Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Как в повести Гоголя «Тарас Бульба» проявляется народный характер. Как проявляется в повести её народный характер Смерть сыновей Тарас Бульбы

Подробное решение Страница 141-193стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

От чьего лица ведётся повествование и как это влияет на вос-приятие повести? Кто из героев вызывает ваши симпатии и почему?

Как вы восприняли развязку отношений Аси и Н. Н.?

Рассказ господина Н.Н., это воспоминания о днях давно ушедших. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя.

Это помогает читателю максимально близко ощутить эмоции и переживания повествователя.

Из героев вызывают симпатию Гигин, Ася. Он искренние, открытые, добрые личности.

Развязка отношений вызвала грусть от того, что герой упустил свое счастье.

I. Пересмотрите содержание повести по главам, отмечая основные события, эпизоды, обратите внимание на её построение и поду¬майте:

1.Что создаёт поэтическую атмосферу этой повести, почему «от неё веет душевной молодостью» (Н. А. Некрасов)?

Поэтическую атмосферу повести создают:

Повесть очень музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе.

Прекрасные описания природы, и портретов героев, которые помогают лучше понять состояние героев.

2.Как и под влиянием каких условий развиваются отношения между тремя молодыми людьми?

Молодые люди встречаются во время отдыха в Германии. Услышав русскую речь автор повествования знакомится с Гигиным и его спутницей Асей, которую он представляет своей сестрой. Они быстро сближаются, так как Гигин вызывает симпатию у рассказчика - он не похож на остальных русских на отдыхе, и вместе проводят время, гуляют, изучают красоты немецкого Рейна.

3.Чем Ася выделяется из окружающей среды? Как её «странности» воспринимают брат и Н. Н.?

В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

Гагин относится к своей сестре очень внимательно, заботливо, терпимо переносит ее странности и прощает ей все ее причуды. Гагин -мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Аси в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

4.Как возникает и проявляется у Аси чувство к Н. Н.? Чем он мог привлекать эту необычную девушку? Оправдалось ли мнение Га-гина: «У ней ни одно чувство не бывает вполовину»?

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш¬ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль¬шим мастерством художника-психолога раскрывает само¬бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила. Она влюбляется в Н.Н. с первого взгляда.Сама Ася впервые сталкивается с таким чувством и, поэтому Н.Н. кажется ей необыкновенным человеком. Анна думала, что встретила любовь всей своей жизни и была готова посвятить ему свою судьбу. Но Н.Н. оказывается нерешительным человеком и не может ответить на чувства девушки, тем самым, оставляя в ее душе разочарование в любви.

Мнение брата о девушке оправдалась – Ася полюбила пылко и преданно, впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»

5.В чём причина столь неожиданной развязки отношений Аси и

Н.Н.? Кто, по-вашему, виновен в несостоявшейся любви?

Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».

6.Почему Н. Н., который «не слишком долго грустил» по Асе, как он сам признаётся, спустя и 20 лет бережно хранит её записочки и высохший цветок? Что в его поведении и судьбе объясняет фраза: «У счастья нет завтрашнего дня»?

Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

«У счастья нет завтрашнего дня» - за свою любовь нужно было бороться здесь и сейчас, ведь это чувство может быть погублено неверным словом или поступком. Герой сам виновен в том, что упустил свою настоящую любовь, он слишком поздно это понял. Он должен был войти в дом Гагина в тот вечер и объяснится с Асей, но он этого не сделал.

II. Внимание к тексту!

1.Объясните роль некоторых художественных деталей, встреча¬ющихся в нём: статуя печальной мадонны под одиноким ясенем; звуки вальса; ветка гераниума; крылья - на крыльях - кры-латые.

Высохший цветок гераниума - это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.

Звуки вальса – символизируют зарождающееся чувство любви.

