Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Мастер - класс для родителей "синквейн в работе по развитию речи" материал на тему. Семинар для родителей «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи Синквейн – примеры по разным предметам

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» комбинированного вида

Мастер – класс для родителей

«Синквейн в работе по развитию речи»

Воспитатель МКДОУ №14

Подшивалова Галина Николаевна

г. Усть- Катав

Цель. Познакомить родителей с приемами и способами составления

Синквейнов; научить использовать знания и умения в работе

С детьми в домашних условиях.

Задачи. 1. Объяснить значение использования синквейнов в работе

Над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к составлению синквейнов.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая

В работу членов семьи.

Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников

логопедической группы, дети, воспитатель.

Предварительная работа.

  1. Организация пространства для проведения «Мастер –

класса».

  1. Подготовка листов бумаги и карандашей.
  2. Изготовление алгоритма составления синквейнов.
  3. Подготовка образцов синквейнов.
  4. Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
  5. Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
  6. Распечатка мини – журналов «Учимся составлять синквейн», «Синквейн в работе по развитию речи

дошкольников».

  1. Организация родителей на практическое занятие

«Мастер – класс».

План проведения «Мастер – класса».

  1. Теоретическая часть: рассказ воспитателя о необходимости

составления синквейнов.

  1. Работа с детьми, предшествующая составлению синквейнов.
  2. Демонстрация составления синквейнов.
  3. Знакомство с разными видами работы над синквейнами.
  4. Раздача буклетов – памяток для родителей, мини – журналов.
  5. Обмен мнениями, впечатлениями.

Ход «Мастер – класса».

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Логопедическую группу посещают дети с заключением ПМПК – ОНР. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием не –

рифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Пример синквейна. Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни.

Счастье.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».

Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна.

Синквейн состоит из пяти строк.

1. Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею

(заголовок, тема).

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о

котором идет речь.

4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от-

Ношение к теме.

5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Составление синквейна с родителями, используя алгоритм составления

Синквейна.

  1. Кукла.
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.

Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им

Тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.

Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке

(дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,

Мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим

Предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот,

Ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

Вместе с родителями.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-

Ем слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного

Синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк

Необходимо ее определить).

4.Можно использовать синквейн:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5.Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

придумать рассказ;

  1. Заяц.

2.Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать

Синквейны и оценивать их).

Заключение

При творческом использовании синквейна, он восринимается детьми как

увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержа-

ния, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Литераура

  1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Журнал «Логопед». №5, 2005.

  1. Статьи в Интернете:

Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

Синквейна в логопедической практике;


Марина Головкина
Семинар для родителей «Синквейн - новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Тема : «Синквейн – новая форма работы с детьми по развитию связной речи

Форма проведения : семинар- практикум

Аудитория : родители воспитанников старшей группы.

Количество участников : до 15 человек родители , воспитатель, учитель-логопед.

Задачи :

Повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи дошкольников .

Познакомить родителей с новой формой работы по развитию связной речи с детьми – синквейном .

Упражнять родителей синквейн на тему «Моя семья» .

Вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» .

Ожидаемые результаты :

У родителей сформированы представления о развитии связной речи дошкольников 5-6 летнего возраста,

- родители научились самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн ,

-родители вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» .

Предварительная работа .

Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

Подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей .

- Разработка памятки «» .

Информационно - техническое обеспечение :

Раздаточный материал для родителей :

дошкольников»,

Видео сюжет составления синквейна детьми .

- Материалы и оборудование :

Ноутбук, проектор, экран. Карандаши, листочки, магнитная доска, магниты.

Альбомы синквейнов . Игры и упражнения по развитию связной речи . Клубочек.

Логика проведения :

1. Приветствие родителей .

Игра «Паутинка» .

Цель : эмоциональное сближение родителей , снятие напряжения, скованности.

Родители сидят на стульчиках по кругу. Родитель , поймавший клубочек, называет свое имя и любимое занятие (хобби) .

2. «Мозговой штурм»

Цель : выявить уровень знаний родителей о развитии связной речи детей 5-6 лет . Сформировать каждому родителю для себя цель семинара-практикума , используя слова «узнать, научиться» .

Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно , тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома». Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя , используя слова «узнать - научиться» , но после небольшого «мозгового штурма» .

1. Что такое связная речь ?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь ?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь ?

Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме . Постараемся их достичь!

3. Мини-лекция «Что такое связная речь , ее виды. Синквейн – новая форма работы с детьми по связной речи ».

Воспитатель : Развитие связной речи у дошкольников .

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т. е. высказывания, состоящие из нескольких фраз, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью . Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала .

Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать» , то уже на самых первых этапах школьного обучения он окажется в сложном положении, одни образовавшиеся пробелы будут вызывать появление других, в итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь .

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью . Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.

Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений,

он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом.

Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала от этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Виды рассказывания.

При повествовательном рассказывании о событии программа высказывания выражается при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета : играли – упал – поплыла – принесла. Если бы не это «движение» , то и рассказывать было бы не о чем. В этой связи хочется еще раз напомнить родителям о необходимости обогащать речь ребенка глаголами.

Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи , нужно прежде всего постараться заинтересовать его ею, вызвать желание что-то рассказать.

Можно предложить красивую яркую картинку, совместно ее рассмотреть и предложить ответить на вопросы по ее содержанию. После того, как ребенок ответит на все эти вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке.

