— одно из названий специального исторического дизайна карт Таро. Первоначально это название в печати употребил некто Папюс в своей собственной книге, называющейся «Цыганское Таро» , 1889 года выпуска. Но еще долгое время после этого оккультисты называли дизайн итальянским, т.к. в нем фигурировали различные итальянские знаки мастей и происходил этот дизайн, вероятнее всего, из Италии. Эти карты во Франции изготавливались с XVII века не только в Марселе, также и в других городах . Окончательно название «Марсельское Таро» ввел в обиход некий Поль Марто. Именно он в 1930 году создал колоду карт « » , а в 1949 году опубликовал свою книгу «Марсельское Таро» , где и описал символику всех 78 карт. В любом случае, как бы эта колода ни называлась, вероятность встретить карты такого дизайна у таролога достаточно велика. Попробуйте погадать, и узнайте, что именно значат «Аркан XXI», кто такой «Дурак», «Шут» и что сулит «Императрица» в гадании на любовь. Таро в руках экспертов Astro7 всегда расскажет Вам только правду!
СТАРШИЕ АРКАНЫ МАРСЕЛЬСКОГО ТАРО:
Шут (Le Mat) I (Le Bateleur) II (La Papesse) II (L’Impératrice) IIII (L’Empereur) V (Le Pape) VI (L’Amoureux) VII (Le Chariot) VIII (La Justice) VIIII (L’Hermite) X (La Roue de Fortune) XI (La Force) XII (Le Pendu) XIIIВ предверие Нового года многие из нас хотели бы получить прогноз на следующий год в главных сферах жизни. В этой теме расклад «12 домов» считается классическим. Каждая его позиция отражает один из астрологических домов. Однако для начинающих расклад может показаться не очень четким и не совсем понятным из-за того, что позиция определена зачастую не одним значением, а несколькими, на первый взгляд совершенно разными. Каково же было мое удивление, когда в книге «Марсельское таро» М. Морана, обнаружилось утверждение автора, что это расклад легко освоит и новичок, в силу егополной однозначности. В доказательство в книге приведены подробные объяснения и примеры. Поэтому сегодня предлагаю ознакомиться с интересным и практичным материалом.
Michel Morin
LE TAROT DE MARSEILLE
ЗОДИАКАЛЬНЫЙ КРУГ, ИЛИ ДВЕНАДЦАТЬ ДОМОВ
Этот способ расклада особенно удобен для начинающих, потому что на первых порах многие сочетания карт выглядят настоящей головоломкой, а здесь все четко распределено по отдельным позициям. Облегчается как «видение» (и толкование) ситуации в целом, так и предсказания.
Дляраскладатребуютсядвенадцатькарт.Приэтомначинающемунегрозит «запутаться»вних,потомучтокаждойизнихприписываетсясовершенноопределенное значение.
Поэтому,возможно,полезнобудетначатьименносэтогорасклада,чтобыбыстрее привыкнуть к работе с арканами Таро.
Двенадцать карт раскладываются в круг по порядку против часовой стрелки по схеме, показанной ниже:
Значение астрологических домов:
1-й дом: личность, характер.
2-й дом: деньги, зарабатываемые трудом; имущество.
3-й дом: ближнее путешествие, родственники (братья и сестры); ум.
4-й дом: мать; дом, семья.
5-й дом: дети; развлечения, удовольствия; творчество.
6-й дом: место работы; мелкие недомогания.
7-й дом: договоры; отношения с другими людьми; брак.
8-й дом: смерть; потери; наследство; секс.
9-й дом: дальние путешествия, занятия наукой.
10-й дом: сфера деятельности; судьба; отец спрашивающего.
11-й дом: друзья, коллеги; политика.
12-й дом: тайные враги; тюрьма, больница; серьезные заболевания.
