ли посмотреть дела человеческие?

Да, желаю.

И повел ангел его подземными ходами. Идут, вокруг слышат стоны, вопли, крики. Приближаются к месту, где стоят огромные раскаленные печи, и оттуда слышатся ужасные крики. Вдруг ангел бросился в одну из печей и освободил человека, объятого с головы до ног огнем. Прикоснулся к его телу, и вся гарь с этого человека слетела. Одел освобожденного ангел в белые одежды, и лицо его засияло небесной радостью. Тогда спросил первый человек ангела:

Что произошло с этой душой, почему такая перемена?

Ангел ответил:

Этот человек, когда жил на земле, в церковь ходил очень редко, только свечки ставил. Изредка, раз-два в год приходил на исповедь, грехи говорил, но не все, какие-то утаивал. Приступал к Чаше и в осуждение причащался. Посты он соблюдал плохо, только первую и последнюю недели Великого Поста, в среду и пятницу, бывало, позволял себе скоромное, говоря: "Ладно, Господь милостив, простит!"

Душа его внезапно разлучилась с телом, его смерти никто не предвидел. Родственники, зная его нерадение, зная, что вместо вечерних и утренних молитв он часто читал кратенькое правило преподобного Серафима Саровского, стали усиленно за него молиться, подавали по многим монастырям, жертвовали на храмы. Прошло сорок лет, и по молитвам Церкви Господь освободил этого человека.

Знаешь, почему я показал тебе эти места? Почему рассказал об этом человеке? Я знал, что мне надо освободить его, и взял тебя сюда. Ты точно так же, как этот человек, проводишь нерадивую, греховную жизнь. Если не желаешь попасть сюда, должен исправиться, быть настоящим, живым христианином.

Пришел человек в себя. Понял, что Господь специально открыл ему тайну потустороннего мира. В корне исправился и покаялся во всех грехах.

А все постыдные грехи сгорают со стыдом. В день Страшного Суда бесы не смогут показать грехи, исповеданные человеком, - они будут прощены и стерты из бесовских хартий. А нераскаянные грехи будут объявлены перед всеми людьми, перед святыми и ангелами. Если мы на исповеди боимся духовника, то что нас ждет на Страшном Суде, какой позор и стыд! Помните: перед духовником прошли миллионы и все с одними и теми же грехами. Своими грехами вы его не удивите, и вас он не осудит, а поможет покаяться.

Что Вы скажете о тех, кто уже ушел в тот мир? Как-то могут они влиять на тех, кто остался на земле?

Конечно. Грехи родителей тяготеют над детьми, святая, богобоязненная жизнь родителей приучает детей к страху Божию.

Многие люди знают, что все дети чисты, как ангелы. Например, девушка чистая, добрая, но вдруг по попущению Божию в нее входит злой дух и, бывает, бьет-колотит ее, мучает по двадцать-тридцать лет. Она чистая, грехов своих у нее мало и все детские, но за грехи своих прародителей может нести это наказание. Бывает, прародители находятся в аду, и ей приходится пострадать за свой род, чтобы вымолить их грешные души.

Бесноватые люди рано или поздно приходят в церковь, к священнику. Часто они способны понять, почему с ними такое случилось, и готовы нести свой крест. Эти люди, в которых Господь попускает вселиться злому духу, если не будут в земной жизни роптать на свой удел, после смерти будут мучениками в Царстве Небесном. А мученические венцы самые драгоценные в очах Господних.

Грехи родителей до третьего-четвертого колена отражаются на жизни детей. Не будем далеко ходить за примером. Те люди, которые после революции разрушали храмы, расстреливали верующих людей (а уничтожено было сорок миллионов православных), многие остались на земле без наказания, но в будущей жизни за все свои преступления дадут ответ и обретут вечные адские муки. А возмездие на земле придет через жизни их детей, внуков. Если дети тоже будут жить без веры в Бога, род их закончится. Бог не даст ему продолжаться.

Те люди, которые живут свято, молятся, исполняют святые заповеди Господни, имеют радость в продолжении рода. Господь говорит Аврааму: "За твою благочестивую жизнь я умножу твой род, как морской песок". И в таком благочестивом роде будут жить и спасаться верующие христиане. Они и наследуют обители небесные.