Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол. Тряпичная кукла своими руками: выкройки и мастер-класс как сделать свою куклу

Куклы из тряпочек, из остатков ткани - что может быть проще? В то же время, это целый мир, очень древний, очень яркий и красивый и со своими традициями. Веками куклы были не только и не столько игрушками для деток, сколько сакральными символами, вещами, несущими тайный смысл, помогающими людям. Считалось, что обереги защитят от порчи и сглаза, сохранят мир и согласие в семье, сберегут от болезней и бедности. Так народные куклы дошли и до наших времён. Сейчас появилось множество других кукол, напоминающих забавных малышей, девочек и мальчиков, сказочных персонажей. Дети очень любят такие игрушки, тёплые и забавные, сделанные мамой или бабушкой.

Тряпичная кукла сопровождала человека с рождения и до самой смерти. Беременная женщина создавала такую куколку своему ещё не родившемуся младенцу с самыми тёплыми словами и пожеланиями. Мама дарила дочке такую игрушку-оберег, и та брала её в новую семью, когда выходила замуж. Считалось, что это мамина помощь, что помощь эта окажется небесполезной в чужом месте и поможет справиться с неприятностями. Жена могла дать в дорогу мужу, уходящему на заработки или на войну, куколку, которая, считалось, не только сбережёт его, но и будет напоминать о любимой жене и семье в дальних краях. Мы покажем Вам выкройки тряпичной куклы своими руками!

Не так уж сложна в изготовлении тряпичная кукла своими руками с выкройками. Важно правильно перенести выкройку на ткань, аккуратно, а главное, с любовью, вырезать и сшивать. Такие изделия по силе каждой, даже начинающей мастерице. Если изготовить такую куколку, получится замечательный подарок или интерьерная игрушка в народном стиле.

Народные куклы очень разнообразны. Делали их обычно из подручных материалов, популярностью пользовались игрушки из бересты, повязанные тряпичными платками, из травы или соломы, которые мама могла сделать малышу прямо на сенокосе или в амбаре, связав нитками, скрепив берестой. Поэтому и изготовление тряпичных кукол своими руками предполагает различные действия. Какие-то игрушечные барышни требуют работы с иголкой и ниткой, а какие-то - просто наматывания ткани, которую нужно потом ловко перевязать ниткой. Такие куклы в народе назывались «мотанки», девочки уже лет с пяти умели их вертеть.


Мастер-класс по русским тряпичным куклам своими руками покажет и объяснит, как просто и быстро сделать и символическую древнюю куклу, и забавный подарок для ребёнка.

Необходимые материалы:

  • Небольшой отрез х/б или льняной ткани для юбки (42 х20 см)
  • Полоска для повойника (5 х 22 см)
  • Вата для набивки (если мастерица хочет добиться подлинности и идентичности, то ей понадобится солома или опилки, но они должны быть достаточно мелкими)
  • Платочек (35 х 15 см)
  • Льняная ткань для рубашки (24 х22 см)
  • Два красных лоскутка (10 х10 см)
  • Нитки красного цвета
  • Лоскутки грубого льна (18 х38 для тела, 32 х 17 для ног, 26 х 14 для ручек)

Туловище

В центр лоскута для туловища нужно положить небольшой кусок ваты, сформировать голову и перевязать ниткой. Таким же образом сделать два красных шарика - будущую грудь куклы.


Ручки и ножки

Сделать подгиб у лоскутков для ручек и ножек, скатать их в трубочки, концы обмотать красной ниткой. Это скрепление имело сакральное значение. Красный цвет - символ огня, любви и силы - недаром является цветом скрепляющей нити. Ведь и невесты шли под венец не в белом, а в красном сарафане и платке.


Сборка

Теперь ручки и ножки нужно примотать к туловищу. Ручки приматываем так, чтобы на груди получился крестик - так надёжнее.

Ноги так же примотать к туловищу. Далеко не у всех народных тряпичных кукол имелись ноги. Часто, поскольку кукольное творчество было достаточно абстрактным и схематичным, отсутствие ног скрывалось длинным подолом.

Получается вот такой человечек.

Сейчас пришло время, чтобы привязать кукле грудь.

