Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Монумент рождение нового человека. Скульптурные произведения зураба церетели. Скандальные работы Церетели

Художник-монументалист

Известный художник-монументалист, ведущий монументалист Москвы. Президент Российской академии художеств с 1997 года, директор Московского музея современного искусства с 1999 года. В 1997 году стал автором художественного решения обновленной Манежной площади, а в 1995 году - главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Автор монумента Победы на Поклонной горе и памятника "300 лет Российского флота" на Москве-реке. В 1980 году был главным художником Олимпиады в Москве, в 1970-1980 годах - главным художником МИД СССР. Герой Социалистического Труда. Имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Член ряда академий, профессор. Гражданин России и Грузии.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1980 годы был главным художником МИД СССР. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси. В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. Это работа принесла Церетели известность как в СССР, так и за рубежом. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос.

В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира". По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.

В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России. С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке.

В начале 1990-х годов Церетели вступил в конфликт с властями Грузии и был вынужден переехать в Москву. Здесь, получив поддержку московского мэра Юрия Лужкова , он фактически стал "монументалистом номер один". В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Им был создан монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра. В 1995-2000 годах Церетели участвовал в работе над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве. В 1997 году разработал общее дизайнерское решение обновленной Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд". Также в 1997 году на Москва-реке был установлен памятник работы Церетели "300 лет Российского флота", или "Петр Первый", высотой 96 метров. Его установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. В декабре 1999 года добился открытия Московского музея современного искусства и стал его директором. В 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.

В 2003-2010 годах Церетели установил множество памятников в Москве, других городах России и мира, в том числе памятники основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в городе Агда во Франции, казаку Харько в Харькове на Украине, генералу Шарлю де Голлю в Москве, Александру Пересвету, герою Куликовской битвы, в Борисоглебске, президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову в Грозном, Папе Римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле во Франции, бывшему премьер-министру Японии Итиро Хатояме в Токио, московские композиция "Жены декабристов. Врата судьбы" и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также огромный медный заяц в Баден-Бадене. Кроме того, Церетели занимался оформлением новых станций московского метро - "Парк Победы" и "Трубная". Также в 2006 году им был возведен монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом, в городе Бэйон в штате Нью-Джерси, напротив места теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Творчество Церетели вызывало неоднозначную реакцию в обществе и у критиков. Ему предъявлялись упреки в монополизации монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы и поточном создании своих произведений. Другие критики о деятельности Церетели отзывались положительно и утверждали, что он создал собственный стиль.

Церетели - член Общественной палаты РФ с 2005 года. Он удостоен звания Героя социалистического труда, имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Скульптор является президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, действительным членом Российской академии художеств, действительным членом Грузинской академии наук, профессором Брокпортского университета изящных искусств и членом-корреспондентом Французской академии изящных искусств.

Телеканал "360" вспомнил самые спорные работы скульптора.

Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Скульптор уже давно носит негласное звание главного "кремлевского ваятеля". При этом слава Церетели в стране и за ее пределами весьма неоднозначна. Телеканал "360" вспомнил спорные памятники Церетели, от которых отказались заказчики.

Петр в юбке

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

Еще до установки в 1997 году многострадальный памятник вызвал много споров. По слухам, изначально на лодке красовалась статуя Колумба, и Церетели безуспешно пытался продать скульптуру США, Испании и странам Латинской Америки.

В дальнейшем, уже после установки, памятник Петру пытались передарить Санкт-Петербургу, но культурная столица от презента отказалась. Скульптуру даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор доступ к Петру закрыт.

Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки.

А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист".

"Луи", или "памятник жандарму"

У гостиницы "Космос" в Москве стоит еще один отказник - 10-метровый памятник лидеру французского Сопротивления. Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в 2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ.

Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами… Некоторые сострадательные души, проходя мимо памятника, сочувствуют Шираку. Сможет ли он удержаться от смеха? Не обидится ли он? А вдруг такое совсем не лестное изображение героя, который 18 июня 1940 года призвал французов сражаться с нацистами, вызовет скандал? Или дипломатический инцидент? Русские обожают все драматизировать. "

"Слеза скорби"


"Размер имеет значение" - таким правилом Зураб часто руководствуется при исполнении работ. Бронзовую скульптуру с титановой каплей посередине художник отправил в Нью-Йорк в знак солидарности с трагедией 11 сентября. По замыслу автора монумент, символизирующий башни-близнецы, должен стоять на месте трагедии. Однако американцы увидели в этом творении совершенно другой символ.

