Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Классицизм в искусстве. Классицизм Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX. Классицизм в архитектуре Западной Европы

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Классицизм в искусстве

Выполнила:

Кудрявцева Наталья

Учитель МБОУ «СОШ №4»

Г. Колпашево

Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4». Литература 9 класс. Классицизм в искусстве.

Содержание 1. Введение 2. Слайдовая презентация по теме «Классицизм», Литература 9 класс. 3. Заключение 4. Список литературы Введение Классицизм - (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован как дополнительный наглядный материал на уроках литературы, истории, на внеклассных мероприятиях. Наш медиапродукт по теме «Классицизм» поможет в первую очередь ученикам, узнать биографии представителей классицизма, а также познакомиться с их творчеством. Это будет своеобразный творческий подарок девятиклассникам. Что такое классицизм? КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа. С просветительством классицизма связано творчество Вольтера, Г.Э. Лессинга, И.В. Гете и Ф. Шиллера (1780 - 90-е гг.); в музыке - оперы К.В. Глюка; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, сатирами А.Д. Кантемира, трагедиями А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, Е.И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Такие великие люди, как Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Людвиг ван Бетховен творили в эту эпоху. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, сатирами А.Д. Кантемира, трагедиями А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, Е.И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Такие великие люди, как Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Людвиг ван Бетховен творили в эту эпоху. Классицизм в русской литературе КЛАССИЦИЗМ - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Важнейшие нормативы классицизма единство действия, места и времени вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом). Волнует зримое сильнее, чем рассказ, Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз. (Н.Буало) Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи Бури и натиска, представленной именами И. В. Гёте (17491832) и Ф. Шиллера (17591805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека. Д. И. Фонвизин Г.Р.Державин

Классицизм в музыке

Классицизм в музыке Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось в внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классических состав частей сонаты и симфонии. В период классицизма появляется струнный квартет состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра. Вольфганг Амадей Моцарт Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки Моцарт внес много нового, интересного, оригинального. Вся история искусства не знает личности более поразительной, чем он. Моцарт обладал феноменальной памятью и слухом, имел блестящие данные импровизатора, прекрасно играл на скрипке и органе, а его первенство как клавесиниста не мог оспаривать никто. Он был самым популярным, самым признанным, самым любимым музыкантом Вены. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. А «Волшебная флейта» вошла в историю музыки как «лебединая песня» Моцарта, как произведение с наибольшей полнотой и яркостью раскрывающее его мировоззрение, его заветные мысли, как эпилог целой жизни, как некое грандиозное художественное завещание. Искусство Моцарта совершенное по мастерству и абсолютно естественное. Он подарил нам мудрость, радость, свет и добро. Людвиг ван Бетховен Бетховен прославился как величайший симфонист. Его искусство пронизано пафосом борьбы. Оно претворило передовые идеи эпохи Просвещения, утвердившего права и достоинства человеческой личности. Ему принадлежат девять симфоний, ряд симфонических увертюр («Эгмонт», «Кориолан»), а тридцать две фортепианные сонаты составили эпоху в фортепианной музыке. Мир образов Бетховена разнообразен. Его герой не только смелый и страстный, он наделен тонко развитым интеллектом. Он борец и мыслитель. В музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии – бурные страсти и отрешенная мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Иозеф Гайдн Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. Он установил законы классической симфонии: придал ей стройный, законченный вид, определил порядок их расположения, который сохранился в основных чертах до наших дней. Классическая симфония имеет четырехзначный цикл. Первая часть идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть – медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека. Третья часть – менуэт – один из любимых танцев эпохи Гайдна. Четвертая часть – финал. Это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Музыка финала обычно устремлена вверх, она жизнеутверждающая, торжественная, победная. В классической симфонии найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание. В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трехчастной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Его музыка очень светлая, легкая, в основном мажорная, полна бодрости, чудесной земной радости и неисчерпаемого юмора. Классицизм в Классицизм в живописи Классицизм в европейской живописи Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Грёз Жан Батист Грёз Жан Батист (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). «Белая шляпа» 1780,Художественный музей Бостон «Обет верности Эроту» 1767, Собрание Уоллес Лондон Давид Жак Луи Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. «Велизарий» 1781 Музей изящных искусств, Лилль «Клятва Горациев» 1784 Музей Лувр, Париж Каналетто Антонио Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754). Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). «Темза и дома пригорода Ричмонда» 1747 Частное собрание «Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте» 1730 Музей изящных искусств, Хьюстон «Площадь Сан-Марко» 1730 Классицизм в русском искусстве Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению. Зрелый просветительский классицизм установился в России во второй половине 18 века. В это время одно из ведущих мест занимают историческая живопись и парадный портрет, Большую серию портретов создал крупнейший живописец второй половины 18 века Дмитрий Григорьевич Левицкий. Он был замечательным колористом. Его портреты всегда тонко сгармонированы в цвете, причём часто художник прибегает к очень интенсивным тонам (сочный малиновый бархат, белый атлас, голубой муар), собранным в единую цветовую гамму. Дмитрий Левицкий По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским - один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») - священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания - 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] - был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II. Портрет Суворова Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова Портрет Е. И. Нелидовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц) Айвазовский Иван Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky), 1817–1900, русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). Работал в Крыму, Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать, но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины классицизма. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881 и др.) Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды, именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, особенно в сюжетах с сотворением мира и потопом. «Портрет жены художника Анны Бурназян» 1882 "Ледяные горы" 1870 «Девятый вал» 1850 Богаевский Константин Богаевский Константин Федорович (12.1.1872, Феодосия, - 17.2.1943, там же), - русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии. В 1890 году Богаевский поступил в Академию Художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи. Весной 1898 года Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909 испытал влияние Андреа Монтеньи, Никола Пуссена. "Итальянский пейзаж" 1911 "Утро" 1910 Третьяковская галерея, Москва "Берег моря" 1907 Третьяковская галерея, Москва Классицизм - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направления в искусстве Направления в искусстве

