Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Кто сжег Александрийскую библиотеку: причины, история и интересные факты. Кто уничтожил Александрийскую библиотеку? Библиотека в Александрии

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них - закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.


Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом - зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.


Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.


Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники - тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».


Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

link http://storyfiles.blogspot.ru/2015/05/b log-post_2.html

Легенда о том, что якобы мусульмане, причем по прямому указанию второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку, имеет весьма широкое распространение, она даже часто встречается в популярных изданиях. Отдельные авторы даже умудряются преподносить ее как исторический факт. Так кем же была уничтожена Александрийская библиотека?

1. Александрийская библиотека, основана в Александрии Птолемеем II, заключала в себе более 500 т. книг; значит, часть сгорела во время осады Александрии Юлием Цезарем 48-7 до н.э., но была заменена пергамской библиотекой, другая часть уничтожена христианскими фанатиками в 391 (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

2. Александрийская библиотека, наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др.

Древние ученые насчитывали в ней от 100 тыс. до 700 тыс. томов. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу Александрийской библиотеки, имелись книги на восточных языках. При Александрийской библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Под руководством Каллимаха был составлен каталог Александрийской библиотеки, позднее регулярно пополнявшийся.

Часть Александрийской библиотеки погибла во время пожара в 47 до н. э. в период Александрийской войны, однако позднее библиотека была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 н. э. при императоре Феодосии 1 часть библиотеки, находившаяся в храме Сераписа, была уничтожена христианами-фанатиками; последние остатки ее погибли, видимо, при господстве арабов в VII-VIII вв. (БСЭ).

В этой связи хочется снять с Амра, одного из сподвижников Пророка (мир ему), предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой - сожжении по приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану. Но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. В уста Умара даже вкладывают слова, которыми он якобы обосновал сожжение библиотеки: «Если книги, хранящиеся в ней, соответствуют Корану, то в них нет надобности, т.к. в Коране все уже сказано; а если - противоречат, то их просто необходимо уничтожить».

Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о сложных моментах, сопровождавших приход арабов в Египет, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный Исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало. Она тихо угасла под напором борьбы Христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков. (См.: Butler, 1902, с. 401-424. Цитируется по: Большаков О. История халифата. «Восточная. Литература», Т. 2. М.: РАН, 1989, с. 122).

Айдын Али-заде, ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджанской республики (НАНА), кандидат философских наук, доцент


Два тысячелетия назад в Египте действовал самый крупный образовательный и исследовательский центр Древнего мира. В Александрийской библиотеке были сосредоточены уникальные знания и совершены величайшие открытия, которые дошли до наших дней. К сожалению, великий памятник науке люди сами и разрушили по собственной глупости. В наши дни история может повториться вновь.




Считается, что Александрийскую библиотеку основали в 290-е-280-е гг. до н.э. в одноименном античном городе на северном побережье Африки. Ее первым покровителем стал египетский царь Птолемей I Сотер, единокровный брат Александра Македонского. При нем был построен религиозный, исследовательский, учебный и культурный комплекс, называвшийся Мусейон («музей»). Одним из его элементов и была знаменитая библиотека. Весь комплекс был посвящен музам, девяти дочерям Зевса и Мнемосины, которых считали покровительницами искусств. При попечительстве царей династии Птолемеев Мусейон процветал.


Здесь постоянно жили ученые-исследователи астрономии, анатомии, зоологии. В Александрии работали и экспериментировали выдающиеся философы и ученые Древности: Эвклид, Архимед, Птолемей, Эдесия, Папп, Аристарх Самосский. В их распоряжении была не только обширная коллекция книг и свитков, но также тринадцать лекционных залов, классные комнаты, банкетные столовые и красивые сады. Здание было украшено греческими колоннами, которые сохранились до наших дней. Именно здесь Эвклид разработал учение о математике и геометрии, Архимед прославился работами по гидравлике и механике, Герон создал паровую машину.



Сейчас сложно определить величину собрания Александрийской библиотеки. До IV века здесь хранились в-основном свитки папируса, после этого начали приобретать популярность книги. Исследователи считают, что в годы расцвета в библиотеке хранилось до 700 000 свитков.



Коллекция пополнялась путем кропотливого копирования оригинальных рукописей, которые добывали где только возможно. При копировании неизбежно случались ошибки, но библиотечные служащие нашли интересный выход. Так, римский медик, хирург и философ Гален сообщает, что со всех кораблей, входящих в Александрию, изымали все книги и свитки. После того, как переписчики снимали с них копии, их отдавали владельцам, а оригиналы оставались в библиотеке Александрии.