Вот что пишет издание Hudson Reporter: "…монумент похож на гигантскую вульву и будет оскорбителен для женщин", "что-то среднее между шрамом и женским половым органом", "…в скульптуре используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером".

Группа активистов написала петицию властям Нью-Йорка с просьбой не устанавливать сооружение на месте теракта. Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон.

"Трагедия народов", памятник жертвам Беслана или шествие гробов

Колония 8-метровых жертв фашистского геноцида выходит из могил и направляется к Кутузовскому проспекту. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы "перенести зомби куда-нибудь за музей". Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих. Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели".

Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо. На пьедестале скульптуры разбросаны детские игрушки. Этот монумент ни у кого критики бы не вызвал, но пользователи интернета от души прошлись по сидящему на постаменте Буратино.

Загадки от Церетели

И напоследок предлагаем вам подумать над вопросами, которые возникают у многих, глядя на некоторые работы Зураба Церетели

Загадка от Церетели №1: как Георгий Победоносец нашинковал змея на чести тоненьким копьем?

Загадка от Церетели №2: Чем занимаются люди на фото

Загадка от Церетели №3: сколько будет котят?

человек поделились статьей

Детство и семья

Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного времени Константин Иванович трудился в Народном Комиссариате Грузии в должности главного технического инспектора. После отец Церетели был назначен главным горным инспектором республик Закавказья.

Церетели-старший принимал участие в Великой Отечественной войне. За отличную службу был награжден орденами, медалями и благодарностями. Но из-за ранения его уволили в запас в звании полковника. Церетели Константин Иванович после войны принимал участие в восстановлении разрушенных объектов. В это же время он преподавал в Политехническом институте в Тбилиси.

Мать Зураба – Нижарадзе Тамара Семеновна происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию своих детей, как это принято на Кавказе. Зураб рос в обстановке художественного творчества. Его дядя, брат матери – Георгий Нижарадзе – известный художник-живописец, постоянно брал племянника к себе в дом. Здесь Георгий познакомил мальчика Зураба с деятелями культуры, грузинскими художниками: Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с таким контингентом людей не прошло для Зураба Церетели бесследно.

На уроках в школе юный Зураб много рисовал. Во многих его работах уже тогда зародилось ощущение принадлежности к истории, к жизни страны. Часто на летние каникулы Церетели уезжал в Западную Грузию к своей бабушке, она жила в селе Губи. Здесь будущий художник увидел народную культуру, красоту бытовых предметов, разнообразие природы. Только в Губи Зураб чувствовал себя свободным без городской суеты. Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества.

Академия художеств

Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. Часто вместе со своими однокурсниками, которые в будущем стали известными художниками: Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки, Зураб путешествовал по Грузии.

В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Таким образом, Церетели обошел привлекавшие художников места: Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия.


Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

Работы Зураба Церетели

После института Зураб устроился на работу в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве.

В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре.

Галерея искусств Зураба Церетели

Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист. Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России.

Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии. Знаменитой работой стало мозаичное панно «Человек, труд - смысл и красота бытия», расположенное на фасаде Дворца культуры профсоюзов. После появилось декоративное оформление ресторана в Тбилиси «Арагви». Эта работа была отмечена Государственной премией. Зураб Церетели принимал участие в оформлении курорта «Боржоми» . В 70х годах скульптор участвовал в создании парка Победы в Тбилиси, его работа «Знамена» вывешена в парке на облицованной стене. Зураб Константинович так же работал в Адлере над монументальным комплексом. Художник применял новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния.

Зураб Церетели и его творчество

По новой технологии были сделаны работы: монумент в Абаши, композиция «Колхида», «Человек и солнце», «Узы дружбы». Зураб Церетели принимал участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве. Скульптор широко известен за границей. Он был лично знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Политики и деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Церетели работал в разных странах мира. Он оформил интерьер здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Огромное панно «Москва-столица, моя Москв» из нержавеющей стали украшает посольский зал в Токио. В США успех работ Церетели был огромен. Творец работал преподавателем на факультете искусств. За преподавательскую работу Церетели Церетели в Москве создал монументальные произведения.