Статуя печальной мадонны под одиноким ясенем - Тургенев открывает и завершает символом католической мадонны «с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами» . всю любовную историю, и он является для него одним из ключевых. Своим выражения лица мадонна схожа с Асей (что придает и образу героини вневременное измерение) . Красное сердце, навечно пронзенное стрелами, – знак того, что любовь неотделима от страданий. Лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из темной зелени старого ясеня» . Таким образом, этот образ может быть понят один из ликов природы. В готических храмах на порталах и капителях лики и фигуры святых окружались растительным орнаментом - выточенными из камня листьями и цветами, Образ Мадонны подчёркивает непредсказуемость Аси, она часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям: «Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня.. . по тому, что я делаю» ; «Я сама не знаю иногда, что у меня в голове. <...> Я иногда самой себя боюсь, ей-богу» .

Крылья – на крыльях – крылатые - символ любви.

2.Какие ассоциации вызывают у Н. Н. эпизоды: служанка Ганхен и её жених (главы XV и XXI)?

Второй раз он увидел девушку у берега, она сидела рядом с молодым человеком с бледным лицом, но не грустным. Возможно, она нашла уже себе другого парня, взамен того, уехавшего. «А на другой стророне Рейн маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня…»

3.Какая особенность натуры Аси открывается в её признании при виде богомольцев: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. - А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

4.Какие основания есть у Гагина думать, что «Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье»? Случайно ли к концу повести (глава XIV) он говорит Н.Н.: «Вы очень милый человек, но почему она вас так полю¬била - этого я, признаюсь, не понимаю»?

Возможно, потому как она сама по себе – девушка необыкновенная, романтичная, с нелегким характером и образом мыслей, требующим романтического в своей жизни.

5.Раскройте подтекст следующих фраз: Гагин несколько раз прого¬варивает Н. Н.: «Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

«Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; - Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

Ася понимает, что влюблена, но чувствует, что ее чувство по-настоящему не взаимно.

6.Перечитайте размышления Гагина о живописи, об искусстве. По¬думайте, как они могут быть связаны с душевным кризисом са¬мого И. С. Тургенева.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на «проклятую распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», – к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным.

Возможно Тургенев так же переживал свой душевный кризис, когда не мог полностью отдаться творчеству, по-настоящему работать, а не говорить об этом. Поэтому он и предпринял поездку за новыми впечатлениями.

*** Дополнительные вопросы ***

Воссоздайте в воображении всю историю жизни Аси, начиная с детства. Объясните психологию ее поведения во время свидания с Н.Н.

В повести она предстает открытой, самолюбивой, благородной, непосредственной девушкой с необычной внешностью. Ася была воспитана в семье крепостной крестьянки. Этим объясняется ее застенчивость и неумение вести себя в обществе.

Ну, так что же хочет сказать Ася. Читатель в нетерпении, что привело ее в столь укромное место, какую «страшную» тайну хочет она поверить молодому человеку? Вот она уже почти готова сказать… но не может решиться… слова застывают на ее губах… она не может произнести роковые слова.

Н. Н. сурово обращается к ней по имени и отчеству. Он полон решимости выполнить данное Гагину обещание, но весь вид Аси его покоряет, в нем с новой силой вспыхивает любовь, сердце его тает, и он больше не в силах выдерживать официальный тон своего разговора. Он опять называет девушку по имени.

«Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист, дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, - взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

Ваша... - прошептала она едва слышно. Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

Что мы делаем!..- воскликнул я и судорожно отодвинулся назад-Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему сказать.

Должны? - проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все пропало, все, все».

Ася с нежно-трепетной любовью вверяет себя в руки Н. Н. Она поверила ему. Она говорит «ваша», она первая переходит черту признания как Пушкинская Татьяна. В это короткое мгновение она верит, что свершилась все ее мечты. И тем жестоко прозвучали слова Н. Н. Его поразило воспоминание о Гагине. В такую решительную минуту, когда могла решиться его судьба, появляется призрак Гагина. Н. Н. и сам понимает ложность своих обвинений и «старается не глядеть на Асю». Он боится прочесть укор, он боится, что он снова растает.