Народные тряпичные куклы не имели лица. И это отнюдь не отсутствие красок - ведь множество природных материалов могло послужить для этого. Дело в том, что изображение глаз считалось сакральным. Наши предки верили, что вместе с глазами в тело куколки входила душа, а таким образом в игрушку, а, значит, и в дом, могли войти злые силы. Поэтому тряпичные куклы исторически лишены глаз, носика и рта. Конечно, если есть желание, мастерица может нарисовать их по своему усмотрению.

Одежда куклы

Сооружаем рубашку. Квадрат, предназначенный для неё складываем пополам. От каждого угла отрезаем квадрат 5 х5 см и делаем надрез вверх к центру по диагонали от углов квадратов. В центре проделываем отверстие для головки куклы.

Надеваем рубашку. Рукава подгибаем и у ладошек завязываем красной ниткой.

Подгибаем рубашки и от головы к поясу завязываем нитку крестом.

Юбочку собираем вокруг туловища, присбориваем и так же завязываем ниточкой.


Надеваем косынку, завязываем сзади.

Фартук завязываем так, чтобы верхний его конец был подобран внутрь.

А теперь подошла очередь платка. Его завязать необходимо вокруг шеи, концы назад.

Очень здорово, если у куклы будет и пояс. Ведь русские красавицы без него не появлялись!

Видео-уроки

Видео как своими руками сделать тряпичную куклу можно найти в подборке ниже.

Куклы из ткани имеют свою особую неповторимость и теплоту. Мои внуки предпочитают играть только в тряпичные куклы. Имена мои куклы получают от внучек. Вот и эта куколка, будучи ещё голой, уже получила своё имя – Алина. Я опишу вам весь процесс её изготовления.
Вырежьте чертёж из бумаги. Выкройки головы и туловища можно поменять местами, как это сделала я.

На ткани обведите выкройку и, не вырезая, прострочите все детали, кроме подошвы для ножек.


Теперь нужно вывернуть все детали нашей куколки.


Пристрочите их.


Подготовьте подошвы для ног. Для этого вырежьте детали из картона и ткани, которые вы уже обвели. Оставьте припуск в 1–1,3 см. Это для вашего удобства, когда будете нанизывать на нитку края деталей для дальнейшего приклеивания к картону.


Промажьте клеем края подошвы, затяните ниточку и прижмите. Положите тяжесть на них, пусть подсохнут.


Набейте плотно туловище синтепоном, пришейте переднюю часть к задней. Кстати, когда кроите, не забывайте о расположении нитей: долевой и поперечной. Раскраивая по направлению поперечной нити, вы получите детали более широкие, как это случилось со мной. Поэтому Алина такая пухленькая.

Наполнителем плотно набейте голову и сверху зашейте.


Теперь отложите пока голову и начинайте набивать ножки.


Затем наметайте ноги по краю.



И пришивайте её от мысика к пятке. До конца дошивать сразу не нужно, а немного ещё добавляем наполнителя в ноги.


Вот что у нас получилось.

Приступаем к изготовлению рук. Сделаем их на проволочном каркасе, чтобы можно было выгибать не только в локте, но и придавать разное положение пальчикам. Проволоку скручиваем и наматываем на неё немного синтепона, закрепляя нитками.


Из пяти таких палочек формируем каркас руки.


Затем дополнительно наматываем синтепон на ладошку и между пальчиками.


Всю эту конструкцию вставляем в нашу сшитую ручку. Добавляем наполнитель по мере надобности.


Готовые руки пришиваем к тельцу. Они болтаются в разные стороны, детям нравятся такие ручки – обнимашки.


Теперь наступает ответственный момент – оформление личика. Здесь вариантов много, можно вышить, нарисовать, глаза приклеить покупные. Я люблю глазки-пуговки. Пуговичные глаза придают кукле особую открытость и душевную теплоту.


Так как я поменяла местами голову с туловищем, то пришиваем таким способом, что шея сзади заходит за голову.


Вот теперь любуемся своим творением и обдумываем, как мы её будем одевать.


Готовим пряди для причёски.


Прострачиваем.


Пришиваем короткую прядь к голове по чёлке и сзади тоже прихватываем нитями по затылку, чтобы закрыть стык шеи и головы.


Пришиваем длинную прядь.


