Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Русский классицизм в архитектуре. Классицизм в русской литературе XIX века Развитие классицизма в русской литературе

Семинарское занятие №1

Тема: Художественные направления в культуре XIX века

1. Позиции классицизма в культуре XIX в.

2. Романтизм - идейное и художественное направление в духовной культуре конца XVIII – первой половины XIX в.

3. Реалистическое направление в культуре ХІХ в.

4. Натурализм.

5. Символизм.

6. Импрессионизм и постимпрессионизм

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общество принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всея видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, о также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелпо Венгури отмечал: «... по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков».

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии -- гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по стропам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству -- Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери, как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII--XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества -- царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры -- во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 441

Классицизм

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus - образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII -- начало XIX в. Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 405

Особенно ярко вырождение классицизма видно в изобразительном искусстве и архитектуре, где в первой трети XIX в. господствовал новый классицистический стиль «ампир» (империя). В основе его лежало естественное в эпоху республики стремление придать любому произведению величие и героическую простоту античных памятников. Постройки, начатые во времена Республики, заканчивались позднее, часто меняли свое назначение, и суровость классики нередко превращалась в бессодержательный декоративный канон. Тяга монархических режимов периода реакции к репрезентативности загромоздила декоративными элементами первоначальную чистоту стиля. Чересчур массивные декорируемые плоскости покрывали трофеями, касками, знаменами. После египетского похода Наполеона орнамент пополнился сфинксами и львами, а декоративно-прикладном искусстве стали использоваться шеи, лапы, когти львов, грифов, химер в качестве ручек, ножек, подставок. В стиле ампир оформлялись и интерьеры. Залы обставлялись на античный манер - прямые длинные кушетки, неудобные кресла, кровати, похожие на саркофаги, белые алебастровые вазы, вместо шелковых обоев - красное дерево и бронза. Разительные перемены произошли в одеждах и прическах, все стало «а ля антик» - женские платья уподобились хитонам, волосы убраны на греческий манер, француженки обули сандалии. Новый классицизм распространился и в других странах Европы, привыкших следовать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона. Зарецкая

Русский классицизм в XIX веке

Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.

Классицизм, возникший в начале второй половины XVIII века, получил в архитектуре России поистине блистательное развитие. Величайшими мастерами зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ж.-Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейших художеств».

Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»: «наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей», «беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки «знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Арабский классицизм

Когда ты вступаешь в бой, самые длинные копья оказываются короткими, и одна твоя капля в дарах и сражении равна морю.

Когда наступила ночь, двойной мрак охватил поле боя -- мрак ночи облако пыли,.С наступлением утра все озарилось светом и блеском твоего меча.

аль-Мутанабби В богатой и многообразной культуре арабо-мусульманского зрелого, или «высокого» средневековья (середина VIII-XII в.) период с Х по XII в. был наиболее плодотворным. В середине IX в. в арабском мире появилась тенденция возврата в сфере поэзии к ее истокам, возродить исконно арабские нравственные и поэтические идеалы. Таким образом возник своеобразный арабский классицизм. Поэты IX в. -- Абу Таммам, аль-Бухтури и другие -- положили начало органическому синтезу древнеарабских традиций и «нового поэтического стиля», который окончательно развили и закрепили в своем творчестве поэты Х-XII вв. (аль-Мутанабби и др.).

Термин "классицизм" (иногда "неоклассицизм", или "ложный классицизм") при характеристике средневековой арабской литературы прочно вошел в научный оборот. В трудах современных исследователей иногда делается осторожная попытка найти в арабском классицизме черты сходства с французской литературой XVII в.; иногда понятие «классицизм» связывается с определенной эпохой -- IX-Х вв., а порой дается основанная на собственном определении понятия общая характеристика арабской культуры средних веков как классицистической Расцвет арабского классицизма в поэзии Х-ХІІ вв. // Электронная публикация.

