Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Тема: Нравственные уроки повести В.Распутина «Живи и помни. Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни" Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста». Текстовые материалы для контрольных работ

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
  2. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  3. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?

Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

II. Анализ повести.

Учитель: Перескажите кратко содержание.

Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.

Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?

– Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.

Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.

Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

– «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

Учитель: Что почувствовал, когда дошел?

– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

– Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

– Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

– «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

– Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

III. Работа по таблице.

Андрей Гуськов Расчеловечивание героя

Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.
Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.
– Чудной ты с этой бородой. Как леший.
– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.
Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.
Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.
Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?

– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.

Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?

– Все согласные мягкие.

Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?

– Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

– У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.

– Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?

– Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

– Природа пытается ее остановить, задержать.

Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?

– Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода.

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

– Настену прощают, и его бы простили.

Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть?

– Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.

Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?

– Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).

Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?

– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Учитель: Что общего?

– Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.

– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

IV. Работа со схемой.

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?

– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

V. Рефлексия.

Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

VI. Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок-размышление в 11 А классе

по повести В. Г. Распутина «Живи и помни»

на тему «Война все спишет?..»

(к 75-летию Валентина Григорьевича Распутина)

Урок провела

Учитель 1 квалификационной категории

Киселева Ольга Александровна

Альметьевск 2012

Урок-размышление по повести В. Г. Распутина «Живи и помн и» на тему «Война все спишет?… (11 класс).

Учитель О.А. Киселева

Ход урока

Тип урока: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные :

дать представление о жизни и творчестве писателя — современника В. Распутина;

познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Воспитательные:

познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учащихся, мотивации учебной деятельности;

Развивающие : способствовать развитию:

логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;

литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;

профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей студентов при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;

развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения студентов; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность студентов при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе отдельных эпизодов

Наглядно – иллюстративный материал:

Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, стенгазета и альбом к произведению, текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, презентация к уроку ; кадры из документального фильма о Великой Отечественной войне , кадры из художественного фильма “Живи и помни” ».

Вступительное слово учителя.

В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, которому сегодня, 1 5 марта 2012 года , исполнилось 75 лет.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин — один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких — вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить … Н езачем жить…

Из повести “Живи и помни”

- Слово предоставляется…(уч-ца знакомит с биографией писателя, сопровождая свой ответ презентацией)

Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

II. Анализ повести . Слово преподавателя — переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”. Слайд 1.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая , философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. (Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В. Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

8.Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести. Слайд 2.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й : Что представляла из себя семья Гуськовых? Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена?

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов. Слайд 3.

9 . А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения. Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

1-й проблемный вопрос : Как о его близком нахождении узнала Настена? Слайд 4. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? С лайд 5

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением? Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ:Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Слайд 6. Возможный ответ:Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова .

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа? Слайд 7

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ:Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ. Слайд 8

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым . Чем оправдывается Гуськов? Возможный ответ:он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова , его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по — волчьи ”; (показ кадров фильма) Слайд.9

9–й проблемный вопрос: Слайд 10. Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? Слайд 11. Возможный ответ:Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? Слайд 12. Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Слайд 13. Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? Слайд 14. Возможный ответ:Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа. Слайд 15

10. Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” ? Возможный ответ:Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(о тветы учащихся и обобщение учителя). Слайд 16

Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящая, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни ». Но название повести имеет не только этот смысл.

В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её — это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда — она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом — общенародное дело. Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Слайд 17. «Живи и помни , человек в беде, в самые тяжкие дни и испытания – место твоё с твои народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» — вот идея повести, заключающаяся и в судьбах героев, и в её названии.

Переплетаются судьбы Настёны и Андрея. Житейские истины выстраиваются в стройный философский ряд размышлений о назначении человека на этой земле, о войне. И понятие родная земля «долг, преданность» становятся не умозрительными, а конкретно выраженными, через конкретные судьбы двух людей.

Слайд 18

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

13. Подведение итогов занятия.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. «…Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.

Вопросы, которые поднимаются в повести.

