Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Скифская пектораль история. Золотая царская пектораль древних скифов. Что изображено на скифской золотой пекторали

В киевском Музее исторических драгоценностей Украины хранится уникальная находка, о которой мало кто не слышал, но мало кто видел воочию. Она считается крупнейшей археологической находкой XX века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость не менее 2 млн. долларов. Речь о скифской золотой пекторали.

, историческая реликвия и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Это нагрудное украшение скифского царя (предположительно - женское украшение) IV века до н.е., было обнаружено в июне 1971 года во время археологических исследований (под руководством Б. М. Мозолевського) захоронения в кургане "Толстая могила" (скифского периода) вблизи города Орджоникидзе (Днепропетровская область).

Курган "Толстая могила" - тут нашли скифскую пектораль

Шедевр эллино-скифского искусства весит больше килограмма - 1150 г, диаметр составляет - 30,6 см. Пектораль выполнена из чистого золота 958 пробы! Разумеется, не в этом ее богатство, а в ее историческом наследии и... мастерстве! При изготовлении пекторали использовались такие техники, как литье по утраченной восковой модели, гравировка, пайка, чеканка, инкрустация цветными эмалями, филигрань - очень тонкая ювелирная работа древних мастеров. Ученые считают, что она была изготовлена ​​греческими мастерами (т.н. "торевтамы") по заказу скифской знати как дипломатический дар. Скорее всего ее изготовили в ювелирных мастерских Пантикапея или Афин.

Элемент пекторали, где два мужчины держат шкуру жывотного

Сама пектораль имеет луновидную форму и состоит из нескольких ярусов. Они в свою очередь отделены друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками (в виде перевитого жгута). В самом верхнем ярусе изображено несколько отдельных и интересных сцен. Основным сюжетом является центральная сцена верхнего яруса: тут двое полураздетых мужчин, растянув мех на руках, готовятся к некоему таинству (см. фото выше). По бокам от основной сцены стоят лошади и коровы с телятами, позади них расположены фигуры скифских слуг, один из них доит овцу, а другой - корову (см. фото ниже). В нижнем ярусе пекторали отражены различные сцены охоты диких и различных фантастических животных. На среднем фризе - фигуры птиц среди побегов цветов.

Нижний и верхний фризы золотой пекторали ажурные. Тут фигурки животных и людей выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Средний фриз расположен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной к двум средних полых трубок. Тут объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью. Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя поясами из орнаментов (цветы лотоса и многолучевые пальметты). К ним прикреплены наконечники с помощью штифтов - застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вставлены в две прямоугольные обоймы. Верхняя из них украшена цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя обойма - лентой из цветов...

Элемент пекторали с фантастическими животными

Согласно множества интерпретаций золотой пекторали, различных образов и мотивов, ее стилистики, особенно семантики сюжетов, исследователями было разработано немало гипотез и концепций. Среди них и вовсе фантастические. Например, пектораль из Толстой Могилы рассматривалась как модель мифопоэтического пространства-времени, как древний календарь, как древняя карта владений скифов, как изображение великого женского божества Скифии, как атлас скифской космологии и модель Вселенной... Но не так важно, что зашифровано в золотой скифской пекторали, вне всяких сомнений, это уникальная находка из числа скифских сокровищ и бесценный экземпляр скифского золота: пектораль увековечена в монете НБУ, многочисленных научных трудах, интерпретациях и исследованиях.


Ваш Александр Максимчук!
Лучшая награда для меня как автора - Ваш лайк в социальные сети (расскажите друзьям об этой статье), также подписывайтесь на мои новые статьи (просто укажите в форме ниже свой адрес электронной почты и Вы будете первыми читать их)! Не забывайте комментировать материалы, а также спрашивайте любые интересующие Вас вопросы по поводу кладоискательства! Я всегда открыт к общению и стараюсь отвечать на все Ваши вопросы, просьбы и замечания! Обратная связь на нашем сайте работает стабильно - не стесняемся!

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

Если представить Киев в образе прекрасного сада цветов, то самой яркой клумбой этого сада, безусловно, будет Киево-Печерская Лавра. Ну а самым замечательным цветком этой клумбы по праву будет считаться знаменитая скифская пектораль.

Пектораль - нагрудное украшение царя, воина. Наиболее известным подобным украшением считается скифская пектораль, которая была обнаружена во время раскопок кургана Толстая Могила (окраина города Орджоникидзе Днепропетровской области) Борисом Николаевичем Мозолевским в 1971 году. Эта находка названа ЮНЕСКО «одним из величайших археологических открытий человечества ХХ века».

Размеры пекторали поразительны: диаметр - 30,6 см, вес - 1150 г золота высочайшей пробы.Но главное - не это. Скифская пектораль - это уникальный образец античного ювелирного искусства, изготовленный, по мнению специалистов, во второй четверти IV ст. до н.э., на территории Греции.

Пектораль состоит из четырех жгутообразных трубок, скрепленных на концах обоймами. К ним при помощи штифтов прикреплены изящные плетенки, заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Эти ярусы заполнены скульптурками людей, животных, растительным орнаментом. Символическое значение многих изображений до сих пор не разгадано. По одной из многочисленных версий, на пекторали изображено представление древних народов о мироустройстве.

Для Мозолевского, уникальной находке предшествовали: работа кочегаром, эпопея диссидентства, учеба на заочном отделении историко-философского факультета Киевского Университета, работа внештатным сотрудником Института археологии . По иронии судьбы, он участвовал в неоднократных предварительных исследованиях курганов, не давших никаких результатов. Лишь настойчивость, целеустремленность, уверенность Мозолевского, а также, по словам археолога, «помощь скифских богов», способствовали обнаружению в кургане древнего погребения.

После двухлетней подготовки к основным раскопкам, во время которой было снято более 15 кубических метров грунта, удалось открыть могильник с погребением скифской царицы, погребение двухлетнего ребенка (возможно - наследника царского престола), могилы слуг, воина-охранника, лошадей, а также разграбленный склеп царя скифов. В соседнем коридоре были обнаружены: футляр для стрел, меч с золотой рукоятью в золотых ножнах, и сама пектораль, которую Мозолевский в своей книге «Толстая Могила» назвал «Даром небес, а не творением человеческих рук».

Лишь в 1981 году он стал кандидатом исторических наук, немногим раньше получив постоянную работу археолога.

К счастью, не смотря на планы отправить пектораль в Москву или Ленинград, она осталась в Украине. Сегодня она является гордостью коллекции музея исторических драгоценностей, расположенного на территории Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская Лавра», познакомиться с которым можно во время .

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.