Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Скульптура древнего египта - отличительные черты. Развитие живописи в древнем египте Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Исторический период, именуемый Древним царством, радует нас большим количеством прекрасных древних скульптур, в том числе и портретных. В круглой скульптуре, больше чем в рельефе, наблюдаются четкие каноны и композиции, которые в дальнейшем просматриваются во всём развитии египетской пластики. Скульптура изображает, как правило, человека в движении, у которого левая нога выставлена вперед. Ещё изображают фигуры, стоящие на одном колене, фигуры на корточках или сидящими на троне с одинаково расположенными руками на коленях.

Скульптуры Древнего царства отличаются высоким качеством обработки используемых материалов. В то время, большинство древних скульптур изготавливались из камня или дерева. Древние скульптуры Нофрет и Хемона свидетельствуют о прекрасном владении навыками обработки мягкого известняка. А древняя диоритовая скульптура Хефрена из Каирского музея свидетельствует об удивительном умении обрабатывать твердые породы камня. сельского старосты в Каире – прекрасное подтверждение навыков обработки дерева. Изначально все эти скульптуры были разукрашены и даже на многих из них, которые дошли до нас, превосходно сохранился цвет. Даже в раскраске имеет своё отражение канонизация искусства Древнего царства. Вследствие чего, художник не мог самостоятельно выбирать цвет, он был определён для каждого отдельного объекта. Можем привести пример: фигура мужчины, как в рельефе, так и в круглой скульптуре имела кирпично-красный оттенок, а фигура женщины коричневато-желтый оттенок. Скульптурный портрет Древнего царства, так же как и рельеф, имел тесную связь с религией, с теми сложными представлениями, которые установили жрецы для укрепления существовавших ранее классовых отношений.

Изначально, лишь фараон мог пользоваться привилегией загробных благ, позже её начинают использовать и приближенные ему лица. Учёные и историки уже во второй половине прошлого века отмечают высокую реалистичность облика Нофрет и Шейх эль Беледа. Интересен тот факт, что в 1888 году во время раскопок Мариэтта из земли показалась статуя Шейх эль Беледа, и люди воскликнули: «О, это же наш сельский староста». Эта древняя скульптура так же, как большинство других скульптур Египта периода пятой династии, середины третьего тысячелетия до нашей эры, являются очень реалистичными. Но главная задача состоит не в том, чтобы установить реализм этих архитектурных памятников, а в том, чтобы выяснить особенный характер данного реализма. Даже если бегло взглянуть на эти портретные головы, то легко можно увидеть различие между головами Древнего, Среднего и Нового царства. Но если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что скульптура тесно связана с архитектурой, которая в эту эпоху приобретает свои самые величественные монументальные черты.

Древние скульптуры писцов в Лувре и Каире являются яркими представителями того, как в синтетическом типе искусства Древнего царств архитектура определяла формы пластики. Портрет является типизированным. Передается своеобразная идеальная сущность. В облике нет ничего мимолетного, лишнего. Религиозные представления о двойнике, которые связанны с тем, что нужно оживить статую, в конечном счёте, привели скульпторов Древнего царства к использованию вставных глаз. К примеру, радужная оболочка глаз в статуях Рахотена и Нофрет изготовлена из серовато-голубого халцедона (его ещё называют сапфирином). Взгляд очень реалистичен и живой. Взгляд в скульптурном портрете Древнего царства обладает неким иллюзионизмом. Этот образ особо выразительно представлен в каирской статуе фараона четвёртой династии Хефрена. Составными элементами образа являются обобщенность формы, полная статика и геометрия композиции. Ещё ни разу в Древнего царства, образы не достигали таких абсолютных форм идеализации.

Но хочется отметить, что лицо находится в полной гармонии со стилистической направленностью всего памятника. Живое начало в лице, представляется длительным процессом, а не мгновением, которое остановилось. В этом и вся суть воплощенной здесь идеи иератизма. Древняя статуя Хефрена олицетворяет его не только как личность, но и как образ фараона в целом, с его идеей власти наместника некоего божества на земле. Нужно вспомнить, что период правления четвёртой династии, к которому относится этот памятник, приходился на третье тысячелетие до нашей эры, и это был период расцвета. Переход к искусству пятой династии ознаменован некой утерей идей монументальности. В эпоху правления этой династии власть фараона становилась слабее, а земельная знать начала приобретать самостоятельность. И когда эта знать давала индивидуальные заказы, то скульпторы на свои работы переносили черты лица, которые недавно характеризовали самого фараона.

Со временем в памятниках пятой династии стиль изменяется, хотя общий остаётся таким же. Удлиняются пропорции тела, увеличивается линия силуэта. Ни на голове Ти, Ранофера или писца из Лувра, ни даже в образе «сельского старосты» не наблюдается ничего индивидуального, мимолетного. Отдельное место занимает группа древних памятников, найденных в течение последних лет в Гизе. Они относятся ко времени правления IV династии и выполнены из известняка. Особого внимания заслуживают скульптуры в виде женских голов царских дочерей. Они были обнаружены отдельно от тела перед камерой с саркофагом фараона. По мнению ученых, обследовавших на месте эти головы, их расширяющиеся у основания шеи, указывают на постамент.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

Искусство Древнего Египта. Портретная скульптура Древнего царства.

