Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир. Что такое героизм (определение)? Истинный и ложный героизм Истинные и ложные патриоты в романах

И мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа - победителя в войне 1812 года. Главный герой романа - русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе реалистически рисует в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести , о ее ужасах, горе(уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотиз- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.

Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост:” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой рисует партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о крестьянине Тихоне Щербатом, который был незаменимым человеком в отряде и принимал участие в самых рискованных операциях. Благодаря огромному массовому патриотическому движению русских людей против французских захватчиков, враг был разгромлен и изгнан.

Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны- Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Собравшись в Слободском дворце, купцы и дворяне для защиты России жертвуют своим имуществом. “Узнав, что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил, что он отдает тысячу человек и их содержание”

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.

В разгар войны А. Шерер занята выбором достойного жениха. В ее салоне берут штраф за каждое произнесенное французское слово. Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное - слияние с простым народом.(”Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”.

1. Реализм Толстого в произведении “Война и мир”.
2. Истинный патриотизм:
а) Величие духовных сил русского народа в войне 1812 года;
б) Непоколебимая стойкость русской армии;
в) Капитан Тушин - народный герой;
г) Народный полководец М. Кутузов;
д.) Стихийный рост партизанского движения.
3. Истинный патриотизм русского дворянства.
4. Ложный патриотизм высшего дворянского общества.
5. Разгром и изгнание захватчиков - результат воли народа к победе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Истинный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого. . Литературные сочинения!

В ходе урока-исследования решались вопросы:

Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?

Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

Какова роль антитезы в изображении военных событий?

Кто истинный герой? Почему капитан Тушин получает выговор, а Долохов награжден?

На уроке фронтальная работа сочеталась с групповой и индивидуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема урока . Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

Цели: учащиеся должны знать , что, по мнению Л.Н. Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку дает писатель действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев отечества;

понимать , что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины;

уметь : используя текст романа, ресурсы интернета (исторические документы), составлять монтаж событий; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее писатель отводит приему антитезы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки для учащихся с проблемными вопросами урока и вопросами – заданиями к анализируемым эпизодам.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; читают и комментируют фрагменты текста; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении истинного и ложного героизма.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Идя вслед за автором, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года. Толстому почему-то же было недостаточно изобразить войну 1812 ода, чтобы показать роль этого важнейшего исторического события в судьбе его героев и всей России.

Вот что писал Толстой в одном из своих писем (слайд 2) :

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев – воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их – а интересовал меня сам факт войны – убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

И тем не менее в ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы – приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений, письма и т.д.

К тому же война рождает героев. Но о ком из героев романа можно сказать: «Это настоящий герой»?

  1. Постановка проблемы урока.

Вы прочитали дома главы, посвященные войне 1805 года. Это эпизоды смотра при Браунау, переправы через Энс, обстрел плотины Аугеста, Тильзитский мир, а также главы о Шенграбене и Аустерлицком сражении.

Какие проблемы, по-вашему поднимает писатель в этих эпизодах?

(Ответы учащихся)

Предлагаю остановиться сегодня на таких проблемах (слайд 3):

Где, по мнению Толстого, определяется исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов он зависит?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, а плоды победы пожинают Берг и Долохов?

  1. Сообщение ученика.

(Исследование вопроса с точки зрения истории)

Слайды 4, 5

Сообщение ученика, подготовившего исторический комментарий о причинах вступления русского правительства в коалицию, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

IV.Исследование эпизодов.

Обратимся к роману.

Задание по группам:

1группа работает над эпизодом смотра под Браунау.

2 группа рассматривает эпизод переправы через Энс.

(У учащихся на столах листы с вопросами, которые подскажут, на что обратить внимание во время работы с эпизодом)

Не случайно Толстой выбрал для начальных глав о войне смотр. Идет смотр людям и снаряжению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Понимают ли солдаты цели войны?

Выясняется полное непонимание целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса».

Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

Переправа через Энс.