Пример расклада:
Расклад 1
1-я карта: Звезда
2-я карта: Влюбленные
3-я карта: Жрица
4-я карта: Солнце
5-я карта: Мир
6-я карта: Колесница
7-я карта: Хозяин
8-я карта: Маг
9-я карта: Колесо Фортуны
10-я карта: Отшельник
11 -я карта: Повешенный
12-я карта: Разрушаемая Башня
Описание: самымиважнымиявляютсякарты,позициикоторыхсоответствуюттак называемым «угловымдомам»вастрологии (первый,четвертый,седьмойидесятый).В нашем примере в угловые дома попадают следующие карты:
I дом: Звезда (XVII )
IV дом: Солнце (XVIIII )
VII дом: Хозяин (НИ)
X дом: Отшельник (Villi )
Эти дома следует рассматривать в первую очередь.
I дом: спрашивающийилитот,окомспрашивают.Звезда,однаизнаиболее благоприятных карт, дает ощущение надежности и безопасности. Спрашивающий уверен в себе. По роду занятий он - человек искусства (в действительности он музыкант).
IV дом: дом,семья;мать.Солнцевэтойпозицииуказываетнабогатую,даже роскошную,обстановкувдоме;здесьчеловекчувствуетсебясвободным.Успехв делах. (Мать спрашивающего действительно богата).
VII дом: другиелюди,договорысними.КартаХозяиназдесьуказываетна материальную выгоду, то есть договоры приносят деньги.
X дом: сферадеятельностиспрашивающего,егопрофессиональныйуспех.
Карта Отшельникаговоритободиночестве,осерьезностизанятий -иозатрудненияхв отношениях с другими людьми. Кроме того, эта карта еще означает строгого отца.
Теперь можно перейти к остальным домам.
II дом: деньги, зарабатываемые трудом.
КартаВлюбленныхвэтойпозицииозначаетпостояннуюзаботуозаработке,поиски денег.Ноденьги (договоры)будут:вдомедоговоров (VII )находитсякартаХозяина.
Впрочем, спрашивающий должен быть осмотрительным, одалживая деньги друзьям (карта Повешенного в XII доме); они, скорее всего, не вернут их.
III дом: ум.
Жрицауказываетнадеятельный,продуктивныйум,ориентированныйнапублику (спрашивающий выступает с концертами). Жрица в III доме - ум, приносящий деньги.
V дом: творческая деятельность, дети, театр.
Вэтомдоменаходитсячрезвычайноблагоприятнаякарта Мира. Онаговорит,чтов творческом плане этот год будет для спрашивающего очень плодотворным. Кроме того, она показывает, что спрашивающий любит детей.
VI дом: работа, здоровье (чаще - мелкие недомогания).
Колесница -хорошаякарта.Онаозначаетблагоприятныеперспективыв профессиональнойдеятельностиипутешествия,связанныеснею. Здоровьеневызывает опасений. В этом отношении у спрашивающего все будет в порядке.
VIII дом: потери, траур, секс, наследство.
Магвокружении IV и V аркановуказывает,чтотравмголовыможнонеопасаться.
Сексуальность высокая. Приключений будет много, но возможен и разрыв отношений.
IX дом: дальние путешествия.
Колесо Фортуны - хорошая карта, обещающая приятные и выгодные путешествия за границу. За границей спрашивающий будет чувствовать себя спокойно и уверенно.
XI дом: проекты, друзья, коллеги.
КартаПовешенногоговориточьей-тоизменевходеосуществленияпроектаилив дружбе.
XII дом: испытания, тайные враги, серьезные заболевания.
Карта Разрушаемой Башнивноситвраскладтревожнуюноту. Онапредупреждаето необходимостидействоватьосторожно,потомучтоврагисильны.Особуюосторожность следуетсоблюдатьприлюбыхпоездкахнамашине.Возможнанебольшаяхирургическая операция (Маг в VIII доме).
Примечание:
В разборе этого Зодиакального круга мы намеренно ограничились лишь самымиважнымимоментами,чтобынашеизложениенеутратилоясностиидоступности для начинающих.
Расклад 2
Спрашивающий - мужчина в возрасте около пятидесяти лет.
Вопрос: Каким будет для меня этот год?
