Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Современные произведения о вов. Произведения о войне. Произведения о Великой Отечественной войне. Повести, рассказы, очерки. «У войны - не женское лицо»


для 5-6 класса

1. Богомолов В.О. Иван

2. Вишнёв П.П. Юнги

3. Воронкова Л.Ф. Девочка из города

4. Думбадзе Н. Я вижу солнце. Я, бабушка,Илико и Илларион

5. Ильина Е.Я.Четвёртая высота

6. Кассиль Л.А. Дорогие мои мальчишки. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Огнеопасный груз

7. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына

8. Катаев В.П.Сын полка

9. Конецкий В. Петька, Джек и мальчишки

10. Крапивин В.П. Тень каравеллы

11. Лиханов А.А. Мой генерал. Крутые горы. Музыка. Деревянные кони. Последняя колода

12. Надеждина Н.А. Партизанка Лара

13. Найдич М.Я. Шинель на вырост

14. Распутин В.Г. Уроки французского

15. Яковлев Ю.Я. Как Серёжа на войну уходил

для 7-9 класса

1. Адамович А.М. «Хатынская повесть»

2. Айтматов Ч. «Ранние журавли»

3. Алексеев С.П. «Богатырские фамилии»

4. Алексин А.Г. «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»; «Третий в пятом ряду»

5. Бакланов Г.Я. «Пядь земли»

6. Бек А.А. «Волоколамское шоссе»

7. Бирюков Н.З. «Чайка»

8. Богомолов В.О. «Зося»; «Иван»

9. Борзунов С.М. «Не первая атака»

10. Вишнев П.П. Юнги

11. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»; «Село Городище»

12. Горбатов Б.Л. «Непокоренные»

13. Дольд – Михайлик Ю. «И один в поле воин»

14. Драгунский В.Ю. «Он упал на траву…»

15. Дубровин В.Б. «Мальчишки в сорок первом»

16. Думбадзе Н.В. «Я вижу солнце»

17. Емельяненко В.Б. «В военном воздухе суровом»

18. Ильина Е.Я. «Четвертая высота»

19. Закруткин В.А. «Матерь человеческая»

20. Зюков Б.Б. «Командир сильных духом»

21. Казакевич Э.Г. «Звезда»

22. Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки»; «Улица младшего сына»; «Черемыш – брат героя»

23. Катаев В.П. «Сын полка»

24. Кирносов А.А. «Ни дня без победы»

25. Кобец – Филимонова Е.Г. «Жаворонки над Хатынью»

26. Кожевников В.М. «Март - апрель»

27. Колесов К.П. «Самоходка номер 120 »

28. Космодемьянская Л.Т. «Повесть о Зое и Шуре»

29. Костерина Н. «Дневник Нины Костериной»

30. Кошевая Е.Н. «Повесть о сыне»

31. Крапивин В.П. «Тень каравеллы»

32. Кузнецов А.С. «Тайна римского саркофага»

33. Курочкин В.А. «На войне как на войне»

34. Левин Ю.А. «Комбат»

35. Лиханов А.А. «Крутые горы»; «Мой генерал»; «Последние холода»

36. Митяев А.В. «Подвиг солдата»

37. Мусатов А.И. «Клава Назарова»

38. Надеждина Н.А. «Партизанка Лара»

39. Найдич М.Я. «Шинель на вырост»

40. Никитин С.К. «Падучая звезда»

41. Новожилов И.Г., Шустов В.Н. «Королевский гамбит»

42. Погодин Р.П. «Где леший живет»

43. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»

44. Поликарпова Т.Н. «Листья будущего лета»

45. Приставкин А.А. «Ночевала тучка золотая»

46. Распутин В.Г. «Уроки французского»

47. Резник Я. «Наш уральский танковый»

48. Румянцев Б. «Побратимы Гастелло»

49. Самсонов С.Н. «По ту сторону»

50. Симонов К. «Третий адъютант»

51. Соболев Л.С. «Батальон четверых»; «Морская душа»

52. Степанов В.А. «Рота почетного караула»

53. Сухачев М.П. «Дети блокады»

54. Трофимов А.И. «Повесть о лейтенанте Пятницком»

55. Уварова Л.З. «Теперь или никогда!»

56. Фадеев А.А. «Молодая гвардия»

57. Чуковский Н.К. «Морской охотник»

58. Шмерлинг С.Б. «Десант»; «За час до атаки»

59. Шолохов М.А. «Судьба человека»

60. Яковлев Ю.Я. «Где стояла батарея»; «Девочка с Васильевского острова»

Эта незабытая далекая война..