Он принимал участие в реставрации Храма Христа Спасителя. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.

Награды

Скульптор удостоен большого количества наград и званий. Художник является Героем Социалистического труда. Зураб Константинович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1,2,3 степени. Ему был вручен орден «Дружбы народов». Церетели является народным художником РФ, народным художником СССР, народным художником Грузинской ССР. Зурабу Константиновичу вручили «Государственную премию РФ», «Ленинскую премию». Художник является кавалером ордена «Почетного легиона», офицером ордена «Искусств и литературы». Церетели имеет в своей копилке медаль «Во славу Осетии», знак отличия «За заслуги перед Москвой».

Личная жизнь Зураба Церетели

Церетели Зураб Константинович в браке с Инессой Александровной Андроникашвили. У супругов есть дочь Елена. Также художник счастливый дедушка. У него два внука: Василий и Зураб. Внучка Виктория.

С транствия по Грузии, Тбилисская академия художеств, годы работы при грузинской Академии наук. От Зураба Цулукидзе из Тбилиси до москвича Зураба Церетели - длинный путь. С уникальным опытом: к примеру, в Париже, где на курсе по развитию художественной фантазии молодому мастеру довелось общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Главный художник МИДа и московской Олимпиады. Посол доброй воли ЮНЕСКО и президент Российской академии художеств . Главный художник храма Христа Спасителя , который во главе артели расписывал купол собора… Зураб Церетели создал более пяти тысяч картин и монументальных работ, которые разошлись по всему миру. Наталья Летникова - про пять памятников скульптора, о которых не велись горячие споры.

Зураб Церетели. Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

«Вот мое мнение! Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям» - слова Гоголя о солнечной стране. «Синьор Николо» писал в вечном городе «Мертвые души». И вот уже десять лет в римском парке Вилла Боргезе находится трехметровый памятник литератору работы Зураба Церетели.

Это дар скульптора итальянской столице к 150-летию со дня кончины русского писателя. Гоголь в бронзе задумчиво сидит на скамье с веселой маской в руках и печально взирает на окружающих. «О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде» - высечено на постаменте.

Памятник из галереи скульптур выдающихся женщин. Монумент Зое Космодемьянской в подмосковной Рузе передан городу Российским военно-историческим обществом и автором. Все работы: эскизы, макеты и отливка бронзы - выполнены самим Зурабом Церетели. Бронзовый образ первой женщины - Героя Советского Союза вышел простым и строгим.

Под елями, у Дома культуры, возвышается четырехметровая фигура девушки со связанными за спиной руками. По словам скульптора, это была работа для души и «вышла в люди» лишь по просьбе министра культуры России. В год 90-летия Зои.

«Добро побеждает зло». Облаченное в бронзу торжество справедливости - одно из самых известных творений Зураба Церетели. Монумент открыт перед зданием ООН в Нью-Йорке к 70-летию международной организации.

Георгий Победоносец попирает копьем дракона. Сюжет классический, но дракон - из фрагментов демонтированных американских и советских ракет «Першинг-2» и СС-20. Фигура святого Георгия была отлита в Москве, а вот ракеты собирали в США: детали предоставили по поручению Министерства обороны СССР и американской стороны. Так и появился символ окончания холодной войны.

Первый в мире памятник д’Артаньяну и трем мушкетерам - подарок Зураба Церетели Гаскони. Появилась литературная четверка по просьбе потомка знаменитого гасконца, сенатора графа Эмери де Монтескью. Прототипом бронзовых героев стали персонажи фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Памятник открывали торжественным парадом нынешних мушкетеров в присутствии актеров Вениамина Смехова и Валентина Смирнитского. Вместе с Зурабом Церетели киномушкетеры стали членами Общества мушкетеров. Их приветствовали 650 «однополчан», приехавших в Гасконь из разных стран.

