Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

В какой стране появился стиль барокко. Школьная энциклопедия. Архитектурные элементы барокко

Барокко это одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Слово «Барокко» существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл «странного, неправильного, экстравагантного» и имело пренебрежительный оттенок. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) барокко стало прилагаться уже во второй половине 18 века, а в 19 веке появились первые труды искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вёльфлин, 1888), в которых барокко расценивалось как явление, возникшее на закате Возрождения, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация барокко как на правления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно долго термин «Барокко» не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих исследованиях (Д.Кардуччи, 1860; Э.Порембович, 1893). Окончательное узаконивание понятия Барокко не только в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в 1930е, а в 1950-60е в литературоведении возникает научная мода на барокко. Ее появление, очевидно, связано с определенной перекличкой художественного мировидения «катастрофического» 20 века с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче узнает себя, чем в искусстве и литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в так называемом стиле – необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений («Концерт барокко», 1975, А.Карпентьера), открывает закономерность исследовательского интереса к барокко.

Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду «громадного числа работ о барокко лишь напустило туману в его теорию». Многими специалистами термин «Барокко» понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э.д’Орса, рассматривает барокко как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет барокко эллинистическое, средневековое, классицистическое, романтическое - всего более 20 видов. Другая концепция, выдвинутая Г.Гатцфельдом, рассматривает барокко как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо). Исследования, в которых барокко выступает как историческое, локализованное в определенных хронологических рамках понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования барокко колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-50). Барокко понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство XVII века и проблема стиля барокко Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966), то как «стиль эпохи», т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры. Иногда эти определения входят друг в друга, иногда - рассматриваются как взаимоисключающие: по мнению А.В.Михайлова, «барокко - это вовсе не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не направление… Возможно говорить о барокко как о «стиле эпохи».

По разному определяют исследователи и связь искусства и литературы барокко с религиозными движениями 17 в.: в одних трудах барокко - порождение католической Контрреформации, даже конкретно «иезуитский стиль», «искусство Тридентского собора», в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии (так трактовалось барокко в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - барокко развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Возрождения. Искусство и литература барокко более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно последняя треть 16 - первая полови на 17 в., конкретнее 1580-1660) и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия).

Барокко - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 в. коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией. Окружающая человека реальность оказывается сном, и драматичнее всего, что он не может уловить границы между этими состояниями, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (пьеса П.Кальдерона «Жизнь есть сон», 1636).

Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - «мыслящий тростник», предоставленный житейским бурям, «атмосфера сомнения», в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека барокко мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед. Новому мироощущению литература барокко находит образно-стилевые соответствия, «избегая говорить слишком ясно», сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо- , возвышенное и низкое, «быть» и «казаться», используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Барокко часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения (в т.ч. и сценические - прием «театра в театре»); прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Само слово в барокко несет прежде всего функцию «представления», а метафоры и иносказания являются «способом образования особого строя сознания».

Творческая задача писателя барокко - волновать и удивлять читателя («Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить… пусть идет к скребнице». Д.Марино. Сонет, 1611). Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие «декораций», в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов («Сумасбродный пастух», 1627-28, Ш.Сореля; «Ассенат», 1670, Ф.фон Цезена), драм («Папиниан», 1659, А.Грифиуса), призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Барочный мир «энциклопедия», и как Книга Бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, «рубрик», соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих «обдуманно-головокружительный» повествовательный лабиринт. «Рассудочная экстравагантность» барокко связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Барокко всегда учитывает, хотя и варьирует неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует «готовое слово» - и в своей «высокой», этико-философской, любовно-психологической, «трагической» линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в «низовой», нравоописательной, бурлескно-сатирической, «комической» линии (Ф.Кеведо, Сорель, Х.Я.Гриммельсха узен). Барокко представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, метафизическая школа в Англии, «светское» и «религиозное» барокко. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское барокко - наиболее философски напряженное, смятенное, французское наиболее аналитически-интеллектуальное, немецкое - наиболее эмоционально-аффектированное. Барокко - искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, «правил». Существует мало литературно-эстетических сочинений, которые с полным правом можно назвать программно барочными, хотя к становлению эстетки барокко, безусловно, имеют отношение Т.де Вио, Сорель во Франции, Дж.Донн в Англии, Д.Марино в Италии, Гриммельс хаузен в Германии. Эстетика барокко полнее всего представлена в Италии («Подзорная труба Аристотеля», 1655, Э.Тезауро) и Испании («Остромыслие, или Искусство изощренного ума», 1642, Б.Грасиана): оба теоретика обращают основное внимание на понятие «острого ума» как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве. Система жанров в барокко не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме, однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический роман с исторической тематикой, аллегорический роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма.

Искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо , то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко. (Библиотека Клементинума, Прага, Чехия).

Самые характерные черты - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи , создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.


Картина Караваджо


Картина Караваджо

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Барокко (итал. barocco - причудлимый, англ., ф ранц.-baroque, нем.-barock ) — один из главных стилей европ. и латиноамериканского искусства Нового времени; историческая эпоха, по времени совпавшая с процессом формирования национальных государств (в форме абсолютных монархий) и укреплением католицизма (в форме движения Контрреформации).

Будучи общим явлением культуры большинства европ. стран XVII-XVII вв., Б., как стиль, охватил все области пластических искусств (архитектуру , скульптуру, живопись), создав свою художественную теорию, литературу, музыку , театр и зрелищные формы праздника, как новый тип мышления проявился в философии и науке, в области политики и , выработал определенный тип социального и бытового поведения.

Происхождение, определение и история термина

Несмотря на разнообразие форм и широту распространения, Б., как стиль и как эпоха, имеет отчетливые хронологические границы: для Европы — кон. XVI - XVII вв.; для стран Латинской Америки, отдельных стран Центральной и Восточной Европы — XVII - XVIII вв. Этимология слова “барокко” имеет несколько объяснений. Долгое время происхождение термина вели от испанского “barrueco ” и португальского “ barroca ”, что означает жемчужину неправильной формы. В бурлекской и сатирической литературе Италии XVI в., а также в народной речи, слово “barocco ” означало грубый, причудливый, странный. Как доказал в свое время Б. Кроче (Storia dell’eta barocca in Italia,1929),наиболее адекватно содержанию термина “барокко” латинское “baroco ” , ведущее свое происхождение из Средних веков как особая форма силлогизма в схоласт. логике . В XVI в. этот термин использовался в метафорическом смысле для характеристики любой искаженной идеи или витиеватого, алогического способа мышления. К концу XVIII в. термин “барокко” приобрел значение определенной эстетической оценки, большей частью носящей негативный, критический оттенок. Первоначально Б. как термин художественной критики он появился в среде историков искусства, близких к классицизму (например, И. Винкельман и Ф. Милициа), и использовался для характеристики искусства и литературы, отличной от классической традиции, в первую очередь от Возрождения (см.) и классицизма XVII в.. Последовательный сторонник классицизма Ф.Милициа дал сугубо отрицательную характеристику Б. в “ Словаре изящных искусств”(1797), чем определил отношение к нему почти на целое столетие. Неоклассицистическая критика называла “барочным” все, что находилось за пределами правил, все, что противоречило упорядоченности и классической ясности, тем идеалам прекрасного, которые были выработаны академической традицией, восходящей к концу XVI в. .В кон. XIX в. происходит кардинальная ломка представлений о Б. Реальная художественная жизнь ведущих европ. стран, в первую очередь Франции и Германии, с последовательно неклассической ориентацией их искусства, с усилением мистических и субъективистских тенденций в философии , литературе и культуре (Ф. Ницше , Р. Вагнер), поиски новой живописности и символической интерпретации формы пробудили интерес к алогичным или близким по форме и содержанию явлениям в культуре и искусстве прошлого, особенно к маньеризму и Б. Одним из самых ранних примеров исторической интерпретации Б. были заметки Я. Буркхардта (Il Cicerone, 1855), в которых он дал определение стиля Б. по отношению к итал. архитектуре кон.XVI в., указав на истоки Б., восходящие к инновациям Микеланджело (см), Дж. Виньолы (см.), Джакопо дела Порта (см.) и Б.Буонталенти (см.). Систематическим изложением проблем Б., как стиля, отличного от Возрождения и классицизма, стало исследование Г.Вёльфлина “Ренессанс и барокко”(1888) и его книга “Основные понятия истории искусства” (1915), к-рые подтолкнули научные исследования формального языка искусства Б. Выделив основные пять формальных категорий двух противоположных по своей природе стилей Возрождения и Б., Вёльфлин придал им всеобщий, внеисторический смысл, определив Б. как особую форму художественного видения, периодически возникающую в истории искусства (так появилось античное барокко, римское барокко, готическое барокко). В орбиту формально-стилистических исследований ХХ в. попали не только пластические искусства Б., но и музыка, драматургия и поэзия. Складывается историко-культурная концепция Б., определяются регионы его распространения, национальные особенности различных школ , временные рамки. Были определены как начальные рубежи Б., черты которого отчетливо проявляются уже в период позднего Возрождения, так и его конечные границы, которые колеблются для разных стран от сер. до кон. XVIII в. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы только искусства или литературы, все отчетливей проявляется стремление найти общее основание для европейской культуры Нового времени в области социологии , политики, истории и культуры , религии и философии.