Я решила куколку одеть в панталоны, кофточку и сарафан. Выкраиваем на бумаге детали одежды.

Кукла – одна из любимых игрушек девочек и играет важную роль в психическом и эмоциональном развитии ребёнка. С помощью куклы легко запомнить названия частей тела и предметов одежды. Девочки рассказывают куклам своим горести и радости, а также обыгрывают ситуации из жизни. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос эмоционально здоровым, подарите ему куклу. Сегодня на рынке можно найти много героев из мультфильмов, но куклы, сделанные своими руками все равно не утратили своей ценности. В этой статье вы узнаете как пошить тряпичную куклу своими руками .

Материалы:

— отрезок однотонной ткани для тела;

— белый батист;

— мулине;

— вата, синтепон или холлофайбер:

— ножницы;

— ткань для платья.

Тряпичная кукла своими руками. Мастер класс

Распечатайте выкройку для тряпочной куклы и вырежьте все детали. После этого приложите их к ткани и вырежьте с учетом припусков для швов. Помните, что для рук и ног вам нужно сделать по две детали в зеркальном отражении.

Из однотонной ткани телесного или белого цвета вырежьте 2 детали головы, 2 – туловища, 4 руки и 4 ноги. После этого сложите детали и прошейте соответственно. Не забудьте оставить незашитые места, чтобы можно было набить части тела синтепоном или другим наполнителем. Выверните детали, набейте хорошо и зашейте потайным швом непрошитые участки рук и ног.

Тряпошная кукла

После этого вам нужно вставить руки, ноги и голову в туловище и пришить их. Основа для куклы готова, осталось её преобразить. Глазки можно вышить нитками мулине или приклеить готовые глаза для кукол. Чтобы придать выражению лица выразительности, вышейте брови, носик, ротик и сделайте на щёчках румянец.

Волосы можно сделать из ниток для вязания. Для этого отрежьте много одинаковых кусочков нитки и пришейте пряди к центру головы. Вы можете сделать пряди разной длины или потом постричь куклу так как нравится. Например, постригите чёлку, а потом сформируйте хвостики или сплетите косички.




Теперь когда кукла готова, можно приступить к пошиву платья. Вы можете также придумать для куклы какой-то другой наряд или пошить его вместе с ребёнком. Тряпочная кукла станет любимой мягкой игрушкой для вашей девочки, а также хорошей памятью о вашей заботе.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.


Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами - ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются. Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется. Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер - плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась "интерьерным решением", красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка. Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико. Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.

Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни. К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей - изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства. Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мы предлагаем взглянуть на традиционную куклу по-новому. Веками создаваемые кукольные образы - это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых - многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность выполнения - это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.


У многих народов существует пословица: мой дом - моя крепость. Дом - это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот, и, конечно, оно должно быть безопасно и надежно. Желание защитить и украсить свой дом было и у наших предков. У самого входа гостей встречала кукла "Берегиня", сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережет эта куколка. А может быть, настроение гостей просто сразу улучшалось при виде такой барышни, и хорошим людям хотелось возвращаться в красивый и уютный дом.


По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.

А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке (или батарее:-)) - не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

Игровая кукла - это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок таким образом входит во взрослый мир и находит в нем свое место. Бородатый мужичок в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.

Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках - образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе. Нам же всем хочется, чтобы из того, что мы делаем - получалось благо. Может, кукла напоминает нам: делай добро, и оно к тебе вернется...

Образ тульской куклы Барыня очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, со всем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Народная кукла - это кукла, придуманная мастерами из народа. И это не всегда мастера прошлого. В наши дни тряпичная кукла продолжает жить и рождаться. Так появился маленький Домовенок, дружок Куколки на счастье. Любимый детский мультик делает этот образ узнаваемым и очень родным. Такого очень хочется поселить у себя дома, чтобы быть уверенным, что за вами обязательно присмотрят.


Образ энергичной и жизнерадостной женщины, благополучной старости, уважаемого труда. Бабушка все время при деле - и шьет, и вяжет, и внуков нянчит, и кашу варит. Ей можно придать любой вид, дать в руки любое дело. Все спорится в добрых и умелых руках. А можно рядышком посадить дедушку - вдвойне веселее станет.