Действительно, арабскую поэзию периода зрелого средневековья, точнее, начиная с IX в. можно охарактеризовать как литературу "классицизма", -- разумеется, не вполне в том смысле, какой вкладывается в это понятие применительно к западноевропейской и русской литературам XVII и XVIII вв., хотя в арабском и европейском классицизме есть свои точки схождения. Классицизмом обычно именуют нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентирующееся на древность, признаваемую классической, творениям которой надлежит всячески подражать как непревзойденному этическому и эстетическому идеалу. Соответственно под арабским классицизмом начиная с IX в. подразумевается обращенность к формам и образцам доисламской поэзии в органическом сочетании со сложившимся в условиях зрелого средневековья «новым поэтическим стилем», со всем его богатством приемов и фигур. Синтез этих двух начал лег в основу нормативных предписаний классицизма, зафиксированных в трудах средневековых арабских критиков. Своего высшего расцвета арабский классицизм достиг в Х-XII вв., когда окончательно сложился поэтический канон как система устоявшейся нормативной художественной символики и семантики.

В эпоху литературного расцвета арабский поэтический канон, понимаемый как воплощение некоего абстрактного идеала, обеспечивал высокий уровень поэтической культуры и побуждал к интенсивным творческим поискам, поскольку поэты, стремясь превзойти предшественников и современников, старались найти более совершенное словесное выражение для нормативных тем и образов. Вместе с тем канон в известной мере тормозил развитие поэтического искусства, стесняя и ограничивая творческий потенциал поэта жесткими законами нормативной эстетики. Противоборство этих двух начал можно наблюдать в творчестве почти всех средневековых поэтов. При этом, если требования канона помогали наиболее талантливым художникам оттачивать мастерство, то художникам меньшей одаренности они давали возможность изощряться в варьировании традиционных тем и образов. Оставаясь характерной типологической особенностью средневековой арабской поэзии на протяжении многих столетий, классицизм после XII в. постепенно вырождается в лишенное творческих импульсов эпигонство и сохраняется в этом виде весь период позднего средневековья, вплоть до конца XVIII в.
1.2 Романтизм

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма.

Романтизм - это не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления - от философии и политической экономии - до моды на прически и костюмы. Но всех их объединяет одно: конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Драя Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 269

В художественной жизни первой половины XIX в. преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения, романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру повеления его высших слоев.

Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды.

Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход -- одновременно и уход от общества в разных вариантах.

Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь -- страсть, любовь -- трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.

Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «Я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.

Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, как прозрение и интуиция. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника и он оказывается в глубоком противоречии с обществом. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - с. 309

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил вес сферы духовной культуры; литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762--1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775--1854), Артур Шопенгауэр (1788--1860) и Сёрен Кьеркегор (1813--1855). Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 410

Хотя романтизм как конкретно-историческое направление просуществовал недолго, но идеи романтизма, принципы его художественного метода, так или иначе, обнаруживаются на всех последующих этапах развития художественной культуры. Левчук А. Т., Кучерюк Д. Ю., Панченко В. И., Русин М. Ю. Эстетика. - К.: Выща шк., 1991. - 229

Романтики основным содержанием своего искусства сделали духовный облик человека. Они воспевали борьбу за свободу личности, их привлекали сильные и мятежные характеры. Типичный романтический герой - это человек с сильными чувствами, бунтарь, бросающий вызов обществу. Таков Каин и Чайльд Гарольд у Джорджа Байрона, Конрад Валленрод у Адама Мицкевича. Так как культура Европы XIX века окружающая действительность не всегда давала возможность писателям и художникам найти в современном мире прообразы своих героев, они обращались к истории (прежде всего к средневековью), к сказкам и легендам. Романтизм породил исторический роман и историческую драму (Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Александр Дюма).

Особое место среди писателей-романтиков принадлежит Эрнсту Теодору Амадею Гофману (1766-1822). Гофман остро ощущал внутренне неустойчивый характер своего времени и полагал, что только фантастика и гротеск могут вскрыть сущность реальности. Художественное пространство гофманских сказок («Крошка Цахес» и др.) населяют феи, волшебники, гномы, драконы. Они существуют рядом с реальными людьми - чиновниками, купцами, рыночными торговками, студентами. Действие гофмановских произведений нередко протекает одновременно в двух планах -- бытовом, реальном и вымышленном, фантастическом, причем причудливые фантазии для него не бегство от пошлости и скуки самодовольного ханжеского мира, а подрыв его изнутри («Житейские воззрения кота Мурра»). Гофман был одним из последних немецких романтиков и в то же время первым реалистом.Карпушина С. В. Карпушин В. А. История мировой культуры. - М.: «Nota Bene», 1998. - с. 453

Реализм

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства -- человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30-40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, -- главный принцип реализма.

