Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.
« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы -
четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная.
Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много
." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также
«почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов»
.
Грифоны в декоративно-прикладном искусстве
Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».
Читайте
об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»
В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.
© А.В. Колтыпин, 2012
При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт
или
http://earthbeforeflood.com
обязательна
Читайте работы
Крылатый грифон - сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями - землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла - царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.
Терзание коня грифонами. Фрагмент царской пекторали - 4 век до н.э. Тольстая могила
О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гиперборея «выше исседонов живут одноглазые мужи - аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы , а выше этих - » (IV, 13.)
В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет: «Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят - там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами ; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» - «глаз» . (IV, 27.)
В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря
, в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.
Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, целились, закрыв один глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.
Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «…в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня » . (IV, 78; 2)
Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.
Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.
Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели , они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13) На Ведическом санскрите - родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» - Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия - Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.
Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи , так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами . Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский , по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где и идёт снег.
Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии , страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.
Крылатый грифон, как символ царской власти , был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.
Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон можно увидеть на фресках в парадном зале . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.
Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).
Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след.) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают ».
Символически крылатый грифон связан с образом Солнца
, поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.
Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.
Грифон присутствует и в египетской мифологии
на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол - символ высшего бога Гора.
В мифологии древних шумеров грифонов
представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва,
которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд
в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.
Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце , управляющее и властвующее над всем миром, и орёл - поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.
Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.
По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были .
О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри
» , а в Библии киммерийцев называют «гомер
».
В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры . Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в .
Известно, что король , то есть кимром
, а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура
, как и его отца, называли Пендрагон
– «первый» или современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.
Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.
Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)Грифон (Gryphon)
Грифоны
(Gryphon)
· чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).
Грифон
- существо греческой мифологии, которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире, соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.
Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва.
Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами: о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.
Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.
Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.
Геральдический Грифон (Gryphon)
Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.
Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)
Вступление от сайт...
1. История триколора и герб Романовых Нынешний официальный "триколор" принят с ноября 1991г. (Президиум Верховного Совета РСФСР принял бело-сине-красный флаг в качестве официального национального флага страны). При принятии решения либералы утверждали, что бело-сине-красный все 300 лет был флагом империи Романовых. Это - ложь. Триколор, как национальный флаг Российской империи, использовался всего 34 года. Только 28 апреля/07 мая 1883 года император Александр III
(1845-1894гж) издал "Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях
", предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. 1883-1917=34. А император Николай II (1868-1918гж) с 1896 года в бело-сине-красный триколор вставил черного двуглавого орла на желтом фоне. Т.е. Николай II объединил в государственной символике России преемственность Романовых от двух ветвей немецких (саксонских) Веттинов. Повторю - только тридцать четыре года, из которых нынешний триколор с орлом - всего 21.
Начало триколора - исключительно немецкое. В 1636 году (при царе Алексее Михайловиче, 1629-1676гж, отец Петра I) в Нижнем Новгороде для путешествия в Персию посольства немцев Гольштейна (заселенная саксами области Германии) был построен "Фредерик
" - первый вооруженный корабль западно-европейского типа на Руси. Корабль построен не для русского посланника (Алексей Савин Романчуков), а именно для немцев! Из книги немецкого географа Адама Олеария
1727г. "Описание путешествия в Московию, Тартарию и Персию
(с 1633 по 1639гг.)" четко следует, что корабль ходил под сине-бело-красным триколором герцогства Голштинского. Повторяю - немецкого герцогства Голштинского. Посольство имело задачу организации торговли китайским шелком по северному маршруту через Тартарию и Московию.
Но бояре рода Романовых не всегда были предателями. Есть родовой герб Романовых (т.е. первых Романовых) - составлен в царствование императором Александра II (1818-1881гж) в западноевропейском виде по рисунку боярина Н.И.Романова и высочайше утвержден 08.12.1856г. Герб представляет из себя красного грифона (!) на серебряном поле, который держит меч и золотой тарч (круглый щит), увенчанный небольшим черным орлом; на черной кайме - восемь оторванных львиных голов (четыре золотых и четыре серебряных). Любой житель Москвы или ее гость может увидеть родовой герб Романовых. Недалеко от Кремля, на ул.Варварка есть "Палаты бояр Романовых ". Построены они в XV веке. На стене Палат - Герб рода Романовых. Вздыбленный грифон смотрит на просителей с барельефа над входной дверью северного фасада и с золоченого флюгера терема третьего этажа. Вот он: 2. Определение империи Империя от лат. imperium - власть. По про-западному официозу, первой империей была Империя Саргона
(2316-2261гг. до н.э.) на ближнем Востоке - т.н. Аккадская держава XXIII века до н.э.