«Мы победили! В этих двух словах

Награда нам за пот, и кровь, и муки,

За тяжесть лет, за детский стон и страх,

За горечь ран и за печаль разлуки»

(В.Лебедев-Кумач)

    Алигер М.И. Зоя. Поэма. Стихи.- М.: Сов.Россия, 1971.- (Школьная библиотека)

    Антокольский П.Г. Сын . Поэма.- Хабаровск, 1985.- (Школьная библиотека)

    Ахматова А. Клятва. Мужество. Победителям

    М.: Правда,1990

    Берггольц О.Ф. Накануне. Склоняет знамена народ. Февральский дневник

    Была война …: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет.- М.: детская литература, 1987.- (Школьная библиотека)

    Великая Отечественная : стихотворения и поэмы в 2-х томах.- М.: Худож. лит-ра, 1970

    Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т.- М.: дрофа, 2002.- (Б-ка отечественной классической художественной лит-ры)

    Высоцкий В.С. Черное золото.- 1990

    Друнина Ю.В . Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения (1942-1969).- М.: Худож. лит, 1981

    Друнина Ю.В. Светлокосый солдат : Избранное.- Калининградское кн. изд-во, 1973.- (Подвиг)

    Джалиль Мусса Избранное.- Казань, 1968.- (Школьная библиотека)

    Лицом к Победе : Сборник стихотворений.- М.: Современник, 1985.- (Отрочество)

    Львов М.Д. Письмо в молодость .- 1976.- (Подвиг)

    Ошанин Л.И. Земля и небо : книга стихов.- 1975.- (Подвиг)

    Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / Сост. Курганова В.М..- М.: Сов. Россия, 1990.- (Школьная библиотека)

    Священная война : стихи о Великой Отечественной войне .- М.: Худож. лит., 1966

    Фатьянов А.И. Соловьи, соловьи. Песни и стихи.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1977

    Час мужества . Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М.: просвещение, 1990г

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие,

Смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Эти сборники стихов вы всегда можете взять в нашей школьной библиотеке.

Они сражались за Родину

  1. Алексеев С.П. Последний штурм / Художник Петров М.- 1981

    Богданов Н.В. Хорошая пословица : рассказы.- М.: Детская литература, 1984.- (Читаем сами)

    Василенко И. Приказ командира .- (Книга за книгой)

    Воробьев Е.З. Однополчане. Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Книга за книгой)

    Кассиль Л.А. Главное войско .- М.: Детская литература, 1977

    Кассиль Л.А. Твои защитники .- М.: Детская литература, 1976

    Кассиль Л.А. Огнеопасный груз .- М.: Детская литература, 1979

    Катаев В.П. Сын полка . Повесть.- (Школьная библиотека)

    Лавренев Б.А. Разведчик Вихров . Рассказы.- М.: Детская литература, 1991.- (Книга за книгой)

    Митяев А.В. Землянка . Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Мои первые книжки)

    Орлов О.П. Цемесская бухта : повесть и рассказы.- М.: Дет. лит., 1981

    Полевой Б.Н. Разведчики : рассказы.- М.: Дет. лит., 1979.- (Книга за книгой)

    Рассказы и стихи о войне. Внеклассное чтение. Полная библиотека. 1-4классы. - Омега, 2010.- (Школьная библиотека)

    Смирнов С.С.Подвиг майора : Рассказ.- М.: Дет. лит., 1975.- (Книга за книгой)

    Соколов Г.В. Быль о матросе Кайде и его товарищах : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1978.- (Книга за книгой)

    Стрехнин Ю.Ф. Про отряд Бороды : рассказы.- М.: Дет. лит., 1974

    Субботин В.Е. И настал мир : рассказы.- М.: Дет. лит.,1981.- (Книга за книгой)

    Твардовский А.Т. Рассказ танкиста : Стихи.- М.: Детская литература, 1979.- (Книга за книгой).

Эти книги стоят и ждут вас на полках!

"Учитесь у героев книг любить нашу землю - ее поля и леса, ее города, ее небо, ее реки, ее язык и искусство"

( Паустовский К.Г.)

Любите и знайте нашу историю!