Обращают внимание на карьеризм Жеркова.

Опасения Несвицкого, что слишком много послали людей поджигать мост, неразбериха во время переправы.

«Общая черта раздраженности и волнения»

V.Сопоставление двух сражений.

Слайд 6

1.Учащиеся работают с эпизодами, освещающими Шенграбенское сражение .(Опираются на задание в карточке)

Обсуждение.

Поведение Долохова, даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного Тимохина, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.

Артиллерийский капитан Тушин производил впечатление совершенно невоенное. Но именно этот капитан со своими артиллеристами решает исход сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля.

Поиск ответа на вопрос, кто здесь истинный герой и почему Тушин, спасший ситуацию, получает выговор от начальства, а Долохов поощрен.

Слайд 7

2.Аустерлицкое сражение.

Поведение солдат и офицеров в битве.

3. Работа с таблицей в тетради.

Слайд 8

Учащиеся после заполнения таблицы зачитывают свои варианты.

4. Проверка по ключу (слайд 9)

VI. Выводы.

Слайд 10

Подведем итоги нашего исследования.

Учащиеся высказываются по вопросам урока, обобщают.

Имеют ли проблемы, поднятые в романе Толстого, современное звучание?

VII. Домашнее задание. Перечитать главы, воспроизводящие события войны 1812 года (оставление Смоленска, Бородинское сражение)

Сочинение-рассуждение: «Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы истинного и ложного героизма»

Приложение 1.

Карточка для учащихся.

Проблемные вопросы урока.

Где, по мнению Толстого, решается исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов это зависит?

Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, плоды победы пожинают Берг и Долохов?

Какую роль в изображении военных событий Толстой отводит приему антитезы? С какой целью писатель противопоставляет внешний вид и внутренний облик героев романа?

Эпизод «Смотр в Браунау», том1, часть2, главы1-2

Что показал смотр?

Готова ли русская армия к войне?

Эпизод переправы через Энс, том 1, часть 2, глава 8

Поведение простых солдат во время переправы.

Мотивы поведения Жеркова и Несвицкого.

Шенграбенское сражение

Проследите контрст между поведением Долохова и штабных офицеров, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой (главы 20-21, том 1, часть 2)

Поведение Жеркова в бою, глава 19, том 1, часть2

Батарея Тушина в бою, главы 20-21, том 1, часть2

Князь Андрей в Шенграбенском сражении

Аустерлицкое сражение

Поведение солдат и офицеров в битве



Шенграбенское сражение. Истинный и ложный героизм.

В чём разница между поведением Долохова и Тимохина?

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких... Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное... Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут... внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее... Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.
А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали!". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.
Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми...
А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.
Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный. Ведь Долохов бежал рядом с Тимохиным, зная, что любая вражеская пуля может попасть в него, и всё..., значит, Долохов выходит тоже храбрый и смелый. Да, он первый схватил за воротник сдавшегося офицера, чтобы показать всем, что он герой, но всёже, он ведь не в кустах отсиживался во время боя, а потом выбежал и схватил его, а он тоже бежал в лицо опасности, рисковал своей жизнью...
Но Тимохин, в отличие от Долохова, не говорил командиру, чтобы тот его запомнил, Тимохину этого было не нужно. Он делал это очень искренне, не напоказ, считая это своим долгом, не видя в этом подвига... А вот Долохов...., в этом, конечно, он отличается от Тимохина сильно... Он делал все эти "подвиги" исключительно для того, чтобы все увидели, какой он молодец, какой он герой. Но ведь другие солдаты вокруг него делали тоже самое, разве нет? В этом и заключается долг военной службы!
Больше всего мне не понравилось, когда он сказал командиру: "Я остановил роту". Это же неправда! Прямо стоял один и останавливал! Его поведение произвело на меня очень неприятное впечатление. В нём было столько показухи, лицемерия, игры... Он как будто бы делает вид, что сейчас играет в героя, а на самом деле, создаётся впечатление, что ему это всё не нужно, нет, ну конечно, он тоже, может быть, хочет помочь войскам в борьбе с противником, но в этом столько неискренности и лжи, что на это просто неприятно смотреть!! Конечно, я не могу с полной уверенностью заявить, что он проявил "ложный" героизм, но он был очень близко к этому, уж точно "истинным" это не назовёшь!
К сожалению, всегда и везде существовала проблема "истинного и ложного героизма". Истинный герой, совершая подвиг, считает это всего лишь своим долгом, он лишён тщеславия и самолюбования. Тушин - яркий пример этого. Но есть люди, которые склонны выдавать за подвиг совершение своего долга и преувеличивать свои успехи. В этом и заключается, на мой взгляд, проблема "истинного и ложного героизма". И каждый солдат стоит перед выбором... Зачастую война проявляет истинный характер человека...

