Здоровье, отношения, дом и быт. Портал о самом интересном

Рисование простого натюрморта конспект урока. Образовательный портал. Формы и методы, применяемые на занятии

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополните льной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, I полугодие

ТЕМА: «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Братск 2013

Пояснительная записка

Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» дополнительной предпрофессиональная общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №9 «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №8 «Световой контраст (ахроматический контраст)». Данный открытый урок «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт» является занятием по закреплению акварельной практики в разделе «Акварельная живопись». Урок рассчитан на 3 академических часа по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние учащихся, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическая среда в виде выставки предметов китайской культуры, музыкального сопровождения и компьютерной презентации.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в живописи, т. е. освоения предпрофессиональных навыков учащихся по данному учебному предмету.

Открытый урок по «Живописи» в 1 классе II полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Дата и время проведения урока: 12.10.2013, 15 00 – 17 20 .

Раздел учебного предмета: Цветовая гармония. Полярная гармония.

Тема урока : «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт»

Номер урока : 8.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: развитие абстрактного мышления, совершенствование навыков владения живописной техникой, композиционного владения пространством листа; восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

Свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;

Художественные и эстетические свойства цвета;

Основные закономерности создания цветового строя;

Уметь:

Видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

Развитие художественных способностей;

Развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

Воспитание потребности в творческом самовыражении;

Воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

Развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

Поиск цветовых отношений;

Формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. + 45 мин. с переменами

Оснащение урока:

Метаплан;

Лист формата А2;

Скотч, зажимы,

Планшеты для оформления картин (паспорту)

Музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Компьютерная презентация (видеопроектор)

Ноутбук

Художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2), черная тушь;

Методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.

Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.

План урока :

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2 . Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Ход урока.

Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учащихся по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы. После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждёт реальный успех! Вам осталось только определиться с темой вашей будущей творческой работы.

3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.

Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура), вытеснив голландское слово (неподвижная натура). Натюрморт это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями.

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображенные в натюрмортах, можно разделить на две большие группы. Природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь). И вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые или смешанные натюрморты.

Учащийся - Однопорядковые (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, ягоды и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания); хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. И. Машков, «Снедь московская. Хлебы». Если на картине представлены разнообразные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и т.д.), определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию И. Хруцкий, «Цветы и плоды».

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. И. Грабарь, «Неприбранный стол». В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы их обозначаем. Как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой».

Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

2. Преподаватель – Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

    Родственные гаммы цветов;

    Контрастные гаммы цветов;

    Родственно-контрастные;

    Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

    Желтый - оранжево-красный;

    Красный – ультрамарин;

    Синий – гороховый;

    Зеленый – лимонный;

    Красный – желто-оранжевый.

Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный), мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные), золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.

Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).

4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

Переходим к следующему этапу нашей работы, акварельной живописи.

Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии). Выполнить декоративно-плоскостной натюрморт в полярной цветовой гамме.

В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися, по подбору цветовой гаммы, распределение его на плоскости и т. д.

5. Первичная проверка понимания. Выставка

Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Не забудьте про «Гору успеха». Возможно у каждого из вас появилось желание переместить свой стикер на новое место т.е. по новому оценить свои возможности после выполнения работы. (Учащиеся смотрят работы и работают со стикерами ). Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)

Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Преподаватель:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.

    Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

    Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.

    Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

6.

7.

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАТЮТМОРТ

АКВАРЕЛЬ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

ХРОМОТИЧНОСТЬ

ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись водными красками.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный

ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты

ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т.е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.

ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.

ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.

ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.

ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства , произведения которого

создаются с помощью красок , наносимых накакую - либо твёрдую поверхность .

КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.

МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность

НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.

НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.

НАТЮРМОРТ - это , предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.

Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Рисунок1>

Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

Марина Андреева

Занятие по живописи

Перед детьми была постановка, содержащая кувшин, грибочек, баклажан, перчик и вишенки. Все это размещалось на зеленой драпировке без складок.

4 класс, возраст от 12 до 14 лет.

Цели занятия

1. Правильно разместить предметы на листе.

2. Правильно построить кувшин.

3. Передать цветовой тон в соответствии с натурой.

4. Развитие глазомера.

5. Развитие навыка соотношения предметов между собой для точной передачи размеров.

Теоретическая часть.

Некоторые дети в этой группе занимаются первый год, поэтому для них объяснение нюансов и требований к работе было особенно важно. Для более прочного усвоения материала, использовались сравнения, легкие для восприятия.

Например, каждый предмет располагается на своем месте и на определенном расстоянии от других предметов. Для этого объяснения использовался пример орбит, на которых располагаются планеты в солнечной системе.

Практическая часть.

Дети определили положение листа и приступили к размещению предметов на листе. Для начала определилась плоскость (стол, на которой будут размещаться предметы.

У каждого ребенка свои особенности видения натюрморта. Кто-то увеличивает предметы, кто-то мельчит. Кто-то смещает вверх, кто-то вниз, кто-то вправо или влево. Что бы этого избежать, детям рекомендовалось сделать мини-набросок в уголке листа.