Для ученых и богатых покровителей и членов королевской семьи делались точные копии книг, что приносило большой доход библиотеке. Часть этих средств тратилась на привлечение ученых из других городов. Им оплачивали проезд, проживание и даже стипендии для содержания их семей. Вокруг библиотеки «вращались» немалые деньги.



Гален писал, что царь Птолемей III однажды попросил у афинян оригинальные тексты Еврипида, Софокла и Эсхила. Те потребовали залог в 15 талантов (около 400 килограмм золота). Птолемей III сделал взнос афинянам, с полученных документов были сделаны копии и, по отработанной схеме, александрийцы их и вернули, оставив себе оригиналы.

Чтобы защитить свои свитки и улучшить условия, афинские ученые, жившие в Александрии, начали искать себе лучшее место. А в 145 г. до н.э. Птолемей VIII своим указом убрал всех иностранных ученых из Александрии.



После столетий расцвета Александрийскую библиотеку ждали трудные времена. Примерно в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь захватил город и поджег вражеские корабли в гавани. Огонь распространился и повредил здания в гавани. При этом сгорела часть библиотечной коллекции. В ходе войны египтяне попали в зависимость от Рима и с этого момента начался упадок Александрийской библиотеки, ведь римляне предпочитали использовать ее для своих нужд. Следующая беда случилась в 273 году н.э., когда во время восстания войска императора Аврелиана захватили город. Большая часть драгоценного собрания библиотеки сгорела или была разворована.



После того, как библиотека была разрушена, ученые использовали «дочернюю библиотеку» в храме Серапеум. Но в 391 году н.э. поклонение языческим богам было объявлено вне закона, а патриарх Феофил закрыл все храмы Александрии. Сократ описывает, как были уничтожены все языческие храмы в городе, включая и Серапеум. Так завершилась славная 700-летняя история Александрийской библиотеки, о которой до сих пор известно совсем немногое.




Спустя два тысячелетия знаменитая библиотека была возрождена. В 2002 году открылась Александрина, где теперь хранится 8 миллионов книг со всего мира, а также огромный архив электронных источников. К сожалению, политическая и религиозная нетерпимость отдельных слоев населения арабских стран снова угрожают ей. Местные жители сообща охраняют библиотеку от фанатиков. Они боятся повторения истории того периода, когда .

Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

Историческая справка

В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.

Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.

Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.


Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.

Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.

Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

Предположения об исчезновении

Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.


Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.

После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.

Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.

Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.


Возрождение уникального книгохранилища

Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.

Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».

Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.


В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org .

Александрийская библиотека. История религиозного вандализма и попытки замести следы.

Думаю, многие еще со школьных времен помнят о том, что в первые свои века христианство прославилось громкими преступлениями, мало похожими на то, что преподносится в качестве христианства сейчас. Это позорные страницы его истории, сравнимые лишь с позором инквизиции, пытавшей и уничтожавшей людей, обвиняемых в ереси и колдовстве. В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за казни, осуществленные Святой Инквизицией и объявил, что Церковь раскаивается. Но за другие преступления каяться она не спешит. Напротив – всячески старается выдать иную версию событий на основе умалчивания первоисточников или же их подтасовки. Например – разрушение Александрийской библиотеки.

Давайте взглянем на утверждения клерикальных мракобесов, их аргументы, и факты, которые свидетельствуют о клерикальной же лжи.

1) «Александрийская библиотека погибла до христиан (от рук язычников) или после христиан (от рук мусульман). Но уж точно не во времена, когда христиане разрушили храмы Александрии и убили Ипатию. Как вообще можно обвинять христиан, если библиотека разрушала до них – язычниками, после них – мусульманами?».

АРГУМЕНТЫ, якобы подтверждающие эти слова состоят в следующем… Аммиан Марцеллин писал,что библиотека в Серапеуме погибла во время пожара при Юлии Цезаре. Абдул Латиф аль-Багдади, Ибн аль-Кифти, Бар-Эбрей, аль-Макризи, Ибн Хальдун сообщают, что «: халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».

КОНТРАРГУМЕНТЫ, доказывающие лживость клерикальной стороны:

Во-первых, известный историк халифата В. О. Большаков (главный научный сотрудник ИВР РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук) пишет:

«...хочется снять с Амра предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой - сожжении по приказу Умара знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару добродетельный поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о грабежах и погромах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало - она тихо угасла под напором борьбы христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков»

Большаков, История халифата, т. 2

Т.е. уничтожение книг александрийской библиотеки мусульманами находится под очень большим вопросом.