1-я карта: Луна
2-я карта: Сила
3-я карта: Папа
4-я карта: Отшельник
5-я карта: Хозяин
6-я карта: Маг
7-я карта: Звезда
8-я карта: Смерть
9-я карта: Влюбленные
10-я карта: Хозяйка
11 -я карта: Повешенный
12-я карта: Умеренность
1 -я карта, Луна, в первом доме, неплохо характеризует самого спрашивающего. Он и всамомделепредставляетсобой «лунныйтип» -полный,округлый.Эточеловек общительный, коммуникабельный.
2-якарта, соответствующаявторомудому, -Сила.Этоденьги,которыеон зарабатывает.Картахорошая,но перевернутая:силиспособностей,чтобызарабатывать деньги, у спрашивающего хватает, но в этом году у него могут быть затруднения. Как бы он ни старался, его доходы не увеличатся.
3-якарта, третийдом,ум:Папа.Прекраснаяпамять,многопоездок,втомчисле, видимо, за границу. Человек «в хорошей форме».
4-я карта, четвертый дом, означающий дом и семью: Отшельник. Человек живет один, и это его огорчает, потому что одиночества он не любит. Он никогда не был женат. У него пожилая мать, страдающая ревматизмом; здоровье у нее слабое.
5-якарта, пятыйдом-удовольствия,любовь.Хозяин.Этакартауказываетна эгоистическийхарактерспрашивающего,его «юпитерианские»черты (стремлениебезраздельновладетьобъектомсвоихчувств),из-закоторыхираспаласьеголюбовь.Он любит детей, но своих детей у него нет.
6-я карта, Маг, в доме здоровья и работы-достаточно сильная (Маг = Марс в Овне).
Этот человек много работает, иногда даже слишком много, до переутомления: этого следует избегать, так как возможны проблемы с головой (ось VI /XII дом, Маг/Умеренность).
7-якарта, седьмойдом:договорыиотношениясдругимилюдьми.Вэтойпозиции находитсякарта Звезды,однаизсамыхблагоприятныхвэтомраскладе. Человекхорошо защищен от врагов. Возможно скорое знакомство с молодой женщиной (благодаря Хозяйке в X доме).
8-якарта, восьмойдом:потери,смерть,секс.Карта Смерти.Как мыужезнаем,эта картадалеконевсегдаозначаетфизическуюсмерть.Этоскорееобновлениеличности, выработка нового отношения к тем областям жизни, которые определяются позицией карты.
Вданномслучае Смертьв Сочетаниис ВлюбленнымииЗвездойуказываетнаперемену отношения к любви и сексу, на возникновение совершенно новой ситуации (с учетом карты Хозяина в V доме и Шута в VII ).
9-якарта, девятыйдом:дальниепутешествия,философскиевзгляды.Карта Влюбленных указывает на глубокие раздумья и обобщения: человек хочет понять, в чем же заключается высший смысл его жизни и работы. Дальние путешествия или основательные переезды пока нежелательны, так как могут л ишь усилить неуверенность и сомнения.
10-якарта, десятый дом: деятельность. Карта Хозяйки показывает,чтоэтотгод был дляспрашивающегозаполненразнообразнойдеятельностью,поездками,знакомствамис людьми намного моложе его. Ум у него работал очень активно, все свои дела он устраивал быстроиэнергично.Какая-томолодаяженщинавэтомгодусыграетважнуюрольвего жизни.
11-якарта, Повешенный,вданнойпозицииозначаетпланыипроекты,друзейи знакомых,политическуюдеятельность.Осуществлениеплановнаталкиваетсяна препятствия, возможно предательство со стороны кого-то из самого ближайшего окружения. Интерес к политике у спрашивающего имеется, но участие в политических играх не принесет ему удовлетворения.
12-якарта, илидвенадцатыйдом,представленаУмеренностью.Онапредвещает серьезные, хотя и не явно видимые испытания, происки врагов и возможноезаболевание.
Карта Умеренности окружена картами Луны и Повешенного. Неприятности могут исходить от женщины,скоторойэтотчеловекужевстречалсяидолженбудетвстретитьсявновь.В плане здоровья особому риску подвергаетсяголова, мозг. Настоятельно необходим отдых, вообще щадящий режим на ближайшие два года.
Примечание.