Книги мужества

    Алексеев С.П. Двенадцать тополей: рассказы из истории Великой Отечественной войны .- М.: современник, 1985.- (Отрочество. Серия для подростков)

    Байков В. Память блокадного подростка.- Л.: Лениздат, 1989

    Богданов Н.В. Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне

    Богомолов В.О. Иван. Зося: повести.- М.: Современник. 1985.- (Отрочество)

    Жариков А.Д. Солдатское сердце: Повесть о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Г.К.Жукове.- М.: Дет. лит., 1979

    Журба П.Т. Александр Матросов. Повесть о жизни и подвиге Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова.- Л.: Дет. лит., 1974

    Ильина Е.И. Четвертая высота. Повесть о герое Великой Отечественной войны Гуле Королевой.- М.: Дет. лит.. 1989

    Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. Повесть о Герое Великой Отечественной войны пионере-партизане Володе Дубинине.- М.: Дет. лит., 1977

    Катаев В.П. Сын полка.- М.: просвещение. 1983.- (Школьная библиотека)

    Кнорре Ф.Ф. Родная кровь; Коньяков В.М. Димка и Журавлев; Распутин В.Г. Уроки французского; Семенов Г.В. К зиме, минуя осень: повести о детстве, совпавшем с войной.- М.: Дет. лит., 1990 – (Школьная библиотека)

    Коконин Л.В. Повесть о военном детстве. О школьном детстве, опаленном Великой Отечественной войной, о подростках, которые в четырнадцать лет уже умели работать за фабричными станками, о духовном возмужании и чувстве ответственности, стремлении помогать старшим в их самоотверженном труде

    Леонов И.А. Назван человеком из легенды: автобиографическая повесть. Рассказы. Поэмы, стихотворения.- Тула, 2003. Книга Героя Советского Союза и России летчика-истребителя, педагога, гражданина, былинного русского богатыря, сумевшего, потеряв в ранней юности руку в кровавой воздушной схватке с фашистами, вновь поднять в небо свою крылатую машину, не потерять волю к жизни, силу духа, мужество, доброту.

    Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке .- любое издание

    Полевой Б.Н. Полководец: Биографическая повесть.- М.: Дет. лит., 1976. Книга о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Иване Степановиче Коневе.

    Симонов К.М. третий адъютант: рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Смирнов В.И. Саша Чекалин: Повесть.- М.: Мол. гвардия, 1967.

Память о Великой Отечественной войне священна и неподвластна времени!

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В этом году исполняется 70 лет со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. Хотелось бы, чтобы никто и ничто не осталось забытым. Мы должны знать историю своего Отечества. Все эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

«Люди, покуда сердца стучат, - помните!..»:

    Адамович А.М. Хатынская повесть .- М.: Детская литература, 1988.- (Школьная библиотека)

    Алексеев С.П. Гвардейский разговор : Рассказы.- М.: Воениздат, 1979

    Бакланов Г.Я. Навеки – девятнадцатилетние.- М.: Мол. гвардия. 1982.- (Библиотека юношества)

    Бакланов Г.Я. Пядь земли : Повесть, 1973

    Баруздин С.А. Повторение пройденного : Роман.- М.: Дет. лит., 1988.- (Школьная библиотека)

    Бек А.А. Волоколамское шоссе : роман.- М.: Воениздат. 1982.- (Школьная библиотека)

    Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград .- М.: Правда. 1990 – документальные повести, повествующие о бессмертном подвиге ленинградцев в тяжелые 900 дней и ночей блокады Ленинграда.

    Богомолов В.О. Момент истины («В августе сорок четвертого…»): Рассказы, роман, повесть.- М.: Правда. 1988

    Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы : Повести.- М.: Современник, 1984.- (Сыновья века)

    Бондарев Ю.В. Горячий снег : роман.- М.: Современник, 1988

    Быков В.В. Альпийская баллада : Повести.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1983.- (Школьная библиотека)

    Быков В .В. Дожить до рассвета : повесть.- М.: Дет. лит., 1985.- (Школьная библиотека)

    Быков В . В Обелиск. Рыбаков А.Н. Неизвестный солдат : Повести.- М.: Мол. гвардия, 1985.- (Библиотека юношества)

    Быков В . В. Повести .- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Васильев Б. А зори здесь тихие : Повесть. В списках не значился : Роман. Рассказы

    Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!..: Повести.- М.: Дет. лит., 1990.- (Военная библиотека школьника. Библиотечная серия)

    Казакевич Э.Г. Звезда : Повесть.- Л.: Лениздат, 1982.- (Школьная библиотека)

    Кожевников В.М. Март – апрель : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Курочкин В.А. На войне как на войне : Повесть.- М.: Современник, 1985

    Никитин С.К. Падучая звезда.