А во-вторых сам факт преступления не отменяет того, что аналогичное преступление с той же жертвой могло быть совершено ранее и позже. То, что ранее библиотека пострадала от рук язычников, а позже могла быть добита мусульманами, ничуть не отменяет того «вклада», что внесли в гибель свитков античные христиане. Как в современном законе оправданием для грабителя не является факт того, что жертву ранее грабил другой человек, факт того, что жертва была тяжело больна и пр.

2) «Христиане разрушили только языческий храм Сераписа (Серапеум), а нигде не сказано, что библиотека была там. К тому же, нигде не сказано о разрушении даже храма Сераписа. И еще – нет свидетельств, что в разрушении храмов Александрии принимали участие христиане».

АРГУМЕНТЫ –« Орозий, Руфин Аквилейский, Созомен, Сократ Схоластик, Евнапий и Аммиан Марцеллин. Никто из этих авторов не упоминает о том, что при разрушении храма уничтожались какие-либо книги. Орозий говорит о пустых шкафах, описывая события времен еще Юлия Цезаря (первый пожар в библиотеке, за пол века до появления христианства). Марцеллин, в 378 году, за 13 лет до "уничтожения библиотеки христианами!!!" уже писал о ней в прошедшем времени.»
Из приведенной цитаты Орозия так же не следует "УНИЧТОЖЕНИЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ХРИСТИАНАМИ!!!":
Во-первых, говорится о хищении (direptis, exinanita), а не об уничтожении (exitio).<…>
Во-вторых, в тексте не говорится, что в хищении принимали участие христиане. "Люди нашего времени" (nostris hominibus nostris temporibus) стали христианами лишь в воображении
В-третьих, в тексте не говорится конкретно о храме Сераписа. "Храмы, что мы сами видели" (templis extent, quae et nos uidimus) стали храмом Сераписа снова лишь в воображении»

(позволил себе процитировать, дабы не нести ответственность за возможные ошибки оппонентов – прим. Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТЫ.

О разрушении Александрийской библиотеки христианами. Сократ Схоластик, в своей книге "Церковная история", пишет:
"ГЛАВА 16

О разрушении языческих храмов в Александрии и о происшедшем по этой причине сражении язычников с христианами

В то самое время подобное смятение произошло и в Александрии. Епископ Феофил хлопотал, - и царь издал повеление разрушить языческие храмы, а в Александрии попечение об этом деле возложил на Феофила. Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа, выставил на позорище кровавые митрийские мистерии и показал все смешные нелепости обрядов Сераписа и других богов, приказав носить по торжищу изображения Приапа. Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане, - и одно зло увеличивалось другим. Борьба продолжалась до тех пор, пока не прекратило ее пресыщение убийствами."

На всякий случай (а то клерикальная сторона любит читать сквозь пальцы) повторю: "разрушил храм Сераписа".

На случай привычной безграмотности представителей единобожной конфессии: в храме Сераписа (Александрия) и располагался филиал Александрийской библиотеки.
("Ученые Александрийского мусейона переправили остатки библиотеки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками"
Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945)

Ну, и вдогонку: Сократ Схоластик - византийский историк христианской направленности

Уничтожение библиотеки - у Орозия, описание христианского вероисповедания вандалов - у Схоластика. Этого достаточно, чтобы сложить факты. Язычники могли громить языческие же храмы, но не при наличии такого кровожадного врага, как ранние христиане. В ситуации вооруженного противостояния христиан и язычников, описание разгрома языческого храма руками язычников же выглядит столь же правдивым, как сейчас погром православными казаками какого-нибудь православного же собора. Плюс - момент психологии. Если появился новый бог, то какая следует реакция? Язычник-интеллектуал: "Новый бог! Разузнаю побольше и напишу об этом интересном явлении книгу!" Язычник-простолюдин: "Новый бог! Ну, и ладно!" Языческая толпа: "Новый бог! Прекрасно, новые праздники!" Теперь иная сторона. Христианин-интеллектуал: "Новый бог! Надо срочно написать книгу, что это не бог, ибо нет бога, кроме нашего бога!" Христианин-простолюдин: "Новый бог! Нет, все это дьявольские козни! Надо быть настороже!" Христианская толпа: "Новый бог! Все это дьявольская мерзость! Сжечь! Громить! Залить грязью! " Ну, а если убрать лирику, то факт номер раз, упомянутый во многих источниках (Схоластик, Руфин и пр) - погромщиками выступали именно христиане. Факт номер два, упомянутый рядом историков - в храме Сераписа был филиал Александрийской библиотеки (например - Тертуллиан: «Итак книги, переведенные на греческий язык, доселе доказываются при храме Сераписа в библиотеке Птоломея с самыми еврейскими книгами.» Апологетик, глава 18). Факт номер три, объединяющий предыдущие два: христианские вандалы уничтожили библиотеку при храме Сераписа (Орозий).