Богач - это приятель куклы Крупенички. Также как и она, набивается крупой и зерном. В руках у него мешочек с добром. Это символ крепкого хозяина - на такого всегда можно положиться. Но как и Крупеничка, он напоминает нам, что все хорошо в меру. Достаток - это когда есть столько, сколько нужно.

Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.
Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.
Мы надеемся, что наши яркие колокольчики Вас тоже порадуют.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У этой пары одна общая рука на двоих - образ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Делали их на свадьбу для жениха с невестой, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе.

Такая кукла важна не только для молодой романтичной пары, часто вспомнить о том, что любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, нужно уже опытным семьянинам.

Маленькая хозяюшка. Ее можно подарить дочке в придачу к фартуку. Раньше мама шила дочке фартук в знак того, что девочка уже настоящая помощница, справляется с домашними делами и поручениями. Очень трогательная и незаслуженно забытая традиция. С куколкой Домовушкой можно и убираться и готовить. Не зря говорят, что дом - это когда пахнет супом...
Домовитость - звучит как-то гордо и приятно.

Название кукле дает крупа, которой она плотно набита. Традиционно этой крупой была гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Так новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После сбора нового урожая куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Чтобы денег, добра, детей, забот, любви было не больше и не меньше, чем нужно. Достаточно.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У них может быть одна общая рука на двоих - символ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.
Или это маленькие куколки, выглядывающие из пары лаптей: муж и жена - два сапога (ну или лаптя) пара.
Делали их на свадьбу для того, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе. Но иногда такой образ бывает очень актуальным и для опытных семейных пар. Как бывает полезно вспомнить, что муж и жена по-прежнему единое целое.

Куклу Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланием, чтобы женщина успевала справляться с многочисленными делами по дому и в рукоделии: ткачестве, шитье, вышивке, вязании. За последние столетия женские обязанности изменились, но количество их не уменьшилось. Образ многорукой куклы по-прежнему актуален, он напоминает, что не стоит постоянно откладывать все дела на потом. Мы можем со всем справиться.


Традиционные куколки "кувадки" сопровождали младенца с первых дней его жизни. Их клали или вешали в люльку, чтобы развлекать ребеночка и отгонять нечистую силу.
Слово «кувада» обозначает древний обряд, связанный с таинством рождения ребёнка. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. Поэтому мужчина, отец ребенка принимал активное участие в отпугивании нечистой силы, совершая обрядовые действия.
Рожала женщина в бане, а в предбаннике в это время мужчина сидел на лукошке с яйцами и делал вид, что их высиживает. Тем самым "брал удар на себя".
После рождения младенца женщина и повитухи омывались в проруби. И только после этого ребеночка клали в колыбель, над которой были развешаны куколки-кувадки, с которыми малыш мог играть и забавляться.

Возможно выполнение куколок в виде птичек или в виде традиционных кувадок. Это и модуль для ребенка, и аксессуар для дома.

Масленица - это уникальный по своей распространенности праздник. У каждого народа время между зимой и весной отмечается как начало нового цикла жизни. Языческая традиция не утратила своей актуальности ни с приходом христианства, ни в современное время. Одним из главных обрядов этого праздника является сожжение чучела Масленицы, как символа избавления от всего старого, обветшалого, ненужного и освобождения места для молодого и нового.

Но, оказывается, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном месте и постоянно напоминала о том, что предстоит сделать.
Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы - ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица.



На Руси языческие и христианские праздники часто совпадали по времени, переплетаясь и дополняя друг друга. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное языческое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января.
Это время (по старому стилю) христианство называет святками. Дни эти выделяются из всего календарного года большой насыщенностью магическими обрядами, приметами и обычаями. Люди верили, что в такие дни проходит граница между старым и новым хозяйственным годом, а еще приоткрываются двери в потусторонний мир и многое становится возможным.
Люди стремились использовать такие возможности с выгодой для себя и обеспечить себе благополучие на весь год. Одним из обрядов был обход дворов с праздничными поздравлениями. Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда.
Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Куклу делали из спила березы, коры или бумаги. В мешочках соль и хлеб - чтобы стол был всегда полон и семья не испытывала ни в чем нужды. За поясом веник, им она отгоняет нечистую силу. Коляда жила в доме год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие семье. Через год Коляду сжигали и делали новую.