    Воробьев К. Убиты под Москвой.

    Кондратьев В. Сашка.

    Колесов К. Самоходка номер 120 : Повести.- М.: Дет лит., 1989.- (Школьная библиотека).

художественных произведений

о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие

не пришли с войны,

В том, что они - кто старше,

кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог,

но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же,

все же, все же...

Александр Твардовский
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.

Книги о войне надо читать с детства, чтобы не утерять нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. Предлагаем вам аннотированный рекомендательный список лучших произведений о Великой Отечественной. Список составлен в порядке алфавита авторов. Все представленные литературные шедевры имеют в Интернете полнотекстовой аналог.

Для начальных классов


Воронкова Л.Ф. Девочка из города
Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.



Гайдар А.П. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Героическая сказка замечательного детского писателя. В Мальчише-Кибальчише воплощены все лучшие черты наших мальчишек, мечтающих о совершении настоящего подвига во имя Родины.

Большая Победа не была бы завоёвана, если бы не находились вот такие большие и маленькие герои. Разве судьба пионеров-героев не повторила судьбу Мальчиша-Кибальчиша?




Кассиль Л. Улица младшего сына
Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина - героя Великой Отечественной войны.



Катаев В. Сын полка
Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.



Михалков С. Быль для детей
Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» - хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 - 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.



Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи
Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.



Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.




Платонов А. Никита
Рассказ назван по имени главного героя - маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, - а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...



Платонов А. Цветок на земле
Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа "Цветок на земле" вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.



Симонов К. Сын артиллериста
Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.



Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова
Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.

Для 5-7 классов



Богомолов В.О. Иван
Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, которая по силам не каждому взрослому бойцу.




Козлов В. Витька с Чапаевской улицы
Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление. Повестью «Витька с Чапаевской улицы» В.Козлова зачитывалось не одно поколение мальчишек и девчонок.



Корольков Ю. Пионеры-Герои. Лёня Голиков
В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Рассказ основан на реальных событиях. Текст сопровождается рисунками В.Юдина.



Платонов А. Дерево Родины
Это не столько рассказ, сколько притча, в которой говорится о противоестественности войны, о бессилии смерти перед упорным стремлением Солдата выстоять во имя жизни, защитить свою мать, землю, Родину – всё, что ему дорого и свято.



Платонов А. Cампо
«Сампо» - сказочная самомольная мельница, которая способна прокормить всех желающих задаром. В притче Андрея Платонова рассказывается о маленьком колхозе под названием «Добрая жизнь», где жили трудолюбивые люди, не мечтающие о чудесной мельнице. Всё, что они имели, добывалось трудом. Но этого оказалось мало для того, чтобы защитить «Добрую жизнь» от злого врага



Очкин А. Я. Иван - я, Федоровы – мы
В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, «братишки» Вани Федорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Алексей Яковлевич Очкин начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.



Рудный В. Дети капитана Гранина
Полуостров Гангут, расположенный при входе в Финский залив, с первых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Его защитники не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьезную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника.



Толстой А.Н. Русский характер
Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа «Русский характер».

Для 8-9 классов




Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.



Адамович А. Хатынская повесть
В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны.



Айтматов Ч.Т. Ранние журавли
Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины - на фронте. Герои повести - школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими



Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние
Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».



Васильев Б.Л. А зори здесь тихие...
Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.



Казакевич Э. Звезда
Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.



Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре
Дети Л.Т. Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты.



Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
«Повесть о настоящем человеке» - повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.



Твардовский А.Т. Василий Тёркин
В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.



Шолохов А.

Судьба человека
Рассказ в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.


Для старших классов



Адамович А. Каратели
«Каратели» - кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень на территории временно оккупированной Белоруссии. Главы носят соответствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» и т. д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.



Богомолов В. Момент истины
Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров СМЕРШ и группы немецких диверсантов. «Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.



Быков В. Сотников

Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви.




Воробьев К. Убиты под Москвой
Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением К. Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.



Кондратьев В. Сашка
События в повести «Сашка» происходят в 1942г. Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.



Некрасов В. В окопах Сталинграда
Сталинградская битва, решившая исход Великой Отечественной войны, запечатлена во многих произведениях искусства. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и сегодня потрясает глубиной и правдивостью. Великие и простые герои Сталинграда воочию предстают перед нами.



Платонов А. Взыскание погибших
Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ "Взыскание погибших" стал вершиной военной прозы А.Платонова. Посвящен героической переправе через Днепр. И в то же время он повествует о святости матери, идущей на могилу своих детей, святости, рожденной страданием.