И уж конечно, клерикальная сторона скромно умолчала о таком первоисточнике 10 века, как "Суда" или "Свида". В ней содержится очень любопытное свидетельство - о Теоне Александрийском, который назван последним управителем библиотеки. Жил он в 335-405 годах, т.е. аккурат во время уничтожения храма Сераписа (любопытное совпадение?).
А еще он был отцом той самой Ипатии - убитой христианами женщины, которая была известным математиком, астрономом и преподавательницей. Но об этой удивительной женщине, воплощающей мудрость языческого мира, поговорим в другой статье.

Попробуем выстроить факты в несколько ином порядке:

Факт номер раз. Орозий пишет: "скорее следует верить, что там были собраны другие книги, которые не уступали старым трудам, нежели думать, будто тогда существовала какая-то другая библиотека". Т.е. других библиотек в Александрии не существовало. И, скорее всего, в свете смуты последующих лет, их и не появилось, но были попытки восстановить книгохранилище. Судя по всему – удачные. Ибо –

Факт номер два: через два века Александрийская библиотека снова пострадала от римского императора Аврелиана. Вряд ли пустые шкафы, о которых пишет Орозий, стояли от Цезаря до времени самого Орозия (т.е. около трех с половиной сотен лет. ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА СУЩЕСТВОВАЛА И К 391 ГОДУ.

Орозий же пишет: «Отчего хотя и сегодня в храмах, что мы и сами видели, стоят шкафы из-под книг, которые, разграбленные, напоминают в наше время, что были опустошены людьми НАШЕГО времени (что безусловная правда),» Факт номер три: библиотека Александрии пострадала уже во времена самого Орозия, т.е. в конце 4 – начале 5 века. Это как раз совпадает с событиями 391 года.

О том, что библиотека Александрии (или ее филиал) находились в Серапенуме пишет Тертуллиан (живший, кстати, после Цезаря, лет этак на полтараста) и Епифаний Кипрский (современник Орозия). Факт номер четыре: библиотека Александрии находилась в храме Сераписа.

Опять же сошлюсь на «Суду»: Теон Александрийский назван последним управителем библиотеки. А жил он с 335 по 405 года, т.е. гибель библиотеки в конце 4 века подтверждается. Это факт номер пять.

ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА БЫЛА УНИЧТОЖЕНА В 391 ГОДУ.

О том, что в 391 году храм Сераписа был уничтожен христианскими фанатиками пишут Сократ Схоластик и Руфин Аквилейский.

ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКУЮ БИБЛИОТЕКУ УНИЧТОЖИЛИ ХРИСТИАНЕ.

ОБЩИЙ ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА К КОНЦУ 4 ВЕКА СУЩЕСТВОВАЛА КАК КНИГОХРАНИЛИЩЕ ПРИ ХРАМЕ СЕРАПИСА, И БЫЛА УНИЧТОЖЕНА ХРИСТИАНСКИМИ МРАКОБЕСАМИ В УЖЕ УПОМЯНУТОМ 391 ГОДУ.

Как видите, в каком бы порядке не выстраивались факты, они свидетельствуют об одном – христарадном вандализме античных мракобесов.

3) «Вообще христиане не уничтожили библиотеку, а всего лишь расхитили ее»

АРГУМЕНТЫ – см. цитату, приведенную выше.

КОНТРАРГУМЕНТЫ.
Переводивший текст Орозия профессионал, предпочел термин «опустошение» (что собственно и является переводом слова « exinanition») , что подразумевает, как хищение, так и уничтожение. Некоторые переводчики так же предпочитают «разграбление», как например здесь:

Кстати, «exinanition» кроме опустошения, имеет в современном английском языке еще одно редкоупотребимое значение – «поругание, унижение». Так что книжные шкафы у Орозия могли быть не просто опустошены, а еще и поруганы, разгромлены.

(И не надо вопить о том, что древняя латынь и современный английский – это два разных языка. Мне это прекрасно известно. Как известно и то, что современный английский содержит множество слов, заимствованных из латыни. Так о 6 веке пишут Джеймс Брэдстрит Гриноу и Джордж Лаймен Киттредж в своей книге «Слова и их история в английской речи»: «В те времена «каждый образованный англичанин говорил и писал на латыни так же легко, как на своем родном языке ». И часто случается, что слово, заимствованное в древности из чужого языка, сохраняет в новой среде изначальное значение, которое может быть утеряно в исходнике. Вообще, об я бы весьма рекомендовал прочесть множество статей о латинских заимствованиях в английском языке, поскольку они очень интересны, но здесь это будет уже отступлением от темы.)