Н. Н. считает, что тайна Аси, которую она «выдала» брату заключается в том, что она любит. Однако он ошибается. Ни для брата, ни для него это не было тайной. Другой вопрос, что это нашло подтверждении в признании Гагину. Тайна заключается в другом и пока Н. Н. не может понять этого.

Асю взволновала угроза разрушить их отношения, которая исходила от Гагина, никогда так реально она не нависала над русскими Ромео и Джульеттой. Ася не знает, она не уверена, готов ли Н. Н. принять всю правду и остаться с ней и вообще любит ли он ее. Поэтому она и назначила для окончательного объяснения встречу.

А Н. Н продолжает обвинять девушку. И здесь Ася задает простой вопрос, который раскрывает всю ложность высказываемых Н. Н. обвинений: «Но зачем же вы сказали брату?» Действительно зачем? Конечно, ложное понимание честности заставило его это сделать, но этим самым он бесчестно поступил по отношению к Асе. Теперь выяснилось, что ей такой поступок неприятен, что она не хотела вмешательства брата в их отношения. И призналась она Гагину, потому что он застал ее врасплох, в момент, когда она не управляла своими чувствами.

Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

Охарактеризуйте особенность композиции повести, её роль в раскрытии замысла автора.

Автор выбрал кольцевую композицию, потому что 25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.. В произведении нет развязки. То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”

Объясните, как мотивируются поступки героев повести, смена их настроения (психологизм).

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести Ася, которая была напечатана в первом номере Современника" за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь горячо, чуть не со слезами.

Ася - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. ". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность. решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Подумайте, что сближает тургеневское произведение с рассказом Л. Н. Толстого «После бала».

Сближает форма повествования – своими воспоминаниями молодости делится пожилой человек. Он описывает событие, которое повлияло на него дальнейшую жизнь.

Какие нравственные принципы И. С. Тургенева воплотились в по вести «Ася»?

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Повесть С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также узнать о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

краткое содержание других презентаций

«Герои произведений Чехова» - Проект способствует развитию интереса. Антон Павлович Чехов. Пьесы. Писатель. Антон Чехов. Чехов и герои его произведений. Художник жизни. Писатель мировой славы. Круг детского чтения. Человек в футляре. Материал. Составление теста. Поездка. Злоумышленник. Участники проекта. Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Капитанская дочка. Чехов в школе. Чехов в год окончания гимназии. Составление иллюстрации.

«Народные праздники в произведениях» - Сияют кресты на крыльях. Евгений Онегин. Народные праздники в произведениях русских писателей и поэтов. Последнее средство. Лето Господнее. Вербное воскресенье. Снегурочка. Светлана. Семик. Песни и крики. Прошла «верба». Праздничное время. Иван Купала. Крещение. Народные приметы. Немало воды утекло с того далекого времени. Вечер накануне Ивана Купала. Святки. Великая Суббота. Народные праздники. Троица.

«Произведение «Юшка»» - Прочитайте эпизод «Юшка и дети». Сколько лет главному герою. Продолжи фразу. Прочитайте отрывок. Где работал Юшка. Героика ветхости. Платонов о себе. Чтение и анализ рассказа «Юшка». Цель урока. Работа с эпиграфом урока. Прочитайте начало рассказа. Андрей Платонович Платонов. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина. Начало пути. Как взрослые относились к герою рассказа. Узнай героя. Как вы понимаете слова героя.

«Жанры публицистического стиля речи» - Найти лишнее. Официально-деловой стиль речи. Художественный стиль речи. Представленные материалы. Герой России. Синтаксическая конструкция. Сфера общения. Публицистический стиль. Ведущая цель общения. Стили речи. Публицистический стиль речи. Хлеб. Сообщение. Словосочетания. Научный стиль речи. Название стиля речи. Водитель. Агроном. Разговорный стиль речи.

««Литература» 7 класс» - Вводный урок литературы 7 класс. Николай Семёнович Лесков. Михаил Юрьевич Лермонтов. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Антон Павлович Чехов. Эпос. Максим Горький. Как вы понимаете слова. Литературный род. Путешествие без расстояний. Александр Сергеевич Пушкин. Литературоведение. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Пространство и время в литературе. Николай Алексеевич Некрасов. Афанасий Афанасьевич Фет.