В арсенале современной киноиндустрии, к сожалению или к счастью, имеется просто ошеломляющее количество самых разнообразных примеров настоящего героизма, на которые равняется и которым восхищаются все более или менее впечатлительные представители рода человеческого. Непревзойденная Сандра Буллок, к примеру, в одиночку выживает в открытом космосе, в образе доктора Хауса спасает бесконечное количество жизней от волчанки, а всемогущий Терминатор в очередной раз возвращается на Землю для того, чтобы решить все ее насущные проблемы.

Примерно то же самое происходит и с современной литературой. Взять, к примеру, один из последних бестселлеров - книгу Энди Вейера «Марсианин», представляющую собой адаптацию давно привычной читающему населению земного шара робинзонады. Или знаменитую «Песнь льда и пламени» жестокого и беспощадного к своим героям Джорджа Мартина - все это написано о героях.

Спасение мира

Вопрос «что такое героизм?» на первый взгляд кажется довольно глупым и бесполезным. Большая часть людей сможет ответить на него без единой секунды, отведенной на размышления и рассуждения. В самом деле - к чему излишние философствования, если представление о героях, во-первых, для каждого свое, а во-вторых, вкладывается каждому с самых ранних лет сказками, песнями, мультфильмами и шедеврами кинематографа?

Итак, что такое героизм для современного человека? По большому счету, это совокупность качеств, необходимых для совершения благого дела вроде спасения мира, излечения страшного вируса, превращающего всех в зомби или решения проблемы расового неравенства. Одним словом, для большинства людей примеры героизма неразрывно связаны с эдакой глобальной миссией.

для связи с древними греками

Как известно, именно в Элладе находится колыбель современной мировой культуры, а потому кому еще знать точно, что такое героизм, как не древним эллинам? Дело в том, что, если детально ознакомиться с античной мифологией, можно заметить тот факт, что вся она о богах, людях, и как уже можно догадаться, героях. Кем же они были для законодателей философии и тенденций в области искусства и архитектуры?

Ответ очень прост: в сознании древнего грека герой - это существо, рожденное от бога и человека. Согласно известному всем мифу, именно таким был Геракл, или Геркулес, как его назвали впоследствии древние римляне. Рожден он был земной женщиной по имени Алкмена от верховного бога Олимпа по имени Зевс, также известного как Громовержец.

Другим воплощением героизма для древних эллинов был знаменитый Ахиллес, рожденный морской богиней Фетидой от царя Пелея. Одиссей, хоть и не был рожден от бога, все же являлся его потомком - генеалогическое древо данного мифологического персонажа восходит к Гермесу - проводнику душ по загробному царству и покровителю путешественников.

Что такое героизм для древних греков? Помимо безусловного участия в еще и особое происхождение, некоторая близость к божественному началу, за исключением разве что бессмертия, которым ни Геракл, ни Одиссей, ни, как известно, Ахиллес, не обладали.

Comics-культура

Для любого уважающего себя американца существует и несколько иное представление о героях и героизме. В данном случае речь идет о представителях рода человеческого, наделенных по той или иной причине суперспособностями. Многочисленные детища студий MARVEL и DC comics сегодня буквально не сходят с экранов по всему миру.

