Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Конспект урока образ животных в искусстве. Мастер-класс по изобразительному искусству на тему "создание образа животного с помощью графических материалов". Творческая практическая деятельность обучающихся

Предмет : Изобразительное искусство

Класс : 2 «Б»

Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин

Цель урока: познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимание значения искусства в жизни человека и общества,

Дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;

Развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме

Личностные:

Приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: мини выставка скульптур –статуэток, слайды

Оборудование для ученика : одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент словесный

2 мин.

Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

Мотивационный (повторение ранее изученного)

Фронтальный опрос

Знакомство с новым материалом Эвристический вопрос

схема-опора

5 мин.

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)

Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства (о настроении, о характере героев, о добре и зле).

Вы рисовали природу – море. Как вы передавали образ ласкового, тёплого моря, а как выразили образ шторма на море?

Как цвет помогает показать настроение моря?

Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, как выразить образ животного и передать его характер.

Посмотрите на слайды.

Можно ли определить какое настроение, характер у этих животных?

Что нам помогает этому? (Движение, поза).

Давайте порассуждаем, как выглядит доброе животное. Оно спокойно сидит или лежит, играет, веселится.

А какие позы принимает животное, если его рассердить? (принимает боевую стойку или прыгает, шерсть поднимается, спину выгибает, а морда – оскаленная.)

Давайте покажем эти позы руками и лицом. Доброе -….., рассерженное-….

Обратите внимание, Чем изобразил художник этих слайд (карандашом, красками.)

А теперь посмотрите я принесла вам вот такие изделия (показ статуэток зверей.

Это статуэтки.

С помощью каких материалов выполнил художник зверей?

Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы или лепки называется скульптура.

Из каких материалов можно выполнить скульптуры? (дерево, бронза, гипс, чугун).

А давайте отгадаем загадку!

Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Очень нужен… (пластилин)

Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!

Активно слушать,

отвечать на вопросы

Оценивать свои знания

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

Наблюдать за презентацией, Анализировать

Аргументировать свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно

Умение пользоваться полученной информацией

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Умение наблюдать, делать выводы,

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!

Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.

Определять особенности работы с пластилином

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

Педагогический показ Демонстрационный

объяснение

5 мин.

Сейчас я покажу Вам как правильно вылепить фигурку животного.Демонстрация работы над изделием.

1. Итак, ребята, сначала я хорошо разомну пластилин руками, чтобы он был податливым.

2. Мне необходимо сделать большую заготовку. Я сжимаю кусок пластилина. Формирую его в виде закруглённой морковки.

3. Я сейчас вытяну пальцами узкую часть морковки ещё сильнее, получится шея животного.

4. Затем, загните небольшую часть шеи вперёд - получится голова. Пальцами дорабатываю, придаю форму голове.

5. Для того чтобы сделать ноги, надрежу стекой нижнюю часть пополам. Вытяну пальцами передние ноги. Затем- задние ноги. Прищипну лапы.

6. Мне остаётся сделать ушки, гриву, хвост, некоторые элементы можно выполнить прищипыванием, например уши. Посмотрите.

7. Украшение можно выполнить стекой- процарапать шерстку, наметить глаза, пасть.

А вот теперь самое важное- я придам фигурке позу.

Например, согну задние ноги- животное сидит. (показ)

Поставлю ноги в позу бега.

А теперь выгну спину.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Постановка творческой задачи Инструктаж

2 мин.

Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку животного и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?

Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!

Принимать задачу общую и личную

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе

Практическая работа учащихся Практическая работа

20 мин.

Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.

Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.

Самостоятельно выполнять задание

Умение общаться в группе

Подведение итогов урока Демонстрационный, обобщающий опрос.

3 мин.

Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.

    Приготовьтесь к итогу темы.

    Как называется искусство лепки?

    Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?

А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)

Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных

Сегодня хорошо поработали, потрудились все,

Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.

Осматривать выставку

Оценивать достижения свои и других

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Изобразительного искусства

Выполнила студентка 46 группы

Исаева Ирина

Проверила: Абросимова Г.А.

Отметка:

Дата: 9. 03.2017

Челябинск, 2017

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Цель:

  • Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
  • Совершенствовать умения изображения животных.
  • Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
  • Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1), слова-термины, музыка для фона.

План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему урока.
  3. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов.
  4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного».
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Практическое выполнение задачи.
  7. Подведение итогов. «Вернисаж детских работ».
  8. Закрепление материала урока.

Тип урока:

  1. Урок комбинированный
  2. Урок-практикум

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

  • Научность
  • Наглядность
  • Последовательность
  • Доступность
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации
  • Усвоение способов применения знаний по образцам
  • Творческое применение знаний

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

  • Соблюдение пропорций
  • Удачная передача характера животного
  • Проработка мелких деталей
  • Общая выразительность
  • Завершенность
  • Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.

ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.

Урок изобразительного искусства 3 класс.

Учитель Осмоловская Юлия Петровна

МБОУ«СОШ им П.Н.Бережнова»с.Нижняя. Покровка Перелюбского р-на Саратовский области

Тема:Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства

Цель : Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного

Задачи

    Познакомить учащихся с анималисти­ческим жанром;

    Развивать наблюдательность, умение подмечать характерные черты портретуемого животного;

    Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд : мультимедийная презентация с произведениями Е.И. Чарушина, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина

Ход урока.

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой.

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя.

На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Деятельность учащихся.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

Деятельность учителя.

Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

    Первые наскальные рисунки первобытных людей. Что они изображали?

    Почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

Животное - это источник жизни для человека в древнем мире. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Изображения каких животных нам оставил древний мир?

В древнем мире изображения животных были символичны.

    Сфинкс - олицетворение единства животного и человека.

    В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой - кентавра.

    Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость.

Итак, какой вывод по беседе мы можем сделать? (Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве)

Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Художники-анималисты воспевает удивительный мир живой природы.

Посмотрите на слайды и назовите имена художников – анималистов. (Леонардо да Винчи, Е.И. Чарушин, А. Дюрер, В. Серов, В. Ватагин)

Отгадайте загадки.

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто это?(Лиса)

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Носит тихая …

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

А ком все наши загадки?

Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними, как например Е. Чарушин, который приходил в зоопарк рано утром и наблюдал за повадками и поведением животных.

Практическая часть.

Задание: выполнить наброски домашних животных по памяти в различном эмоциональном состоянии. Рисунок в графике

Задание дифференцированное.

1. рисуем самостоятельно

2. рисуем с опорой на схему (поэтапное рисование)

3. помощь одноклассника, учителя

Индивидуальная работа с учащимися.

П осмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких – либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

ИЗОРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

7 КЛАСС

УРОК № _________ ДАТА _______

ТЕМА. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Цель:

    Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.

    Совершенствовать умения изображения животных.

    Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.

    Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1 ), слова-термины, музыка для фона.

Тип урока:

    Урок комбинированный

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

    Научность

    Наглядность

    Последовательность

    Доступность

    Активность

    Самостоятельность

    Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

    Соблюдение пропорций

    Удачная передача характера животного

    Проработка мелких деталей

    Общая выразительность

    Завершенность

    Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.