Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Тема великой отечественной войны в творчестве твардовского и шолохова. Сочинение на тему «Жизнь и война в произведении М. Шолохова «Судьба человека Тема отечественной войны в творчестве шолохова

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле Вёшенской погибла его мать.

С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1943).

После войны Шолохов продолжал активную общественную работу, писал публицистические произведения.

В 1956 годуШолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает - в последний день войны - 9 мая.

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории - борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.

В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет - хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Спустя 25 лет после создания романа «Тихий Дон» - в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман, переведённый к тому времени на многие языки, была присуждена Нобелевская премия.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов скончался. Похоронен он в станице Вёшенской на крутом берегу Дона, как сам того пожелал.

Серафимович, Маяковский, Фурманов, а за ними и молодые писатели выступили против изображения революции, гражданской войны как стихии, подчеркивали организующую роль партии в народном движении. Шолохов обратился к теме гражданской войны вслед за Фурмановым и Серафимовичем. Со стороны именно этих писателей он получил высокую оценку и признание. Можно полагать, произведения Шолохова о гражданской войне встретили одобрение Фурманова прежде всего потому, что они были близки его идейным позициям, потому что им была чужда идеализация стихийного начала в революционном движении. За жизненную правдивость ценил «Донские рассказы» и А. Серафимович. Он первый отметил особенности творческой манеры Шолохова; жизненную простоту, динамичность, образность языка рассказов, чувство меры в «острых моментах», «тонкий схватывающий глаз», «умение вырвать из многих признаков наихарактернейшее»,

В ранних рассказах Шолохов реалистически зримо, с идейных позиций писателя нового мира объясняет социальный смысл событий, происходивших на Дону в первые годы становления Русской власти. Первый сборник Шолохова «Донские рассказы» (1926) открывался рассказом «Родинка». Командир красного эскадрона Николай Кошевой ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Однажды его эскадрон сталкивается с одной из банд, во главе которой стоит отец Николая Кошевого. В бою отец убивает сына и случайно узнает его по родинке. Открывая сборник этим рассказом, Шолохов тем самым обращал внимание на одну из центральных мыслей всего сборника – острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Одна сторона защищает собственнические, сословные интересы, другая – завоевания революции. Коммунисты, комсомольцы, молодежь деревни смело порывают со старым миром, героически отстаивают в суровых схватках с ним интересы и права народа.

Второй сборник «Лазоревая степь» (1926) начинается одноименным рассказом, вступление к которому, написанное в 1927 году, носит откровенно полемический характер. Автор иронизирует над писателями, очень трогательно сюсюкающими «о пахучем седом ковыле», о крас-ноармейцах-«братишках», которые якобы умирали, «захлебываясь напыщенными словами». Шолохов утверждает, что красные бойцы гибли за революцию в степях донских и кубанских «безобразно просто». Решительно выступая против идеализации, ложной романтизации действительности, он изображает борьбу народа за Советскую власть как сложный социальный процесс, прослеживает рост революционных настроений в казачьей среде, преодоление трудностей и противоречий на путях к новой жизни.

Тема войны в творчестве Михаила Александровича Шолохова Выполнила: Ученица 11 «б» класса Кравченко Людмила Руководитель: Бондарева Наталья Петровна г.Таганрог, 2005 год Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям. Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Ктонибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои. Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека». Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.» На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, вовторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны. «Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … - читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казакземплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра». Грубый отпечаток войны запечатлел Шолохов на природе. «Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт». Автор неоднократно упоминает «покосившиеся хаты», говоря о тех бедах, которые внесла война в каждый хутор, каждую станицу. * Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови… Он полюбил Аксинью и полюбил на всю жизнь. В этой любви раскрывается одна из самых лучших сторон его души. Став командиром красногвардейского дивизиона, Мелехов, опытный фронтовик, трезво замечает, как мало порядка в красном войске, как легко оно поддалось панике в Глубокой, как нерасторопны командиры… «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»… Трагичен был его путь на войне. В плен Андрей Соколов попадает при обстоятельствах, в которых, к сожалению, оказались тысячи людей. Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»* Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть. Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело!..» Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают. Вообще война – страшное, безумное действо, где главная роль отведена смерти. Мрачная тень, ходит она средь войска, заранее примечая жертву. Своим оружием она выбирает людскую ненависть. Потому-то на лицах умерших в бою читается немой вопрос: «За что?!» Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект на конкурс: «Певец земли донской» Тема: Человек на войне в произведениях М. Шолохова. Муниципальное образовательное учреждение лицей «Политэк» Автор: Шепетина Ксения Юрьевна ученица 10 А класса. Адрес: пр-т Мира д. 31, кв. 135. Телефон: 89185377196 Руководитель: Миронова Елена Ивановна, Учитель русского языка и литературы. г. Волгодонск-2015

2 слайд

Описание слайда:

С историей надо обращаться осторожно, по правде исследовать и писать. М. Шолохов.

3 слайд

Описание слайда:

Содержание: 1. Введение 2. 2.1. М. Шолохов – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы 19 века. 2.2. Человек на войне в произведениях М. Шолохова - «Донские рассказы» - «Тихий Дон» - «Наука ненависти» - «Они сражались за Родину» - «Судьба человека» 2.3. Особенности гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в произведениях М. Шолохова 3. Вывод. 4. Использованные ресурсы.

4 слайд

Описание слайда:

Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова. Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов. Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.