Классицизм Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию Укротитель коня Клодт. Аничков мост.

Классицизм Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый» Классицисты подражали древним грекам и римлянам

Классицизм в искусстве живопись

Принципы классицизма Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее. Следование античности как образцу. Подражание “украшенной” природе.

Принципы классицизма 5. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. 6. Главная категория – красота. 7. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Классицизм в живописи Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”

Классицизм в живописи Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой »

Версаль Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра.

Садово-парковое искусство. Версаль. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека.

Садово-парковое искусство. Версаль. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строгими рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нём статуй.

Парк отличался торжественным достоинством расположенных в нем статуй. Садово-парковое искусство. Версаль.

Классицизм в архитектуре России

Самсон, разрывающий пасть льва Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха

А.Д.Захаров Адмиралтейство

Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная)

Ростральная колонна Ростра – архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна

А.Н.Воронихин. Казанский собор 1801-1811 – строительство Казанского собора. Освящён Казанский собор в Санкт-Петербурге 27 сентября 1811 г.

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

Ресурсы http://i054.radikal.ru/1003/ba/c348e3d4be99.jp http://de.trinixy.ru/pics4/20100628/saint_petersburg_38.jpg http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/03/76/2010/10/30/6dc68e__61c0f80984_600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".

В конце 2009 года Александровский дворец вновь обрел статус музея и в нем начались реставрационные работы. И вот в 2010 году первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе...

Презентация Классицизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс...

«Золотой век русской литературы» - Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 года - 10.02.1837 года) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936). Солнце русской поэзии - Александр Сергеевич Пушкин. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Арина Родионовна - няня.

«Календарь литературных дат» - Артиллеристы на Бородинском поле. 55 лет – «Земля и небо» (1957) А.Волкова. 28 января – 115 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986). Автопортрет с котом Фоссом, 1885. Конногренадер. 1979 год «Ста?лкер» - фантастический триллер, СССР, 1979. 180 лет – «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) Н.В.Гоголя.