Всегда следует обращать внимание на противоположный дом (например, для VI дома, если нас интересует здоровье, это будет XII дом). Кроме того, любопытные сведения может сообщить нам «окружение» (обе соседние карты).
Пример: Луна и Папа составляют окружение карты Силы (II дом).
Луна (деньги,богатство)иПапа (защищенность),окружаякартуСилыво II доме, значительноусиливаютэтотдом.ОниподдерживаюткартуСилы,какдванадежных союзника.
Окружение угловых домов (I , IV , VII и X ) особенно заслуживает внимания.
ПОДЕЛИЛИСЬ
Для начала совершенно неясно, что вообще считать «Марсельским Таро». Википедия предлагает взять в качестве образца карты, изданные в 1930 году Полем Марто и впоследствии переизданные фирмой Гримо.
Tarot of Marseilles by Nicolas Convert 1963
Ancien Tarot de Marseille (Grimaud, 1980, 1981)
Колода Поля Марто является, по сути, ремейком колоды Николя Конвера (первое издание ориентировочно 1760).
Ancient Tarot of Marseilles – Nicholas Conver 1761, LS
Вот так выглядит колода Николя Конвера по версии Ло Скарабео. Следует учесть, что колода печаталась на протяжении 120 лет, с 1760 по 1880 год. Естественно, и штампы, и состав красок, и бумага неоднократно обновлялись. Плюс к тому ещё неумолимый бег времени влияет на изменение цвета карт – так, все светло-зелёные элементы сегодня превратились в темно-зелёные.
Колода Николя Конвера, известная как Марсель тип II, послужила фундаментом для множества современных «восстановленных подлинных марсельских таро», например, для колоды Камоэна-Ходоровски.
Лично мне красно-синие карты Марто нравятся больше, чем кислотные Ходоровски.
Tarot de Marseille (Camoin-Jodorowsky)
Марсельское Таро возникает не на пустом месте. Ему предшествует Таро Висконти-Сфорца.
Visconti Sforza Tarot
Не стопроцентное совпадение, но корни, несомненно, прослеживаются.
Раз мы упомянули Марсель тип II, то очевидно, что должны быть и Таро Марсель тип I.
Таковыми считаются колоды Жана Додаля и Жана Нобле, созданные между 1650 и 1701 годами.
Tarot de Marseille (Jean Noblet, 1650) reprint 2007
Tarot de Marseille Jean Dodal c.1701, современная реконструкция
Безусловно, нельзя обойти вниманием удивительную колоду Жака Вьевиля с парадоксальными рисунками старших арканов.
Tarot Jacques Vieville
Существует также очень любопытная колода Tarot de Paris, по моему мнению заслуживающая внимания.
Кроме уже упомянутых колод, существует множество удачных и не очень репринтов.
Tarot of Marseille (C. Burdel, 1751, Lo Scarabeo)
Tarot de Marseille (Piatnik)
Epinal Tarot – Tarot d’Epinal 1830
Возникает вопрос: зачем нам столько практически одинаковых колод? В чём смысл?
В том, что они не одинаковы.
В Марсельском Таро нет значений как таковых. Каждая карта не более чем арабеска, узорная вязь, смысл которой предстоит разгадать. Марсельское Таро с полным правом может претендовать на звание алфавита «языка птиц». И здесь каждая деталь, каждый завиток может иметь значение, подсказывая или утаивая некие смыслы, нюансы, тонкости.
Наличие или отсутствие цветка между монетками, форма и цвет листьев – всё это говорящие знаки. Поэтому вопрос о «тру-марселе» представляется очень важным для авторов, они, бывает, по полкниги доказывают, почему именно та или иная колода имеет право претендовать на звание «истинного и подлинного» (и подразумевается – единственно истинного и подлинного) Марсельского Таро.
Марсельский дизайн был популярен не только во Франции.
Ancient Italian Tarot 1880
Удивительно, но в Италии были созданы – и исключительно похабная версия Таро, и прекрасное Таро Джованни Ваччетта, цветная версия которого была переиздана как Таро Мастера.