Этапы развития стиля

Расширительное толкование Б. как историко-культурной эпохи сталкивается с множеством проблем, трудно поддающихся однозначному определению, лишь на пути взаимного равновесия общих и частных моментов, сферы духа и области практики можно достигнуть адекватного восприятия и понимания барокко как своеобразного явления культуры и искусства конца XVI - XVIII вв. В области искусства и литературы Б. проявляет себя в различных формах, связанных со сферой распространения и национальной спецификой отдельных школ.Так можно выделить католическое барокко, возникшее в Италии в период Контрреформации и получившее широкое распространение в католических центрах Европы и Америки (Испания, Фландрия, Южная Германия, Польша, Белоруссия, Латинская Америки), многим обязанное миссионерской деятельности иезуитов. В литературе и искусстве католического барокко воплощались идеи триумфирующей церкви и торжества христианства , что способствовало решению масштабных градостроительных задач, созданию величественных архитектурных ансамблей (площадь св. Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету плафонной монументальной живописи и репрезентативной алтарной картины. В литературе идеи Контрреформации вызвали расцвет риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы, на которых возлагались задачи нравственного воспитания и разъяснения основополагающих принципов религиозной морали . Идеи триумфирующей власти нашли отражение в искусстве придворного Б., характерного для центров абсолютизма (монументально-декоративная живопись Франции, придворное искусство Испании и Италии, княжеских центров Германии и Чехии, Польши и России). В архитектуре получают развитие дворцово-парковые ансамбли (например, римские виллы к.XVI-XVII в., Версаль, Петергоф, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные формы искусства, садово-парковая пластика, малые скульптурные формы. Запросы придворной жизни, ее театрализация способствовали расцвету репрезентативных форм монументальной (историческая батальная живопись, монументально-декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов) и станковой живописи (парадный портрет, мифологическая аллегория, героический пейзаж, архитектурная ведута). Наравне с католическим и придворным барокко развивается его демократическое направление, ориентированное на запросы среднего класса европейского общества (так называемое низовое барокко). Для него характерны натурализм (Караваджо ), демократизм образов и тем (крестьянский жанр, водевиль, плутовской роман), экспрессия художественного языка, распространение идей “Vanitas” (“живописцы реальности “ во Франции, последователи Караваджо в Италии, жанр богедон в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии). Стилевые признаки Б. при кажущейся определенности (например дуализм стиля, сталкивающий гедонизм и аскезу, изысканную утонченность и брутальность, символизм и аллегоризм языка с натурализмом) чрезвычайно размыты и обладают большим разнообразием. Так рядом с “высоким” Б., проявившим себя гл. обр. в градостроительстве и архитектурных ансамблях, в жанре оперы, в многословных риторических панегириках, в трагедии и героической драме, развивались его более камерные и “низовые” формы: авантюрный жанр, пастораль и элегия, жанр путешествий и утопий в литературе, живопись реальности, фантастический пейзаж и натюрморт в живописи, герметические сочинения в науке и религиозно-дидактические притчи. Рядом с интеллектуализмом, иррациональностью и гедонистической чувственностью “высокого”стиля использовались “низовые” формы гротеска и фольклора (комедия, зрелищные формы городского и народного праздника, интермедии школьного театра). Язык Б. и его художественная форма основаны на риторике , как принципе построения литературной речи, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций. Риторика была основой выражения научной, философской, поэтической и рел. мысли, вызвала к жизни пристрастия к преувеличениям, антитезам, к сложным метафорам и аллегориям. Для литературы барокко характерна демонстрация “учености”, любовь к эмблематике и герметизму. Проблема способности убеждения (persuasione), берущая свое начало в риторике, занимала одно из центральных мест в эстетике Б., имея прямое отношение к поэтике и лексике искусства, выработанных еще в позднем Возрождении и маньеризме.. Риторика отождествлялась с поэзией и словом, а искусство во всем многообразии форм и смыслов рассматривалось как инструмент убеждения и действенного воздействия на того, к кому оно обращено. Границы между истинным и ложным стираются, во всем торжествует принцип иллюзорности. Виртуозность мастерства (триумф техники над материалом) метафорически утверждает триумф духа и гения, обладающих “meravigliosa” (необычайностью) и способностью к “espressione” (выражению), над материей. Красноречие и поэтическая изощренность являются украшением разума и способны творить новые образы и понятия. При метафорическом видении мира, характерном для поэтики Б. и восходящим к Возрождению и ренессансной любви к символам и эмблемам, метафора понимается как “мать Поэзии, Остроумия, Замыслов, Символов и героических Девизов” (Э. Тезауро). Метафора стала конечной целью остроумия (agudenza), на помощь которому приходят другие риторические фигуры и, прежде всего — кончетто (concetto), способность объединять далекие и несхожие между собой понятия. Именно Божественная метафора есть всемирный символ, постижение которого возможно путем постепенного восхождения от прикрас и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Согласно эстетике Б., гений, обладающий способностью к критическому суждению и интуицией , творит образы и кончетто подобно Богу, создавшему мир. Таким