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 421 Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма - творчество Оноре де Бальзака.

История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон -- деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Натурализм

К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев

Если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализм утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в Абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 281

Натурализм стал не только естественным антагонистом искусства романтизма и классицизма, но и противопоставил себя реализму, с его художественным отбором, типизацией, поиском социальных обусловленностей. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - с.112

Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социально» средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаше всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле. Обращаются к образам из социальных, низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. Итак, можно сделать вывод, что в первую половину XIX века присутствовали следующие направления в художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм, натурализм. Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран XVII-го начала XIX веков, устремленное к античным идеалам. В XIX веке классицизм переродился в академизм.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную».


Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса. Резко вырос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации. Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается, прежде всего, резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников -- издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX и. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 432

Импрессионизм

культура классицизм романтизм искусствоПоражение европейских революций, разочарование в духовных буржуазных ценностях, осознание неспособности буржуазии защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризис буржуазного общества Художественное сознание второй половины и конца XIX в также пережило этот кризис. Повсеместно наблюдается уход от социальных проблем действительности, аполитичность, происходит переориентация всей культуры в духе позитивизма. На смену концептуальным картинам мира приходит поклонение эмпирической реальности данной человеку непосредственно в ощущениях. Происходит переход от драматического восприятия к созерцательному мироощущению, отождествляющему субъект и объект.

В итоге в недрах французского реализма формируется новое художественное стилевое направление, получившее название импрессионизм (от франц. импрессион -- впечатление). Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в искусстве значительно длиннее. Ее истоки лежат в борьбе романтиков с академистами, в антагонизме Энгра и Делакруа, в исканиях барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и в графике Домье. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Э. Мане. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 291

Свое название новый художественный стиль получил от картины художника Клода Мот (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца», вызвавшей бурный интерес зрителей в салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к художественным идеалам официального академического искусства, но отличавшихся яркой творческой индивидуальностью.

Особый интерес для импрессионистов представляет мгновенное преходящее впечатление (отсюда и их название). Эту моментальность они подчеркивают, нарушая привычную композиционную прочность картин, - точнее, целостность предметов. Их картинам свойственна своеобразная кадрированность, этюдность края предметов и тел бывают произвольно срезаны, сюжет полотна составляет не основное и типичное, а случайное - не выступление балерин, например, как в картинах Дега, а репетиционные моменты.

Они активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре - мгновенное изображение одного и того же объекта - Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило импрессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. Малюга Ю.Я. Культурология. М.,1998. - с. 259

С появлением импрессионизма началась новая эпоха в живописи. Импрессионисты совершили перелом в искусстве, разрушив старую иерархию живописных жанров. Они были убеждены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Поэтому импрессионисты больше всего дорожили живым общением с натурой, придавая особое значение впечатлению, наблюдению за разнообразными Гениями окружающей действительности. Они терпеливо ждали ясных, теплых дней, чтобы писать картины на открытом воздухе, на пленэре (живопись на открытом воздухе). Импрессионисты отказались от темных земляных красок в пользу чистых, спектральных цветов. Творческий метод импрессионистов предполагал работу на пленэре, создание этюдов, поскольку они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы. Но декларируя эстетическую ценность мимолетного, случайного впечатления, импрессионисты оказались в плену натуралистического мышления, заменив живопись внешним, поверхностным взглядом на предмет, абстрагируя его от всех пространственно-временных смысловых связей.

Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, поэтому они никогда не стремились к тщательному подражанию, копированию природы. Они считали, что живопись должна воссоздать момент, в который человек смотрит на мир как будто впервые, непредвзятым взглядом ребенка. В это «чудное мгновение» человеку раскрываются те стороны природы, которые не могут быть постигнуты с помощью разума. Поэтому сущность импрессионистского понимания мира заключается в поразительном умении сконцентрировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта н воссоздать преображенную реальность. В импрессионизме раскрылась способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно. Так возникает качественно иной, привлекательный, насыщенный и одухотворенный мир.