, по названию столицы с зависимыми владениями простерлась от озера Туз (ныне Турция, 150 км к юго-востоку от Анкары) и Таврских гор (юг Турции) в Малой Азии до Белуджистана (юго-восток Иранского плато, ныне Пакистан). А наиболее известными - Римская и Османская империи. Это - ложь. Как минимум, первой империей была Великая Скифия
с 36 века до н.э. Скифы господствовали в Евразии трижды (Помпей Трог / Гней Помпей Трог, лат. Gnaeus Pompeius Trogus, римский историк I века до н.э.- I века н.э.), первый раз - в Азии в XXXVI-XXI вв. до н.э. Это была эпоха ранней бронзы, период ямной и катакомбных культур.
Древние империи часто охватывали всю познанную территорию суши и моря, за пределами которой античная геополитика уже не ориентировалась. В Великой Евразийской империи периодически менялись правящие народы (по Л.Н.Гумилеву - пассионарные этносы) - скифы, сарматы, гунны, чингисиды, русы. А сама Империя преобразовывалась в конфедерацию царств, племенные союзы и обратно. В границах современных стран, территория Империи (с учетом вассальных царств) простиралась от Северного Ледовитого до Индийского и Южно-китайского, от южного берега Балтики (восточная Германия) до Балкан и острова Крит, от Турции до Пакистана, от Афганистана до Японии. Правящими царствами великой Империи были: Великая Ария (42-20в до н.э.), Великая Артания/Великая Русения/Срединное государство (12-3в до н.э.), Великая Скифия (36-21 Азия, 17-2в до н.э.), Великая Сарматия/Алания (4/2в до н.э.- 2/4 н.э.) + Киевская Русь на Дунае (2-3в нэ), Великая империя Гуннов (3/2в до н.э.- 5в), Хазарский (6-8/9в) и Русский каганаты (8-9в) + Ободритский союз (9-12в), Великая Тартария/Великая Орда - 12-18в (вкл. Древнюю Русь 9-13в, Империю Великих Моголов / Mogul Empire 12-15в)
.
3. Грифон в древнем мире - описание и символика Описание грифона в легендах и мифах - довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон - это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья - орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ - это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)... Палеонтологи считают, что все птицы - потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы . Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.
Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда - в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом: Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте - Ахех
, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов - ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев ("гиксосов") из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу "Фараоны Египта" книги " ").
У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович) , бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные "реставрации" не все уничтожили - см. каменный барельеф "Вознесение ДаждьБога " на стенах Дмитровского собора (конец XII - начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога - считался лев. Эсхил
(525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают
". Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва
". Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое.... шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла... Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов
". Римский писатель и ученый Плиний Старший в "Естественной истории" упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский
(560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.
На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным - понятно по второму факту - на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон - чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста - всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода - 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:
|
Сегодня мы прикоснёмся к истории грифона, известного создания, имевшего по слухам, голову орла и тело льва, охранявшего золото на торговых путях в Азию времён Греческой и Римской империй. В наши дни грифон видится, как мифический персонаж, подобно кентавру и русалкам, однако, по описанию древних, грифон упоминается скорее как реальное существо. Почему путешественники и торговцы рассказывали о грифонах вокруг? Имеет описание грифонов реальные основания или история придумана, чтобы отвадить охотников за золотом?
История о грифонах пришла от Скифов, кочевников населявших Центральную Азию. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности.
Греческий путешественник и поэт Аристей оставил первые заметки о грифоне, датируемые 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая, что означает золото на местном языке. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.
Интересно отметить, что в Греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Рассказы о грифонах напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, чем придуманных сфинксов, например. К этому важному определению мы ещё вернёмся не раз, грифоны рассматривались как животные, а не как обладающие магической силой или важностью мифические создания. Отличный пример этого можно увидеть в Храме Зевса. На изображении грифон защищает своего птенца.
Даже вовлечение грифона в мифы отводит ему роль сопровождающего персонажа, а не главного героя. В 460 г. до н.э., афинский драматург Эсхил написал трагедию «Прометей», ставшую шедевром. Многие знакомы с произведением, поэтому автор лишь напомнит некоторые моменты. Прометей похитил огонь у богов и дал его людям. Разозлённый Зевс приковал цепями Прометея к скале в Скифии, куда каждый день прилетал орёл и клевал его печень. Бессмертие Прометея обрекло его на вечные муки, съеденная орлом печень восстанавливалась, не давая погибнуть титану. Эсхила очаровали экзотические земли, и он дополнил картину грифонами, охранявшими скалу с прикованным Прометеем.
Геродот писал о грифонах в своей известной, а по некоторым мнениям, печально известной «Истории» около 430 года до н.э., где описывал опасности золотых копей в Исседонии. «Я не знаю каким способом добывается золото, но поговаривают, что одноглазые циклопы воруют его из-под носа грифонов.» Геродот позднее высказал сомнение в существовании расы одноглазых людей в Азии, но не усомнился в грифонах из этой же истории.