Tarot of the Master
Вариации на тему Марсельского Таро можно встретить и у швейцарцев 1JJ Swiss Tarot, и у фламандцев Tarot Flamand.
Иногда нет.
Некоторый не-канон в изображении младших арканов нисколько не помешал Нордик утверждать, что у неё как раз самое настоящее Марсельское Таро, только немного обновлённое.
И это приводит нас к вопросу – что делает Таро Марсельским? Листочки или отсутствие сюжетного рисунка? Или отсутствие значений?
Начиная с конца XVIII века, у колод появляются авторы не только рисунков, но и текста. И первый из них – Эттейла.
Известно несколько вариантов колод Эттейлы.
Etteilla Tarots – Grand Etteilla (Grimaud, 1910, type I)
The Book Of Thoth (Etteilla Tarot)
Etteilla Tarots – Jeu de la Princesse – и эту же колоду мы встречаем под именем Cartomanzia Italiana. Con Tarocchi del 19° Sec TAROT
Сам термин «Марсельское Таро» впервые употребил Папюс, но его колода – клон колоды Эттейлы.
Papus Tarot (Tarot of the Gypsies)
А современное Таро Папюса по своей стилистике весьма напоминает Таро Братства Света, которое, в свою очередь, генетически восходит к Египетскому Таро Сен-Жермена.
Какое отношение ко всему этому имеет Эттейла? Папюс в младших арканах опирается на его значения. Собственно, он не приводит своих, полностью заимствуя значения Эттейлы.
И так поступает не он один.
Так сразу и не поймешь, марсельский ли Эттейла, или эттейловый Марсель. Дизайн – с миру по нитке. Текст на карте – Эттейла в младших, Эттейла + Кристиан в старших.
А Вирт? Формально – полностью соответствует всем признакам Марсельского Таро.
Любопытно, что при переиздании колоды Вирта издательству Ло Скарабео оригинальные младшие арканы показались слишком скучными, и они были перерисованы по мотивам Юде Пикара. Я сталкивался с таким решением младших арканов в колоде El Gran Tarot Esoterico.
И, как ни странно, Ло Скарабео на этом не останавливаются.
Мистическое Таро Успенского
Марсельское Таро представляет собой репродукцию колоды, изданной Клодом Бурделем в 1751 году. Изображения и цвет карт были полностью восстановлены, чтобы передать непосредственность и очарование марсельской символики.
Универсальное Марсельское Таро Бурделя, несомненно, стоит в ряду наиболее интересных марсельских изданий, доступных на сегодняшний день. Благодаря мягким приглушенным цветам и нежным, изящным тонам, классические изображения этого Таро придутся по вкусу и современному картоманту.
Восстановленное издание
Рисунки и цвета этой колоды были восстановлены, чтобы добавить ей выразительности и превратить ее в еще более сильный инструмент предсказания: картоманту будет несложно достичь гармонии в работе с этими картами и научиться читать значения, скрытые в их изображениях.
Однако не стоит забывать, что образы, представленные на этих картах, восходят к древним рисункам, история которых берет начало во второй половине XVIII века. В те времена техника печати требовала, чтобы рисунок был вырезан на специальных деревянных штампах. Эти наиценнейшие штампы, будучи изготовлены, использовались печатником в различных изданиях с разными комбинациями бумаги и цветов, порой на протяжении периода, превышающего столетие.
Оригинальная колода Бурделя — печатника, проживавшего в Шаффузе, в Швейцарии, в середине восемнадцатого века, — отличалась превосходным качеством и пережила два века без особых дефектов, благодаря чему стало возможным ее точное воспроизведение.
Неиллюстрированные младшие арканы
Вплоть до 1910 года во всех колодах Таро Младшие Арканы напоминали обычные игральные карты с итальянскими мастями: Кубки, Пентакли, Жезлы и Мечи. Из них только Тузы и придворные карты — Валет, Рыцарь, Королева, Король — были снабжены изображениями персонажей. На числовых картах, от Двойки до Десятки, напротив, были приведены числа, соответствующие количеству символов масти, которые были художественно расположены на картах и украшены декоративными — чаще всего цветочными — элементами. Эмблема печатника и какие-либо фискальные штампы ставили, как правило, на Тузе или на Двойке Пентаклей.