«Литература XX века» - Двадцатый век… Периодизация литературы ХХ века. Проблема преподавания литературы. Возвращенная литература. С 1985 по сегодня –современная литература. Исторические события. Остро возникшие проблемы в литературе. Проблема существования Союза писателей. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы.

«Периоды древнерусской литературы» - Смерть Игоря и месть Ольги. Шесть периодов развития древнерусской литературы. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Древнерусская литература XI - первой трети XII века.

«Литературные направления» - Н.М. Карамзин. Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского романтизма? Кто является основателем русского классицизма? В.А. Жуковский. Тест

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: - обращение к античной культуре как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума и рациональности; - подчинение человека государственной системе.

3 слайд

Описание слайда:

Концепцией стиля классицизм в архитектуре является рациональность, конструктивность, материальность, выделяющиеся с помощью ясных ритмов и мягких пластичных сочетаний. Законы красоты определяются средствами разума. В архитектуре это средства математики и геометрии. Приходит полное убеждение в непpexoдящей ценности античного искусства, в том, что все законы красоты уже найдены и для того, чтобы понять эти законы, к античной архитектуре. Широко используются античные ордер и орнаментика. Творческое заимствование форм, композиций и образцов искусства античного мира возвращает в архитектуру колонный портик, являющийся доминирующей композиционной частью здания. Завершают фасад с двух сторон выступы-ризалиты или маленькие портики. Такой прием не только подчеркивает величие и доминанту главного портика, но и помогает восприятию здания как пластического целого, утверждающего себя в окружающем пространстве. Жак-Жермен Суфло Пантеон. 1790 г. Париж

4 слайд

Описание слайда:

Замечательным памятником этого стиля во Франции является ансамбль королевского дворца в Версале. Он строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в., а свое завершение он получил в 1679 г. Архитектор Мансар придал дворцу строгий, торжественный вид. Отличающийся особой ясностью, симметрией и конструктивностью план Версаля включает в себя протяженный главный дворец; два парадных двора; одноэтажный дворец Большой Трианон; три расходящихся лучами от главного дворца проспекта; аллеи; бассейны; каналы; фонтаны. Центром всей архитектурной планировки Версаля служит королевский дворец. Анфилады роскошных парадных залов ведут в апартаменты короля или королевы. Продуманный до мельчайших тонкостей, рационально устроенный ансамбль является образцом идеального государства, построенного по законам разума и гармонии.

5 слайд

Описание слайда:

От дворца спускаются вниз террасы Версальского парка, удаляются к Большому каналу аллеи. План парка строг и геометричен, широкие пространства легко обозреваются. В основе композиции лежат прямые линии, правильные плоскости газонов и водоемов. Полное подчинение природы воле и разуму человека, отраженное в планировке парка, полностью соответствует концепции классицизма: не все в природе красиво, а только то, что закономерно, неизменно, устойчиво. Фонтаны, скульптурные группы, рельефные композиции довершают украшение этого самого замечательного французского, так называемого «регулярного», парка, послужившего образцом садово-паркового искусства для всей Европы

6 слайд

Описание слайда:

Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр - королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей мас­сивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.

7 слайд

Описание слайда:

В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов Помпеи и Геркуланума. Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль. Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства. Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.

8 слайд

Описание слайда:

Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны. Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем, также находят воплощение в творчестве Габриэля. Спланированная им площадь Согласия представляет собой торжество единого, четко организованного пространства городской среды.

9 слайд

Описание слайда:

Окончательное завершение композиция площади получает в период ампира, т.е. зрелого классицизма, благодаря постройке церкви Мадлен (архитектор Пьер Виньон, 1806 г.). Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В церкви Мадлен мы вновь видим монументальные формы античного периптера.

10 слайд

Описание слайда:

В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже. Величественная и массивная, она словно ставит последнюю точку в перспективе городского пространства.