Работа с цветом.

Что бы работа была целостной, работать с цветом нужно со всеми предметами сразу, а не по отдельности. Поэтому можно разделить работу с цветом на этапы.

1. Определение основного тона каждого предмета.

2. Выявление затемненных участков, светлых участков, бликов, теней на плоскости, на предметах.

3. Анализ каждого предмета с целью рассмотрения рефлексов и оттенков.

4. Завершающий этап. Обобщение предметов, работа с мелочами.

Итог

Дети заканчивают работу и вместе с учителем обсуждают моменты - что удалось, что нет. Важно похвалить каждого, за проделанную работу. Тем детям, которые занимаются первый год особенно важно понять, что у них все получается.

По завершению занятия становится понятно, что конкретно каждому ребенку удается больше, что меньше. На что в следующем занятии стоит сделать упор.

Готовые работы детей.



Публикации по теме:

Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость.

Конспект занятия «В лес за грибами и ягодами» для детей 4–5 лет Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром) На тему: «В.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «В лес за ягодами» для детей младшей группы Конспект игрового сеанса в познавательной области. Ознакомление с окружающим. Воспитатель:Мельничек С. В. 25 марта 2015г. Тема: «В лес за.

Корзина с овощами Недавно в нашем поселке Ахтырском, Краснодарского края был проведен праздник под названием "Адрес детства - Кубань". Здесь.

Мастер-класс предназначен для педагогов, родителей - для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение мастер-класса: изготовление.

Ознакомление с петриковской росписью. Конспект НОД в средней группе «Веточка с ягодами» «Веточка с ягодами»Программные задачи: 1. Познакомить детей с Петриковской росписью. 2. Совершенствовать приемы пальчиковой живописи и.

Проект «Знакомство с овощами» Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители. Срок реализации:.

План – конспект занятия по теме

«Натюрморт в контрастной цветовой гамме».

Вид занятия – рисование с натуры.

Цель и задачи :

Цель: углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей.
Задачи:

Обучающая: обучение умению выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.

Развивающая: развитие творческого воображения.

Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.

Тип занятия : комбинированное.

Материалы и оборудование:

Для педагога:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
3.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”

Для учащихся:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; бумага (форматА3).

План занятия:

Организация рабочего места (2 мин);

Обсуждение темы занятия (3 мин);

Рассматривание таблиц и иллюстраций; ознакомление с натурной постановкой, обсуждение хода работы (7 мин);

Самостоятельная работа – исполнение учащимися рисунков (30 мин);

Подведение итогов, уборка рабочего места (3 мин).

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными по цвету и светлоте. Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “ Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “ Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, ”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Подготовительный момент

Задача занятия:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять построение и цветовое изображение натюрморта. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический (цветовой). Показываю таблицу на светлотный контраст:


    Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

Пример контраста по светлоте.

Показываю таблицу на хроматический или цветовой контраст:

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


Пример цветового контраста

    Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
    а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
    б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
    дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
    оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
    Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
    светлотой, т.е. тоном.
    При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
    - объем предметов натюрморта;
    - фактуру предметов (их материальность);
    - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Объяснение нового материала
Сегодня на занятии вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого рисующий работает с красками.

Последовательность выполнения работы:

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это изображение натюрморта, образное и цветовое исполнение натюрморта.

Самостоятельная работа.

Итоги занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ работы.

Уборка рабочих мест.

Заключение. Методические рекомендации.

Для лучшего усвоения конкретных знаний и умений с целью воспитания хорошего художественного вкуса, учащихся, дальнейшего улучшения их эстетического воспитания важно как можно чаще проводить беседы (как отдельные уроки, так и в качестве вводной части к объяснению практической работы), целью которых являлось бы знакомство учащихся с работами лучших мастеров и живописи и рисунка знакомство с их творческим методом. Полезно проводить также разбор работ самих учащихся, устраивать выставки лучших работ.

Натюрморт раскрывает перед учащимися бесконечное многообразие природы. Ребята могут и должны с помощью учителя рисования познать те свойства, т.е. особенности вещей, которые могли бы остаться незамеченными. К сожалению, многие преподаватели, студенты-практиканты при объяснении натурной постановки часто ограничиваются объяснением, как правильно изобразить конструкцию пространственное положение объектов, перспективное сокращение формы, и мало вниманию уделяется на особенности «видеть» в натуре красоту, изящество, грациозность формы, линии, гармоничное сочетание цветов. А если предмет, который школьник должен рисовать, не оказывает на него эмоционального воздействия, то он и к процессу изображения этого объекта относится пассивно, что, несомненно, сказывается на качестве его изобразительной деятельности.

Очень важным фактором является то, что те знания, умения, и навыки, которые получает школьник на занятиях рисования с натуры, расширяются, углубляются, и закрепляются на занятиях остальных видов занятий по изобразительному искусству, и наоборот.

Данная дипломная работа может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках рисования с натуры, на беседе по изобразительному искусству, знакомящей учащихся с различными жанрами живописи, так и в качестве методической разработки к теме «Натюрморт».