Для большинства современных детей настоящие примеры героизма - это свершения Железного Человека, Бэтмена, Капитана Америки, Росомахи и целого легиона других обладателей сверхъестественных качеств.

Герои славян

Впрочем, неверным будет предположение о том, что выдающиеся поступки характерны только для представителей западной культуры. Несмотря на то что именно зарубежные Мстители, Гладиаторы и Терминаторы заполонили сознание всего мира, в славянской культуре также есть немало примеров эдаких удалых парней.

Речь в данном случае идет о славных богатырях вроде Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Святогора, о которых почему-то все благополучно стали забывать. Впрочем, даже если опустить традиционный славянский фольклор, всегда остаются знаменитый пес Мухтар и Дядя Степа.

Если говорить серьезно

Истинный и ложный героизм встречается в современном мире практически на каждом шагу. Великие свершения порой происходят за углом, а ничтожная мелочь раздувается до глобальных масштабов.

Чем отличаются истинный и ложный героизм между собой, вопрос достаточно философский, поскольку у каждого имеется свое представление на этот счет. Для одних истинность заключается в бескорыстии того или иного поступка, другие же разграничивают для себя эти понятия путем соизмерения масштабов.

В любом случае, вопреки расхожему мнению, героизм в наше время существует, причем отнюдь не благодаря сверхъестественным способностям или особому происхождению.

Жить и умереть во имя детей

Начать галерею выдающихся поступков можно было бы с кого угодно, однако некоторые действия особенно достойны того, чтобы не быть забытыми. Выдающийся педагог и Человек с большой буквы Януш Корчак в прямом смысле отдал жизнь своим воспитанникам. Оказавшись в Варшавском гетто, он организовал сиротский приют, в котором нашли убежище 192 ребенка разных возрастов.

В нечеловеческих условиях Корчак продолжал лечить, воспитывать и учить детей, несмотря ни на что, пытаясь найти любую возможность спасения своих подопечных. Поскольку в это время гитлеровцами устранялись все «непроизводительные элементы», сиротский приют в полном составе был отправлен в треблинский «лагерь смерти». Корчака было столь огромным, что принесло ему помилование, однако педагог отказался от билета на свободу и провел с детьми их самые страшные последние часы. Вместе с помощницей Стефанией Вильчинской и воспитанниками Януш Корчак принял мученическую смерть в газовой камере.

Рупор для тысячи голосов

Какой была бы сейчас американская демократия, если бы великий Кинг не произнес в свое время знаменитую речь «Есть у меня мечта»?

Тысячи людей пошли за своим лидером для защиты своих гражданских прав и достоинства.

Среди боя и крови

Героизм на войне - дело, казалось бы, обычное, однако не когда тебе шесть. Именно в таком возрасте Сергей Алешков, участвовавший в обороне Сталинграда, дошедший до Польши, спасший своего командира, попал в ряды советских бойцов во время Великой Отечественной войны. Мальчик, раньше времени ставший взрослым, выживший в одно из самых страшных времен в истории человечества.

Тем не менее, героизм на войне - далеко не всегда готовность стрелять во врага на поражение или бросаться под танки ради спасения напарника. Иногда это просто умение оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях, когда грани добра и зла становятся особенно тонкими.

Глубина значения

Что же такое героизм? Определение данного термина хоть и кажется простым, допускает огромное количество трактовок. Это первый полет Юрия Гагарина в космос и воспитание собственного ребенка во время войны, это пожертвование всего капитала для улучшения качества жизни в странах третьего мира и готовность прийти на помощь другу в критической ситуации.

Для кого-то настоящим примером героизма является подвиг Рамази Датиашвили - молодого микрохирурга, вернувшего трехлетней Расе ноги, отрезанные комбайном.