В результате импрессионистского отношения к миру все на первый взгляд заурядное, прозаическое, тривиальное трансформировалось в притягательное, праздничное, поражающее магией света, богатством красок, лицами, излучающими чистоту. В противоположность академическому искусству, которое опиралось на каноны классицизма -- обязательное размещение главных действующих лиц в центре картины, трех-плановость пространства и т д., импрессионисты перестали, подразделяв предметы на главные и второстепенные, возвышенные и низменные. Для импрессионистов характерен интерес ко всем явлениям обычной жизни. Но это не означало их всеядности и неразборчивости. В обычных, повседневных явлениях выбирался тот момент, в который гармония окружающего мира проявлялась наиболее впечатляюще. Импрессионистское видение мира было чрезвычайно отзывчиво на самые тонкие от одного и того же цвета, состояния предмета или явления.

Классицизм – это течение, направление в европейской культуре и искусстве, возникшее одновременно с течением барокко в 17 веке, однако, просуществовавшее заметно дольше. Эпоха классицизма завершится уже в 19 веке.

Классицизм как стиль и направление возник на основе культа разума и рациональности. Нужно в жизни руководствоваться не бурей чувств, а разумностью, определенным сводом правил – вот кредо классицизма. Верное, правильное, умное поведение приведет к успеху и счастью – гласит философия культуры классицизма. Не зря представителей стиля классицизма в культуре и искусстве называют идеалистами – они таковыми и являются. Благородный идеал непогрешимой личности человека и идеал справедливого мира классицистов зачастую интересует больше, чем реальный мир. К тому же классицисты верят, что данного идеала можно достичь.

Архитектура классицизма

Классицизм как стиль и направление в культуре, напомним, возник на руинах идеалов Возрождения. Человек как существо и мировое явление не оказался всесильным «царем природы». Классицисты сходятся на том, что и мир, и человек, должны стать лучше. Поэтому они стремятся воссоздать его таким, «без страха и упрека», в литературе. В качестве образца для подражания классицисты обращаются к культуре античности. Они заимствуют античные сюжеты и творения, перерабатывают их. Как в литературе, так и в архитектуре, и в живописи.

Итак, образец лучших архитектурных форм для классицизма – это формы архитектуры античности, и именно их стремятся воссоздать архитекторы классицизма. Это формы симметричные, величественные, простые и строгие, с минимумом украшений, в отличие от витиеватого стиля барокко.

Еще одна отличительная черта стиля классицизм – это монументальность его архитектуры. Не зря в качестве образца для творений архитектуры классицизма брались лучшие храмы Древней Греции (например, легендарный Парфенон) и Древнего Рима (например, колонна императора Траяна).

Образец архитектуры классицизма в Европе – это знаменитая старинная церковь Сент-Женевьев де Буа в Париже. В России это великолепнейший Пашков дом в Москве, весь архитектурный ансамбль в Царском селе, знаменитый архитектурный ансамбль Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге на Неве, Таврический дворец в Петербурге.

Литература классицизма – все по полочкам

В литературе классицизма строжайшим образом не допускается смешение жанров. Все жанры литературы условно делятся на высокие и низкие. К первым относятся оды, трагедии. Ко вторым – комедии, фарсы, мадригалы, басни, любые сатирические произведения. Так вот боже упаси смешать в одном произведении элементы речи и стиля высокого жанра, например, трагедийные, и низкого, например, комедийные. Это недопустимо для писателя-классициста. Классицизм, для примера, не признает трагикомедий.

Выдающиеся представители литературы классицизма в европейской литературе – это драматург из Франции Пьер Корнель (известен прежде всего авторством трагедий), романист Вольтер, баснописец Жак Лафонтен драматург Жан-Батист Мольер, сатирик англичанин Джонатан Свифт, и, еще один француз драматург-трагик Расин. Чаще имя Расина из-за схожести принципов и результатов творчества история литературы ставит с именем Пьера Корнеля, его собрата по трагедийному творчеству.

В России знаменитые классицисты это Михаил Ломоносов как поэт «высокого жанра», Гаврило Державин как его собрат по «высокому стилю», также Денис Фонвизин как комедийный драматург, Антиох Кантемир как общественный сатирик.

Музыка классицизма – ясность и сдержанность

Редкое выражение – «холодная музыка» как нельзя лучше подошло бы к стилю классицизма в музыке. Отцы классики в целом – австрийские великие композиторы и пианисты-виртуозы Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – это классицисты по стилю. Музыка их размеренна, упорядочена, лаконична. Их принципы творчества заметно повлияли на последующие поколения композиторов независимо от стилей и направлений творчества этих композиторов, столь велико значение этих двух имен творцов в музыке. Музыка сочинения Моцарта и Бетховена стала считаться эталоном гармонии и шедевральности музыкального творчества вообще.