4) Первоисточники вроде «Свиды» не могут быть объективными: они отстают от описываемых событий на пол тысячи лет».

Аргументация отсутствует. Выдается, как мнение последней инстанции.

Контраргумент с моей стороны прост ввиду того, что клерикальный блогер, ставящий под сомнение состоятельность Свиды ввиду ее отрыва по времени от описываемых событий, сам норовил сослаться на слова арабов, живших в 12,13 и 14 веках (Абдул Латиф аль-Багдади, Ибн аль-Кифти, Бар-Эбрей, аль-Макризи, Ибн Хальдун) о том, что именно мусульмане уничтожили Александрийскую библиотеку по приказу халифа Умара ибн Хаттаба. Короче, исходя из аргументации данного клерикала, следует считать, что источник, прямо или косвенно свидетельствующий о преступлениях христиан античности, не может быть состоятельным, если отставал от тех событий примерно на шесть веков, в то время, как источники, прямо или косвенно защищающие христианство, считаются состоятельными, даже если отстают от описываемых ими событий на пять, шесть или даже семь веков. Т.е. автор аргумента попросту проявил стандартную для современного клерикала-христарадника склонность к двойным стандартам. Потому его аргумент засчитывать не следует.

5) «Вообще, Александрийская библиотека еще до описываемых событий была перевезена в Константинополь»

АРГУМЕНТАЦИЯ – «В зарубежной историчкой литературе часто встречается мнение, что после беспорядков книги просто-напросто разошлись по монастырским библиотекам "мракобесов", при этом большая часть осела в библиотеке Константинополя - тогдашнем мировом центре "мракобесия".».

(Всякой «зарубежной литературы», да еще без фамилий авторов, я не читал, потому оставляю аргумент цитатой – примечание Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ:
А вот тут мы имеем дело с грубой подтасовкой. Потому что о перевозе каких-либо свитков из Александрии в Константинополь в 4 веке имеется вполне конкретное свидетельство. А именно – император Юлиан II Отступник (331 – 363, император в период 361-363) доставил в Константинополь часть книг Александрийского патриарха Георгия Каппадокийского. И, хотя это событие не могло случиться позже 363 года, защитники клерикальной лжи грубо переносят эти события в год 391 и представил миру, как мирный переезд книг из Александрийской библиотеки. Причем, они даже ничуть не удивляются тому, что Орозий явно сожалеет об утрате книг, что было бы исключено, если бы свитки Александрийской библиотеки просто переехали в столицу восточной Римской империи.

6) «Да и вообще, стоит ли называть библиотекой несколько разрозненных свитков?»

АРГУМЕНТЫ - «Существование библиотеки в 391 году не отрицается, если остатки книг, пострадавших при Цезаре (Плутарх вообще писал, что при Цезаре библиотека прекратила существование) и Аврелиане, считать "библиотекой". На это указывает христианин Орозий, замечая, что "там были собраны ДРУГИЕ книги, которые не уступали старым трудам" и язычник Марцеллин, вообще говорящий о ней в прошедшем времени (до событий 391 года).»

(Снова позволил себе процитировать – прим. Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТЫ:
Библиотеку же в античности называли библиотекой вне зависимости от мнения того или иного блогера, авторитетного в узких кругах. И я снова сошлюсь на Свиду, которая все-таки называет библиотекой то, что люди, страдающие от клерикализма головного мозга, упорно называют «несколькими разрозненными свитками».

И еще… В Александрии некогда был маяк, считавшийся одним из чудес света. И на нем были поставлены удивительные механизмы в виде статуй. По разным рассказам, одна из них будто бы всегда указывала рукой на Солнце на всем пути его движения по небосводу и опускала руку, когда оно заходило. Другая отбивала каждый час днем и ночью. Была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море, если на горизонте появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик, когда суда врагов подходили к гавани. Маяк давно разрушен. Но мне уже много лет интересно, что это были за статуи. Были ли они механизмами, всего лишь преобразующими работу человека или являлись одними из первых автоматов в истории? Были они целиком механизмами или же преобразовывали в свои действия какие-либо природные факторы? На эти вопросы нет ответа. Быть может, описание этих статуй было в тех самых «нескольких разрозненных списках», уничтоженных христианами. И прочесть эти самый «немногие списки» мне было бы гораздо интереснее, чем видеть многочисленные «побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа» и «бог лишь един», выдернутые из разрозненных свитков куда более низкого пошиба.