Увековечено в книгах

Героизм в литературе нашел просто огромное количество отражений, начиная с классики и заканчивая современной прозой. К примеру, в своем бестселлере «Книжный вор» описал настоящий подвиг немецкой семьи, приютившей еврея в своем подвале посреди фашистской Германии.

Увековечил героизм в литературе и Борис Пастернак, написавший бессмертное произведение, настоящий шедевр мировой классики, роман «Доктор Живаго». Для того чтобы вершить благие дела, совершенно не нужно обладать суперспособностями - достаточно просто быть человеком, верящим в лучшее и готовым к любым житейским невзгодам и неурядицам.

Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе с примерами и цитатами из текста.

Широко известен тот факт, что Лев Николаевич Толстой был благосклонно принят при дворе и какое-то время вращался в избранных кругах. Однако с возрастом писатель начал осознавать, как много лжи и фальши скопилось в этом высшем обществе, как притворно люди ведут себя по отношению друг к другу, как бесчестье прикрывает себя вуалью аристократического происхождения. Постепенно он покинул свет и начал искать правду среди простых крестьян и ремесленников, с которыми общался и открывал для себя много простого, но, в то же время, нового и удивительного. Именно поэтому в своей книге «Война и мир» автор поднимает тему истинности и ложности наших ценностей, понятий и принципов.

Абсолютно все составляющие в романе, начиная с названия и заканчивая идеями, строятся на контрастах: Кутузов и Наполеон, военные баталии и мирные сцены, искренние герои и лжецы. Противопоставляя одно другому, Толстой дает понять, что есть истинное и ложное в красоте, патриотизме и любви. Каждый человек должен определить это для себя, чтобы лучше понять мир, людей и, конечно же, самого себя.

Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть настоящие и ложные, квасные патриоты. К примеру, многие дворяне перестали говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны, когда началась война 1812 года. Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы, и вовсе источал из себя безвкусные, наигранные, ура-патриотические воззвания, и это вместо того, чтобы действительно помочь и поддержать напуганных, отчаявшихся людей, покидавших родную землю.

Истинный патриотизм проявили простые люди, которые, будучи небогатыми, все равно сжигали свои дома, вещи, пашни, лишь бы ничего не оставить врагу, не помогать ему пожитками и кровом добраться до Москвы. Оставшись обездоленными, эти неизвестные герои шли в леса и организовывали партизанские отряды, а потом наносили французам сокрушительные удары, рискуя жизнью ради освобождения родины. В то же время многие дворяне не видели разницы между русским царем и иностранным захватчиком: свои личные интересы они ставили выше национальных. Они спокойно принимали захватчиков и лебезили перед ними ради сохранения своих привилегий.

Истинный и ложный героизм в романе Война и мир

Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?

В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.

Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Толстой описывает множество некрасивых женщин, ведь его задача – изобразить правду жизни. Например, о Наташе Ростовой он пишет: «Некрасивая, худая…», не забывает упомянуть некрасиво растянувшийся рот плачущей девушки, ее угловатость и несовершенства на лице. О княжне Болконской он и вовсе высказывается прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Зато завсегдательница салонов и балов Элен — ослепительная красавица. Она великолепно сложена, ее плечи вскружили даже самые горячие головы.

Однако истинная красота для Толстова заключается не во внешности: «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости». Душа этой девушки была прекрасна и светила изнутри, когда ей давали волю. Наташа Ростова тоже красива в своем милосердии и простосердечии. Так же ее несравнимая ни с чем прелесть проявлялась в творчестве, ведь Наташа великолепно пела и талантливо танцевала.

Таким образом, истинная красота всегда выражается в естественности, доброте, творчестве, но никак не в аппетитных формах, лишенных духовного содержания. Тому, кто не понимает истинной красоты, не обрести счастья и гармонии в жизни, как Пьеру Безухову, который обманулся в Елен.

Смысл романа «Война и мир» заключается в перманентом движении к истине, ведь только те герои, которые смогли это движение совершить, поняли себя и обрели счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!