Кто же виноват в нравственном падении человека? Каков путь человека к предательству? Какова мера ответственности человека за свою судьбу и судьбу Родины?

Война, как исключительное обстоятельство, поставила всех людей, и в том числе и Гуськова, перед «выбором», который должен был сделать каждый.

Путь к предательству

Война - суровое испытание для народа. Но если в сильных людях она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали давать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, неверие, отчаяние.

В образе Андрея Гуськова, героя повести «Живи и помни», нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презираемый всеми, всегда и везде, независимо от века и национальности?

В. Распутин показывает путь к предательству героя. Из всех уходящих на фронт Гуськов тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать» . Но несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу…»

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало.

Зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой. Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение.

Дезертирство Андрея автор Валентин Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Таким образом неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение - дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь.

Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а Настёну, свою жену, заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому - убью. Убью - мне терять нечего. У меня рука на это твёрдая, не сорвётся», - такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало. Автор показывает как предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего нерожденного ребенка, которых он жестоко обрекает на трагическую гибель.

Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она идет на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Почему Гуськов стал предателем? Сам герой хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля».

Не случайно через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которую так цепляется Гуськов. Он не готов. Не хочет нести ответственности за свои поступки, за свое преступление всеми силами пытается прикрыться «судьбою», «роком». «Это все война, все она, — снова принялся он оправдываться и заклинать». «Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от лишних раздумий». Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки - причина появления червоточины в душе Гуськова, что и обусловливает его преступление (дезертирство).

Война на страницах повести

В повести нет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же - это именно повесть о войне.

Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, имя которой — война. Не будь войны, видимо, и Гуськов не поддался бы только смертью внушенному страху и не дошел бы до такого падения. Возможно, с детства поселившиеся в нем эгоизм и обидчивость нашли бы выход в каких-то иных формах, но не в столь уродливой. Не будь войны, по-другому сложилась бы и судьба подруги Настены, Надьки, оставшейся в двадцать семь лет с тремя ребятишками на руках: на мужа пришла похоронка. Не будь войны… Но она была, она шла, на ней гибли. А он, Гуськов, решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. И это несоизмеримое противопоставление обрекло его не просто на одиночество среди людей, но и на непременное ответное отторжение.

Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились.

Рассказывая нам о трагедии Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформирующую личность человека, способную разрушать надежды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неустойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Настена, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадавшая в результате невозможности выбора между своим народом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда оставаясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажется еще более страшной и трагичной.

Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбираясь, кто прав, кто виноват, кто слаб, кто силен.

Война и любовь

Их любовь и война - две движущие силы, которые определили горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя герои изначально были разными - человечная Настена и жестокий Андрей. Она - сама доброта и душевное благородство, он - вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но нравственную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.

Чувство Андрея к Настене - скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее - будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, "как в воду", иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Правда, мужниной доброты хватило всего на год, а затем он даже избил ее до полусмерти, но Настена, следуя старому правилу: сошлись — надо жить, — терпеливо несла свой крест, привыкая к мужу, к семье, к новому месту.

Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее - это супружеская верность. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение - единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно - ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.

Ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок - плод любви его родителей - обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: "Плевать нам на него". Он говорит "нам", но на самом деле "плевать" только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.

Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Война выявила и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда, потому что и в любви, и на войне нужно быть честными. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны.

Смысл названия. Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Андрея Гуськова меньше всего беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению. Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одинокой, оторванной от народа.

В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла », — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Героиня находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Андрей Гуськов платит высшей платой: не будет его продолжения; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. С этого момента уже неважно, как он, услышавший шум на реке и приготовившийся скрыться, будет жить дальше: дни его сочтены, и проведет он их, как прежние, — по-звериному. Может, будучи уже пойманным, даже завоет от отчаяния по-волчьи. Умереть должен Гуськов, а гибнет Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.

…Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим - один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь - самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку.