образом, человек, природа и Бог ставятся в один ряд, их объединяет божественная природа, способная к созиданию. Культ творческого гения, характерный для Б., предвосхищает романтизм. При всем стилистическом разнообразии и богатстве художественного языка Б. обладает общими фундаментальными принципами, среди которых важнейшим будет изменение отношения к реальности, характерное для всего XVII в. Новое восприятие реальности, как бесконечного и изменчивого космоса , не утратившего своей связи с божественной природой, породило внутренне противоречивое ее отражение, сочетающее натурализм и достоверность с мистической экзальтацией и аллегоризмом, наивную простоту с усложненным интеллектуализмом. Расширение горизонтов и представлений о мире через открытие и освоение новых стран, развитие научного знания (математика , оптика , астрономия) и новой естественнонаучной философии (Дж. Бруно, Г. Галилей , Н. Коперник , И. Кеплер и Б.Телезио ) раздвинуло границы вселенной, нарушило ренессансный антропоцентризм , сделав человека не центром мироздания, а его малой частью. В изменчивом и бесконечном мире человек ощущает себя песчинкой, зависящей от окружения — природного, эмоционального, социального, его психика столь же изменчива, многопланова и сложна. В литературе и искусстве Б. обостряется интерес к человеческой личности, к ее полярным, конфликтным состояниям, которые были порождены утратой равновесия в отношениях человека и мира (не случайно рецепции Б. можно видеть в романтизме, а его истоки в позднем Возрождении). Содержание барочного искусства выражается через сомнения и чаяния, в нем проявляется борение воли с необузданными желаниями, аскетизма с чувственностью, мистики с земными страстями. Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных перспективах и театральных декорациях, разрушает передний план за счет пространственных иллюзий. Реальное и иллюзорное пространства приходят во взаимодействие, их взаимная открытость порождает чувство вечно изменяющейся, подвижной и всеохватной реальности. Перспективные эффекты, линейные и композиционные ритмы, разница масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди и др.). Наиболее полно Б. как стиль проявил себя в архитектуре и пластических искусствах — живописи, скульптуре, декоративных формах. Для градостроительных и архитектурных решений Б. характерно тяготение к ансамблевости и синтезу искусств, подчеркнутое взаимодействие архитектурного объема с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластика форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объемов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Г.Гварини, Де Санктис, Х. де Чурригера). Живопись и скульптура преобразуют пространство интерьера, активно взаимодействуя с архитектурой (живопись плафонов, иллюзионистические построения квадротуристов), широко используется лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.). Именно в Б. рождается новое европейское градостроение, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, загородной виллы, дворцового ансамбля с парком. В изобразительных искусствах Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания эффектные парадные портреты (А. Ван Дейк), фантастические (С.Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (П.П.Рубенс), пейзажных вариаций и архитектурных ведут (Дж.А.Каналетто, Ф.Гварди), живописных притч (Д.Фетти). Демократическое направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках и авантюрном жанре (Караваджо и малые голландцы), в психологическом портрете (Д.Веласкес, Рембрандт) и внецерковной религиозной живописи (Дж.Мария Креспи, Рембрандт). Основными центрами распространения стиля Б. были Италия, Фландрия, Португалия, Испания, Франция, Голландия, южная и центральная Германия, Восточная Пруссия, Польша, Чехия, Литва, Белоруссия, Украина и Россия. Активная экспансия стиля характерна для стран Латинской Америки, особенно Мексики и Бразилии, где Б. приобрело гипертрофированные черты. Родиной барокко по праву считается Италия, где отдельные черты стиля проявились уже в XVI в. в творчестве Корреджо, Микеланджело, Ф.Барроччи, Джамболоньи, Микеланджело да Караваджо и Дж.Виньолы . Расцвет “высокого” стиля барокко приходится на 1630-40. и связан с именами архитекторов Дж. Л. Бернини и Ф.Борромини, живописцев П. де Кортона, А.Сакки, братьев Карраччи и художников болонской школы(см). Последние вместе с работающим в Риме франц. художником Н.Пуссеном привнесли классицистический элемент в искусство Б., немногим позднее ставший определяющим в ряде стран (во Франции). Итал. Б. эволюционировало к изощренной и изобретательной по форме архитектуре Г.Гварини, Де Санктиса, Н. Сальви, к предромантической авантюрной и экспрессивной живописи С.Розы и А.Маньяско, реалистическим полотнам Дж. Марии Креспи, изяществу и легкости росписей Дж.Б. Тьеполо, архитектурным каприччо Дж.Б. Пиранези и Ф.Гварди, ведутам Каналетто. Творчество фламандского художника П.П.Рубенса можно назвать “архитипом” Б.. Особенно мощным было его воздействие на способность живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, ее внутренней динамики и изменчивости. Рубенс был родоначальником фламандского Б., развитие которого связано с творчеством его последователей и учеников: А.ван Дейка, Я.И.Иорданса и Ф. Снайдерса. Национальное своеобразие испанского Б. проявилось в большей сдержанности и аскетичности стиля, в ориентации на местные реалистические традиции (Д. Веласкес, Ф.Сурбаран, Д. Рибера, архитектор Х.Б. Эррера) В Германии (архитектор и скульптор Б. Нейман, А.Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии (архитектор И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л.Хильдебрандт) Б. часто сочетался с чертами рококо.