Перед свадьбой куклу делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. Кукла выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась

Кукла-перевертыш была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. У этой непростой куклы два лица - одно молодой незамужней девушки, другое - взрослой степенной женщины с ребенком. Переворачивая куклу, видишь переход из одного состояния женщины в другое. Можно наглядно увидеть, как меняется костюм, настроение и роль женщины. Кукла помогала женщине осознать и принять изменения в жизни.

Куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно - муж на руках носит, а 7 нарядов на кукле - это тоже неспроста! На каждый воротничок девушка загадывает качество будущего мужа - чтоб заботливый был, красивый, с чувством юмора...
И сама невеста с длинной, богатой косой - загляденье и радость для любого жениха.
А через много лет брака - посмотрит жена на свою куколку и сравнит желаемое и действительное...

А если серьезно, если девушка верит в благополучный брак и счастливую семью, если она с радостью и надеждой смотрит в будущее - она не будет создавать себе препятствий для осуществления своей мечты.

Куколка-помощница из сказки про Василису. Подаренная матушкой, куколка сопровождала девочку во всех ее приключениях и сложностях, помогая, подсказывая и направляя. Очень нежная кукла, с ней приятно играть, поверять ей секреты и легко наряжать.

Кукла - образ материнства, заботы и нежности. Такую куколку дарили невестам и уже замужним женщинам с пожеланием счастливого и легкого материнства. Ребеночек уютно устроился у мамы под крылышком. Настало время забот и хлопот. Но ведь они приятные...

Для того, чтобы быть счастливым, нужно сначала понять, что тебе для этого нужно. Загадывая желание, вы создаете в своем воображении подробную картинку, к которой постепенно стараетесь приблизиться. Желанница - была самой любимой девичьей куклой. Ей рассказывали свои мечты, дарили бусинки, ленточки, украшали и советовались. Кукла помогала девушке понять свои желания, и они, конечно, сбывались.

Кукла "Успешница" - образ деятеля, у которого работа спорится, все к сроку готово. Это символ человека, который достигает желаемого и в работе, и в жизни. Ладная, нарядная кукла твердо стоит на ногах. Сумка через плечо - это дела, которые по силам, в удовольствие и в радость.

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:"Все в ваших руках. Захотите - и наступит Весна".

Брошка "На выхвалку"


Вы никогда не задумывались, о чем говорят украшения? О статусе, о вкусе, о том, что человек хочет защитить себя от лишнего чужого внимания - пусть лучше смотрят на яркие побрякушки, а не на меня. Но в наш век новых материалов, среднего достатка и желания себя выразить у бижутерии появилась еще одна любопытная функция.

Современные дамы используют аксессуары, чтобы рассказать о себе: сережки - пирожные, кулон - ключик, браслет из черепов… Так и хочется разгадать этот ребус. Я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не принять участие в этом творческом процессе. Предлагаю коллекцию аксессуаров по мотивам народной куклы с авторским толкованием…)) Возможно, у Вас родятся свои ассоциации…

Брошка "На выхвалку" - куколку раньше выставляли в окошко, чтобы проходящие мимо знали, что в этом доме живет будущая невеста, могли оценить умения и вкус девушки. Сейчас далеко не все живут на первом этаже, а значит количество зрителей резко сокращается. Альтернатива - это брошка, которую можно носить на груди, привлекая внимание к себе тогда, когда этого хочется.


Эта кукла - воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужского и женского начала. В основе ее - скрутка, плотный столбик из ткани, бересты или бревнышка. Наряжена она как замужняя женщина, а к поясу привязываются шесть маленьких деток. Получается СемьЯ - семь таких же, как Я, и каждому нужна любовь и забота остальных.
Эту куклу делали как символ счастливого материнства и берегли от чужих глаз.

Беременность - куколка, которая делалась для женщины, ожидающей своего первенца. Ребеночек лежит завернутый в бересту и перевязанный маминым пояском, как пуповиной. С помощью куколки женщина готовилась к материнству, к переменам в своей жизни.
Цвета костюма спокойные, не вызывающие, но обязательно присутствует красный, как символизирующий здоровье и силу.