Повесть заканчивается авторским сообщением, из которого видно, что о Гуськове не говорят, не «поминают» — для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит об утопившейся Настене как о живой (нигде не подменяя имени словом «покойница»): «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену» . Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Настены «связь времен» (традиционная для фольклора концовка — о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина «Живи и помни».

Название книги «Живи и помни». Эти слова говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать уроком в жизни каждого человека. Живи и помни, что есть в жизни измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом. Живи и помни, что против совести нельзя идти и что в минуты тяжелых испытаний ты должен быть вместе с народом. Призыв «Живи и помни» обращен ко всем нам: человек ответствен за свои поступки!

Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений современного русского писателя В. Распутина - «Живи и помни ».
Я, как читатель, рад, что мне довелось читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В. Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.
События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. "… Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников". Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.
В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова - «Живи и помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.
Перед нами главный герой этой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. "… Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?" Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.
Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.
Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.
Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.
Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: "… долюшка русская, долюшка женская".
Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В. Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.
Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - «век живи - век люби».

Данная разработка урока литературы в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни" поможет учащимся разобраться в сложных философских вопросах, которые ставит автор: Какова природа предательства? В чём заключается долг человека перед Родиной? Что такое нравственная ответственность человека за свои поступки?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В. Распутин «Живи и помни». Путешествие в глубь человеческой души.

Костина Екатерина Николаевна

МКОУ Заброденская СОШ Калачеевского района Воронежской области.

Цель:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

  1. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  2. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Оборудование: мультемедийный проектор, презентация, выдержки из произведения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести

В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

III. Информация о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

IV. Анализ повести.

В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она?

Варианты ответа:

О любви;

О дезертире;

О русской женщине;

О войне.

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!»

Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

Замыслом повести послужило воспоминание детства:

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

Путешествие в глубь человеческой души начинается.

Какой эпизод описан первым в вопести?

(Исчезновение топора).

Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой).

Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы. Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте посмотрим.

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

(Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

Какая черта характера порождает этот страх?

(Эгоизм).

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души», а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?

(Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?

(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

На какое ещё несчастье обрекает себя герой?

Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества из-за собственного эгоизма?

(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников. Но как герои относятся к своему одиночеству?

(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым. А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

Посмотрим, что говорит об этом сам

«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести. Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны. В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как и почему вышла замуж за Андрея?

Любила ли Настёна Андрея? Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?

Любовь Настёны.

Какое главное правило для Настёны в семейной жизни?

(Верность)

Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

Могла ли она оказаться этой участи?

В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад?

(Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

Но Настёна сама придумывает себе вину:

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями?

(Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

В чём видят причину несчастий?

Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?


Подписи к слайдам:

Валентин Распутин «Живи и помни» 11 класс В. Г. Распутин и Живи помни. и

Валентин Григорьевич Распутин родился в 15 марта 1937 года. «Последний срок» «Прощание с Матёрой» «Уроки французского» «Пожар» За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

«Это всё война, всё она проклятая!»

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил телёнка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зёрнышко сюжета».

А муж ли? Не оборотень с нею был?»

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а д обвинить в том, что вынужден её покидать». « Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила» «Его обидело: что же так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а всё уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». страх обида Эгоизм

Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?» «Для писателя нет и не может быть человека конченого … Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок, Не той, что была по учебникам пройдена, А той, что пылала в глазах воспаленных, А той, что рыдала,- запомнил я Родину. И вижу ее накануне победы Не каменной, бронзовой, славой увенчанной, А очи проплакавшей, идя сквозь беды, Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. К. Симонов

Любовь Настёны Благодарность Вина Привычка-терпение Жалость Верность « Взял в жёны её, сироту без кола и двора». Не было детей «Сошлись – надо жить».

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

Гуськов Настёна Эгоизм, думает прежде всего о себе Великодушие, любовь, простота, милосердие. Причины несчастий – война и судьба Склонна сама себя обвинить в несчастьях мужа Обида и злоба Вера в доброту людей Страх за свою жизнь Особенно чувствует одиночество, разлад с людьми. Чувство вины.

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?» «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». В.Астафьев