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» - А.К. Толстой. Мало одной жизни. В. А. Жуковский. Чёрный бархатный шмель. И. А. Бунин. Приход весны. Анализ стихотворения «Благовест». Синквейн. Жаворонок. Анализ стихотворения. Благовест. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Осень.

П овесть «Тарас Бульба» — не первое произведение Гоголя, где автор коснулся изображения истории и национального колорита. Но, в отличии от остальных творений, в «Тарасе Бульбе» акцент делается именно на человеческом факторе, на народных чертах характера.

В рамках реализма Гоголь прибегнул к пересказу истории путём рассказа о судьбе народа. Именно люди выступают здесь, своего рода, двигателем истории.

На страницах повести «Тарас Бульба» нас встречают народные герои, которые самоотверженно сражаются за свою историю, за свои права и независимость.

Повесть, впервые за всю историю русской литературы, вмещает в себя столь правдивые и яркие описания народной жизни обычных людей. Каждый из героев повести представляет собой не отдельную единицу, а часть всего народа. Таким образом, проявляется основная идея автора произведения – изобразить гармоничный тандем личных интересов и народных.

Описание Запорожской Сечи Николаем Васильевичем достигает невероятных масштабов. Дух Сечи, её могущественный образ гармонично помогает изобразить всю аутентичность народа, его характер, гордость и силу.

Описывая социальное устройство Запорожской Сечи, Гоголь находит такие литературные обороты, которые с невероятной точностью и яркостью отображают его симпатию и в то же время сочувствие. Автор удачно передаёт атмосферу общественной организации, всю строгость дисциплины, которая здесь царит, своенравие и демократию. Бытовая специфика Сечи и её моральный уклад помогает воспитывать юношество при помощи опыта, при этом развивая в них наилучшие человеческие качества.

Казаки и кошевые в отношениях руководствуются принципами справедливости и человечности, прежде всего. Высокое положение кошевого не подразумевает под собой слепого подчинения ему. Кошевой в этом укладе выступает в роли не как хозяин общества, а как слуга, и его целью является руководить народом на войне, но в мирное время служить ему. Здесь любой запорожец, любой казак может получить звание кошевого с также легко, как и лишиться его.

Запорожская Сечь, как её изобразил Гоголь на страницах повести «Тарас Бульба», изображена для читателя местом, где царит равенство, вольность и великодушие.

Условия быта и специфика обитателей Сечи качественно и правдоподобно описывает мужественный, свободолюбивый, честный и правильный характер народа. Здесь каждый человек воспитан так, что интересы родины, земляков, независимость, справедливость становятся превыше всего.

Естественно, такое своенравное устройство Сечи не лишено и слабых сторон. Наравне с высокими моральными качествами казаков, Николай Васильевич реалистично отображает сравнительно небогатый культурный уровень обитателей Сечи, приверженность бытовым привычкам, рутине, которые проникают во все сферы жизни народа. Гоголь не старается идеализировать устройство и жизнь Сечи, он показывает её читателю такой, какая она исторически сложилась и существовала.

Восхваляя сильные подвиги казацкого народа, Николай Васильевич не стремится их приукрасить и идеализировать. Он не умалчивает и том, что храбрость, сила, лихость запорожцев в реальности переплеталась с беззаботностью и разгульным способом жизни, а героические поступки шли тесно с беспощадностью.

Особенно надо отметить главную фигуру произведения, человека, вокруг которого разыгрывается весь сюжет – Тараса Бульбу. Писатель создал его олицетворением наилучших черт народного нрава того времени. Этот воин, объединил самые яркие характеристики казачества. Тарас Бульба — отважный казак, борец, герой. Бесстрашный взор, мужественное лицо, характерная трубка и казацкие усы – таким выходит он к нам со страниц книги. Тарас полностью отдаётся казацкой жизни, поскольку он преданный защитник своей земли. Главным для него всегда остается верность родине.