Кукла, символизирующая женскую суть. Ее делали для женщины, которая хотела иметь детей. Считалось, что она зазывает детские души в дом. Нарядная и необыкновенная кукла. Ее шила родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Стояла она на самом видном месте, а после того, как она выполняла свою задачу, ее отправляли играть с ребенком.

Озорная маленькая куколка была найдена на раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Изготовлена изо льна. Главное в этой куколке − это волосы, в них сила и красота женщины. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Она напоминает женщине о скрытой в ней энергии и силе.

C давних пор женщины использовали разнообразные украшения, чтобы выглядеть красиво. Большой популярностью пользовались маленькие куколки, выполнявшие роль талисмана, которые носили на шее. Это и первая игрушка для ребенка, который еще большую часть времени проводит на маминой груди, и символ женской красоты и здоровья.
Когда же ребенок подрастал и впервые выходил гулять самостоятельно, то куколку надевали ему на шею и приговаривали: "Иди гуляй, а куколка за тобой присмотрит". Так ребенок привыкал к самостоятельности.
Название и родину кукле дал финно-угорский народ «вепсы», до сих пор проживающий в северных областях центральной России.

Куколка изображает кормилицу, ведущую малыша, - отсюда и название ведучка (ведущая в жизнь). Она соединена с ребенком общей рукой, т.е. всегда рядом, всегда готова помочь и научить. Это символ родительской любви и заботы о малыше и напоминание, что еще немного и он уже пойдет по дороге самостоятельно.

О коне сложено множество пословиц и поговорок: "Без коня казак кругом сирота", "Сам не съешь, а коня накорми!" и другие. Ни один богатырь на Руси не обходился без коня! Конь - это и защитник, и помощник, и друг. Лыковый Солнечный Конь - символ добра и счастья в доме!


Этот куклак, символ поворота в жизни, назван так в честь св. Спиридона Тримифунтского, день памяти которого приходится на день зимнего солнцестояния, после чего начинают прибывать дни, солнце поворачивает на лето. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. В руках у куклака колесо - символ солнца. Если вы готовы к повороту в своей жизни, к добрым и радостным переменам - этот куклак ваш.)


Маленький зайка, который одевается на палец ребенку. Согретый теплом детской ручки, этот уютный персонаж становится другом и собеседником малыша. А кроме того, развивает детское воображение, так как его безликость позволяет фантазии ребенка дорисовывать выражение его мордочки.

Для уже взрослых товарищей зайчик становится брошкой, которая всегда будет рядом.

Вот оно - новое семейное древо! Свадебная куколка помещалась в центр свадебного каравая и после хранилась супругами всю жизнь. Ногами на земле, головой на седьмом небе! счастье-счастье!!

Эта нарядная модница относится к игровым куклам. Шила ее сама девочка или мама для дочки не только для забавы. С ее помощью девочка училась шить наряды, расчесывать и укладывать волосы. С ней она играла в дочки - матери и другие любимые уже много веков детские игры.

Каждой маме хорошо знакомы бессонные ночи, когда ребеночек без особых причин плачет и капризничает. Народный рецепт хорошего сна - куколка "Бессонница", набитая успокаивающими травками и волшебные слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой». Возрастных ограничений у куклы нет.

Кукла-платочек, кукла-подружка, которой можно все рассказать, все доверить. Ее платье обладает высокой впитываемостью слез, что пригождается не только детям, но и взрослым. Очень бывает полезно поплакать и облегчить душу.


Пеленашка - образ новорожденного ребеночка. Говорят, такую куколку дарили невесте на свадьбу, чтобы проснулся у нее материнский инстинкт и все получилось. После того, как получилось - куколку давали малышу. Она представляет собой плотную скруточку ткани. Ее легко зажать в кулачок, заманчиво пожевать и почесать режущиеся зубки, это связующее звено между мамой и ребенком, мамин запах помогает создать эффект присутствия пока мама готовит на кухне.

Эта детская куколка сделана по мотивам северной куклы "Берегиня." Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать в игре с детьми. Материалы к этой кукле подобраны разные по тактильным ощущениям.