«С постовым такого роста спорить запросто не просто». Шестиметровый дядя Степа появился в 2015 году в центре Самары. Деньги на памятник литературному коллеге собирали сотрудники и ветераны органов внутренних дел. Автор скульптуры - Зураб Церетели - от гонорара отказался. Бронзовая композиция будто сошла со страниц книги Сергея Михалкова: высотный постовой у светофора в окружении детей.

Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов...

Открытие монумента приурочили к 80-летию любимого всеми детьми милиционера.

Имя : Зураб Церетели (Zurab Tsereteli)

Знак зодиака : Козерог

Возраст : 85 лет

Место рождения : Тбилиси, Грузия

Деятельность : художник, скульптор, педагог, народный художник СССР

Теги : художник, скульптор

Семейное положение : вдовец

Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. В списке работ этого выдающегося художника сотни скульптур, памятников, панно, мозаик, полотен по всему миру, прошло более сорока персональных выставок монументалиста. Велик перечень почетных званий, наград, премий и других заслуг мастера. Сегодня Зураб Церетели проживает в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно трудится.

Самый популярный художник-монументалист нашего времени появился на свет 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зураба на путь творчества определила атмосфера, в которой рос мальчик. Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели являлся горным инженером, трудился преподавателем в техническом вузе.

Зато брат матери Георгий Нижарадзе был живописцем. Находясь в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, так как в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В восемь лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую закончил «на отлично» в 1958 году.

Создавалось впечатление, что само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха шестидесятых, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения – все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, чем он занимается. И первая работа – художник-архитектор – подарила такую возможность.

В числе работ, выполненных в этот период, – художественные оформления курортных комплексов Грузии (Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда). Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером были автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале шестидесятых и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей.

Наряду с художественно-декоративной работой Церетели принимает участие в выставках. Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси прошла уже персональная выставка мастера. Тогда же ему было присвоено звание Заслуженного художника Грузинской ССР.

Параллельно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности. Один за одним приходят заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве (1967-1968), Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске (1969), курортный комплекс в Адлере (1973), гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму (1978) и многое другое.

В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно трудится. С семидесятого года, являясь главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за границей, много ездит, знакомится с популярными иностранными художниками. На родине тоже много трудился, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник Советского Союза в восьмидесятом году.

Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце семидесятых. Ярким завершением труда оказалась скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий двухсотлетний юбилей со дня подписания Георгиевского трактата между РФ и Грузией.

В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы – мозаичное панно, которое и в наши дни дарит радость туристам на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги.

Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В числе запоминающихся творений данного направления: памятник поэтессе Марине Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви (Франция) и Москве, памятник Пушкину в Апатитах, памятник Иоанну Павлу II (Франция), Георгию Победоносцу в Москве.

В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей – галерея бронзовых бюстов работы Зураба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года.

А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уродующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника.

Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице (высота — 98 м, вес – более 2000 тонн).

Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно.

Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в браке более сорока пяти лет. В 1998 году, после смерти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги.

Дочь Зураба Константиновича и Инессы Александровны, Елена, и ее дети Василий, Виктория и Зураб проживают в Москве. На сегодняшний день в семье Церетели уже 4 правнуков: Александр, Николай, Филипп, Мария-Изабелла.

Жизнь Зураба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду.

Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями.

Стоит отметить, в 2007 году издание The Georgian Times включило Зураба Церетели в 10-ку богатейших лиц грузинской национальности в мире, обозначив состояние художника в $ 2 млрд.

В прошлом году Зурабу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов. В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино.

В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени. Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск».

Работы

  • 1997 — Памятник Петру Первому (Москва, Россия)
  • 1995 — Мемориал «Слеза скорби» (Нью-Джерси, США)
  • 1983 — Монумент «Дружба навеки» (Москва, Россия)
  • 1990 — Монумент «Добро побеждает зло» (Нью-йорк, США)
  • 2006 — Памятник Святому Георгию Победоносцу (Тбилиси, Грузия)
  • 1995 — Монумент Победы на Поклонной горе (Москва, Россия)
  • 1995 — Монумент «Рождение нового человека» (Севилья, Испания)
  • 1995 — Монумент «Трагедия народов» (Москва, Россия)
  • 2016 — Памятник Шота Руставели (Санкт-Петербург, Россия)
  • 2013 — Скульптурная композиция, посвященная женщинам (Москва, Россия)