5 слайд

Описание слайда:

Главное в этой летописи жизни – судьба народа. Шолохов учит понимать и ценить людей, знать их бытие, души, высокие стремления и неисчислимые страдания. Он стал примером поиска истины в ее главнейшем содержании – гуманистическом. Самым высоким определением писателя в устах В.Г. Белинского было – «адвокат человечества». Шолохов воспринял, продолжил, развил эту устремленность, благородный пафос деятелей эпохи Возрождения, Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького. Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды. И Шолохов близок нам теперь именно тем, что он был правдивым с начала творчества до конца. Это была его сознательная творческая установка, близкая той, которую определил для себя Л.Н. Толстой в конце рассказа «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Ф.Г. Бирюков

6 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из детей оставить жить («Семейный человек»), стоит ли спасать брата ценою жизни отца («Бахчевник»), убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых («Шибалково семя»). Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохова противопоставлен изуверству людей. Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Шибалково семя», сын отца и брата в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

7 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»). Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

8 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Трагедия Григория Мелехова. Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. На широком эпическом фоне движения народных масс в революции особым смыслом наполняются противоречивые искания и трагическая судьба Григория Мелехова, подлинно философская проблема взаимоотношения личности и народа, места личности в революционной борьбе. В его сложном пути с крутыми поворотами, с муками и сомнениями - не путь отщепенца, а путь самого народа. В Григории Мелехове сильнее, чем в других, воплотилась гуманистическая сущность, которая постоянно, на всем протяжении произведения, подвергается труднейшим испытаниям. Так, еще в самом начале войны с Германией Григорий глубоко, до боли переживает, что он убил человека. "Я, Петро, уморился душой," - говорит он брату. И далее: "Меня совесть убивает... Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой". Именно Григория так возмутило, когда казак Чубатый убил пленного. Человеческое начало не позволяет шолоховскому герою принять чью-то правду - правды он не находит ни у белых, ни у красных. И там, и здесь его отталкивает жестокость, бесчеловечность.

9 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Насилие рождает другое насилие. М. Шолохов раскрыл свой взгляд на историю, показал ее страшную правду, заглянул в глаза беспощадной истине: не было и не могло быть правых в той войне, было зло, братоубийство, утрата человеческого в людях. И всего этого не может принять душа Григория Мелехова. "...Людей стравили; и не попадайся! Хуже бирюков стал народ. Злоба кругом". Эти слова говорит шолоховский герой еще во время войны 1914 года. Но еще страшнее и лютее проявляется злоба во время гражданской войны. Эта война была страшна и тем, что она сделала врагами близких людей, породив недоверие друг к другу, вражду и ненависть. Сам Григорий Мелехов, бывший активным участником той войны, ощущает в себе это зло и глубоко его переживает. Бесконечным отчаянием наполнены его слова, когда он, пройдя такой трудный путь, сам себе признается: "Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал... В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе".

10 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. В конце произведения герой окончательно постигает, что нет той правды, которой стоит служить, жертвуя жизнью своей и других людей: "Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить... нехай оно все идет пропадом!". Знаменательно и то, что Григорий идет домой, в свой хутор, не дожидаясь обещанной амнистии. Он не сломался во всех испытаниях, его личность не разрушена. Он готов понести наказание – «согласен отсидеть за восстание», не ждет себе прощения. В его судьбе выразилась одна из самых значительных философских проблем бытия – проблема личности и истории, судьбы отдельного человека, семьи в переломный момент. Писатель сравнивает судьбу Григория с выжженной весенними пожарами, зловеще черной, мертвой, обуглившейся степью, вокруг которой «весело зеленеет молодая трава», ключом бьет жизнь. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория… Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Так, несмотря на желание многих видеть благополучный конец судьбы Григория Мелехова, Шолохов предпочел сказать читателю правду, как бы она горька ни была. И это судьба не только Григория Мелехова, это судьба народа.

11 слайд

Описание слайда:

Наука ненависти. Великий сын России М. Шолохов в годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В очерке «Наука ненависти» он раскрывает характер русского человека, проходившего в боях «науку ненависти». Рассказ о судьбе Герасимова начинается метафорой: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Могучий дуб, в который попал вражеский снаряд, весною ожил. Рано поседевший лейтенант Герасимов, глядя на него, улыбнулся «простой и милой, ребяческой улыбкой». Автор сравнивает своего героя с могучим дубом, обращает внимание на тесную связь русского человека с родной землёй. Лейтенант Герасимов надломлен страданиями в плену, но не сломлен морально. Его могучий дух помогает справиться с тяжкими испытаниями и трудностями. В самые суровые дни Великой Отечественной войны Шолохов утверждал: народ, проникнутый священной ненавистью к врагу и сыновней любовью к Родине, непобедим.

12 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. В романе «Они сражались за Родину» М. Шолохов обращается к самым горьким страницам истории Великой Отечественной войны – отступлению армии. Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!». И вместе с тем - о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти». Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества - М.: Воениздат, 1974. - С. 20..

13 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью... Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла...» Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове...

14 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. - «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых... Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

15 слайд

Описание слайда:

Судьба человека. «Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. М. Шолохов обращается к теме фашистского плена. Для того времени это была запретная тема. И писатель заставил читателя не жалеть своего героя, а восхищаться им. Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Это обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. В поединке с Мюллером перед лицом смерти он думает о том, как сохранить честь русского солдата: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».