Детям смотреть интересно, трогать разнообразно, и связь поколений чувствуется.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила...
Думаю, Вы знаете, как дальше:-)


Очень нужный и милый набор для мам и маленьких девочек. Вепсская куколка на шейку для мамы и Куколка для сна малышу. У каждого своя, но они часть единого целого, сделанные из одного материала.
Лен - прекрасный антисептический материал, его легко нагреть и приложить к больному месту. С игрушкой не так грустно болеть и совсем не одиноко спать.
Мамина куколка не просто красивое украшение, это еще и "игрушка всегда под рукой", ею можно отвлечь и занять ребенка на время.

В заключении О мастерской "Красный клубок"

"Красный клубок" появился в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела - когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях.

Хозяйка мастерской Вера Ярилина психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог "Красного клубка".

"Со своей первой Столбушкой я встретилась на летней детской программе, которую сопровождала как детский психолог. И это была любовь, с первой тряпочки и первого узелка. Каждая новая открытая кукла удивляла меня своей красотой и житейской мудростью. Это были не просто декоративные сувениры, каждая кукла имела свой характер, свое предназначение и заставляла задуматься. Я с удовольствием включила народную игрушку в свои занятия с детьми и семьями. И вот уже несколько лет я радуюсь прекрасному результату таких занятий. Дети и взрослые знакомятся с частью истории своего народа, получают уверенность в том, что своими руками могут сотворить такую красоту. А самое главное - внутренний мир получает свое отражение в кукле, и мы можем посмотреть на себя со стороны и даже измениться к лучшему. "

Кукла-зерновушка (вальдорфский вариант). Мастер-класс от Анны Биглер

В Яндексе на запрос «кукла-зерновушка» появляются русские куколки – этакий столбик, плотно набитый гречкой, в национальном костюме. Замечательные куколки! Но почему-то мне не встретилась вальдорфская зерновушка. Восполняю пробел.

Итак, вам понадобится:
- лоскут ткани (лучше нетолстой, приятной на ощупь и на глаз, натуральной, естественно)
- кусочек трикотажа телесного цвета
- немного шерсти для набивки головы
- горсть крупы (лучше всего пшена, можно гречку, рис, даже крупную соль)
- немного шерстяной или х\б пряжи для прически
- нитки в цвет юбочки и волос
- что-нибудь для украшения. Чаще всего это ниточка бус и бантики.

Вырезаем из ткани круг диаметром 17-18 см (без припусков). Я пользуюсь тарелкой подходящего размера, обвожу карандашом или ручкой.



Из трикотажа вырезаем овал (потому что в одну сторону больше тянется). Размер 7х8 см. Удобно сделать шаблон из картона.



Прокладываем по краю и того и другого шов «вперед иголку». (Нитка двойная, не слишком тонкая, на юбочке длинная). Отступ от края миллиметров 5, стежок мелкий, миллиметра 3-4. На ткани нитка по возможности соответствует по цвету, на трикотаже не обязательно. Нетуго стягиваем.

«Юбочку» наполняем зерном. Оптимально – пшеном. Гречка может просвечивать через тонкую ткань, цвет получится грязноватый. Соль, наверное, легко сыреет, зато можно во время насморка такую куколку нагреть и пристроить на нос.

Сколько сыпать зерна – пробуйте рукой на ощупь. (Первые два-три дня вы ее вообще будет постоянно тискать, это я вам обещаю.) Имейте в виду: если мало зерна, куколка «расплывется» по столу, если много – трудно будет вставить голову, и в руке не будет ощущения пластичности.

Теперь надо набить голову куклы. Если есть сливер – отлично. Для зерновушки достаточно будет гладкого кусочка сантиметров в 5, даже 3 (для лица, только аккуратно уложить), внутрь пойдут любые клочки. Сминаем их в комочек, оборачиваем гладкой полосочкой, упихиваем в трикотажный мешочек, так, чтобы с одной стороны для лица не было комков. По вальдорфским канонам на лице полоски трикотажного плетения не должны перекашиваться. Стягиваем все это как можно сильнее, завязываем узелок или два, складочки по возможности загоняем назад, нитку сквозь голову выводим наружу и обрезаем, кончик прячется внутри.