Другие писатели того времени, по-видимому, настроены аналогично. Можно встретить довольно реалистичные упоминания о грифонах, включая мнение об их неумении летать, несмотря на крылья. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: «Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва.»
Даже Плиний Старший в своей книге «История природы» согласился со «многими авторитетными мнениями», что грифоны обитают в Скифии, где добывают золото. Плиний один из первых написал немало об «ушах» и «крыльях» грифонов, и о том, что они используют золото при обустройстве гнёзд.
«Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк.»
Было бы ошибкой считать грифоны мифическим гибридом на основе приведенных мнений. Ошибочное и непреднамеренное представление древними людьми, затем более поздняя интерпретация могли привести к кардинальному искажению описания. Если мы принимаем мнение древних о грифонах, как о реальном существе, а не мифологическом чудовище, что могло привести к таким рассуждениям? Для прояснения мы должны обратиться к, сравнительно, молодой науке Геомифологии, которая связывает геологическое прошлое нашей планеты с мифами, её населяющими.
Рой Чапман Эндрю (Roy Chapman Andrews), Американский палеонтолог 1920х годов, работал в Американском Музее Истории Природы, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, он реальный прототип героя приключений Индиана Джонс. Во-вторых, он возглавлял экспедицию 1922 года в пустыню Гоби, которая революционно изменила наше понимание динозавров. В дополнение к открытию получившего известность Велоцираптора (Velociraptor), Эндрю и его команда обнаружили первые экземпляры сохранившихся яиц и много других экземпляров динозавров, включая представителей отряда Цератопсов. На раскопках под названием «Flaming Cliffs», всего в 48 километрах от Алтайских гор, Эндрю с командой собрали более тонны ископаемых, включая скелеты Протоцератопса и Пситтакозавра. Эндрю высказался даже: «Грунт под ногами выстлан костями.»
Во многих случаях найденные динозавры были легко восстановимы и почти полном комплекте, что само по себе большая редкость в палеонтологии. Последующие экспедиции были также успешны и обнаружили примерно там же останки Цератопсов. Так как местность крайне недружелюбна для обитания, она стала источником многих находок для палеонтологов. Засушливая, крайне мало растительности. Песчаные бури в конце Мелового периода около 66 млн. лет назад, засыпали животное полностью, часто не меняя его положения в пространстве. Это не давало возможность разрушить скелет хищникам или следующей буре. Даже любители могли заметить кости животных в этой местности то здесь, то там.
Протоцератопсы и Пситтакозавры это четвероногие, безрогие группы Цератопсов, в которую входит Трицератопс с ярко выраженным клювом. Цератопсы, в свою очередь, входят в группу Птицетазовых динозавров, похожих на птиц. Даже не эволюционировав в птиц, они получили своё название до того, как мы разобрались с эволюционными взаимоотношениями. Кочевые Азиаты, путешествующие с экспедицией Эндрю, будучи знакомы с большими хищниками могли заметить сходство структуры бедра в дополнение к большому клюву. Могут ли эти динозавры быть причиной возникновения истории грифона? Давайте посмотрим на факты.
Протоцератопс достигал высоты двух метров, а Пситтакозавр чуть меньше. Это делает их сопоставимыми с размерами льва или волка, о чём говорят описания грифона. Они имеют четыре ноги и выраженный клюв, что делает их похожими на млекопитающее с головой птицы. Их останки в невообразимых количествах находятся неподалеку от золотых шахт, в регионе, который молва населила грифонами. Кажется очевидным, что промышляющие золотом кочевники видели эти скелеты и дали им наилучшее описание. Не попавшие в зоологическую классификацию Линнея, то есть млекопитающие это млекопитающие, а птицы это птицы, почему было бы нелогично выделить группу созданий, имеющих те и другие признаки? Поскольку теория вымирания не была сформулирована во времена Скифов, а скелеты обнаруживались в крайне недоступных районах, почему было не предположить, что живое существо где-то за соседним холмом?
Таким образом легенда, поддерживаемая пейзажем и скелетами неузнанных животных, разошлась по миру вполне известным символом.
В дополнение, на заре палеонтологии динозавры представляли неповоротливыми тугодумами. По мере развития нашего понимания, включая схожесть с птицами и рептилиями, мы их чаще изображаем как подвижные и грациозные создания. Таким образом, соответствие представления древних Скифов о грифонах сопоставимо с соответствием понимания наукой поведения динозавров, чьи скелеты были обнаружены при раскопках. Древние палеонтологи проделали замечательную работу. Всё принято к рассмотрению, учтено и составлено замечательное культурное представление о вымерших животных на основе одних только находок. Автор считает, что мы должны оценить по достоинству их вклад. Спасибо Скифам!
Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org
Перевод Владимир Максименко 2013-2014