Тендряков В. Ф. Люди или нелюди
В. Тендряков ушёл на фронт добровольцем после окончания школы в 17-летнем возрасте. Был связистом. Некоторые факты его военной биографии отражены в эссе «Люди или нелюди». Это размышление писателя о том, как быстро происходит трансформация людей в нелюдей. Не щадя ни своих соотечественников, ни фашистов, автор показывает трагическую относительность человечности и нечеловечности в человеке в зависимости от обстоятельств.



Фадеев А.А. Молодая гвардия
Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.

Большинство главных героев романа: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и др. - реально существовавшие люди.




Шолохов М.А. Они сражались за Родину
Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.
Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей - шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.

Военная проза - особый пласт художественной литературы. Специально к знаменательным майским дням «Фома» составил подборку из 10 книг разных лет о Великой Отечественной войне. Мы предлагаем вам прочесть произведения тех авторов, для которых война стала ключевым событием в их жизни и творчестве.

Василь Быков. «Сотников» (1969)

Сюжет повести «Сотников» Василю Быкову, участнику Великой Отечественной войны, подсказал его однополчанин, которого писатель считал погибшим. «Сотников» - это произведение о превратностях судьбы партизан на войне. Быкова интересуют вечные темы и вопросы о жизни и смерти, трусости и мужестве, предательстве и верности.

Цитаты

“Нет, наверно, смерть ничего не решает и ничего не оправдывает. Только жизнь даёт людям определенные возможности, которые ими осуществляются или пропадают напрасно. Только жизнь может противостоять злу и насилию. Смерть же лишает всего”

“Самое изнурительное на войне - неопределенность”

“Нельзя рассчитывать на то, что не заслужено”

Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» (1969)

В этой повести писатель Борис Васильев, сам прошедший войну, рассказывает проникновенную и трагическую историю пятерых девушек-зенитчиц. Отважные героини во главе со своим командиром - старшиной Федотом Васковым - вступают в неравную схватку с немецкими диверсантами.

Цитаты:

«Война - это не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает»

«Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих. И пока один расчет ведет, как дальше поступить, другой об этой минуте заботится: все видит и все замечает»

«Глупости не стоит делать даже со скуки»

Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке (1946)

Всемирно известная повесть Бориса Полевого, побывавшего на фронтах Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента, рассказывает о советском летчике Алексее Мересьеве, который был сбит в 1942 году в одном из воздушных боев. Летчик был ранен, потерял обе ноги, но поставил перед собой цель вернуться в строй и добился этого. Прототипом героя повести стал Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев.

Цитаты:

«Казалось, чем слабее и немощнее становилось его тело, тем упрямее и сильнее был его дух»

«Вся его воля, все неясные мысли, как в фокусе, были сосредоточены в одной маленькой точке: ползти, двигаться, двигаться вперед во что бы то ни стало»

Константин Симонов. «Живые и мёртвые» (1955–1971)

В грандиозной трилогии «Живые и мертвые» повествуется о событиях Великой Отечественной войны, начиная с ее первых дней. В основе романа - записки самого автора, сделанные им в разные годы, о судьбах людей, на которые повлияла война.

Цитаты:

«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется»

«Все мы сейчас на войне одинаковые: и злые - злые, и добрые - тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту»

«Война каждый час разлучает людей: то навсегда, то на время; то смертью, то увечьем, то раной. И все-таки, как ни наглядишься на все это, но что она такое, разлука, до конца понимаешь, только когда она нагрянет на тебя самого»

Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» (1946)

В годы войны писатель Виктор Некрасов служил на фронте полковым инженером и принимал участие в Сталинградской битве. Его повесть «В окопах Сталинграда» стала настоящим событием в мире литературы: трагическое повествование о жестоких и изнурительных боях стало произведением, положившем начало так называемой «окопной прозе». До Некрасова мало кто отважился так правдиво и подробно описать то, что происходило на фронте. Книга писателя восхитила читателей и критиков всего мира и была переведена на 36 языков.