При создании образа Бульбы, Николай Васильевич не думает изобразить идеал. В нём намешана нежность и грубость, большое и малое. Гоголь всегда восхищался героическими чертами характера. Именно так и изображен Тарас.

Таким описывает Гоголь то время и тот народный характер. Запорожские казаки для автора и читателя становятся примером устройства людского общества, которое держится на принципах гуманности, братства и справедливости.

Не зря повесть Гоголя пользуется невероятной популярностью у читателя по сей день.

Ответ оставил: Гость

Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь.
Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства.
Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей.
Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни.
Во-вторых, преувеличивается их сила («там, где прошли незамайновцы - там и улица, где поворотились - там уж и переулок»).
В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей.
Цитатный план речи о товариществе (глава IX).
1. «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша».
2. «Всё взяли бусурманы».
3. «Вот в какое время подали мы <...> руку на братство».
4. «Нет уз святее товарищества».
5. «...Породниться родством по душе...может только один человек».
6. «...Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
7. «Нет, братцы, так любить, как русская душа...нет, так любить никто не может».
8. «...Подло завелось теперь на нашей земле».
9. «...Проснется оно [русское чувство] когда-нибудь».
10. «Пусть же знают они, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Ответ оставил: Гость

Добавь фотограффию сюда)

Ответ оставил: Гость

Гринёва обвинили в измене, в нарушении присяги. Но, если Вы читали произведение, то знаете, что обвинение Гринёву выдвинуто в связи с доносом и оговором Швабрина, решившего во что бы то ни стало погубить своего счастливого соперника.

Как адвокат Вы должны доказать, что Гринёв не изменил присяге и остался до конца верен императрице. А материал Вам надо искать в самом тексте «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Перечитайте главы, в которых Гринёв встречается с Пугачёвым – и до восстания, и во время восстания. Обратите внимание на те диалоги, которые ведут Пугачёв и Гринёв, на причины появления Гринёва во вражеском стане.

Вам надо знать о том, когда и как впервые встретил Гринёв Пугачёва, как Петр Андреевич вёл себя после захвата крепости пугачёвцами, почему Пугачёв его не казнил.

Кроме того, следует обратить внимание на то, почему Гринёв отказался служить Пугачёву, какие качества характера проявил, прямо говоря предводителю восставших, что считает его разбойником, и в связи с какими событиями он всё-таки обратился к Пугачёву за помощью.

Так как урок будет проходить в форме судебного разбирательства, то Вам надо подготовить вопросы к свидетелям и подсудимому.

Свидетелями обвинения являются Зурин, Швабрин, Андрей Карлович, а свидетелями защиты – Марья Ивановна Миронова, крепостной Архип Савельев, попадья Акулина Памфиловна, Емельян Пугачёв.

Задавая вопросы свидетелям обвинения, Вы должны показать, что одни из них (Швабрин) намеренно лгут, а другие заблуждаются. Свидетели защиты, отвечая на Ваши вопросы должны подчеркнуть, честность, порядочность Петра Андреевича, его верность присяге, показать те усилия, которые предпринял Гринёв для спасения дочери казнённого Пугачёвым капитана Миронова и убитой пугачёвцами его жены, Василисы Егоровны.

Самое главное условие успешного Вашего выступления на уроке – отличное знание «уголовного дела», то есть содержания «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

Как проявляется в повести " Тарас Бульба" её народный характер?

Ответ:

Как проявляется в повести " Тарас Бульба" его народный характер?

Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.

В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?

Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит борьба за свободу и независимость Родины; Разумеется герои Гоголя воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

Напишите цитаты Тараса Бульбы.

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. - Батько! где ты! слышишь ли ты всё это? (Остап) - Слышу! (Тарас Бульба) - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? - Я тебя породил, я тебя и убью! - А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой! - Есть ещё порох в пороховницах?! - Нет уз святее товарищества! - Терпи, козак, - атаман будешь! - Добре, сынку, добре! - Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!