Вернемся к описанию музыки классицизма. Украшения типа орнаментации в ней присутствуют, но они дозированы. Долгие и затянутые, вычурные и хаотичные импровизации –это элементы стиля барокко, но не классицизма. У классицистов вы таких музыкальных «игрушек» не встретите в помине. Плавность и максимально возможное спокойствие, отсутствие резких скачков и переходов в настроении музыки – это дополнительное кредо классицистов в композиции.

Еще один яркий представитель направления классицизма в музыке – это композитор и виртуоз музыкального исполнения венгр Иосиф Гайдн.

Расцвет классицистской музыки приходится на 18 век. В поздней музыке классицизм, в самом начале уже века 19-го, все больше звучат мотивы духовные, религиозные искания. Бесстрастная разумность стиля классицизма надоедает – и культура Европы все больше обращается к душевности, к душе, к чувствам. На смену эпохе классицизма идет эпоха романтизма с ее культом чувственности и бурных страстей.

История русской литературы XVIII века Лебедева О. Б.

Своеобразие русского классицизма

Русский классицизм возник в сходных исторических условиях – его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в., когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Так называемый «просветительский классицизм» – соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения – во французской литературе расцвел в творчестве Вольтера и обрел антиклерикальный, социально-критический пафос: за несколько десятилетий до Великой французской революции времена апологии абсолютизма были уже далекой историей. Русский же классицизм, в силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, во-первых, изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 – 1730-х гг.

Поэтому и начинается русский классицизм «не с плода весеннего – оды, а с плода осеннего – сатиры», и социально-критический пафос свойствен ему изначально.

Русский классицизм отразил и совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Если во французском классицизме социально-политическое начало является только почвой, на которой развивается психологический конфликт разумной и неразумной страсти и осуществляется процесс свободного и сознательного выбора между их велениями, то в России, с ее традиционно антидемократической соборностью и абсолютной властью общества над личностью дело обстояло совершенно иначе. Для русского менталитета, который только начал постигать идеологию персонализма, необходимость смирения индивидуальности перед обществом, личности перед властью совсем не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Выбор, актуальный для европейского сознания как возможность предпочесть что-то одно, в русских условиях оказывался мнимым, его исход был предрешен в пользу общества. Поэтому сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию, и на смену ей пришла другая.

Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. – это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему – несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.

Таким образом, русский классицистический конфликт, сохранив ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью как внешний сюжетный рисунок, целиком осуществился как социально-политический по своей природе. Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего блага, но настаивает на своих естественных правах, защищая свой персонализм от тиранических посягательств. И самое главное то, что эта национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями: если сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты в основном из античной мифологии и истории, то Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не столь отдаленной русской истории.

Наконец, еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода. То, чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма – а именно, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров – все это в русской нужно было создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма – реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы – были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. – то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 12. Проза классицизма Несмотря на то, что в художественной системе классицизма нищенствующее место занимала драматургия, проза, особенно со второй половины века, также начинает играть существенную роль. Новая историческая ситуация во Франции, торжество абсолютизма

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» В жанровом отношении «Мертвые души» были задуманы как роман «большой дороги». Тем самым в определенном смысле они соотносились с знаменитым романом Сервантеса «ДонКихот», на который Гоголю также в свое время указал Пушкин

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Эстетика классицизма Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова Первоочередной задачей нормирования литературы оказалась реформа стихосложения – ведущей литературной формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м гг. в

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Своеобразие русского сентиментализма Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг.Уже начиная с 1760-х гг. в

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Своеобразие реализма Гоголя. Творчество Гоголя обозначило новую фазу в развитии русского реализма. Сначала Белинский, а потом Чернышевский стали утверждать, что этот писатель явился родоначальником «гоголевского периода» в нашей литературе, который начался со второй

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНА 1Стремление осмыслить национальное своеобразие русского романа XIX века нередко приводило и приводит до сих пор многих буржуазных историков литературы к механическому противопоставлению русского романа

Из книги Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра автора Егоров Олег Георгиевич