11 слайд

Описание слайда:

Обращение к идеалам античного искусства вносит новое в понимание образа идеального человека, а также ясность, простоту, соразмерность в его одежду. Первоначально парижские модники и модницы старались точно копировать античные одежды. Мужчины носили короткую тунику, доходившую до колен и схваченную на талии поясом, поверх туники надевали плащ, также носили сандалии с завязанными вокруг ноги лентами. Женщины надевали длинную, разрезанную по бокам легкую тунику, перехваченную под грудью поясом и красиво задрапированную. Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную скульптуру. Вот почему одежды носили исключительно белые. В моду в большом количестве вошла пудра, которой модницы покрывали не только лицо, но и шею, грудь, спину, руки. Жак-Луи Давид Портрет г-жи Вернинак. 1977 г.

12 слайд

Описание слайда:

По мере развития стиля костюм перестает быть точным воспроизведением античного. Необходимость приспособиться к климату Западной Европы потребовала возвращения рукавов и глухого ворота. Длинные платья шьют из одноцветной, чаще белой ткани с вышивкой по нижнему краю несколько укороченной юбки. Прямой покрой придает платью цилиндрическую форму, зато теперь оно украшается многочисленными бантами и оборками. Характерны также очень высокая талия и охватывающий шею пышный воротник. В мужской моде античные традиции теперь не проявляют себя, но принципы классицизма - рационализм, строгость, функциональность и деловитость - присущи и мужской одежде этого периода в полной мере.

13 слайд

Описание слайда:

Удобная и многообразная мебель восходит к образцам Древней Греции и Рима. По сравнению с мебелью предыдущего стиля она проста и спокойна, имеет торжественный и холодный вид. В силуэте мебели преобладают прямые линии, пропорции выразительны и гармоничны. Лаконичный декор восходит к античным орнаментальным мотивам: листья аканта, меандр, дубовые и лавровые гирлянды, ножки покрываются каннелюрами. Прочная тяжеловесность форм подчеркивается сужающимися книзу ножками в виде тонких колонок, сверху украшенных капителью. Подлокотники кресел также имеют прямую форму и опираются на волюты с аканфовым листом. Особой тонкостью линий и мягкостью очертаний отличается мебель для сидения.

14 слайд

Описание слайда:

Художникам и скульпторам классицизма интересен не конкретный, наполненный индивидуальным своеобразием характер человека, а типический, обобщенный образ. Непременными условиями произведений живописи и скульптуры, так же как и архитектуры, остаются симметрия, гармония, настроение приподнятости. Основными сюжетами являются мифологические сцены. Внимание художников сосредоточивается на выдающихся личностях истории и идеальных мифологических героях. Мастера реалистического направления, развивающегося в рамках классицизма, наблюдают исполненную противоречий повседневную жизнь.

15 слайд

Описание слайда:

Никола Пуссен (1594 - 1бб5 гг.), являющийся законодателем живописи данного стиля, с необычайной силой чувства изображает сцены античной мифологии, древней истории, сюжеты из Библии. На их примере художник раскрывает возможности воспитания и самосовершенствования человека современности. Его произведения полны гражданственности и высокого морального порыва. Как и положено живописи классицизма, эти произведения несут в себе идею величавого спокойствия, возвышенной уравновешенности, присутствия духа. Аркадские пастухи. 1638-1639. Вдохновленный искусством Античности и Ренессанса, художник изображает идеального героя, не теряющего в любых испытаниях самообладания, веры в себя, готовности к подвигу.

16 слайд

Описание слайда:

Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) - художник, который сумел открыть новую страницу в жанре идиллического пейзажа. При всей типичности применяемых композиционных приемов, свойственных пейзажной живописи классицизма, художнику удалось как бы вдохнуть новую жизнь в старую классицистическую схему, что привело к обновлению жанра в XIX в. Лоррену удалось создать картины, наполненные удивительным живописным обаянием, в которых при некоторой театральности, свойственной произведениям классицизма, ощущается живое дыхание природы, воздушной среды. Пейзаж с нимфой Эгерией которая оплакивает Нуму Помпилия. 1669 г

17 слайд

Описание слайда:

Итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822)-один из главных представителей классицизма. Он старается усовершенствовать античную скульптуру и часто выбирает мифологические сюжеты, как, например, в своем шедевре, иллюстрирующем миф об Амуре и Психее. Психея, разбуженная поцелуем Амура. 1739 г.