Барокко в России

В России развитие стиля Б. приходится на XVIII в., что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии, его расцвет падает на 1740-1750-ые гг. Своеобразие русского Б. было основано не только на устойчивости национальных традиций и форм, но и проявлялось во взаимодействии барочных черт стиля с классицизмом и рококо (скульптор Б. Растрелли, архитекторы В. Растрелли, С. Чевакинский и Д. Ухтомский).

Барокко в литературе

Наиболее ярко литература и драматургия Б. представлены в Испании и связаны с поэзией Гонгоры-и-Арготе, трагедиями Кальдерона де ла Барки, драмами Тирсо де Молины, сатирой Кеведо-и-Вильгеса. Родоначальниками итальянского литературного Б.были Т. Тассо и Дж. Марино . Более спорно включение в Б. творчества М. Де Сервантеса, У. Шекспира, Дж. Мильтона, Й. Вондела и П. Корнеля. В России развитие Б. в литературе, связанное с украинским и польским влиянием, начинается с XVII в. (Симеон Полоцкий , Сильвестр Медведев), его расцвет приходится на XVIII в. Наиболее ярко черты стиля проявились в поэтических одах, идиллиях, поэмах и патетической прозе М.В.Ломоносова, традиции Б. дают себя знать в поэзии и прозе Г.Р. Державина.