Неиллюстрированные Младшие Арканы — были очень удобны для игр, а эзотерики, стремившиеся сосредоточить свое внимание на изучении философской составляющей старших Арканов, не считали их препятствием. Картомантов отсутствие изображений на Младших Арканов также не смущало, тем более что на протяжении всего семнадцатого века Картомантия использовала обычные карты.
Лишь в начале девятнадцатого века, с зарождением теорий Интуитивного Толкования изображений, Младшие Арканы Таро также стали снабжаться иллюстрациями. Марсельская традиция, однако, осталась верна своим истокам, и неиллюстрированные Младшие Арканы по сей день являются важной отличительной чертой Марсельского Таро. Несмотря на то, что запомнить значения неиллюстрированных карт сложнее, отсутствие на картах изображений позволяет картоманту выработать беспристрастный подход к Таро и усвоить значения каждой карты независимо от визуальной интерпретации.
Начинающим
Марсельское Таро часто рекомендуется использовать начинающим, поскольку эти карты заключают в себе простые и вполне определенные символы, благодаря которым картомант может осуществлять глубокое и подробное толкование Арканов при гадании. В самом деле, Марсельское Таро характеризуется простотой и ясностью: взгляд и внимание картоманта не отвлекают никакие второстепенные элементы. Кроме того, эта колода не требует от картоманта понимания и анализа сложных эзотерических символов.
Множество картомантов, достигших вершин мастерства, на каком-то этапе вновь обращаются к изучению Марсельского Таро. Простота Арканов марсельской модели, которая делает ее пригодной для начинающих, обладает ценностью и для опытных картомантов. Действительно, Марсельское Таро является своеобразным синтезом других колод и ориентиром в мире Таро, поэтому оно позволяет картомантам лучше понять карты Таро и упорядочить свои знания о них. В каком-то смысле Арканы Марсельских Таро, которые, в свою очередь, восходят к более старым колодам эпохи Возрождения, являются основой Картомантии и отправной точкой всех существующих на сегодняшний день колод Таро. В самом деле, все символические и эзотерические колоды XIX века, а также все художественные и интуитивные колоды XX века обязаны своим происхождением именно Марсельскому Таро.
При изучении Старших Арканов Марсельского Таро можно отметить отличительную черту, особенно отчетливо проявившуюся именно в этой колоде: расположенные по порядку от Дурака до Мира, карты Таро представляют собой аллегории естественного порядка вещей, описанного философами эпохи Возрождения. Например, Папа стоит выше Императора, равно как для средневековых мистиков духовная власть должна была стоять выше светской. Верховная Жрица — неоднозначная фигура, она не является ничем иным, кроме как иконой Веры, поскольку в христианском мире не допускается женское жречество.
У каждого Аркана свои секреты, которые один за другим раскрываются в разделе «Знакомство с Арканами», однако последовательность от ноля до двадцати двух имеет совершенно конкретное значение: ничтожный человек (Дурак) возвышается до наивысшей ступени — получения милости Божьей (Мир). Этот путь часто называют «путешествием героя», и даже начинающий картомант может проделать простое упражнение, представив себе такой путь, который соединяет карты одну с другой в определенном порядке. Это поможет ему выявить связи между Арканами.
Само название «Марсельское Таро» — это весьма условное и общее название карт, поскольку первоначальный дизайн колоды имел все признаки итальянского происхождения, да и производилась колода не только в Марселе, но и во многих городах Франции.
Так что Древнее Марсельское Таро (Ancient Tarot of Marseilles) имеет прежде всего итальянские корни. А название «Марсельское» оно приобрело благодаря тому, что именно в Марселе в то время располагались издательства, способные напечатать карты. Но всё же одна из первых серийных колод Марсельского Таро была выпущена Жаном Нобле и Жаком Вьевилем в 1650 году в Париже. Именно с этого момента и начинается официальная история Древнего Марсельского Таро. Сам же термин «Древнее Марсельское Таро» впервые был применен Полем Марто в 1930 году, им же и была создана одноимённая колода карт.