Слайд 1

Теория литературы 8 класс
Классицизм как литературное направление

Слайд 3

Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Слайд 4

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие

Слайд 5

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры

Слайд 6

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Для каждого жанра определялся языковой стиль, соответственно высокий или низкий.
Низкие жанры

Слайд 7

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои

Слайд 8

Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов; нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении; надуманные образы, схематические характеры; назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных; использование языка, мало понятного простому народу; обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам; общенациональная, гражданская направленность; установление иерархии жанров.

Слайд 9

Система амплуа. Принцип трех единств: единство времени; единство места; единство действия.
Особенности классицистической пьесы

Слайд 10

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, места, действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Правило «трех единств»:

Слайд 11

Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»), Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители классицизма
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ (1606-1684)
Мольер (Жан Батист Поклен) (1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695)

Слайд 12


Представители классицизма

М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)


Слайд 13

Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 апреля 1745, Москва - 1 декабря 1792, Санкт-Петербург) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Слайд 14

9 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Слайд 15

По ходу лекции заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма
2. Иерархия жанров
3. Принципы русского классицизма
4. Основные отличия русского классицизма от европейского

Слайд 16

Классицизм
Классицизм - европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII - начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец. Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке. Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века - время царствования Людовика XIV. Получил распространение в Европе.

Слайд 17

Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места; 2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня); 3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.

Слайд 18

Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго раз­граничивали.

Слайд 19

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие
В поэзии - ода, в прозе - торжественная речь, в драматургии - трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Слайд 20

Высокие Низкие
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сю­жеты. Время классицизма - время просвещённо­го абсолютизма: очень важна идея служения го­сударству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкрет­ные названия часто заменялись родовыми (напри­мер, вместо волк - зверь). Трагедия, эпопея, ода В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допу­скалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых де­талей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драма­турги Корнель, Расин, Мольер, бас­нописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня
Иерархия жанров

Слайд 21

Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Слайд 22

У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей. Основное содержание классицистической траге­дии - конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. Классицизм привнёс в литературу новые принципы - чёткость, простоту, строгость форм.

Слайд 23

Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма: следование образам и формам античного искусства; чёткое деление героев на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник; в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует; соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы ан­тичности
идеалы собственной русской православной культуры
Простор и рациона­лизм - вот две опорные точки русского классицизма.

Слайд 24

Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитрие­вич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения. Младший сын молдавского господаря (правителя) Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.

Слайд 25

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст - после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 - за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Слайд 26

Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 -1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)
Александр Петрович Сумаро́ков (1717-1777)
Гаврила Державин (1743 - 1816)

Слайд 27

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность - интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 гг.) - предпосылки возникновения классицизма. 2-й период: 1730-1750 гг.- эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка. 3-й период: 1760-1770 гг.- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века - начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

Слайд 28

Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром - трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем - торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Слайд 29

Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:

Слайд 30

Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Слайд 31

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты. Россия-мати! Свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный, Ах, как сидишь ты на троне красно! Небо Российску ты Солнце ясно! Красят иных все златые скиптры, И драгоценна порфира, митры; Ты собой скипетр твой украсила, И лицем светлым венец почтила. О благородстве твоем высоком Кто бы не ведал в свете широком? Прямое сама вся благородство: Божие ты, ей! светло изводство. В тебе вся вера благочестивым, К тебе примесу нет нечестивым; В тебе не будет веры двойныя, К тебе не смеют приступить злые. Твои все люди суть православны И храбростию повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. Чем ты, Россия, не изобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровище всех добр ты едина, Всегда богата, славе причина. Коль в тебе звезды все здравьем блещут! И Россияне коль громко плещут: Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая. Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило! 1728