Если сливера у вас нет, голову можно набить ватой, или смотать маленький клубочек, а лицо закрыть кружочком для снятия макияжа. Или просто взять трикотаж в 2-3 слоя, тогда лицо будет выглядеть глаже. Хотя, в принципе, для зерновушки это не так уж важно, различия заметны, если две куклы стоят рядом – одна «как надо», а другая «из чего попало». Лишь бы не синтепон. Хотя…

Юбочку стягиваем так, чтобы влезала голова (см. фото), завязываем узелок, нитку не обрезаем! Теперь вставляем голову, и соединяем с туловищем по кругу этой ниткой. Вставляем «спина к спине», то есть узелок к узелку. Юбочку цепляем над ниткой стяжки, захватываем по 3 складочки, голову прихватываем, отступив от стяжки примерно 7-8 мм; как она лежит в юбочке, так и соединяем. Ну и на глаз контролируем, чтобы выглядело все симметрично, и одно ухо не было выше другого. Трикотаж расправляем по ходу дела, особенно спереди, сзади потом скроется под волосами. Складочек юбки обычно как раз хватает на круг. Если велюр, то по 2 складочки, смотрите по обстоятельствам.

Я делаю два прохода по шее, во второй раз на юбочке прихватываю крайние складочки из соседних троек, а на голове там, где еще не натянуто ниткой. В результате получается все довольно ровно и равномерно.

Кукла в основном готова. Остаются волосы и украшения. Тут уже дело вашей фантазии. Можно шляпки с цветочками из фетра, короны и серьги из бисера, бусики, воротнички, можно вышить юбочку… И что приятно – для такой маленькой куколки всей этой шняги нужно по чуть-чуть. У любой рукодельницы есть остатки, которых ни на что не хватит, а выбросить жалко. Одна пуговица, бусина, кусочек кружева, лоскутик, перышко, одна серьга (вторая потеряна), и так далее. Здесь все это получает шанс.

А традиционный вариант такой. Нарезаем волосы из шерсти или хлопка. Можно нетуго намотать на руку и разрезать с одной стороны, получается примерно нужная длина (15-20 см). Много не надо, лучше потом нарезать еще, чем выбрасывать лишние волосины.

Волосы не обязаны быть натурального цвета, подбирайте их так, чтобы потом куколка красиво смотрелась. Примерно как одежду себе подбираете.

Смотрим на куклу в фас, ищем точку, где будет начало волос и пробора (можно поприкладывать волосинку), втыкаем туда иголку с ниткой. (Нитка в цвет волос, двойная, длинная, ее много понадобится). Дальше пришиваем швом «назад иголку» по две волосинки, линию ведем по середине головы (с помощью трикотажного плетения), волосики укладываем плотно, чтобы не было залысин. Доводим линию сзади до самой шеи.

Теперь этой же ниткой надо волосики закрепить по бокам головы в виде хвостиков. Выводим иголку сбоку. Трикотаж по бокам получился в виде дуги, это ориентир для шва. Такой же шов «назад иголку», только прихватываем по 5-6 волосин, укладываем ровненько по порядку, стежков по дуге будет примерно 6-8. И еще раз закрепить беспорядочными стежками вплотную к этим, только посерединке (см. фото), а то волосы из хвостиков будут потом вылезать. Дуга должна быть довольно крутой, чтобы бантик, если мы его завяжем, прикрывал шов. Широко пришьете – ленточка будет сползать ниже шва. Начинаться и кончаться шов должен близко к юбочке.

Точно так же второй хвостик. И удобнее той же ниткой, вот зачем длинная нужна была. Когда перебрасываете нитку на другую сторону, лучше делать это в 2-3 стежка (через пробор, например), выходы нитки наружу прятать под волосами. Так все это будет крепче держаться, шерсть сама держит нитку. В конце так же – несколько ходов туда-сюда по голове куколки, и обрезаем нитку (если еще осталось, что обрезать).

Если нитки не хватит, привяжите новую к кончику старой вплотную к голове, а узел запрячьте в трикотаж.

Вот и все. Украшайте куколку по своему вкусу. Ниточка бус, пришитых под хвостиками и шерстяные нитки вместо лент – самое простое. Я однажды видела даже черную зерновушку, но у нее были очень красивые черные крупные бусы, а вместо хвостиков и вообще волос – шляпа-колпак из той же черной ткани. Выглядело стильно.

Для маленьких детей можно и так оставить, чтобы они бусы не съели.