Можно предложить ребенку пересказать прочитанную взрослыми сказки или рассказа.

Можно предложить самостоятельно завершить недочитанного взрослым рассказа, прерванного на самом интересном месте. Можно предложить ребенку рассказать о событиях прошедшего дня, пересказать просмотренный мультфильм (по наводящим вопросам) .

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей, к прослеживанию определенной связи между ними . Помните, что свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи .

Учитель-логопед. Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения , состоящего из пяти нерифмованных строк. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие : “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет

Рисунок 1

Кто это? - Ежик : “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

- “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

Предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.

2. Два прилагательных по теме.

3. Три глагола по теме.

4. Предложение по теме.

5. Ассоциация по теме : одно слово-предмет

Функции синквейна .

1). Способствует речевому развитию :

Уточнение, активизация словаря детей.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы

2). Развивает психические процессы :

Внимание

Мышление

Воображение

3). Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4). Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5). Содержит игровой момент.

6). Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Вниманию родителей предлагается небольшой видео материал о составлении детьми рассказа о профессиях детского сада по методу синквейн .

4. Игровой практикум.

Цель : упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн на тему «Моя семья» .

Родители составляют и зарисовывают и рассказывают синквейны на тему : «Моя семья»

5. Дискуссия с родителями .

«Нужно ли развивать связную речь

Цель : Актуализировать знания родителей о значении речевого развития детей и о новых формах работы в этом направлении .

6. Рефлексия.

Игра «Прямой эфир»

Цель : конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей ,

полученные в результате проведения семинара - практикума .

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашего журналиста.

Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Будете ли ипользовать полученные знания дома с детьми . Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара ?

7.«Творческий конкурс!» Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми принять участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» . Время создания альбома – 2 недели.

Цель :

вовлечение родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, применение приобретенных знаний на практике.

По окончании семинара вниманию родителей

предлагается :

Подборка методической литературы по данной теме,

Игры и упражнения на развитие связной речи ,

Копилка синквейнов : по стихам, мультфильмам, прочитанным рассказам, а так же о семье, профессиях и т. д.

Родителям выдается :

Памятка «Развитие связной речи детей 5-6 лет » .

«Семья 6 класс» - Двухпоколенной Малодетной Неполной. Права и обязанности супругов. Семья. Повторяем: Социальное неравенство характеризует неравный доступ членов общества к социальным благам. Совместное ведение домашнего хозяйства, планирование бюджета; Забота о малолетних и престарелых. Удовлетворяет потребности в любви, духовном общении, организации досуга.

«Семья» - В семейном кругу. Выступаю. Фото бабушки и дедушки. Фото занятия в музыкальной школе. Бабушка. День знаний. Фотографии детей и родителей 1 сентября. Сестра. Всероссийский урок чтения. Фото с экскурсии. Выступление на школьной линейке. Мама. Мы умеем отдыхать! Дедушка. Смена слайдов по щелчку мыши. Экскурсия в город Вольск.

«Урок Семья» - Аннотация. План проведения занятий с использованием проектного метода. Какие права мы имеем в семье? Разработанный учебно -методический проект рекомендуется использовать в 3 классе на уроке народоведение. Вопросы. Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна семья? Каковы наши обязанности в семье? Компоненты учебно-методического пакета.

«Отношения в семье» - Любите людей! С.Соловейчик. Читайте вместе с ребёнком! Незавершённый тезис. Неужели тебе трудно запомнить, что… В.Боков. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Ты у меня самый… Читайте всей семьёй! Я помню нежность маминых прикосновений, Наш в добрый мир открытый дом.

«Взаимодействие семьи и школы» - Категории населения, на которые ориентирован проект. Формирование партнерского взаимодействия школы и семьи. Объединение усилий семьи и школы в решении проблем ребенка. Задачи проекта. Основополагающие принципы. Создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи. Семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности.

«Семья как малая группа» - Забота. Конфликт. Для чего создают семью? Потомство. Сочинение «Моя семья». Общие ценности, интересы. Поддержка. Понимание. Сотрудничество. Развитие. Проблема «отцов» и «детей». Любовь. Семья как малая группа. Условия для создания семьи: Общество. Что объединяет семью? Если совпадают. Если не совпадают.

Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованногго стихотворения - СИНКВЕЙНА. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

В чем же эффективность и значимость синквейна?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память... Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

"Значение слова есть феномен мышления", - писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе "Мышление и речь"

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Давайте вместе составим синквейн "Семья":

Семья

Какая она? (крепкая, дружная)

Что она делает? (заботится, гордится, любит...)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе - и душа на месте. Я люблю свою семью....)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Крепость!...)

Примеры:

Дождь 1.Кукла

Мокрый, холодный 2.Красивая. любимая

Капает, стучит, льется 3.Стоит, сидит, улыбается

Я не люблю дождь 4.Моя кукла самая красивая

Вода 5.Игрушка

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, но нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна. Так как работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. м

Ожно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Советы педагогам:

Начиная учить детей составлять синквейны, предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (Семья, детский сад...)

Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой НОД дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи.

Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн для воспитателя ДОУ - это

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации

Средство творческого самовыражения ребенка

Способ обогащения словарного запаса

Подготовка к краткому персказу

Просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый ребенок-дошкольник может почувствовать себя гением-творцом

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.