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских - красно-коричневой краской, женских - желтой, волос - черной, одежд - белой) - все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего.

Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.

Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны. Для статуй характерна также абсолютная симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдается не только при изображении стоящей фигуры, но и при передаче всех остальных поз, характерных для египетской скульптуры всех времен.

Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил на прямоугольный блок камня, из которого надлежало высечь статую, по заранее разграфленной сетке рисунок того изображения, который хотел получить. Затем путем высекания он удалял лишний камень, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении искусства чувствовались всегда прямоугольные грани блока, из которого оно было «высвобождено» художником. Этим и объясняется тот «геометризм» египетской скульптуры, который является его характернейшей чертой.

Наряду со статуями царей и вельмож развивается тип сидящего за работой писца, обычно со свитком папируса на коленях. Разнообразие композиций было невелико. Поза фараона Хафра, сидящего на троне, характерна для всех сидящих фигур Древнего царства и для большинства статуй последующих времен. У стоящей фигуры мужчины левая нога всегда выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура стоит обычно с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Шея почти отсутствует, голова покоится иногда почти непосредственно на плечах, промежутки между руками и телом, между ногами почти всегда не высверлены, и эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты, черный или белый цвет. Нельзя было, в силу особых заданий заупокойного культа, передавать мгновенные настроения, случайные позы.

В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела.

Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии - статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии - вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей).

Портреты эти не просто повторяют внешний облик того или иного человека. Это образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей портретируемого.

Скульпторы V-VI династий начинают все чаще прибегать к дорогому дереву, позволяющему решать такие задачи, которые в круглой пластике казались неразрешимыми, несмотря на весь блеск достижений каменной скульптуры III и IV династий. Движения статуй становятся свободнее, хотя и сохраняется в силе основной канон при передаче человеческой фигуры.

Перед нами то лицо луврского писца, то улыбающееся, добродушное лицо полного пожилого сановника V династии Каапера, которого нашедшие его феллахи прозвали «деревенским старостой» за его поразительное сходство со старостой, которого они знали. Недаром египетский скульптор назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Создавая форму, художник тем самым как бы магически вызывал ее к жизни.

В гробницы помещали также десятки статуэток, изображавших слуг, рабов, которые отличались от портретов фараонов и знатных лиц передачей в них только типичных этнических черт египтян, без какого-либо намека на портретность. Их назначение - ив загробном мире обслуживать своих хозяев. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика крестьян, поваров, носильщиков и т. п.

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Для скульптуры Древнего Египта характерны геометрическая обобщенность формы, строгая фронтальность фигур, симметрия и статика. В круглой скульптуре наблюдается высшая степень реализма при максимальном отказе от всего случайного и второстепенного. Образы рассчитаны на вечность и связаны с погребальным культом. По представлениям египтян портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных характерных черт и социального положения портретируемого. Объемы изваяний обобщены. Складки одежды парики, головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. Скульптуры раскрашивались, глаза выполнялись в технике инкрустации. В искусстве Древнего Египта большого развития достигла анималистическая скульптура, т.к. многие боги египтян имели звериные головы. Древнеегипетский рельеф был очень широко распространен и имел свои каноны схожие с живописью. Канон (от греч. сл. kanon – норма, правило) – твердо установленные правила, определяющие в произведении искусства нормы пропорций, композиции, колорита или в целом иконографии какого либо изображения:

  1. Изображение человека: плечи, глаз, торс изображались в фас. Лицо, грудь, ноги изображались в профиль. Левая нога всегда выдвигалась вперед.
  2. Изображение сочеталось с иероглифическим текстом.
  3. Плоскость рельефа понималась как «книга», где информация с изображениями располагалась полосами.
  4. Использовалась разно масштабность фигур, отражавшая иерархию власти социальной структуры.

В эпоху Среднего царства в скульптурном портрете проявились более индивидуальные черты при сохранении канонов композиции. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию.В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе.

Виды круглой скульптуры:

Идущий человек Сидящий человек

с выставленной вперед со скрещенными ногами.

левой ногой

Примеры произведений искусства Древнего Египта:

  1. Плита Нармера (рельеф, шифер, h – 64см, 1 династие)
  2. Статуя Джоссера (известняк, 2 династие, 28 в. до н. э.)
  3. Статуя Хефрена (диорит, h -1, 68м, 4 династие, 27 в. до н. э.)
  4. Статуя писца Каи (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, 5 династие, 3 тыс. до. н.э.)
  5. Статуя Каапера (дерево, глаза инкрустированы, h – 1,1м, 4 династие, 3 тыс. до н. э.)
  6. Пирующий Птаххотеп перед жертвенным столом (рельеф, 5 династие, середина 3 тыс. до н. э.)
  7. Плакальщицы (рельеф, известняк, h – о,29м, нач 12 династии, 14 в. до н. э.)
  8. Семья Эхнатона (рельеф, известняк, 18 династие, 14 в. до н. э.)
  9. Голова Нефертити (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, h – 0,50м, 14 в. до н. э.)