Своеобразие романа в творчестве И.С. Тургенева И,С. Тургеневу принадлежат несколько романов («Рудин» – 1856 г., «Дворянское гнездо» – 1859 г., «Накануне» – 1860 г., «Отцы и дети» – 1862 г., «Новь» – 1877 г.), в каждом из которых свои и во многом непохожие герои. В фокусе всех романов

Из книги автора

Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века Новые литературные идеи эпохи Возрождения не могли воплотиться в реальную жизнь. Разочарование в учениях гуманистов приводит к весьма существенным изменениям в изображении классицистских

Из книги автора

Национальное своеобразие средневековой русской литературы О начале развития русской литературы можно говорить только с X века, когда на Руси появилась письменность. Однако уже в XI и XII веках русская национальная литература не только поражает читателей своей зрелостью,

Из книги автора

Национальное своеобразие русского романтизма Мне уже приходилось обращать ваше внимание на то, что любая национальная литература идет своим самостоятельным путем, хотя и подчиняется общим законам развития поэтического искусства.В свое время существовало мнение, что

Из книги автора

1. Типологическое своеобразие дневника Все дневники делятся на несколько больших групп в зависимости от того, что? в них является объектом изображения. Такая постановка проблемы может вызвать скорый и на первый взгляд единственный ответ: события дня. Однако дневниковеды

Изменения в политической, культурной, экономической жизни России поставили перед литературой ряд неотложных задач: нужно было осознать произошедшие перемены и, осмыслив их, отобразить окружающую действительность. Литература этого периода уже не только воспроизводит новые явления, но и дает им оценку, сопоставляя с прошлым, выступая в защиту петровских завоеваний. В30-50 годы в литературе формируется новое направление русский классицизм . Это привело к радикальным изменениям в области литературы, которые можно назвать первыми шагами русского классицизма: создаются новые классицистические жанры, формируются литературный язык и стихосложение, пишутся теоретические трактаты, обосновывающие подобные нововведения. Основоположниками данного направления в русской литературе являются Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков творчество которых целиком принадлежит XVIII веку. Все они рождены в эпоху Петра, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремились утвердить и защитить петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра Великого. Основанием русского классицизма в литературе была идеология, сложившаяся в результате осознания сильных сторон петровских реформ. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, отстаивающих эту идеологию.

Слово классицизм происходит от латинского слова classicus, т.е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в., во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Фундаментом европейского классицизма становится абсолютизм и передовые философские учения того времени. Эстетическим идеалом классицизма становится человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному. В искусстве возникает понятие «долга» по отношению к своему государству, этот долг превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Человек должен обладать высокими нравственными принципами, тогда он предпочтет исполнение государственного или общественного долга своим личным интересам.

Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство было объявлено высшей ценностью. Классицисты верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Государство в их представлении являлось разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Человек, с точки зрения классицистов, эгоист, но он поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом позитивных изменений человеческой «природы» является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.

Русский классицизм формировался в сходных условиях абсолютистской власти императора, однако он возник гораздо позже, поэтому имеет свои отличия:

1. Русский классицизм формируется в эпоху европейского Просвещения, посему его главной задачей является переустройство общества на основе идей просветителей. Писатели-классицисты были уверены, что возможно на разумных основаниях, путем правильного воспитания, которое должно организовать государство во главе с просвещенным монархом, покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.

2. Русский классицизм возникает после смерти Петра I, в период реакции, и новая русская литература начинается не с од, прославляющих деяния императора, а с сатир Кантемира, героями которых становятся не античные герои, а современники, причем Кантемир осмеивает не конкретные человеческие пороки, а обличает социальные недостатки, борется с реакционерами.

3. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права» призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков указывал на природное равенство дворян и крестьян.

4. Главным отличием русского классицизма от европейского являлось то, что он соединил в себе идеи абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения . Прежде всего, это теория просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый «просвещенный» монарх, требующий от каждого из сословий и отдельных личностей честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр Великий. Русская литература начинает процесс поучения и воспитания самодержца.

Он царствует народа ко блаженству,

И пользу общую ведя ко совершенству:

Не плачет сирота под скипетром его,

Не устрашается невинный никово…

… Не преклоняется к стопам вельможи льстец

Царь – равный всем судья и равный всем отец…

– писал А. П. Сумароков. Царь должен помнить, что он такой же человек, как и его подданные, если он не может утвердить надлежащий порядок, то тогда это «идол гнусный», «враг народа».

5. Слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но и непонимание своего долга перед государством. Именно поэтому в русском классицизме 30-50 годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Почти во всех своих одах говорит о пользе наук М.В. Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение».

6. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви, церковной идеологии. Они обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церкви.

7. Искусство русских классицистов базируется не только на произведениях античности, оно достаточно тесно связано с национальной традицией и устным народным творчеством, их литература часто берет за основу события отечественной истории.

8. В художественной области перед русскими классицистами стояли очень сложные задачи. Русская литература этого периода не знала хорошо обработанного литературного языка, не имела определенной жанровой системы. Поэтому русские писатели второй трети XVIII века должны были не только создать новое литературное направление, но и привести в порядок литературный язык, систему стихосложения и освоить неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из авторов был первооткрывателем: Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

9. Русские классицисты создали множество теоретических работ в области жанров, литературного языка и стихосложения. В. К. Тредиаковский написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735г.), в котором обосновал основные принципы новой силлабо-тонической системы, а Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) разработал и окончательно оформил силлабо-тоническую систему стихосложения /41 /. В своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

В результате подобных исследований было создано литературное направление, имевшее собственную программу, творческий метод и стройную систему жанров.

Художественное творчество рассматривалось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в . Согласно классицистическим канонам, различались «правильные» и «неправильные» произведения. К числу «неправильных» относились даже произведения Шекспира. Строгие правила существовали для каждого жанра и требовали строжайшего соблюдения. Жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Например, не разрешалось вводить в комедию «трогательные» эпизоды, а в трагедию – комические. Классицисты разработали строгую систему жанров. Жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К «низким» – комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры – трагедию и сатиру, но трагедия тяготела к «высоким», а сатира – к «низким» жанрам. В «высоких» жанрах изображались герои, которые могли служить примером для подражания – монархи, полководцы и т. п., самым популярным из них был образ Петра Великого. В «низких» жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».

Основой творческого метода классицистов являлось рационалистическое мышление . Классицисты стремились разложить психологию человека на ее простейшие составные формы. В связи с этим, в литературе классицизма возникают абстрактно-обобщающие, без индивидуализации, образы (скупец, ханжа, щеголь, хвастун, лицемер и т. п.). Надо заметить, что в одном характере категорически запрещалось соединять различные «страсти» и тем более «пороки» и «добродетели». Интимные, бытовые стороны жизни обычного (частного) человека не интересовали писателей-классицистов. Их герои, как правило, цари, полководцы, лишенные типичных национальных черт, абстрактные схемы, носители авторских идей.

При создании драматических произведений необходимо было соблюдать столь же строгие правила. Эти правила касались «трех единств» - места, времени и действия. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни, поэтому сценическое время должно было быть приближено ко времени, которое зритель проводит в театре. Время действия не могло превышать 24 часов – это единство времени . Единство места обусловлено тем, что театр, разделенный на сцену и зрительный зал, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Если действие будет перенесено в другое место, то эта иллюзия будет нарушена. Поэтому считалось, что лучше всего разыгрывать действие в одних, несменяемых декорациях, гораздо хуже, но допустимо, когда события развивались в пределах одного дома, замка или дворца. Единство действия требовало присутствия в пьесе только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц. Строжайшее соблюдение трех единств, сковывало вдохновение драматургов. Однако в подобной сценической регламентации было рациональное зерно – стремление к четкой организации драматического произведения, концентрации внимания зрителя на самих героях и их взаимоотношениях. Все это делало многие театральные действа эпохи русского классицизма истинным искусством.

Несмотря на строгую регламентацию творчества, произведения каждого из классицистов отличались своими индивидуальными особенностями. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Они призывали дворян к выполнению ими общественного долга, обличали своекорыстие и невежество. Для достижения этой цели Кантемир писал свои сатиры, а Сумароков – трагедии, где подвергал суровому суду самих монархов, взывая к их гражданскому долгу и совести.

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

Низкие жанры:

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.



Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма


А. Д. Кантемир

Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

    Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);

  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.


В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.


А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.


Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».


Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.


Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Основные периоды русского классицизма

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
  2. 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
  3. 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).