Цитаты:

«На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится. Не стреляет в тебя немец - и тебе кажется, что во всем мире тишь да гладь; начнет бомбить - ты уверен, что весь фронт от Балтийского до Черного моря задвигался»

«Самое страшное на войне - это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное - это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбежкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке - цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет»

«Люся спрашивала тогда, люблю ли я Блока. Смешная девочка. Надо было спросить, любил ли я Блока, в прошедшем времени. Да, я его любил. А сейчас я люблю покой. Больше всего люблю покой. Чтоб меня никто не вызывал, когда я спать хочу, не приказывал…»

Даниил Гранин. «Мой лейтенант» (2011)

В своем романе Даниил Гранин ведет повествование от лица молодого лейтенанта Д., капитана, прошедшего войну и пожилого человека, который вспоминает все, что с ним случилось. Гранин, воевавший на протяжении всей Великой Отечественной войны в танковых войсках, рассказывал о замысле своей книги: «Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах - все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт».

Цитаты:

«Жизнь постигается, когда она проходит, оглянешься назад и понимаешь, что там было, а так живешь, не глядя вперед, откуда она приходит. У каждого время отсчитывается по собственным часам. У одного они спешат, у другого отстают, какое правильное - неизвестно, не с чем сверить, хотя циферблат общий»

«Смерть перестала быть случайностью. Случайностью было уцелеть»

«Я никогда не верил в Бога, знал всем своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, и тем не менее, я молился»

Вячеслав Кондратьев. «Сашка» (1979)

В повести Кондратьева заложен философский вопрос о ценности человеческой жизни. Писатель-фронтовик пишет о молодом человеке, вчерашнем школьнике Сашке, который попадает на фронт. В тяжелейших условиях, находясь лицом к лицу с врагом, которого он взял в плен, Сашка не теряет присущего ему милосердия, добра и сострадания.

Цитаты:

«Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»

«Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Борис Васильев. «В списках не значился » (1974)

Роман Бориса Васильева относится к особой ветви военной литературы, возникшей во второй половине ХХ века - лейтенантская проза. Эта книга - это правдивая и искренняя история молодого лейтенанта Николая Плужникова. В 1941 году, сразу после училища, он отправляется на место службы в Брестскую крепость. Так он оказался не значащимся в списках личного состава гарнизона крепости, которую защищает до самого последнего своего вздоха.

Цитаты:

«Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя»

«Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это - закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но тон открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни»

«Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ»

Светлана Алексиевич. «У войны - не женское лицо» (1985)

Книга лауреата Нобелевской премии по литературе (2015) Светланы Алексиевич посвящена героизму женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. «У войны не женское лицо…» - это разного рода беседы, воспоминания партизанок, лётчиц, медсестёр, подпольщиц, которые рассказывают о том, что им пришлось пережить в ужасные годы войны.

Цитаты:

«Кончилась война, у меня было три желания: первое - наконец я не буду ползать на животе, а стану ездить на троллейбусе, второе - купить и съесть целый батон, белый батон, третье - выспаться в белой постели и чтобы простыни хрустели»

«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы»

«Война кончилась, и мы вдруг поняли, что надо учиться, что надо замуж выходить, детей рожать. Что война - это еще не вся жизнь. И наша женская жизнь только-только начинается. А мы были очень уставшие, душой уставшие…»

«Мы стремились... Мы не хотели, чтобы о нас говорили "Ах, эти женщины!" И старались больше, чем мужчины, мы ещё должны были доказать, что не хуже мужчин. А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: "Навоюют эти бабы..."»

Михаил Шолохов . «Судьба человека» (1956)

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях. В 1946 году Шолохов встретил бывшего военного, рассказавшего ему свою поразительную историю, которую писатель облек в художественное произведение. На долю главного героя рассказа, солдата Андрея Соколова, выпали тяжелейшие испытания. Оказавшись на фронте, он попадает в концлагерь, чудом избегает расстрела и совершает побег. На воле он узнает, что его почти вся его семья, кроме сына, погибла во время бомбежки, и возвращается на фронт. В самый торжественный для страны день 9 мая, Соколов получает известие о том, что его единственный сын умер. После войны Соколов усыновляет мальчика-сироту. Повесть Шолохова о том, что война не сломила дух человека и не убила в нем стремление жить и помогать другим.

Цитата:

«Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии»

Валентин Катаев. «Сын полка» (1945)

Эта повесть адресована молодым читателям. Писатель рассказывает историю мальчика Вани Солнцева, который воюет на фронте наравне со взрослыми солдатами. Валентин Катаев показывает, что героизм, смелость и воля присущи даже самым юным участникам Великой Отечественной войны.

Цитаты:

«Раз человек молчит, значит, не считает нужным говорить. А раз не считает нужным, то и не надо. Захочет - сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть»

«Победа или смерть!» - говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле»

Подготовила Ася Занегина