Эпоха Б. сыграла важную роль при переходе культуры и искусства Возрождения к Новому времени, когда сформировалась не только новая карта Европы и мира, но и были выработаны механизмы взаимодействия человека и общества, истории и культуры, просуществовавшие вплоть до XIX столетия.

Рекомендуемая литература

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко, пер.с нем.,Спб.,1913; его же , Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.,1930; Ренессанс.Барокко.Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII в. М.,1966; Mahon D .,Studies in Seicento Art and Theory, L.,1947; Keleman P. Baroque and Rococo; Latin America. N.Y.,1951; Friedrich C.J. The Age of Baroque 1610-1660, N.-Y. 1952; Retorica e Barocco.Atti del III Congresso Internazionale di studi umanistici. A cura di E. Castelli. Roma, 1955 ; Argan G.C. L’architettura barocca in Italia. Mil.,1957; Battisti E. Renaiscimento e Barocco. Firenze, 1960 ; Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haitung. Dresden, 1966; Bazin G . The Baroque.L., 1968 ; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture, N.Y.,1971; I Trionfi del Barocco.Architettura in Europa 1600-1750. A cura di H.Millon. Milano.1999.

Среди многочисленных стилей в искусстве некоторые стоят особняком. Это, например, классицизм и, конечно же, барокко. Чтобы до конца понять, что такое барокко, нужно прежде всего изучить историю и реалии той эпохи, когда этот стиль был широко распространен практически во всей Европе. Давайте поговорим об отличительных особенностях барокко в таких направлениях искусства, как архитектура и музыка.

Что такое стиль «барокко»

Барокко - это целая эпоха. Зародился этот стиль в средневековой Италии приблизительно в конце XVI века, а расцвета достиг в XVII-XVIII вв., распространившись в Европе, придя на смену суровой готике. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». В целом этот стиль можно охарактеризовать как пышный, с большим количеством излишеств, величественный, роскошный и, в то же время, достаточно контрастный - словом, полная противоположность сменившему его несколько позднее классицизму. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Именно поэтому вместо рыцарских турниров стали распространенными различные увеселения - карусели, прогулки, фейерверки, маскарады и т.д. Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества - для культуры эпохи барокко чуждо. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.

Барокко в архитектуре

Несмотря на столь странные для более поздних эпох черты, в архитектуре стиль барокко, тем не менее, породил немало по-настоящему выдающихся произведений. Имена великих архитекторов - таких, как Растрелли и Бернини, Фонтана и Борромини, Глаубиц и Райнальди о многом скажут даже не слишком подготовленному читателю. Что касается наиболее значительных архитектурных памятников эпохи барокко, выделим, прежде всего, знаменитую капеллу Коронаро, которая находится в Церкви Санта-Мариа-делла-Витториа, что в Риме. Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже - рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее.

Что такое московское барокко

Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. на Руси были построены многие здания. Стандартная модель оформления дверных и оконных проемов, похожие колонны и другие архитектурные элементы делают постройки, выполненные в этом стиле, весьма узнаваемыми. Также нужно отметить, что московское барокко впоследствии развилось в несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые получили свое название по именам дворян и бояр, в чьих землях строились подобные здания. Из основных стилей, ведущих свое происхождение от московского барокко, выделим Нарышкинский, Голицинский, Строгановский стили и стиль Прозоровских. А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль. Последний памятник многие искусствоведы относят к достаточно самобытному стилю - так называемому сибирскому барокко.

Что такое барокко в музыке

Пришедшая на смену музыке ренессанса, музыка эпохи барокко отличается гораздо большей выразительностью. В то же время, как и все творения данной эпохи, она несколько вычурна - местами даже слишком, а также весьма эмоционально. Хотя, надо заметить, что барочное произведение чаще всего выражает какую-то одну конкретную эмоцию: радость или печаль, веселье или грусть и т.д.). Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Из выдающихся композиторов эпохи барокко отмечу К.Монтеверди, Д.Букстехуде, А.Скарлатти, Т.Альбинони, А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Дж. Перголези и, конечно же, любимого мной Г.Ф.Телеманна.